Целомудрие и добродетель

Другим отличительным качеством пророков является целомудрие и добродетель. Это означает, что они под влиянием непоколебимой веры и познания обретают такое состояние духа, что осознанно и без принуждения не приближаются ни к чему греховному и даже в мыслях своих не думают о грехе. Хотя некоторые и не понимают, как это человек может не иметь даже греховных мыслей, для нас это вполне разрешимая проблема. Ведь и вы, мои дорогие читатели, в отношении многих грехов проявляете целомудрие, то есть не совершаете греховного деяния и даже не думаете о том, чтобы его совершить. Если вы сомневаетесь, то ответьте на следующие вопросы:

Ходили ли вы когда-нибудь в совершенно голом виде среди людей? Пытались ли себя сжечь на огне?

Бросались ли когда-нибудь вниз с минарета?

Убили ли вы когда-нибудь раба божьего?

Практически все мы дадим на эти вопросы отрицательный ответ, ибо мы находимся на такой ступени сознательности, что верим в пагубность этих поступков и не сомневаемся в этом. Эта уверенность прошла через наш мозг и запала в сердце. Это уже не простое знание, не простая мысль, а уверенность. Если мы действительно достигнем степени уверенности и глубоко поверим в то, что сплетни, которым мы сегодня придаемся, нам припомнят на страшном суде, то мы не будем больше сплетничать. Наша проблема в том, что наши знания не прошли через мозг и не вошли нам в душу; это знание, а не уверенность. Поэтому мы знаем, что это плохо, но не имеем на этот счет глубокой внутренней уверенности. Рассмотрим следующий пример: Все знают, что мертвец не кусается, не дерется и не пинается, но тем не менее боятся спать ночью в одной комнате с по­койником. Почему?

Причина в том, что наше знание не прошло из мозга в сердце и в душу. Знание еще не стало глубокой внутренней уверенностью. Но, возвращаясь к нашему примеру, можем вспомнить о человеке, обмывающем покойников, который спокойно и без страха проводит темную ночь в одном помещении с мертвецами.

В чем разница между обыкновенным человеком и обмывателем мертвецов в нашем примере?

Разница в том, что у нас есть знание, а у него внутренняя убежденность. Поэтому корни борьбы с грехом лежат в истинной вере, глубоком знании и абсолютной убежденности.

* Житие Ибн Хашшама, том 1, стр 265, цитата из «Форуг-е аба-дийат», том 1, стр. 222