Необходимость добродетели небесного предводителя

В качестве аргумента в пользу необходимости добродетели можно привести следующее изречение: Если что-то гниет, его посыпают солью. Но что делать, если загниет и соль?

Причина нашей потребности в безгрешном вожде заключается именно в наших ошибках, нетвердости убеждений и мысленных и практических отклонениях от истины. Не дай Бог, сам вождь также подвергнется душевной нетвердости, ибо тогда ему также будет необходим вождь, который бы направлял его. С другой стороны, Господь должен четко очертить людям пределы дозволенного, чтобы у них не осталось возможности для объяснений своих неправедных действий. Только при безгрешных вождях можно этого добиться. Как можно возложить такую ответственность на человека, который сам не застрахован от ошибок и грехов?

Кроме того, если бразды правления людьми попадут в руки человека, подверженного грехам, разве это не будет надругательством над человеком? Коран, пересказывая молитву Ибрагима, говорит: Господи! Вручи моему роду должность предводителя правоверных! На это ему был тут же дан ответ: «Мой завет никогда не будет отдан угнетателю» (Сура Корова, 124). С другой стороны, Коран в некоторых случаях повелевает нам подчиняться Пророку. Это предписание является неоспоримым свидетельством добродетели Пророка.

Если бы у пророков проявлялись какие-либо слабости и грехи, предписание Корана, этой Книги, данной Богом, относительно подчинения Пророку должны были бы сопровождаться определенными условиями; например, такой обусловленностью отличается предписание брать пример со своих родителей и подчиняться им. Коран даже ясно говорит о том, что не нужно следовать их указаниям: «И если они будут настаивать, чтобы ты боготворил вместе со мной такое, о чем у тебя нет знания, не повинуйся им» (Сура Локман, 15)

Дорогой читатель, сравнивая условное подчинение родителям и безусловное подчинение Пророку, можно сделать вывод о том, что Пророк стоит на таком уровне благодетели, что для следования ему нет нужды в каких-либо условиях и ограничениях. Как говорит Коран, «Он говорит не по своему произволу; он (Коран) суть откровение, ему открываемое» (Сура Звезда, 3).

Несколько замечаний:

В противоположность утверждениям тех, кто, вооружившись несколькими аятами Корана, подвергает сомнению добродетель пророков, мы можем сделать вывод из аятов, преданий, а также на основании логических рассуждений, что добродетель пророков вполне совместима с теми предупреждениями и упреками, которые встречаются в Коране, ибо эти упреки могут вести к добродетели и упреждать различные преувеличения в отношении пророков. Впрочем, соблюдая краткость изложения, мы воздержимся от глубокого рассмотрения этой проблемы. Так как в пророках не должно быть никаких слабостей и неясностей, которые сыграли бы на руку врагу или породили бы недоверие друга, пророки должны быть безгрешны не только в пропаганде учения, но и в убеждениях и основах веры, не только в больших грехах, но и во всех грехах, не только в преднамеренных ошибках, но и в непреднамеренных и нечаянных отступлениях от правильного пути. Таким образом, не останется никакого оружия в руках врагов и не будет оснований для недоверия у друзей. Как сказано в Коране, «самый сильный довод у Аллаха» (Сура Скот, 149). И действительно, если пророк и имамы не будут безгрешны, то люди увидят противоречие между их словами и делами. Разве можно при таких вождях сказать, что Господь установил для людей твердые и ясные условия?

Добродетель пророков не противоречит также тому, что они молились об отпущении грехов: тот, кто видит себя перед Господом и всем сердцем принял эту истину, что Господь знает обо всех его мыслях и чувствах и слышит все, что он говорит, невольно начинает испытывать неловкость и от того, что на самом деле грехом не является. И я сам спокойно кашляю у себя дома, но когда сижу перед телевизионной камерой и провожу уроки из Корана, то даже от небольшого покашливания испытываю смущение, хотя это и не грех. Это происходит от того, что на меня смотрит множество людей. Религиозные предводители, которые постоянно чувствуют себя под Богом, даже от самого небольшого своего поступка испытывают такие чувства, которые не появляются у других. Таков смысл молитвы Пророка и чистых имамов об отпущении грехов. Обратимся к другим качествам пророков: Из всех аятов Корана и преданий можно извлечь основные качества пророков от Бога, которые перечислены ниже: обладание наибольшим знанием; отсутствие болезней, которые стали бы причиной всеобщего отвращения; сила, достоинство, терпение, правильная жизнь, добродушие и следование своим собственным словам в них развиты больше, чем в других современниках; они не отдают повелений, противоречащих рассудку; пророки, жившие раньше, уже оповестили о приходе этого пророка; хорошо разбираются в людях; сведущи во всех чувствах и инстинктах и умеют их развивать и правильно направлять; знают состояние общества, предпосылки его прогресса и краха, обладают даром предвидения, находят наилучшие пути развития человека и общества; их учение должно соответствовать человеческой сущности и призывам других пророков; они должны принадлежать к достойному роду, у них должны быть достойные отец и мать с незапятнанной репутацией, им не должны быть свойственны раскаяние и забвение, они по-особому набожны и обладают несравненной храбростью и отвагой. В различных аятах и хадисах можно найти десятки примеров этих качеств характера, но так как мы договорились излагать материал кратко и просто, не станем упоминать их и посоветуем читателям обратиться к другим книгам.