Противники и союзники пророков

У каждого, кто имеет определенную цель и жизненный путь, обязательно есть противники и сторонники. Само наличие друзей и врагов не представляет особого интереса; важны причины дружбы и вражды. Часть аятов Корана посвящена рассказу об истории последователей и противников пророков. Так как знакомство с их историей имеет воспитательное значение для сегодняшнего поколения, мы хотим коснуться и этой темы в свете бесед о миссии и деяниях пророков. Сначала займемся противниками пророков. Коран делит их на несколько групп.

1) тираны (тагут). Слово «тагут» встречается в Коране 8 раз и включает в себя лживых «богоподобных» правителей, агрессоров и угнетателей, причем это понятие используется в отношении одного человека или целой группы людей. Одной из важнейших обязанностей пророков является борьба с этими людьми. Господь говорит святому Моисею: «Иди к фараону, ибо он взбунтовался» (Сура Таха, 23).

Лозунг борьбы с империализмом, которым сегодня часто пользуются борцы за свободу, может служить кратким и неполным переводом вышеупомянутого аята. Пророк в своей простой одежде привел в трепет весь двор фараона и вскричал: «Ты должен освободить сынов Израилевых и прекратить издеваться над ними» (Сура Таха, 46).

Самое важное то, что он говорит фараону: «У тебя нет никакого преимущества над другими, и все мы в конце концов окажемся перед Богом». Понятно, что все величие фараона зависит от придворных ритуалов, претензий на божественную сущность и угнетения обездоленных народов. В то же время Моисей в простой одежде встал перед всеми этими придворными и своим призывом освободил пленных и разрушил божественную ауру фараона.

Конечно, фараоны и другие властители не молчат и не сидят в пассивном ожидании. Они не останавливаются ни перед чем, дабы сокрушить этих небесных мужей. Фараон собрал совещание, издал приказ, которым призвал всех магов и колдунов в столицу и назначил премию тому колдуну, который сможет опозорить Моисея. В назначенный день жители города собрались в том месте, которое было определено заранее для того, чтобы посмотреть на чудеса Моисея и колдовство магов и волшебников. Сначала волшебники показывают свое искусство, а затем Моисей бросил на землю посох, который превратился в змею. Волшебники, поняв чудесную сущность этого превращения, признают, что им не сравниться с Моисеем. В них происходит мгновенная внутренняя трансформация, и они обретают веру в Бога.

Когда Фараон увидел провал своего заговора и понял, что сам на свои деньги собрал отовсюду лучших последователей Моисея. К тому же все люди стали свидетелями обретения веры магами, что нанесло еще один удар по надуманному величию фараона. Он прибег к угрозам и клевете и сказал: «Этот Моисей был вашим наставником. Я всех вас подвергну ужасным пыткам и отрублю вам руки и ноги.» Он не понимал, что в душах этих людей произошла духовная и культурная революция, что они уже не те, что были час назад, когда мечтали получить от фараона монету в награду.

Они надсмеялись над всем укладом жизни при фараоне и на все угрозы фараона смело отвечали: «Повели сделать с нами, что хочешь, но ты правишь только в этом мире» (Сура Таха, 63-73 и сура Поэты, 35-50).

Мы больше не ждем от тебя жалкой подачки, а думаем о бескрайней милости Божьей. Мы вышли за пределы материального и пришли в долину духовного. Мы ушли от слабого создания и пришли к всемогущему творцу. Мы больше не будем кланяться тебе, ибо обрели самих себя, и нашли своего Творца и путь, предписанный им. Это и есть проявление духовной революции. Короче говоря, тираны всегда были в первых рядах против­ников пророков. Они не останавливались ни перед какими преступлениями для того, чтобы помешать им. Дошли даже до того, что хотели сжечь святого Ибрагима (Авраама).

2) Прожигатели жизни, которые используют свое богатство для обеспечения себе приятной жизни, видят, что путь пророков и их призыв противоречит их разнузданному поведению, и поэтому становятся противниками посланников Всевышнего (Сура Худ, 116, сура Сава, 34).

Например, они сказали святому Шайбу «Разве твой намаз заставляет тебя сделать так, чтобы мы отказались от того, чему поклонились наши предки, а также от свободы в использовании нашего богатства 9» (Сура Худ, 87) В суре Сава говорится следующее «В какой город ни посылали Мы какого-либо проповедника, испорченные счастливою жизнью жители его говорили: «Не верим мы тому, с чем вы посланы» (Сура Сава, 34). Читая историю пророков, особенно о том, как обездоленные собирались вокруг них, а богатые прожигатели жизни боролись с ними, мы не можем не удивиться тому, что марксисты называют ислам покровителем высших классов.

3) Богословы Иудейские и христианские богословы знали Пророка ислама, как своего сына (Сура Корова, 146). Однако они про себя думали, что если расскажут людям всю правду о том, что Мухаммед и есть тот самый пророк, о котором говорится в Торе, они утратят свое общественное положение. Поэтому они совершили непростительный грех — они сокрыли от людей истину.

Про этих людей, скрывших истину, читаем: «…тех проклянет Бог и проклянут проминающие» (Сура Корова, 159). Не только Господь, но и все ангелы и люди всегда будут проклинать их. Если бы во время пророческой миссии Мухаммеда иудейские и христианские богословы не скрыли правоты Пророка ислама, разве сейчас иудеи и христиане враждовали бы с исламом?

Почему некоторые выступали против пророков?

Коран показывает корни противодействия пророкам, и мы также расскажем о некоторых из них нашим читателям:

1) Неприятие того, что происходит в современности (?)

Иногда человек не желает принимать истину от человека, который является его современником, не имея на это никакой причины. Если же то же самое было сказано кем-то жившим два века назад, то эти слова считали бы почти ниспосланным свыше откровением. Это называется «завесой современности». Ценность большинства ученых в годы их жизни не познается до конца. Если какой-либо обыкновенный иранец предложит план улучшения чего-либо, этот план не будет принят. Однако если нечто подобное будет предложено каким-нибудь иностранцем, отношение к этому плану будет совсем другим. Это тоже проявление феномена, о котором мы говорим.

Некоторые наши писатели и ученые не указывают источник цитирования, если речь идет о простом человеке, который живет среди нас, но с удовольствием указывают на первоисточник, который жил раньше или живет в другой стране или очень известен и знаменит. Обратимся к истории. Один из посланников Всевышнего назначил Талута командующим войском, но люди не захотели ему подчиняться и сказали: «Это же просто какой-то бедняк. Как он может быть командующим?»

Как не доказывал тот пророк, что Талу избран Богом и что он обладает всеми качествами, необходимыми для командования, люди не приняли его доказательств, ибо считали Талута простым и обыкновенным человеком.

Пророк ислама на смертном одре собирает войско и назначает его командующим восемнадцатилетнего юношу по имени Асама и заявляет: «Господь проклянет того, кто уклониться от мобилизации и не станет выполнять его приказаний». Но несмотря на всю настойчивость Пророка, знатные старцы не соглашались подчиняться восемнадцатилетнему командиру. Все это есть ничто иное, как высокомерие, эгоизм и «завеса современности».

Обращение к читателю:

Хотя я и не знаю тебя, советую на некоторое время отложить книгу и подумать: если кто-то из твоих современников, их тех, кто младше или беднее тебя, не имеет известности и обладает другими вкусами и привязанностями, скажет истинные слова, примешь ли ты эту истину спокойно или с отвращением либо не примешь совсем? Одним из критериев ценности человека является его стремление и уважение к истине, а не в почитании личности. Ценность человека проявляется тогда, когда он отказывается от своих желаний и капризов ради истины и удовлетворения Господа. Мы знаем много хороших людей (которые и сами себя считают людьми достойными), которые столкнувшись с жизненными испытаниями и оказавшись в одиночестве, погружаются в печаль и испытывают чувство собственной неполноценности. В такой ситуации этот человек начинает мешать своему сопернику либо получает удовольствие, видя, как это делают другие. Все это происходит из-за болезни, которая называется «завеса современности» — человек не может правильно оценить то, что происходит вокруг него.

Обратимся к Корану и посмотрим, как он говорит об этом явлении, препятствующем воспринять призыв пророков: «Ужели для этих людей удивительно, что одному человеку из среды их Мы даем откровение» (Сура Иона, 2).

В аяте 41 суры Фуркан читаем: «Это ли тот человек, которого послал Господь с пророческой миссией?» Из этих двух аятов становится ясно, что причиной их сопротивления служило только то, что они не могли принять пророка в лице простого человека. Высокомерие и отговорки. В Коране находим множество аятов относительно придирок и отговорок противников пророков. Проиллюстрируем их несколькими примерами:

а) Принеси еще один Коран кроме этого (Сура Иона, 14)

б) Почему Коран был ниспослан не сразу, а по частям? (Сура Фуркан, 31).

Те, кто задают такой вопрос, не понимают, что лучшим способом правильного обучения является постепенное овладение материалом. В противном случае учебный материал не запоминается.

в) Почему этот пророк не имеет ни сада с роскошным домом, ни сокровищ? (Сура Фуркан, 8).

Те, кто так говорит, не понимают, что иметь богатство и иметь связь с Богом — это не одно и то же. В суре Гора Коран разоблачает все эти лживые придирки и ставит противников пророка перед судом совести. Коран говорит: Разве этот небесный пророк сказал что-либо неразумное, чтобы вы могли с точки зрения разума и логики высказать свое возмущение?

«Сны ли их внушают им?» (Сура Гора, 31). В другом аяте задается такой вопрос: разве эти аяты лживы в отношение Господа? Разве вы сомневаетесь в Божественном откровении? Можете ли создать подобное этим преданиям?

Разве эти противники пророков, отрицающие их, испытывают чувство превосходства над другими и полагают, что они созданы без участия Создателя? (Сура Гора, 35). Может быть, они считают себя творцами сущего? (Сура Гора, 35). Ты хочешь от них денег, которые им было бы тяжело заплатить, так что им пришлось бы отказаться от твоего вызова? (Сура Гора, 40).

Есть ли у них другой бог, кроме Аллаха, чтобы они ожидали другого Откровения и другого пророка от этого бога? (Сура Гора, 43).

Разве эти противники призыва пророков создали Землю и небо? (Сура Гора, 36). Короче говоря, Коран в этой суре призвал противников пророков на суд совести и выбил почву из-под их придирок к пророкам.

Отрицание вследствие неуместных ожиданий. В некоторых аятах Корана читаем, что у людей были неоправданные ожидания от своих пророков. Например, иногда они высказывали требование воскресить умерших предков: «Мы уже не будем воскрешены; представьте нам отцов наших, если вы справедливы» (Сура Дым, 35).

Когда умершие воскреснут, они, наверняка, захотят, чтобы пророки оживили и их предков. Таким образом, пророк должен повернуть вспять колесо мироздания и Божественной традиции. Для человека, лишенного излишнего упрямства, все это представляется вполне логичным, и ему достаточно одного-двух примеров чудес, сотворенных пророками. Такой человек не будет тешить себя неуместными ожиданиями.

В некоторых аятах читаем, что иудеи и христиане просили Пророка ислама, чтобы и им была ниспослана небесная Книга (Сура Жены, 152). Это похоже на то, как если бы больной сказал: я сам должен быть себе врачом и не пойду к другому врачу, даже если это будет стоить мне жизни. Они не понимают, что Божественное откровение передается не каждому. Верхом таких ожиданий стало то, что у Моисея потребовали показать им Бога (Сура Жены, 152).

Коран так говорит об этих неуместных ожиданиях: «Если мы запишем Откровение на бумаге и ниспошлем его на землю и оно попадет им в руки, все равно они останутся такими же неверными грешниками, как и были. Они скажут, что это всего лишь волшебство!» (Сура Скот, 7).

Воистину, есть люди, которые не верят даже тогда, когда видят чудо или знамение (Сура Скот, 25).

Отрицание из-за человеческих страстей. Иногда противники пророков не имеют ни особого предлога для неверия, ни неуместных ожиданий; они отклоняли призыв пророков только потому, что некоторые их повеления и указания не совпадали с их собственными желаниями. Коран говорит об этом так: «Всякий раз, когда один из пророков приносил наставления, не совпадающие с их желаниями, они оспаривали его пророческую миссию либо убивали его». (Сура Трапеза, 70).

Таковы некоторые мотивы тех, кто выступает против пророков. Конечно, в определенной степени здесь играет роль и проблема подражания предкам. Познакомившись с противниками пророков и причинами такого их отношения к небесным посланникам, поговорим немного об их действиях и поведении.

Святой Моисей спас сынов Израилевых от издевательств фараона, не побоявшись никаких трудностей и испытаний. Но как только он на непродолжительное время передал власть над народом своему брату и отправился на гору Тур, люди вернулись к старому и снова стали обожествлять Тельца. Как не пытался их остановить святой Харон, брат Моисея, временно занявший его место, никто не слушав его. Когда Моисей (да будет мир с ним!) вернулся и увидел, что люди поклоняются Тельцу, он страшно опечалился и стал упрекать брата. Харон (да будет мир с ним!) в ответ на упреки Моисея (да будет мир с ним!) сказал:

Эти освободившиеся рабы вместо благодарности измучили меня. Как только я хотел пресечь их извращения и культ Тельца, они напали на меня и чуть ни убили (Сура Трапеза, 70). В любую эпоху встречаются люди, которые получают из рук небесных вождей свободу, достоинство и спасение, но вскоре они начинают выступать против него и угрожать ему, противопоставляя свой путь его пути. Размышление над этими аятами было бы полезным предупреждением и лидерам общества, и всем его членам. Пророки жили среди неподобающих деяний, мыслей и слов своих противников, примеры которых приводит Коран. Знакомство с неприятностями, которые пережили пророки, полезно с двух точек зрения:

В человеке просыпается чувство благодарности; мы понимаем, что эти религиозные учение не так просто дошли до нас, понимаем, как тяжело далась пророкам их миссия.

Это учит идущих по пути пророков тому, что направление народа и улучшение общества требуют упорства и терпения и сопряжено с различными трудностями и тяготами. А сейчас обратимся к Корану и расскажем читателям о некоторых моментах, которые в этой связи упомянуты в нем. Противники святого Ноя говорили ему, что его последователи — исключительно люди, ничего не имеющие за душой и что у него нет ни над кем никакого преимущества. (Сура Худ, 27).

Когда святой Ной по велению Господа начал строительство ковчега, проходившие мимо поднимали его на смех, говоря: «У тебя не получилось быть пророком, так ты решил стать плотником». (Сура Худ, 38). Святому Шайбу говорили: «Ты очень слаб среди нас, и мы почти не понимаем то, что ты говоришь» (Сура Худ, 94).

Святого Ибрагима хотели заживо сжечь. Противники святого Худа обращались к нему с дерзкими словами и говорили: «Мы считаем тебя глупцом» (Сура Преграды, 66-67).

Но этот святой не гневался и не затаивал на них злобу. Он не раскаивался в том, что сделал и не проявлял нетвердости в убеждениях, а продолжал делать свое дело и на все, что ему говорили, отвечал одной короткой фразой: «Я не слабоумный» (Сура Преграды, 66-67)

Другому пророку говорили: «Мы видим, что ты явно заблуждаешься». Но и он, как святой Худ, продолжал делать свое дело, отвечая одной короткой фразой: «Люди, я не заблуждаюсь» (Сура Преграды, 60). Коран так рассказывает о гнусных заговорах против Пророка ислама. Мекканские многобожники строили планы, чтобы бросить тебя в тюрьму или как-нибудь извести, а в крайнем случае — выслать из Мекки (Сура Военная добыча, 30). Именно так пытались поступить противники Пророка ислама с этим великим человеком. Даже некоторые из ближайших родственников досаждали ему Его дядя Абу Лахаб взял себе за правило портить все, что пытался улучшить Пророк. Он участвовал в первых проповеднических собраниях, организованных Пророком, и вносил в низ беспорядок, лишая Пророка возможности посвятить людей в свое учение. Такие оскорбительные клички, как «колдун», «безумец», «жрец» и «рифмоплет», постоянно использовались в отношении пророков.

Коран говорит: «Никто из посланных нами пророков не избежал осмеяния» (Сура Внутренние комнаты, 11). Фараон не брезговал никакой клеветой для того, чтобы спровоцировать людей против Моисея. Например, он говорил так:

«Моисей и Арон (Харон) хотят увести вас с ваших земель и завладеть ими». А иногда он пытался возбудить в людях ложную гордость и говорил: «Моисей и Арон хотят, чтобы вы свернули с истинного пути, избранного вами».

Иногда противодействие пророкам достигало такой степени, что всякий раз, когда пророк начинал говорить, люди затыкали уши и накидывали на голову одежду, чтобы слово Божье не дошло до них. (Сура Ной, 7).