Побудительные мотивы сторонников пророков

Некоторые утверждают, что так как пророки боролись с несправедливостью, угнетением и бедностью, то и присоединялись к ним люди исключительно по причине обездоленности и нищеты. Но это мнение не соответствует действительности. Такой вывод основывается на том, что не учитывается правдоискательство как свойство сущности человека. В истории мы встречаем примеры людей, которые жили в богатстве и не ис­пытывали никакого притеснения и гнета, но тем не менее охотно приняли учение пророков и даже пожертвовали во имя его всем своим богатством, благополучием и жизнью. Можно привести в пример жену фараона, Хадиджу и других. Поэтому, если кто-то скажет, что вера в пророков была только средством стать сытым и свободным, это будет то же самое, как если бы он сказал, что нос создан для того, чтобы на него надевать очки. Абсурдная мысль.

У пророков было две группы последователей:

· нестойкие последователи;

· стойкие последователи.

Нестойкие последователи

В суре Корова мы находим рассказ о неверных последователях одного из пророков израильтян, который хотим вкратце пересказать: Группа евреев, которые после кончины святого Моисея подверглись унижению и гнету со стороны тиранов и угнетателей, решили восстать против них. Они пошли к своему пророку Самуилу и попросили, чтобы он назначил им достойного военачальника. Сначала пророк предупредил их, что когда будет от­дан приказ начать войну, они могут уклониться от его выполнения. Однако те ответили, что будут сражаться стойко и непреклонно. Они сказали: «Разве можно не восстать после такого тяжелого гнета, когда враги захватили наши города, а наши женщины и дети стали беженцами? Мы обязательно пойдем в бой и просим Вас только назначить нам достойного командира.» Пророк молил Господа о ниспослании достойного военачальника для этого восставшего народа, его молитва была услышана, и Господь ниспослал человека, достойного стать предводителем восставших как с физической, так и с нравственной точки зрения. Его звали Талут. Пророк представил его людям и назначил командующим. Однако люди, доверявшие только своим глазам и ушам, сказали: «Этот командующий и выглядит не так, и не обладает славой и известностью. Мы никогда не ста­нем подчиняться ему, ибо если уж сравнивать, то мы богаче и более достойны стать военачальниками!» Хотя пророк Самуил доказывал, что Господь многократно указывал на Талута из-за его физического и умственного совершенства, некоторые все же не согласились и отделились от основных сил восставших. Таким образом, их количество уменьшилось, и это стало еще одним испытанием, устроенным ренегатами.

Второе испытание объявил сам военный предводитель всем тем, кто принял его власть над собой. Он сказал, что для борьбы с тиранами и угнетателями люди должны подвергнуться материальному испытанию: подойдя к реке, вы не должны пить из нее воду — каждый, кто это сделает, — не с нами. Талут сказал: «На поле боя мне не нужен солдат, думающий только о своем животе (впрочем, не возбранялось выпить небольшое количество воды). Все восставшие приняли эти условия, но когда подошли к реке, не смогли сдержать себя: почти все из них за редким исключением стали пить воду. Здесь мы видим, как одно испытание устроили ренегаты, а в другом испытании, которое заключалось в незначительном самоограничении, мнимые революционеры не смогли сдержать себя.

Третье испытание было тогда, когда восставшие столкнулись с огромной армией врага. Они настолько растерялись и испугались, что вскричали: «Мы не можем с ними сражаться!» и бросились в бегство. И опять определенное количество из них были отвержены. Однако несколько человек, которые действительно верили в цель движения и следовали по пути пророков, правильно вели себя при назначении командира и выдержали оба испытания. Они не поддались страху и отчаянию и сказали: «Сколько раз небольшие войска побеждали многочисленные армии по изволению Божью!» (Сура Корова, 249). Они пошли в атаку на врага и юноша по имени Давид сразил предводителя неверных.

Мы пересказали вкратце очень поучительную историю, которая приведена в Коране в суре Корова, 247-253. В этом рассказе ярко показана разница между настоящими и ложными последователями, между теми, кто только на словах следует за пророками, и теми, кто делает это от всего сердца. Это предание показывает нам, что важно не стать революционером, а оставаться преданным революции. И они провозглашали лозунг борьбы до победы, но всякий раз какое-то количество нестойких бойцов отделялось от них. Я могу много сказать и написать на эту тему, хочу только отметить, что это повествование относится не только к прошлому: всегда много амбиций и мало дела, много слов и мало истинных чувств; дело начинается с жаром, а заканчивается с неохотой.

Не случайно, святой Иосиф, обретя спасение от завистливых братьев, освободившись из тьмы колодца и тюрьмы и достигнув высокого положения, обращается к Богу с такой мольбой: «Господи, дай мне умереть мусульманином». Ведь главное, чтобы все хорошо закончилось. Не случайно, имам Али (да будет мир с ним!), услышав известие о своей будущей смерти, не спрашивает у Пророка, кто его убьет. Не спрашивает, почему его убьют. Единственный его вопрос таков: «Погибну ли я во имя своей веры?» Короче говоря, существует большое различие между словом и делом, обещанием и его выполнением, претензией и истинной причиной. В Коране около двадцати раз говорится об испытаниях, которым подвергаются люди. Причина этого в том, что пока человек не подвергнется испытаниям, не проявятся и его истинные качества. Из истории начала ислама мы знаем о таких личностях, как Абузар, Белал и Мисам, которые вытерпели пытки и мучения, но не отошли от своей веры. Но с другой стороны, были и такие люди, которые под пытками предали ислам. Покойный доктор Ибрагим Аяти назвал некоторых из них в книге «История Пророка ислама». Коснувшись вкратце темы неверных друзей и последователей пророков, поговорим и о тех, кто сохранил им верность. В Коране есть множество аятов на эту тему. Приведем несколько из них в кратком переводе. «Только те суть истинные верующие, кто уверовали в Бога и его пророка и никогда не испытывали сомнений» (Сура Внутренние комнаты, 15).

Несколько арабов пришли к Пророку и сказали, что приняли веру. Но Коран тут же в ответ им сказал Пророку: «Скажи им: вы только объявили, что верите, а на самом деле дух веры и ее истина еще не вошли в ваши души и сердца» (Сура Внутренние комнаты, 14).

Истинными последователями пророков являются те, кто всякий раз, когда их зовут на суд к Пророку, от чистого сердца говорят: «Слушаемся и повинуемся». Во время войны Хандак, когда Пророк вместе с другими мусульманами рыл ров, некоторые без разрешения Пророка (да благословит его Господь!) бросили свою работу. Но с другой стороны были и такие, кто всегда просил разрешения покинуть стройку у Пророка на Один-два дня, причем только имея уважительную причину.

Коран в суре Свет восхваляет таких мусульман: «И когда они будут вместе с ним для какого-нибудь общего дела, то не должны уходить от него, не испросивши на то позволения. Действительно, испрашивающие позволения для ухода – они и верующие в Бога и посланника его» (аят 62).

В суре Семейство Имрана читаем: «Если вы действительно любите Бога, должны подчиняться мне, как его посланнику», (аят 30).

В 68 аяте той же суры читаем: «Ближе всех к Ибрагиму и достойнее всех те, кто следуют за ним».

Другим признаком истинной веры в Бога и Пророка является то, что Пророка призывают в качестве арбитра в спорах: «Если между вами откроются споры о чем-нибудь, предоставляйте их суду Бога и посланника, если вы сделались верующими в Бога и последний день» (Сура Жены, 59).

В другом аяте читаем: «Не видел ли ты, как те, которые утверждают о себе, что веруют в ниспосланное тебе и в ниспосланное прежде тебя, хотят для производства суда между ними обращаться к Тагуту, тогда как им повелено не веровать в него» (Сура Жены, 60).

Во времена Пророка между двумя его соратниками вспыхнула ссора из-за полива полей. Для того чтобы решить свой спор, они пришли к Пророку. Пророк принял решение. Тот, кто остался им не удовлетворен, дерзко спросил Пророка: «Почему ты вынес приговор не в мою пользу?» В этой связи снизошел аят: «Они — клянусь твоим Господом — дотоле не будут верующими, покуда не поставят тебя судьею в том, что спорного есть между ними. И когда они в себе самих уже не найдут недоумения в том, что ты присудишь, тогда они покорятся полной покорностью» (Сура Жены, 65).

В суре Соумышленники читаем: «Когда Бог и Его посланник решают какое-либо дело, тогда верующему и верующей уже нет произвола в этом их деле» (аят 36).

Другим признаком истинной веры в пророков является то, что носителей этой веры во всех своих политических, экономических, религиозных и военных делах должен поступать согласно Откровению, переданному пророками. Коран резко критикует тех мусульман, которые, услышав слухи и не посоветовавшись с Пророком, начинают эти слухи распространять: «Когда приходит к ним какое-либо повеление — будет ли оно из спокойных или тревожных — они разглашают его; но если бы они предоставили его суду посланника и имеющих власть между ними, то те из них, которые хотят разведать источник его, узнали бы это» (Сура Жены, 83).

В этом аяте выражается общий закон для всех эпох, который заключается в том, что мусульмане должны проверять правильность слухов, а также решать свои политические и военные проблемы в прямой связи с Пророком, носителями откровения и теми, кто замещает этих великих людей. В противном случае, недостойные политиканы могут каждый день менять направление движения общества по своему усмотрению.

Коран так говорит об истинных последователях пророков: «Тем, которые пребыли покорными Богу и Его посланнику после понесенного ими поражения, которые делали добро и боялись Бога, предстоит великая награда». (Сура Семейство Имрана, 172).

После поражения в войне Ахад воины, верные Пророку и исламу, несмотря на полученные тяжелые ранения немедленно откликнулись на мобилизационный призыв Пророка и забыли о своих ранах. Впрочем, интересно заметить, что несмотря на все эти подвиги Коран обуславливает восхваление этих борцов за ислам их богобоязненностью: «Тем, которые делали добро и боялись Бога, предстоит великая награда».

В исламском учении имеет ценность только то, кто не только вынес пытки и тюрьму, ранения и увечья, не только то, кто был соратником Пророка, но прежде всего человек благочестивый, правильно живущий до конца. Эти борцы за ислам в труднейших условиях остались с Пророком, но воздаяние им ставится в зависимость от богобоязненности. В суре Семейство Имрана встречаем аят относительно самопожертвования после­дователей пророков, которым мы и закончим эту часть своей беседы: «Сколько было пророков, вместе с которыми вступали в битву тысячи достойных мужей; и они не изнемогали пред тем, что постигало их на пути Божьем, не ослабевали, не унывали; Бог любит терпеливых» (аят 146).

Рассказ об этих примерах самопожертвования у народов, живших ранее, имеет большое воспитательное значение для их потомков. Точно так же и повествование об испытаниях, выпавших на долю предыдущих пророков, помогает в утешении и воодушевлении самого Пророка ислама.

Будем молить Господа о том, чтобы помог нам стать верными последователями Пророка ислама.

[1]

[2] Тех, кто в детстве на условиях, описанных в богословских книгах, сосали молоко из груди одной кормилицы, называют молочными братьями и сестрами, хотя у них разные родители

[3] Дом был разрушен по приказу самого Пророка, что показывает, что исламский правитель всегда должен соблюдать пределы наказания, обозначенные в исламе.

[4] Когда Сафие, дочь вождя племени Бани Назир, одного из крупнейших семитских племен, попала в плен, Пророк немедленно на ней женился, чтобы породниться с этим могущественным кланом.

[5] Небольшой бассейн для хранения воды во дворе дома.