4. Пожертвования на нужды неимущих

Коран и сунна настоятельно рекомендуют верующим жертвовать на благотворительные нужды и обещают великие награды тем, кто не скупится на пожертвования. Конечно, все сущее, включая финансовое состояние человека, на самом деле принадлежит Богу, тем не менее, Коран представляет пожертвование на нужды неимущих как передачу этой суммы взаймы Аллаху.

«Кто одолжит Аллаху добрый заем, тому воздается вдвойне. Щедрое у Него вознаграждение!» (57:11).

Но помимо добровольных пожертвований существует ряд благотворительных взносов, которые обязательны для верующего. Одним из них являетсязакят – своеобразный очень небольшой налог на собственность. Уплата закята – это не столько подаяние неимущим, сколько передача принадлежащей им по праву части общественного богатства, которая вменяется в обязанность всем членам общества.

«…Из достояния своего они оделяли долей тех, кто просил и был лишен [достатка]» (51:19).

Имам Али (А) говорил:

«Достославный Господь заложил пропитание неимущих в богатство благополучных. Поэтому всякий раз, когда неимущий остается голодным, это значит, что какие-то богатеи лишили его причитающейся ему доли».[23]

Те, кто имеет пшеницы, ячменя, фиников, изюма, золота, серебра, верблюдов, коров и овец в количестве, превосходящем определенную грань, обязаны платить закят на ежегодной основе в пользу своих менее благополучных родственников, сирот, нуждающихся, путешественников и т.п. Закят может расходоваться на пропитание, приют, образование, здравоохранение, содержание сиротских домов и другие общественные нужды.

Следует отметить, что в некоторых случаях повеление об уплате закята следует непосредственно за повелением совершать молитву (салят) и рассматривается как знак религиозности и веры в Бога. Уплата закята есть акт поклонения и потому должна совершаться во имя Господа. Таким образом, эти пожертвования не только оказывают помощь нуждающимся и способствуют достижению общественной справедливости и развития, но и очищают душу жертвующего. В Коране на этот счет говорится:

«Бери с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства» (9:103).

Хумс: верования шиитов предписывают им соблюдать еще один вид обязательных пожертвований, который называется хумс, что в переводе с арабского означает одну пятую часть. Речь, по сути дела, идет о 20-ти процентном налоге на прибыль, которую человек получает в течение года. В конце финансового года верующий должен уплатить 20% от суммы полученного дохода минус расходы на содержание семьи и коммерческие нужды.[24] Обязанность уплаты хумса также упомянута в Коране, где сказано:

«Знайте, что если вами добыто [нечто], то пятая часть ее принадлежит Аллаху, Посланнику, [вашим бедным] родственникам, сиротам, беднякам и путникам, если [только] вы веруете в Аллаха и в то, то Мы ниспослали рабу Нашему Мухаммаду» (8:41).

Мусульмане-сунниты, как правило, считают, что этот айат относится только к тем трофеям, которые мусульмане захватывают в ходе сражения, и рассматривают это как одну из форм закята.

Согласно же правовым нормам шиитов, половина хумса принадлежит двенадцатому Имаму, последнему из членов дома Пророка «?» и его преемнику, а другая половина – обедневшим потомкам Пророка, которых называют сейидами.Хумсраспределяется под контролем авторитетного шиитского хранителя традиции (марджа‘ ат-таклид), то есть высшего правоведа (аятолла), мнению которого следуют при решении практических вопросов. Такой порядок обусловлен необходимостью гарантии того, что эти средства будут потрачены на цели, угодные Имаму Махди. Доля, причитающаяся Имаму, расходуется, как правило, на содержание высших духовных учебных заведений и другие образовательные проекты, как, например, издание полезной литературы, или на строительство мечетей, мусульманских центров, школ и т.п.