Сунна

Вторым важнейшим после Священного Корана источником понимания ислама является сунна Пророка Мухаммада (С), в которой собраны его деяния и высказывания. Сам Коран наделяет Пророка высочайшим статусом, говоря о нем как о человеке, на которого возложена задача очищать людей, учить их Писанию и мудрости (62:2). Пророк (С) служит совершенным образцом поведения для верующих (33:21). В своих высказываниях он никогда не руководствуется собственными пристрастиями (53:3). Он увещевает мусульман брать у него то, что он им несет, и воздерживаться от того, что он запрещает (59:7).

Знание этих и многих других айатов, касающихся статуса Пророка, а также осознание важности того, что небесный посланник является избранником Самого Бога, внушает мусульманам чувство истинной любви и преданности к Пророку Мухаммаду (С).

В Пророке Мухаммаде мусульмане видят безупречный образец безраздельного упования на Господа, глубочайшего знания Его Сущности, высочайшей преданности Ему, искреннего смирения перед Божественной волей, благородства характера, милосердия и сострадания ко всему человечеству. Человек, к которому обращается Бог и который наделен способностью воспринимать Божественное откровение, должен быть весьма незаурядной фигурой. Само собой разумеется, что нужно было быть личностью невероятного масштаба, чтобы воспринять совершеннейшее откровение Господа.

Личные качества и поступки Пророка (С) сыграли огромную роль в распространении ислама. Он с малых лет был известен своей честностью, надежностью и набожностью. И позже, уже в качестве пророка, он продолжал всегда и во всем следовать своим принципам и ценностям. В праздности и в трудах, в покое и в тревоге, в мире и в войне, в поражениях и в победах он всегда хранил смирение, был справедлив и внушал доверие окружающим. Он был очень скромен: никогда не бахвалился, не демонстрировал своего превосходства над другими людьми и никогда не жил в роскоши. Его поведение всегда было одинаковым: и тогда, когда он был слаб и одинок, и после, когда весь Аравийский полуостров подчинился его власти и все арабы безоговорочно последовали за ним. Он жил очень просто и всегда был с людьми, в первую очередь с бедняками. У него не было дворца и личной охраны. Сидя со своими сподвижниками, он ничем не выделялся среди них: ни одеждой, ни особым местом. Лишь его речи и духовная сила отличали его от всех прочих.

Он был исключительно справедлив и никогда не ущемлял права других людей, даже своих врагов. Вся его жизнь была воплощением слов Корана, гласящих: «О вы, которые уверовали! Будьте стойкими перед Богом, выступайте свидетелями справедливыми. И Пусть ненависть ваша к кому-либо не ведет вас к пристрастию. Будьте привержены справедливости, ибо ближе она к богобоязненности» (5:8).

Перед сражением он всегда наставлял своих воинов не причинять вреда женщинам, детям, старикам и сдавшимся в плен, не уничтожать посевы и сады, не преследовать бегущих с поля битвы и проявлять милосердие к пленникам.

Незадолго до своей смерти Пророк (С) провозгласил в мечети: «Всякий из вас, кто считает, что я несправедливо обидел его, пусть выйдет вперед и поступит по справедливости. Воистину, восстановление справедливости в этом мире лучше, по моему мнению, чем расплата в Иной жизни в присутствии ангелов и пророков».

Все, кто был в мечети, разрыдались при напоминании о том, скольким пожертвовал Пророк (С) ради них и сколько трудностей и невзгод он преодолел, наставляя их на прямой путь. Им-то было известно, что он никогда не ставил свои нужды выше нужд других людей и не добивался для себя удобства и комфорта за их счет. И они откликнулись на его слова выражением глубочайшей благодарности и уважения. Только один из них – Савада ибн Кайс поднялся и заявил: «Да будут мои мать и отец жертвой за тебя! О, Посланник Аллаха! Когда верхом на верблюде ты возвращался из Таифа, я вышел, чтобы приветствовать тебя. Ты поднял палку, чтобы подать ею команду верблюду и при этом ткнул меня этой палкой в живот. Я не знаю, сделал ли ты это случайно или с умыслом». – «Упаси меня Господь, чтобы я это сделал умышленно», – ответил Пророк (С).

Затем Пророк (С) попросил Билала сходить в дом к Фатиме и принести злополучную палку. Палку принесли, и Пророк велел Саваде, чтобы тот отплатил ему таким же ударом. Савада заявил, что палка оцарапала его кожу. Тогда Пророк (С) поднял рубаху, чтобы удар Савады пришелся по голому телу. Но вместо удара Савада вдруг произнес: «О Посланник Аллаха! Позволь мне прикоснуться губами к твоему животу!» Пророк позволил ему сделать это, и Савада, поцеловав живот Пророка, вознес молитву Господу, прося Его за это уберечь от геенны огненной в Судный день. После этого Пророк (С) спросил: «Савада, ты прощаешь меня или по-прежнему жаждешь возмездия?». – «Я прощаю тебя», – ответил тот, и Пророк, обращаясь к Богу, произнес: «Господи! Прости Саваду ибн Кайса, как он простил Твоего Пророка Мухаммада!»[2]