Семья Пророка

Среди мусульман, похоже, нет разногласий по поводу следования наставлениям семьи Пророка (Ахл аль-Бейт) в том, что касается понимания религии ислама. Тем более, если учесть, что по мнению суннитов все сподвижники Пророка являются надежными источниками знаний об исламе.[3] Этот факт проявляется особенно отчетливо, когда мы обращаемся к хадисам Пророка, касающимся его семейства, или читаем высказывания суннитских ученых о широте познаний Али и других членов этого дома.[4]

Одним из наиболее известных хадисов, касающихся роли Ахл аль-Бейт является хадис «Сакалайн». Эту мысль Пророк (С) высказывал несколько раз по разным поводам, в том числе в день Арафат и у Гадир Хум 18 зуль-хиджа во время возвращения из последнего хаджа. В одном из хадисов Пророка на эту тему, в частности, говорится:

«О люди! Оставляю вам две вещи наивесомейшие: Божественное Писание (т.е Коран) и свою семью. До тех пор пока они с вами, вы не собьетесь с пути».

В другом хадисе Пророк (С) сказал:

«Оставляю вам две вещи наивесомейшие, держась которых, вы никогда не собьетесь с пути: Божественное Писание (т.е Коран), что подобно нити, протянутой между небом и землей, и свой род. Они будут неотделимы друг от друга до тех пор, пока в Судный день не присоединятся ко мне у вод Каусара. Будьте же внимательны к тому, как станете с ними обращаться после моего ухода».

Здесь мы, кроме всего прочего, видим проявление озабоченности Пророка в связи с тем, как станут мусульмане, по крайней мере, часть из них, обращаться с Кораном и членами его дома.

Еще в одном хадисе говорится:

«Оставляю вам в наследие две вещи: Божественное Писание, что подобно нити, протянутой между небом и землей, и мою семью (Ахл аль-Бейт). Они будут неотделимы друг от друга до тех пор, пока в Судный день не присоединятся ко мне у вод Каусара».

Эти хадисы можно найти в важнейших суннитских источниках таких, как:

«Сахих», Муслим (том 8, стр. 25, № 2408), «Муснад», имам Ахмад (том 3, стр. 388, № 10720), «Сунан», Дарими (том 2, стр. 432) и «Сахих», Тирмизи (том 4, стр. 6432, № 3788). Помимо этого, их упоминания встречаются в таких сборниках, как «Усд аль-габа», Ибн Асир (том 2, стр. 13), «Ас-сунан аль-кубра» Бейхаки (том 2, стр. 198) и «Канз аль-‘уммал» (том 1, стр. 44).

Во всех вариантах этого хадиса подчеркиваются следующие моменты:

— со времен Пророка и до конца света Божественное Писание и род пророка всегда будут находиться в неразрывном единстве;

— никто не может сказать, что ему не нужна семья Пророка, а достаточно одного лишь Божественного Писания, или наоборот, ибо Пророк (С) ясно сказал: оставляю вам две вещи наивесомейшие, которых вам следует держаться, и тогда вы не впадете в заблуждение;

— члены семейства Пророка всегда правдивы и никогда не ошибаются;

— примечательно также, что, согласно этому хадису, члены семейства Пророка (С) так же, как и сам Коран, будут существовать вплоть до самого Судного дня; другими словами, род Пророка не прервется и не исчезнет даже на краткий миг.

Вторым таким хадисом является хадис «Сафина» (ковчег). Все мусульманские источники подтверждают, что Пророку принадлежат следующие слова:

«Знайте же, что члены моего дома среди вас подобны Ноеву ковчегу. Все, кто сел на него, спаслись, а те, кто отказался взойти на него, утонули».

Другие версии хадиса «Сафина», аналогичные по смыслу процитированному выше, можно найти в «Мустадрак» Хакима Нишапури (том 3, стр. 149 и 151), «Арба‘ин хадис» Набахани, «Аль-саваик аль-мухрика» Ибн Хаджара и в других источниках.

Из всех этих хадисов следует, что обращение к семье Пророка за наставлением на прямой путь является насущной необходимостью.

Примечание: Хадис «Сакалайн» упоминается как в шиитских, так и в суннитских источниках и в силу этого не вызывает разногласий у мусульман. Однако существует еще одна версия этого хадиса (приводимая лишь в некоторых источниках), согласно которой Пророк (С) вместо «мой род» произнес «моя сунна». Если исходить из достоверности этого варианта, то неизбежно следует вывод о том, что при сопоставлении двух высказываний, в которых одна сторона остается неизменной, другая сторона также должна иметь тождественный смысл, в противном случае мысль Пророка (С) утрачивает свою последовательность. Таким образом, слова о наставлении и совете со стороны членов семейства Пророка должны иметь тот же смысл, что и слова о сунне Пророка. Другими словами, чтобы постичь смысл сунны и доподлинно понять, что же это такое, необходимо обратиться за помощью к членам его рода, которые были теснейшим образом связаны с ним и лучше любого другого знали, что Пророк (С) говорил, делал или одобрял.[5]

Кто относится к семье Пророка?

Согласно многочисленным хадисам, семью Пророка принято называть Ахл аль-Бейт (А) или ‘Итра. Что же означают эти выражения? Кого они имеют в виду? Ни у кого из мусульман не вызывает сомнений тот факт, что к членам семейства, безусловно, относятся дочь Фатима, Имам Али и их сыновья Имам Хасан и Имам Хусейн (А). Единственное, что вызывает некоторые затруднения, это вопрос – относить ли к ним других родственников Пророка или нет, а если да, то до какого колена. Следует, естественно, согласиться с тем, что сюда нельзя включать тех из них, кто не принял ислам, как, например, Абу Лахаб, один из дядьев Пророка и одновременно один из его врагов, чье имя проклинается в Коране. Ахл аль-Бейт – это те, кто обладал соответствующим уровнем веры и знания для того, чтобы удостоиться чести быть упомянутым в хадисе наравне с Кораном. Нельзя не обратить внимание при этом на то, что Пророк (С) сам определил, кто такие Ахл аль-Бейт.

Ниже приводится ряд хадисов, взятых из важнейших суннитских источников.

(1) Муслим со ссылкой на Айшу, сообщает, что однажды Пророк вышел из дому одетый в черный шерстяной плащ. К нему подошел Хасан (А), сын Али, и укрылся у него под плащом. Затем подошел Хусейн (А) и тоже укрылся под плащом Пророка. Потом вышла Фатима (А), а за ней Али (А), и всех их вместе с детьми укрыл плащ Мухаммада. А после этого Пророк (С) произнес следующие слова:

«…Аллах желает охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело» (33:33).[6]

(2) Муслим рассказывает со ссылкой на Са’да ибн Абу Ваккаса, что Муавия однажды спросил того, почему он отказывается ругать Али (А). В ответ ему Са’д сказал:

«Я памятую три высказывания Пророка об Али (А), которые не позволяют мне дурно отзываться о нем. Обладание хотя бы одним из этих качеств было бы лучше для меня, чем красные верблюды.[7] Первое относится к тому времени, когда Пророк (С) собирался на битву при Табуке и оставил Али в Медине. Али (А) очень опечалился из-за того, что не мог присоединиться к войску, идущему сражаться во имя Господа. Он подошел к Пророку и спросил его: «Ты оставляешь меня с женщинами и детьми?» На что Пророк (С) ответил: «Разве тебе не доставляет радость быть для меня тем же, чем был Аарон для Моисея, с той лишь разницей, что после меня больше не будет пророков?» Второе высказывание я услышал из уст Пророка в день победы при Хайбаре. «Воистину я вручу знамя (ислама) человеку, который любит Бога и Его Посланника и любим Богом и Его Посланником». Мы все надеялись, что Пророк (С) передаст знамя нам, но он приказал: «Позовите ко мне Али!». Али (А), невзирая на боль в глазах, явился на зов. Пророк вручил ему знамя и его рукой Господь даровал нам победу. Наконец, третье его высказывание связано с ниспосланием ему айата «мубахала». Когда это произошло, Пророк (С) позвал к себе Али, Фатиму, Хасана и Хусейна (А) и произнес: » О Господи! Вот члены моего дома»».[8]

(3) Имам Ахмад ибн Ханбал сообщает со ссылкой на Анаса ибн Малика, что после ниспослания айата об очищении (33:33) Пророк (С) каждое утро в течение шести месяцев, отправляясь в мечеть для утренней молитвы, заходил в дом Али и Фатимы (А) и возглашал:

«На молитву, о члены дома! Аллах желает охранить вас от скверны, очистить вас всецело» (33:33).[9]