Намаз-джамаат (общественный намаз)

Положение 505

Намаз – «джамаат» (общественный намаз) относится к желательным важнейшим деяниям и является наибольшим исламским обрядом, которому уделено большое внимание в преданиях. Особенно для людей, живущих по соседству с мечетью, которые слышат доносящие из мечети звуки азана, рекомендуется по возможности выполнять свой намаз в мечети.

Из одного предания известно, что если кто-либо совершает намаз вместе с имамом-джамаат, то каждый ракат его намаза равносилен 150-ти ракатам намазов, совершаемых в одиночку. Если двое совершают намаз, стоя за имамом-джамаат, то каждый ракат равносилен 600 ракатам, совершаемым в одиночку. Чем больше количество людей, совершающих намаз вместе, тем больше воздаянии за намаз. Если людей больше 10-ти, то воздаяние за один ракат их намаза столь велико, что невозможно будет его записать, даже если небеса станут бумагой, моря и океаны — чернилами, деревья — пишущими перьями, а джины и ангелы — писцами.

Положение 506

Не участие в намазе — «джамаат» по причине равнодушия или не до оценивания его значения, является запретным.

Положение 507

Желательно, чтобы человек подождал, дабы совершить намаз – «джамаат». Намаз, совершаемый с «джамаат», лучше намаза, совершаемого в начальное время в одиночку. А также, намаз, совершаемый вместе с «джамаат» и коротко, без желательных частей, лучше удлиненного одиночного намаза.

Положение 508

Если организуется намаз – «джамаат», то желательно, чтобы человек, совершивший намаз в одиночку, совершил этот намаз вновь с «джамаат». Если потом он поймет, что намаз, который он совершил в одиночку, недействителен, то достаточно его второго намаза, совершенного с «джамаат»

Положение 509

Желательные намазы не совершаются с «джамаатом», за исключением намазов о ниспослании дождя, намаза – «фитр» и намаза – «Курбан», которые читаются «джамаатом».

Положение 510

При выполнении любого из ежедневных намазов можно следовать имаму, например, если имам выполняет намаз «зухр», а следующий ему человек выполнил его раньше, то может совершить намаз «аср». Но, если имам, согласно предосторожности, перечитал свой намаз, то человек не может свой намаз выполнять вместе с имамом, кроме того, если оба, сточки зрения предосторожности, не будут равносильны друг другу.

Условия намаза — «джамаат»

Положение 511

При выполнении намаза – «джамаат » должно соблюдаться несколько условий:

Первое: между имамом и следующим за имамом человеком, а также между людьми не должна находиться преграда, через которую ничего не видно. Но непредосудительно, если преградой является стекло. Наличие преграды между женщинами и мужчинами допустимо.

Положение 512

Второе: месторасположение имама не должно быть выше месторасположения следующих за ним людей, кроме того, когда разница совсем маленькая, и если земля имеет уклон, и имам находится на стороне, где выше. Неровность земли не должна быть заметной, и чтобы можно было сказать, что она ровная.

Положение 513

Не предосудительно, если месторасположение следующих за имамом людей выше месторасположения самого имама. Например, если имам стоит на площади, а некоторые из следующих за ним на балконе, на крыше, что нельзя сказать, что совершается намаз «джамаат», то такое неверно. Аналогично, если имам стоит на первом этаже, а люди на разных балконах, вдали от «джамаат».

Положение 514

Третье условие: между имамом и следующим за ним человеком или между самими людьми не должно быть большого промежутка. Наличие промежутка в один или несколько шагов непредосудительно, если это можно назвать «джамаат». А также, промежуток, образованный по причине того, что один или два человека не выполняют намаз, непредосудительно. Но желательно, чтобы все ряды полностью были заполнены.

Положение 515

Четвертое: человек, следующий имаму не должен находиться впереди имама. Следовательно, если следующий имаму человек, встанет впереди, то его общественный намаз считается неверным. Предосторожность предусматривает также и то, чтобы он не стоял наравне с имамом. Он должен находиться позади имама в течение всего намаза и это должно соблюдаться и при выполнении «руку» и «саджде».

Положение 516

Если человек, следующий имаму, уверен, что намаз имама недействительный, например, имам не имеет «вузу», то он не может следовать ему, даже, если имам не знает об этом. Но, если человек поймет после намаза, что имам не был справедлив или, не приведи Господь, был неверующим, или намаз был неверным, то намаз человека считается действительным.

Положение 517

Без причины нельзя отстраняться от «джамаат» и менять намерение на самостоятельное выполнение намаза, несмотря на то, имел ли это намерение с самого начала или оно появилось во время намаза.

Положение 518

Если человек присоединится к намазу, когда имам выполняет «руку» и сам успеет выполнить его, независимо от того, произнес имам «зикр» или нет, то считается, что человек выполнил первый ракат и намаз его верен. Но, если не успеет к «руку» имама, то свой намаз завершит, как одиночный и согласно предосторожности, выполнит заново. Это относится и к случаю, когда возникнет сомнение, успел он к «руку» имама или нет.

Положение 519

При присоединении к общественному намазу в других ракатах, отличных от первого, человек также должен успеть к «руку» имама, если нет, то намаз не засчитывается как общественный.

Положение 520

Если кто- либо присоединится к имаму в момент выполнения им «руку», но до того, как он наклонится в «руку», имам завершит это действие, то он должен успеть сделать намерение, что прочтет намаз в одиночку и его намаз будет верен. И не нужно перечитывать.

Положение 521

Если кто-либо присоединится во втором ракате, то должен «кунут» и «ташаххуд» прочесть с имамом. Согласно предосторожности, в момент чтения «ташаххуда» колени не должны прикасаться к земле, только пальцы рук и ног касаются земли, то есть находится в полуприседи. После «ташаххуда» имама, он должен встать и прочесть суру «Открывающая» и другую суру. Если времени для прочтения второй суры не имеется, то должен прочесть только суру «Открывающая» и во время «руку» успеть к намазу имама.

Положение.522

Тот, кто начинает следовать имаму во втором ракате, должен во втором ракате своего намаза, который приравнивается третьему ракату намаза имама, после двух «саджде» сесть и произнести обязательные части «ташаххуд» и встать, чтобы успеть к намазу имама. Так как времени для трехкратного произнесения «тасбихат» не имеется, должен произнести его один раз и успеть к «руку» имама.

Положение 523

Если начинать следовать имаму во время выполнения им третьего или четвертого раката, то человек должен прочесть Суру «Открывающая» и другую. Если времени недостаточно, то прочесть только суру «Открывающая» и успеть к «руку» имама.

Положение 524

Если кто-либо занят выполнением намаза и в это время начнется общественный намаз, а он не начал выполнять третий ракат и боится, что, если будет завершать свой намаз, намаз «джамаат» закончится, то желательно поменять свое намерение на желательный намаз и завершить начатый намаз, как двухракатный и успеть на общественный намаз.

Требования к имаму-джамаат

Положение 525

Имам «джамаат» должен быть совершеннолетним, умным, справедливым, законнорожденным, шиитом (сторонником) 12-ти имамов и должен читать намаз правильно. Если следующие за имамом мужчины, то имам должен быть мужчиной. Женщина может быть имамом для женщин.

Положение 526

Справедливость – одна из черт внутренней богобоязненности, которая способствует не совершению больших грехов и не повторению маленьких. И то, что мы общаемся с кем-либо, не замечаем их грехов и есть признак наличия справедливости. И это называют внешней доброжелательностью, что составляет крупицу внутренних способностей.

Положение 527

Если имам совершает намаз с «таямуммом» или «вузу – джабире», то можно следовать ему. Но, если имам по какой-либо причине будет вынужден совершать намаз в одежде, являющейся «наджис», то согласно обязательной предосторожности, нельзя следовать ему. А также те, которые не могут сдержать выделение мочи и кала, женщины, находящиеся в состоянии «истихаза» и все те, которые по какой – либо причине совершают намаз не полностью, не имеют право становиться имамом «джамаат», согласно обязательной предосторожности.

Ахкам намаза-джамаат (общественного намаза)

Положение 528

Человек, следующий имаму, в намерении, должен определить имама, но знать его имя не обязательно. Например, достаточно, если он сделает намерение, что следует присутствующему имаму.

Положение 529

Следующий имаму человек, кроме суры «открывающая» и другой должен в намазе говорить все сам. Но, в первом и во втором ракатах, если он читает намаз с имамом, произносить их не нужно. Если начнет следовать имаму на 3-ем или 4-ом ракате, то должен прочесть суру «открывающая» и другую.

Положение 530

Если человек, следующий имаму во время выполнения намазов «субх», «магриб» и «иша» слышит голос имама, то не должен читать суру «Открывающая» и другую суру. Но, если он не слышит голос имама, тогда разрешается, чтобы он сам прочел их, шепотом. Но в намазах «зухр» и «аср», согласно обязательной предосторожности, все время не нужно произносить их, но говорить «зикр» тихим голосом разрешается, кроме этого является желательным.

Положение 531

Человек, следующий имаму, не должен такие действия, как «руку», «саджде» выполнять раньше имама, должен делать с имамом или чуть после него. Если случайно завершит «руку» до имама, то должен вновь вернуться в «руку» и закончить его с имамом. Лишнее выполнение «руку» в данном случае не аннулирует намаз. Но, если до того, как он вернется в «руку», имам завершит его, то намаз считается недействительным.

Положение 532

Если человек, поднявши голову с «саджде», увидит имама в «саджде», то должен вернуться в «саджде». Если это повторится при выполнении двух «саджде», что будет считаться излишним выполнением основной части намаза, в данном случае не аннулирует намаз. Но, если в момент, когда человек возвращается в «саджде», имам завершит выполнение «саджде» и это произойдет при выполнении одной «саджде», намаз верен, если же при двух «саджде», то намаз неверен.

Намаз — аят

Положение 533

Выполнение намаза — аят обязательно в 4-х случаях:

1 — затмение Солнца и

2 — затмение Луны, даже частичное затмение, и даже, если никто не испугается;

3 – землетрясение, если даже никто не испугается;

4—гром, молния или черно-красные ветры и т.д.; в случаях, когда большинство людей испугается.

Также, согласно обязательной предосторожности, при происшествии на земле страшных, пугающих явлений, если большинство населения испугается, то должны совершить намаз — аят.

Положение 534

Если произойдет несколько явлений, для которых обязательно совершение намаз — аят, то для каждого явления, человек должен совершить отдельный намаз — аят. Например, если произошло и затмение Солнца, и землетрясение, то надо совершить два намаза – аят, но, если между совершением намазов – аят произойдет какое–либо явление, то выполняемый намаз достаточен.

Положение 535

Если после открытия Луны, Солнца человек узнает, что было их полное затмение, то надо совершать пропущенный намаз — аят. Но, если узнает о неполном затмении, то пропущенный намаз — аят не нужно восполнять.

Положение 536

Если несколько людей оповестят о затмении Луны или Солнца, и человек, не уверившись в их словах, не совершит намаз — аят, а потом узнает об их правоте, о полном затмении Луны или Солнца, то ему надо совершить намаз — аят. Если станет известно о частичном затмении, то совершение намаз – аят необязательно.

Правила выполнения намаза — аят

Положение 537

Намаз — аят состоит из 2-х ракатов, и в каждом ракате 5 руку. Его можно совершить двумя путями:

первый: после намерения, надо произнести «такбир», прочесть суру «Открывающая» и одну другую суру полностью. Затем совершить «руку». После поднятия с «руку», опять прочесть суру «Открывающая» и другую суру, потом вновь выполнить «руку». Так проделать 5 раз. После завершения пятого «руку», совершить две «саджде», подняться и выполнить второй ракат так же, как и первый, произнести «ташаххуд» и приветствие;

второй: после намерения, «такбира» и чтения суры «Открывающая», следующую суру разбить на пять и прочесть одну её часть. Затем совершить «руку», подняться и без прочтения суры «Открывающая», прочесть 2-ую часть той суры, затем вновь выполнить «руку». Продолжить и до пятого «руку» закончить суру. Например, суру «Очищение» можно разбить следующим образом: перед выполнением первого «руку» произнести: «Бисмиллахир-рахманир-рахим» и пойти в «руку». Затем подняться и сказать: «Кул хуваллаху ахад» и вновь пойти в «руку». Потом подняться, сказать: «Аллахус-самад» и пойти в «руку». Подняться и сказать:«лам ялид ва лам юулад», пойти в «руку». Затем подняться и сказать: «уа лам якун лаху куфуван ахад» и выполнить пятый «руку». Подняться и совершить две «саджде», затем выполнить 2-й ракат так же, как и 1-й. После завершения, сказать «ташаххуд» и приветствие.

Положение 538

Не имеет значения, если при выполнении намаза – аят, первый ракат совершить по первому пути, а второй ракат по другому пути.

Положение 539

Все действия, считающиеся обязательными и желательными при выполнении ежедневных намазов, также являются обязательными и желательными во время намаза аят. Только намаз – аят не имеет «азан» и «икаме», вместо них, с надеждой на вознаграждение Бога, трижды произносится «Ассалят».

Положение 540

Желательно перед десятым «руку» произнести «кунут».

Положение 541

Если возникнет сомнение в количестве выполненных ракатов и не может вспомнить, то намаз считается недействительным. Если возникнет сомнение, то будет считать, что выполнил меньшее их количество, но, если начал выполнять «саджде», то на сомнение не надо обращать внимание.

Намаз праздников «Фитр» («разговение») и «Курбан» («жертвоприношение»)

Положение 542

Эти намазы во время присутствия имама (да будет мир с ним!) обязательны, но в момент отсутствия имама (да будет мир с ним!) являются желательными. Их можно выполнять, как общественный намаз и в одиночку.

Положение 543

Время намазов «Фитр» и «Курбан» начинается с начала восхода солнца и продолжается до полудня. Но желательно, чтобы намаз «Курбан» выполнять после восхода солнца, в день «Фитр» желательно после восхода солнца совершить разговение, выдать «Зяката» «фитр», а затем прочесть намаз.

Положение 544

Намазы «Фитр» и «Курбан» состоят из двух ракатов. В первом ракате после прочтения суры «Открывающая» и другой суры, должны пять раз произнести «такбир». После каждого «такбира» нужно прочесть «кунут». После пятого «кунута» говорится другой «такбир», затем совершают «руку», две «саджде» и встают. Во втором ракате произносят «такбир» четыре раза, после каждого «такбира» читают «кунут». Затем произносят пятый «такбир» и выполняют «руку», две «саджде», читают «ташаххуд» и приветствие намаза.

Положение 545

При выполнении «кунута» этого намаза достаточно чтение любой молитвы, но лучше, с надеждой вознаграждения Бога, прочесть следующую молитву:

«Аллахумма ахлал-кибрийаи вал азамааве ахлал джуду вал джабарут ве ахлал авфи вар-рахма ва ахлат-тагва вал махфира .асалука би хагги хазал йовм аллази джаалтаху лил муслимина ейда ва ли Мухаммадин саллаллаху алейхи ва але зухран ва шарафан ва караматан ва мазида.ан тусалли ела Мухаммадин ва али Мухаммад. Ва ан тудхилани фи кулли хейрин адхалта фихи Мухаммадан ва али Мухаммад ва ан тухриджани мин кулли суу и ахраджта минху Мухаммадан ва али Мухаммад. Салаватука алейхи ва алейхим. Аллахумма инни асалука хайра ма салака бихи ибадукас-салихин ва аузу бика мимма истааза минху ибадукал-мухлисун!»