Злой дух

Понятия «злой дух», «нечистый дух» и «бес» употребляются в Новом Завете как синонимы. Все они относятся к духовным существам, служащим сатане, исполняющим его волю и находящимся в его власти. Эти бесплотные существа могут не только досаждать человеку, но и подчинить его себе. В Новом Завете духов зла обычно обозначают три взаимозаменяемые понятия:

1. Злой дух (греч. pne uma ponhr’on, пн’евма понер’он)

В Евангелиях и Деяниях это слово встречается 8 раз. Слово ponhr’os, понер’ос употребляется также по отношению к самому сатане в выражении «o ponhr’os, о понер’ос — «злой», «лукавый». Более подробный анализ см. в статье САТАНА.

Лк 7:21 «А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение».

Лк 8:2 «И некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемого Магдалиною, из которой вышли семь бесов..».

Деян 9:12 «… на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них».

Деян 19:15 «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?»

2. Нечистый дух (греч. pne uma «ak’ajarton, пн’евма ак’атартон)

Это понятие встречается в Евангелиях, Деяниях и Откровении 23 раза.

Мф 10:1 «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь».

Мф 12:43 «Когда нечистый дух выйдет из человека..».

Мф 1:23-26 «В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый сотрясши его и вскричав громким голосом вышел из него».

Мк 3:11 «И духи нечистые, когда видели Его, падали перед Ним и кричали: Ты — Сын Божий».

3. Бес (греч. daim’onion, дайм’онион)

Однокоренное с ним слово da’imwn, д’аймон (без уменьшительного суффикса) фигурирует в греческом Новом Завете только в одном месте (по изданию GNT) — в Евангелии от Матфея 8:31. По своему значению оно абсолютно идентично слову дайм’онион.

Мф 11:18 «Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес».

Мк 3:14-15 «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов..».

Лк 8:27-30 «Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из этого человека; потому что он долгое время мучил его, так — что его связывали цепями и узами, сберегая его, но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни! Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него».

Лк 9:49 «При этом Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами». Все эти понятия — «злой дух», «нечистый дух» и «бес» — взаимозаменяемы. Обратите внимание на то, что: (1) В параллельных описаниях одних и тех же событий в разных Евангелиях могут употребляться разные термины, если они имеют одинаковое значение. Сравните, например, Мф 10:1 («власть над нечистыми духами») с параллельным отрывком у Мк 3:15 («власть … изгонять бесов»). (2) Иногда в одном и том же описании по отношению к одним и тем же бесплотным существам употребляются разные термины. Например, в Лк 8:27-30 (процитированном выше) выражения «нечистый дух» и «бес» обозначают одно и то же. Эти примеры показывают, что между этими тремя терминами нет разницы. Это синонимы, которые могут употребляться как альтернативные варианты.

Характеристики, которые дает злым духам Писание:

а. Это бесплотные существа, обладающие независимым бытием, а не духи умерших людей. Ни одно из употребляющихся в оригинале соответствующих греческих слов не используется для обозначения духов умерших.

б. Злые духи служат сатане (Мк 3:22-27). Иногда они ассоциируются с падшими ангелами, присоединившимися к сатане в его бунте против Бога (Откр 12:7-9).

в. Злые духи имеют имена:

Мк 5:9 «И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много».

г. Они могут подчинять себе людей, а после этого вредить им самым разными способами:

— Они могут сделать человека агрессивным, а действия его — саморазрушительными. -Они могут заставлять его биться в конвульсиях, изрыгая пену из рта. Ср. Мф 17:15-18 (также Мк 9:17-27); Мк 5:2-5.

— Они могут сделать его немым. Ср. Мф 9:32.

д. Они могут заставить находящегося в их власти человека нападать на окружающих (Деян 19:16).

е. Они могут говорить и поддерживать разговор (Мф 8:29-32).

ж. Они часто громко вопят и кричат (Мк 5:7; Лк 9:39).

Наиболее распространенные выражения с этими понятиями: По отношению к человеку, находящемуся во власти злого духа, обычно употребляется четыре выражения:

(1) В греческом оригинале встречается глагольная форма dai-mo-n’i-zo-mai, даймон’изомай, буквально означающая `беситься’, т. е. подпадать под власть беса/злого духа. В переводе такие люди, как правило, называются «бесноватыми» (Ин 10:21). Выражение «одержимый бесом» может адекватно передавать ту же мысль, указывая на то, что человека мучает бес, что он находится в его власти, т. е. что бес заставляет его исполнять свою злую волю.

Мф 8:33 «Пастухи же побежали и пришедши в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми».

Мф 15:22 «… дочь моя жестоко беснуется». JBP «… Дочь моя жестоко страдает — бес вселился в нее!» Мк 1:32 «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых».

(2) О человеке может быть сказано: в нем нечистый дух (Мк 3:30; 7:25), или в нем бес (Мф 11:18; Лк 8:27; Ин 7:20), или имеющий нечистого духа бесовского (Лк 4:33). В Ин 10:20-21 в первом случае использовано выражение «он имеет беса» (греч. daim’onion «’eqw, даймонион эхо), а во втором — слово «бесноватый» — собственно: «беснующийся» (греч. daimoniz’omenos, даймониз’оменос), причем оба они передают один и тот же смысл.

(3) Человек в духе нечистом; одержимый духом нечистым (Мк 5:2).

(4) Человек, досаждаемый нечистыми духами, страдающий от нечистого духа (греч. причастие от глагола «oql’eomai, охл’еомай или «enoql’ew, энохл’ео — досаждать) Лк 6:18. Все эти слова и выражения могут быть использованы как альтернативные варианты, поскольку все они имеют сходное значение.

Есть также два выражения, обозначающих изгнание злых духов из человека, находящегося в их власти.

(1) Изгонять бесов (греч. глагол «ekb’allw, экб’алло) (Мф 7:22; 9:33; 10:8 и др.). Это выражение, как правило, обозначает процесс освобождения человека от злого духа при помощи властного приказа (повеления). (2) Бес выходит из человека (греч. глаголы «ex’erqomai, экс’ерхомай или «ekpore’uomai, экпор’евомай) (Мк 7:29; Лк 11:14; Деян 9:12). Так обычно говорят, когда злой дух покидает свою жертву. При переводе на некоторые языки необходимо уточнение: «выходит из кого-то» или «оставляет кого-то».

Другие слова для сравнения (1) Диавол (Мф 4:1) или сатана (Ин 13:27; Деян 26:18). В Откр 12:9 дано определение этих понятий:

Откр 12:9 «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его… низвержены с ним». Злые духи (нечистые духи, бесы) служат сатане. Если греч. ди’аболос стоит в единственном числе, оно синонимично сатане, а если во множественном — бесам. См. статью САТАНА.

Особый случай Ин 6:70 «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол». Здесь Иисус предрекает то время, когда в Иуду вселится сатана (Лк 22:3). В Септуагинте — греческом переводе Ветхого Завета — словом ди’аболос часто переводится древнееврейское слово сат’ан, означающее «сатана», «противник», враг, прикидывающийся другом». Перевод Ин 6:70 можно снабдить пояснением:

«враг, ставший на сторону сатаны» или «человек, уподобившийся сатане».

(2) Ангел Мф 25:41; 2 Петр 2:4; Иуд 6; Откр 12:7, 9. Злые духи — это часть ангелов, последовавших за сатаной, восставшим на Бога. За это они вместе с ним были низвержены с небес. В Библии злые духи называются «ангелами» только тогда, когда при этом слове есть определение, указывающее на их падение или отражена их принадлежность Сатане. См. статью АНГЕЛ в значении 2.

(3) Мироправители (греч. kosmokr’atwr, космокр’атор) тьмы века этого, начальства («arqa’i, арх’ай) и власти («exous’iai, эксус’иай)

Еф 6:12 «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальства, против властей, против мироправителей тьмы века этого, против духов злобы поднебесных».

Кол 2:15 «Отняв силы у начальств и властей..». Здесь подчеркивается большая власть, которой обладают злые духи в своей борьбе против человечества. Существует целая иерархия злых духов, подобно тому, как есть иерархия ангелов Божиих. См. также анализ выражения «стихии мира» в Кол 2:8, 20 и вещественные начала Гал 4:3, 9 в статье МИР.

(4) Дух прорицательный (греч. pne uma p’ujwn, пн’евма п’ютон) Хотя в данном случае ничто прямо не указывает на то, что это — злой дух, тем не менее «дух прорицательный», о котором говорится в Деян 16:16, несомненно принадлежит к той же группе. Такие духи дают человеку власть знать, что происходит в мире духов. Это позволяет ему предсказывать будущее. Во Второзаконии 18:10-12 такие духи определяются как злые. Обратите внимание, апостол Павел изгоняет этого духа как имеющий на это власть, подобно тому как он изгоняет и других бесов.

Деян 16:16,18 «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим… Павел, вознегодовав, … сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее». (5) Духи бесовские Выражение «духи бесовские» (греч. pne’umata daimon’iwn, пн’ев-ма-та дай-мон’ион «духи бесов») встречается в Откр 16:14. В Откровении описывается их способность творить знамения и чудеса.

Откр 16:13-14 «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка духов нечистых. подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в тот великий день Бога Вседержителя». (6) Бесовский Прилагательное «бесовский» (греч. daimoni’wdhs, даймони’одес) встречается только в Соборном послании апостола Иакова 3:15 и означает: «исходящий от злого духа».

Иак 3:15 «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская».

Варианты перевода выражений «злой дух», «нечистый дух» и «бес»

Как уже отмечалось выше, термины «злой дух», «нечистый дух» и «бес» имеют одно и то же значение и употребляются в Библии как синонимы. Вполне вероятно, что при переводе на рецепторный язык не удастся найти альтернативных эквивалентов, полностью совпадающих по смыслу. В таком случае все три термина можно переводить одним подходящим словом или выражением. В каких духов верят люди, говорящие на целевом языке? Есть ли среди этих бесплотных существ такие, чьи характеристики совпадали бы с характеристиками злых духов? Адекватными их можно признать только в том случае, если они обладают хотя бы несколькими из перечисленных выше особенностей, присущих самой природе злого духа в библейском понимании этого термина. Воздержитесь от использования для перевода слов и выражений, употребляющихся для обозначения духов предков, дабы избежать искажений смысла. Духи предков — это духи умерших людей, тогда как злые духи — изначально бесплотные духовные существа. Постарайтесь найти такое слово, которое обозначало бы (а)

самостоятельное в своем бытии духовное существо и (б) существо злое и враждебное Богу. Если в целевом языке есть нейтральное слово, обозначающее самостоятельное духовное существо (т. е. не несущее ни положительной, ни отрицательной окраски) можно использовать его, добавляя соответствующее определение, например, «дух сатаны» или «дурной дух» (однако, будьте осторожны при употреблении слова «дурной»: см. статью ГРЕХ).

Рекомендации для дополнительного чтения:

Loewen J. Understanding the World of the Supernatural. Practical Anthropology. Vol. 12, # 4, July-Aug. 1965, с. 183-187.