Первосвященник

Греч. существительное «arqiere’us, архиер’евс «первосвященник» употребляется в двух различных значениях:

1. В единственном числе оно означает главу всех священников — Первосвященника (иначе -Великого священника).

2. Во множественном числе это слово употребляется по отношению верховных священников, возглавляющих священническую иерархию. Более детальный анализ слова «священник» см. в статье Священник.

1. Первосвященник (Великий священник)

В единственном числе, греческое слово архиеревс почти всегда означает единственного верховного священника, начальника всей священнической иерархии, избранного на особое служение. Оно совершается первосвященником один раз в год, в День Очищения, когда он, облачившись в особые одежды (Исх 28), может войти в Святая Святых, чтобы окропить ковчег завета кровью жертвенных животных, принося тем самым очистительную жертву, избавляющую людей от грехов (Лев 16; Евр 9:7).

В Послании апостола Павла к Евреям (Евр 5:1-4; 8:3 и Евр 9:23-26) описываются обязанности Первосвященника. В Ветхом Завете Первосвященник принимал помазание елеем, символизирующее его избранничество (Исх 29:7; 21:10) и власть, данную ему Богом. Обычных священников поставляли без помазания елеем. По ветхозаветному Закону Первосвященник исполнял свое служение пожизненно.

В новозаветные времена Первосвященник исполнял также функции председателя Синедриона (иудейского Верховного Суда). Тем самым он был верховным судьей и обладал огромным влиянием и властью. Иллюстрация Первосвященник в особом облачении Мф 26:56-65 «А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе, первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины… И тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует!..». См. также: Мк 14:53-63; Ин 18:13.

Более широкое значение В Послании к Евреям проводится сравнение Христа с Первосвященником. И хотя Иисус не происходил из рода Ааронова, подобно остальным Первосвященникам, апостол Павел все же причисляет Его к их числу по следующим причинам:

а. Он, подобно Первосвященнику, принес искупительную жертву за грехи людские. Только обычный Первосвященник приносил в жертву животных, а Христос принес в жертву Самого Себя (Евр 9:26, 28).

б. Подобно Первосвященнику, Он вошел в святилище Божие от лица всех людей (Евр 9:12).

2. Священноначальники, первосвященники

Во множественном числе греч. существительное архиеревс означает вообще верховных священников.

«Множественное число… обозначает членов Синедриона, принадлежавших к первосвященническим родам: высших членов священнической иерархии, уже отбывших эти должности, а также взрослых мужчин из наиболее выдающихся священнических семей» [Арндт и Гингрич]. Иеремия говорит, что последние должны занимать верховные священнические посты при Храме. В любом случае, это -группа наиболее влиятельных людей в священнической иерархии. В этом значении слово архиеревс только один раз употребляется в единственном числе — в Деян 19:14: «Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы». Этот Скева не внесен в официальный список Первосвященников.

Таким образом, можно сделать вывод, что он был не Первосвященником, а просто одним из членов высшей священнической иерархии. Священноначальники были зачастую тесно связаны с другими влиятельными группами, особенно с книжниками и старейшинами. Анализ значения слова «книжник» см. в статье КНИЖНИК. Что же касается «старейшин», то это были члены Верховного Суда (синедриона), будучи выходцами из знатных, но не священнических родов. В Новом Завете об этой связи священноначальников с другими группами влиятельных лиц, свидетельствуют следующие словосочетания: «первосвященники и начальники», т. е. высшие члены священнической иерархии и другие члены Синедриона.

Лк 23:13 «Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ ..». Также: Лк 24:20; Деян.

25:2: первосвященник и знатнейшие из иудеев. «старейшины и первосвященники и книжники», т. е. члены Синедриона (Порядок их перечисления в разных источниках различен).

Мф 16:21 «… что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников..». См. также: Мф 26:41; Мк 8:31; 11:27; 14:43, 53; 15:1; Лк 9:22; 20:1.

См. также: Лк 19:47: Первосвященники же и книжники и старейшины народа. «первосвященники и книжники» (Порядок, в котором они перечисляются, в разных источниках разный)

Мф 2:4 «И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?» «первосвященники и фарисеи», т. е. священноначальники и наиболее влиятельные фарисеи — члены Синедриона. См.: Мф 21:45; 27:62; Ин 7:32, 45; 11:47, 57; 18:3. «первосвященники и старейшины» Мф 21:23 «И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа..». См. также: Мф 26:3, 47; 27:1, 3, 12, 20; Деян 4:23; 23:14; 25:15. «первосвященники и старейшины и весь синедрион» (т. е. высшие члены священнической иерархии и другие члены Синедриона)

Мф 26:59 «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти». «начальник стражи и прочие первосвященники», т. е. начальник храмовой стражи и прочие верховные священники.

Деян 5:24 «Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило». «первосвященники и начальники» Лк 22:4 «И он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им».

Скорее всего, во множественном числе слово «начальник» (греч. strathg’os, стратэг’ос) означает начальника храмовой стражи и его помощников, занимающих видное место в иерархии Иерусалимского Храма. «первосвященники, начальники храма и старейшины» См. Лк 22:52.

«первосвященники и служители» См. Ин 19:6. «священник» См. статью СВЯЩЕННИК.

Варианты перевода слов «первосвященник» и «первосвященники»: Обратите внимание: нужно различать три основные группы: «священники» — более общий термин, подразумевающий вообще всех священнослужителей. Более подробно о вариантах перевода этого слова см. статью СВЯЩЕННИК.

«Первосвященник» — только верховный священник, глава священнической иерархии.

«первосвященники» — немногочисленная группа членов высшей священнической иерархии. Во многих языках при переводе можно отталкиваться от ключевого понятия «священник» и модифицировать его:

священник (варианты см. в статье СВЯЩЕННИК) главные/верховные священники (первосвященники)

самый главный священник, начальник всех священников, глава священников (Первосвященник) При переводе на некоторые языки можно последовать примеру греческого оригинала, где слова «Первосвященник» и «первосвященники» различаются лишь по их употреблению в единственном или множественном числе, в зависимости от контекста. Однако в этом случае необходимо каждый раз тщательно анализировать текст, чтобы не произошло искажения смысла. Кроме того, эти термины нужно внести в глоссарий и снабдить необходимыми пояснениями, раскрывающими существующую между ними разницу. Примечание относительно перевода слова «Первосвященник» в Евангелии от Иоанна (Ин 18:15-24). В данном случае возникает проблема, связанная с толкованием слова «Первосвященник», поскольку здесь оно употребляется по отношению к двум разным людям. В стихе 13 утверждается, что в тот год первосвященником был Каиафа. По поводу Анны говорится, что он был тестем Каиафы. Возможно, они жили в одном доме. Именно в дом Анны вначале привели Иисуса. В стихах 15-18 под «Первосвященником» подразумевается именно Каиафа. Однако в стихе 19 слово «Первосвященник» относится к Анне, поскольку именно к нему привели Иисуса на допрос (стих. 13).

Более того, в 24 стихе утверждается, что допросив Иисуса, Анна послал Его к Первосвященнику Каиафе. А раз после допроса, описанного в стихах 19-23, Анна отослал Иисуса к Каиафе, значит сам Каиафа в допросе не участвовал. Таким образом, стихи 19-24 нельзя считать параллельным текстом к Мф 26:59-66; Мк 14:55-64 и Лк 22:66-71. Исторический контекст описанных в данном отрывке событий таков: за несколько лет до того, как Иисус вышел на Свое служение, Первосвященником был Анна.

Однако римский прокуратор сместил его с этой должности. В течение трех последних лет на этом посту сменилось четыре человека. Последним из них был Каиафа, зять Анны. Что же касается последнего, то он, хоть и лишился официального титула Первосвященника, по-прежнему пользовался среди иудеев большим влиянием. Кроме того, по иудейской традиции, бывшего Первосвященника продолжали называть этим титулом и после того, как он оставлял свой пост. Из Лк 2:3 и Деян 4:6 можно заключить, что Анна пользовался не меньшим, если не большим, авторитетом, чем его зять.

Рекомендации для дополнительного чтения:

Jeremias J. Jerusalem in the Time of Jesus. London: SCM Press and Philadelphia: Fortress Press, 1969, с. 147-181.