Завад

Завдий

Завеса

Завет

Завет соли

Завулон

Завуф

Заем

Закалывание

Закваска

Заклинатели

Заклятие

Закон

Законники

Закон Моисея

Закхей

Залог

Замзумимы

Замврий

Заноах

Западное море

Запечатление Духом

Записи Гада прозорливца

Записи Ииуя, сына Ананиева

Записи Нафана пророка

Записи Самея пророка и Адды прозорливца

Записи Хозая

Заповеди человеческие

Запястье

Зара

Зарай

Заред

Захария

Заяц

Звезды

Зеббуда

Зеведей

Зевей

Зевул

Зелфа

Землетрясение

Земля

Земля горшечника

Земля крови

Земля Хамова

Зереш

Зеркала

Зерно

Зив

Зилот

Зимврия

Зимран

Зимри

Зина

Зиф

Зихрий

Змей

Знамение

Золото

Золотая кадильница

Золотой жертвенник

Золотой нарост

Зоровавель

Зохелет

Зрелище

Зузим

Завад,

сын Шимеафы аммонитянки (2 Пар 24:26),сговорившись с Иегозавадом, сыном Шимрифы, убил царя Иоаса. Срав. 4 Цар. 12:21, где Завад называется Иозакаром.

Завдий

из Шефама, смотритель над запасами вина у Давида (1 Пар. 27:27).

Завеса

— евр. парохет. Завеса, которая отделяла Святое от Святого Святых, была соткана из голубой, пурпоровой и червленой шерсти и из крученного виссона с вытканными на ней херувимами (Исх. 36:35; Срав. 2 Пар. 3:14). Ее открывали только один раз в год — в день очищения. Она разодралась, когда Иисус умер (Мат. 27:51). Завеса, — символ жизни Христа; разодралась при Его смерти; через это открылся нам доступ к Богу (Евр. 10:19 и дал.).

Завет.

См. «Библия» и «Союз».

Завет соли

. См. «Соль».

Завулон

— Завулун. Завулон, десятый сын Иакова, шестой от Лии (Быт. 30:20); от него родилось трое сыновей (Быт. 46:14).

Завуф

(Завуд), сын Нафана, друг и советник Соломона (3Цар. 4:5).

Заем.

Как единственный Собственник всей занимаемой евреями земли, Иегова условием пользования землею предписал им давать взаймы своим бедным братьям и каждый седьмой год все непокрытые займы прощать. (Втор. 15:1 и дал.). Если брали что в залог, то должны были делать это с милосердием, руководствуясь любовью (Исх. 22:26 и дал.; Втор. 24:6,10 и дал. ). «У вдовы не бери одежды в залог» (Втор. 24:17). На нуждающихся братьев нельзя было налагать роста (Исх. 22:25; Лев. 25:36 и дал.) ни деньгами, ни съестными припасами и ничем другим (Втор. 23:19). В том же духе запечатлевает и Иисус в сердцах своих учеников эту заповедь: давать взаймы, не ожидая получить обратно, и это даже по отношению к врагам (Лук. 6:34 и дал.) — в противоположность закону (Втор. 23:20), который разрешал отдавать деньги в рост чужеземцу.

Закалывание

животных дома во время странствования в пустыне воспрещалось под страхом смертной казни (Лев. 17:3 и дал.), но допускалось в Ханаане, особенно для тех, кто жил далеко от святилища (Втор. 12:15, 21).

Закваска.

Употреблять закваску или мед вместе с какой-либо жертвой, которую приносили Господу, было строго запрещено (Лев. 2:11); отсюда — обличительные слова пророка Амоса к современным ему евреям: «приносите в жертву благодарения квасное» (другой перевод: «дым от закваски» в жертву благодарения) Ам. 4:5. Во время пасхального праздника в доме израильтянина должна была быть уничтожена всякая закваска в воспоминание исхода отцов из Египта, когда те должны были взять с собою пресное тесто и спечь из него хлеб на скорую руку (Исх. 12:15,19,34; 13:7). См «Пасха». Всепроникающая и изменяющая сила закваски является главной сутью сравнений в различных иносказательных выражениях. Так, напр, в другом значении говорится о закваске фарисеев и саддукеев, «которая есть лицемерие» (Мат. 16:6); Коринфская церковь побуждается очиститься от старой закваски (1 Кор. 5:6 и дал.; Срав. Гал. 5:9); с другой стороны Царство небесное в притче представляется закваской, заквашивающей три меры муки (Мат. 13:33; Лук 13:20 и дал.).

Заклинатели

— люди, которые призывам нем имени Божия и при посредстве особых таинственных церемоний считали себя в состоянии изгонять бесов Эта сила дана Христом Апостолам (Мат. 10:1,8), также 70 ученикам (Лук. 10:17) и обещана уверовавшим в Него ( Map . 16:17), как одно из знамений их веры. После воскресения Христа его ученики изгоняли бесов (Деян 16:18). Упоминаются также случаи, когда исцеления совершали и те, которые не сопровождали И. Христа (Map. 9:38; Лук. 9:49).

Слово заклинание или заклинатели никогда не применяется, когда говорится об изгнании бесов Христом или Его учениками. Что именем Христа могли изгонять бесов и не принадлежавшие к Его ученикам видно в Мат. 7:22; Деян. 19-13. Все такие таинственные средства, как заклинание (Исх. 7:1, 22; 8 7, 18) или искусство гадания были строго запрещены в законе Господнем (Втор. 18:10). См. «Искусство гадания».

Заклятие

или заклятое

(Лев. 27:21 и дал., Чис. 18:14)называлась такая военная добыча, которую победитель не имел права оставлять себе, но должен был отдать в святилище Господа, как преданное заклятию, по евр. «херем», т.е. освященное или отделенное. Так, напр., израильтянам в Втор. 7:25 и дал. воспрещалось брать себе в добычу истуканы или украшение их, драгоценности, взятые от ханаанских народов, ибо они подпадали под заклятие. У И. Нав. 6:17 и дал. приказано предать Иерихон со всем находившимся в нем заклятию. Запрещено было щадить кого-либо или взять что-либо себе; когда после взятия города израильтяне были побеждены жителями Гая, то оказалось, что причиной этому было нарушение заклятия (И. Нав. 7:12 и дал.). Ахан взял для себя нечто из заклятого, в наказание за что сам подпал заклятию, т.е. осуждению на смерть. (Ст. 25).

Закон

— евр. Тора. Закон. Это слово имеет множество различных значений:

1) Слово Божие вообще. Давид воспевает закон Божий (Пс. 18: 8 и дал.) и, восхваляет его в 118 Псалме, давая ему множество различных названий. Павел говорит о законе веры, т.е. Евангелии (Рим. 3:27) и законе Христа (Гал. 6:2) и т. д.

2) Писания Ветхого Завета вообще; напр., у Иоан. 10:34, как написанное в законе, приводится место из Пс. 81: 6; затем у Иоан. 15:25 выдержка из Пс. 34:19 или 68:5 и т.д.; также в 1 Кор. 14:21 из Ис. 28:11.

3) Пятикнижие Моисеево, первая из трёх частей, на которые евреи делили Ветхий Завет (Лук. 24:44); «закон, пророки и писания». Срав. Деян. 13: 1о.

4) Закон Моисеев, т.е. собрание нравственных, гражданских и богослужебных законов, данных Моисею на Синае; «закон Моисеев» (Лук. 2:22; Иоан 7:23), закон Господень (Лук. 2: 39) и т.д. По смыслу того или другого места можно понять, говорится ли там об обрядовой части закона (как в Еф. 2:15, где Христос заменил закон заповедей учением), или о гражданских установлениях, которые имели значение для Израиля, как нации (напр., законы о ведении войны Втор. 20) или только для судей (Втор. 17. Срав. Деян. 23:3; 24:6; 258) или, наконец, о тех частях закона, которые обыкновенно называются моральным, нравственным законом и который заключается в 10 заповедях. Христос заключает его в двух вечных заповедях: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою, всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя. (Мат. 22:37 и дал.; Срав. Гал. 5:14; Рим. 13:8,10; 7:25). Этот закон, закон любви, не был нарушен Христом, но исполнен в совершенстве, показан в жизни и написан в сердцах Его народа (Мат. 5:17; Иак. 2:9 и дал.; 4:11). Обрядовый же закон также был Им усовершенствован: когда явился Он, как осуществление прообразов, тогда символы, как ненужные тени», отпали (Евр. 10:1). 5) Законом называют иногда внутреннюю побуждающую силу. Так, Павел говорит о законе ума и о законе, находящемся в членах (Рим. 7:23), о законе духа, греха, свободы и т.д. Сравни Рим. 8:2; 9:31; Иак. 1:25; 2: 12. О скрижалях закона см. «Откровение».

Законники

— люди, посвятившие себя исследованию и объяснению еврейского закона, особенно «предании старцев». По всей вероятности они также занимались перепиской закона. Вероятно, название «законник» обозначало то же, что и «книжник»: то лицо, которое у Мат. 22:35 и у Лук. 10:25 названо законником, у Map . 12:28 называется книжником. Многие из законников были членами синедриона. Вместе с фарисеями и священниками, они часто обличались Спасителем в слепоте и скрывании истины; Он называет их слепыми вождями слепых (Лук. 7: 30; 10:25). См. «Книжники».

Закон Моисея.

Моисеевы законы, которые мы здесь приводим для сравнительного обзора, касались нравственности, гражданской жизни и левитского богослужения (Смотри «Законы»).

Когда спрашивают о ядре закона Моисеева, то, обыкновенно, указывают на десять заповедей или десять c лов, которые Сам Господь написал и передал Моисею на Синае. Срав. Исх. 31:18; 34:1,28; Втор. 4:13. Многие полагают, что закон относительно левитских обрядов был добавлен впоследствии к первоначальному ядру, потому что народ не мог понять высокого содержания закона и сейчас же по получении десяти заповедей вернулся к египетскому идолослужению, сделав золотого тельца. При виде этого Моисей в негодовании разбил скрижали и хотел оставить начатое дело (Исх. 32:19,32). Он обратился к Богу и, получив от Него новое откровение, начал снова свое служение (33:18; 34:18 и дал.; 29; Втор. 10:1 и дал.). После этого Моисей, по отношению к народу, стал более сдержанным (Книга Исход 34:32 и дал.). Тогда выступили левиты (32:26; Втор. 10:8 и дал.) и, как предполагают, наложили на народ тяжелое иго обрядов (Деян. 15:10; Гал. 4:3,9; Евр. 7:18). С той точки зрения объясняют, напр., Иер. 7:22 и дал., где сказано, что Бог, после того, как вывел израильтян из Египта, не заповедал относительно жертв всесожжения или других, но только, чтобы они слушались гласа Его; то же говорится у Иез. 20:11,25, где в 11 стихе Господь говорит, что Он дал Израилю заповеди и постановления, исполняя которые человек будет жив, но в 25 ст. Он «попустил учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы».

«В словах завета (Исх. 19:3-6) и в десяти заповедях не говорится ни слова относительно жертвоприношения» (Мелин). — «Закон о жертвоприношениях не стоял на первом месте, но десять заповедей занимали первое место. Не желавшие исполнять 10 заповедей не были способны принести жертвы, так как закон о жертвах не существовал для непослушных» (?) (Фьельстедт). «Народ израильский отпадением от Бога и желанием иметь видимый знак постоянного присутствия Божия показал, что ему нужно было такое богослужение, которое могло производить глубокое впечатление на внешние чувства. В скинии израильтяне получили нечто совершенно отличное от золотого тельца, которого они желали» (Фьельстедт). Срав. «Жертвы».

Закхей

— Закай, евр. достойный. Закхей, богатый начальник мытарей в Иерихоне, который во время последнего путешествия Иисуса в Иерусалим, будучи мал ростом, влез на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса. Христос, проходя мимо, сказал ему, чтобы он слез с дерева, и затем Христос посетил его дом. Когда народ увидел, что Христос зашел к мытарю, то стал роптать на Него. Закхей, услышав эти нарекания, обещал половину своего имения раздать нищим, а обиженным воздать вчетверо. Христос, услышав это, сказав: «ныне пришло спасение этому дому, потому что и он сын Авраама» (Лук. 19:1 и дал.).

Залог.

Относительно залога в законе были разные человеколюбивые предписания. «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее» (Исх. 22:26 и дал.; Втор. 24:12 и дал).

«Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу» (Втор. 24:6); «У вдовы не бери одежды в залог» (ст. 17).

Заимодавец не мог войти в дом должника, чтобы взять залог; он должен был стоять на улице, доколе должник не вынесет ему залога (ст. 10,

Наставления относительно преступлений против этих заповедей — Иов. 24:3; Иез. 18:7,12,16; 33:15; также Ам. 2:8; Иов. 22:6; Прит. 20:16. О закладе недвижимого имущества упоминается у Неем. 5:3.

Иносказательно говорится о залоге в 2 Кор. 1:22; 5:5; Еф. 1:14. Это слово употребляется там в значении задатка, т.е. части платы, которую дают при совершении покупки в знак того, что вся сумма впоследствии будет уплачена. Так залог Духа в верующих означает, что они в будущем получат наследие полностью, почему Дух и называется «залог наследия нашего» (Еф. 1:14).

Замзумимы

«народ великий и многочисленный», высокий ростом, подобно сынам Енаковым, землю которых до времени Моисея Господь отдал аммонитянам (Втор. 2:20); в Быт. 14:5 они называются Зузимами.

Замврий

— Замри.

Замврий, 5-ый царь на израильском престоле. В начале он был военачальником царя Илы, но, восстав против него, убил его, занял престол и уничтожил весь дом Ваасы. Народ, услышав об этом поступке Замврия, выбрал царем военачальника Амврия, который пошел и осадил Фирцу. Замврий сжег себя в царском дворце после семидневного царствования, в 929 г. до Р.Хр. (3Цар. 16:9 и дал.).

Заноах.

1)Город в низменной части Иудеи (И.. Нав. 15:34), теперь Зануа близ Вади Сурар, в 20-ти км от Иерусалима. Жители его участвовали в постройке стен Иерусалима (Неем. 3:13; 11:30).

2) Город в нагорной части Иудеи (И. Нав. 15:56), вероятно, теперешняя Занута, к югу от Хеврона.

Западное море.

См. «море».

Запечатление Духом.

См. «Дух».

Записи Гада прозорливца.

См. «Библия».

Записи Ииуя, сына Ананиева.

См. «Библия».

Записи Нафана пророка.

См. «Библия».

Записи Самея пророка и Адды прозорливца.

См. «Библия».

Записи Хозая.

См. «Библия».

Заповеди человеческие.

См. «Книжники».

Запястье

(Быт. 24:22; Чис. 31:50; 2 Цар. 1:10; Ис. 3:19) — золотые кольца на руках; также ленты, которыми перевязывали руки около кисти. Запястья носили не одни только женщины, но и мужчины; напр., ассирийские цари носили такие запястья.

Зара,

сын Иуды и Фамари, брат Фареса (Быт 38:30; Мат. 1:3).

Зарай,

царь земли Хуш, или Эфиопии, который напал на Иудею с 1.000.000 войска и 300 колесницами, но по молитве царя Асы потерпел такое поражение, что никого не осталось в живых (2 Пар. 14:9 и дал.). Предполагают, что этот Зарай — египетский фараон Озаркон или Озерекон 1-й или 2-ой.

Заред,

поток или долина на южной границе Моава, одна из стоянок израильтян, где, собственно, и окончилось странствование по пустыне (Чис. 21: 12; Втор. 2:13 и дал.).

Захария

т. е. Господь помнит, или память Господа, — распространенное между евреями имя.

3) Четырнадцатый царь израильский, сын и наследник Иеровоама 2-ого; после шестимесячного правления царством был убит Селлумом в 772 г. до Р.Хр. (4 Цар. 14:28; 15:8 и ал.).

2) Сын Варахин, один из двух верных свидетелей со стороны пророка Исайи (Ис. 8:2).

3) Советник царя Озии; после его смерти царя стали постигать неудачи (2 Пар. 26:5). Может быть этот Захария, или предыдущий, является отцом Авии жены царя Ахаза, матери Езекии (4 Цар. 18:2; 2 Пар. 29:1).

4) Сын священника Иодая, бесстрашно обличал идолослужение во времена Иоаса; по повелению царя он был побит камнями во внутреннем дворе храма (2 Пар. 24:20 и дал.; Лук. 11:51);

5) Набожный левит, который вместе с другими поддержал царя Езекию (2 Пар. 29:13).

6) Пророк, сын Варахиин и внук Адды (Зах. 1:1); у Езд. 5:1 назван сыном Адды. Возвратившись из Вавилона с Зоровавелем, он, будучи еще молодым, начал пророчествовать (Зах. 2:4), на втором году в восьмом месяце воцарения Дария Гистаспа, два месяца спустя после пророка Агея (520 г. до Р.Хр.). Вместе с Зоровавелем он ободрял и побуждал народ к возобновлению постройки храма. Их старание увенчалось успехом (Езд. 6:14).

7) Священник из Авиевой чреды во времена Ирода. Ему явился в храме ангел и возвестил, что его престарелая жена Елисавета родит ему сына. Так как он не поверил слышанному от ангела, то сделался немым (Лук. 1:5 и дал. Когда Елисавета родила сына, то они оба, как бы по согласию, дали ребенку одно и то же имя. После этого уста его разрешились и он прославил Бога (Лук. 1:57 и дал.).

Заяц

(евр. «арневет», араб, «арнао») «жующий жвачку, но не имеющий раздвоенных копыт», считался нечистым животным (Лев. 11:6; Втор. 14)

Звезды

— евр. кохавим. Звезды, бесчисленные светила, созданные Всемогущим (Быт. 1:16), ликование пред Ним при сотворении земли (Иов. 38:7). Господь знает число их и всех их называет именами (Пс. 146:4). Звезды более, чем что-либо другое в природе, свидетельствуют о дивном величии Создателя (Пс. 18: 1), и, взирая на них, псалмопевец приходит в изумление при мысли о попечении Бога о ничтожном человеке (Пс. 8:4 и дал.). Часто указывается в картинных оборотах речи Библии на бесконечное число и величественно-правильный ход звезд (Быт. 15:5; 22: 17; 26:4; Исх. 32:13; Ис. 40:26).

Сам Иисус называется «Звездой светлой и утренней» (Отк. 22:16); Он обещает побеждающему дать утреннюю звезду (Отк. 2:28; Ср. 2 Пет. 1:19; 2 Кор. 4:16; Еф. 5:8,14). Его Рождество было возвещено волхвам явлением на Востоке удивительной звезды, которая привела их к месту, где находился Младенец (Мат. 2:2 и дал.). (Срав. «Волхвы»). Валаам за тысячи лет до этого предсказал о Нем, как звезде, восходящей от Иакова (Чис. 24:17). С другой стороны, силы и орудия тьмы уподобляются упавшим или блуждающим звездам, см., напр., Ис. 14:11 (царь Вавилонский); Иуд. 13; в Отк. 8:11, говорится о упавшей звезде, имя которой полынь.

Об утренних звездах у Иов. 38:32 см. «Планеты».

Суеверные представления язычников о влиянии звезд на судьбу людей, вместе с поклонением им, создали особое искусство гадания по звездам (особенно у Вавилонских астрологов, Дан. 2:2,27) — все это оказало пагубное влияние на израильский народ, несмотря на многократные предупреждения Господа (Срав. Втор. 4: 19; 17:3; 4 Цар. 21:3; 23:5; Иер. 10: 2; 19:13; Иез. 8:16; Соф. 1:5).

Следующие звезды и созвездия упоминаются в Священном Писании: Венера или утренняя звезда (Ис. 14:12; Отк. 2:28), Орион и Плеяды (Иов. 9: 9; 38:31; Ис. 13:10: Ам. 5:8); Большая Медведица (Иов. 9:9; 38:32); Скорпион (Иов. 26:13); Диоскуры, т.е. Близнецы (Кастор и Поллукс) (Деян. 28:11). Относительно 4 Цар. 23:5 см. «Планеты».

Зеббуда

(Звида), мать царя Иоакима (4 Цар. 23:36).

Зеведей,

галилейский рыбак, отец Апостолов Иакова старшего и Иоанна (Мат. 4:21). Его жена Саломия была одной из женщин, служивших Иисусу под конец Его жизни, и которые остались верными Ему до креста и до гроба (Мат. 27:56; Map. 15:40). Из Map . 1:20 (о работниках), Иоан. 18: 15 (о знакомстве Иоанна с первосвященником) заключают, что семейство Зеведея занимало видное положение. Имя Зеведей есть греческая форма еврейск. Завдия или Зевадея (И. Нав. 7:1; 1 Пар. 8:15), которое означает «дар Божий», приблизительно то же, что и Иоанн, т.е. «милость или дар Божий».

Зевей

и Салман,

два мадиамских царя, которые были побеждены Гедеоном Суд. 8:5 и дал.: Пс. 82:12).

Зевул,

служитель Авимелеха и главный начальник в Сихеме, тайно донес своему господину о кознях хананеянина Гаада и удалил его хитростью и силою из города (Суд. 9:28 и дал.).

Зелфа

— Зильпа.

Зелфа, служанка Лии, мать Гада и Асира, сыновей Иакова (Быт. 29:24; 30: 9 и дал.).

Земледелие упоминается как занятие Адама еще до грехопадения (Быт. 2: 15). Каин был земледелец (4:2); также Ной (9:20); Исаак (26:12) и Иов (Иов. 1:14). Древние евреи, несмотря на кочевой образ жизни, не были чужды этому занятию, способствовавшему слиянию рассеянных племен в один народ. В Египте они не только занимались скотоводством, но и обрабатывали землю, строили города и занимались ремеслами (Исх. 1:11; Чис. 20:5; Втор. 11:10; 1 Пар. 4:21 и дал.). Таким образом, Египет и в этом отношении был приготовительным классом той школы, в которую они попали в Ханаане, где различные установления закона, как-то, о разделе и обработке земли, как собственности Господа (Лев. 25:23), об отдыхе земли в субботний год (ст. 3 и дал.); о ненарушимости межевых знаков Втор. 19:14); о непродаже навсегда наследственной земли (Лев. 25)); о праве бедных собирать жатву с края поля и подбирать остатки, также удовлетворять голод спелыми зернами по пути через поле (Лев. 19:9; Втор. 23: 25; Руфь 2:2; Мат. 12:1), равно как и установление связанных с разными периодами земледелия праздников и т. д. имело целью на основе земледелия построить тот общественный порядок, в котором народ, взятый в удел Господом, должен был быть воспитан. Насколько природные свойства Ханаана с его плодородной почвой и обильным орошением соответствовали этой цели, указывается в некоторых местах Писания. Следует обратить особенное внимание на описание Моисея в Втор. 8:7 и дал.: «Господь Бог твой ведет тебя в землю добрую… где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, где масличные деревья и т. д.»

Царь Озия особенно заботился о развитии земледелия (2 Пар. 26:10); Давид, по-видимому, также имел попечение об этом (1 Пар. 27:26 и дал.). Картины земледелия и садоводства дали материал для .множества духовных образов, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. (См. Пс. 1:3; 91:8; 91:14; Ис. 5:7; 28:24 и дал.; 58:11). Христос Сам — сеятель, сеющий Свое семя на поле, которое есть мир (Мат. 13). Служители Слова называются трудящимися земледельцами (2 Тим. 2:6), а церковь называется «Нивой Божией» (1 Кор. 3:6 и дал.; Евр. 6:7).

Землетрясение

— евр. рааш. Землетрясение бывает часто в Палестине, о чем говорится у Амоса 1:1; Зах. 14:5 в царствование Озии, отмечено такие и у Иосифа Флавия. Земля во время землетрясения часто дает трещины, подобно тому, как это описывается в Чис. 16:32, и как это было при смерти Христа (Мат. 27:51 и дал.). Землетрясение в Галилее в 1837 году разрушило около 1/3 части города Тивериады, причем погибло много тысяч людей в окрестностях. Такие явления природы, с одной стороны, свидетельствуют о величии и могуществе Господа, Его судах и наказаниях (Исх. 19:18; 20:18; Пс. 67:9; Мат. 24:7; Отк. 16:18; Срав. 3Цар. 19:11), с другой стороны служат для народа Господня признаками, что Бог слышит молитвы и избавляет его (Лук. 21:28: Деян. 4:31; 16:26).

Земля.

Этим словом обозначается земля, как небесное тело, в противоположность небу; или же имеется ввиду ее состав из чего созданы живые существа. Для последнего еврейский язык имеет особенное слово «адама», которому родственно слово Адам. В тех местах, где слово земля имеет первое значение, в евр. тексте употреблено слово «эрец» (низменное) и «тевел» (обитаемое). Эрец имеет различные значения: 1) вся земля (Быт. 1:1), 2) Суша, как противоположность морю (Быт. 1:10), 3)особая страна (21:32), 4) участок земли (23: 15) и 5) почва, которая под ногами (1 Цар. 5:4; 3Цар. 1:31). Все эти значения имеет и греческое слово земля, так что в некоторых местах под этим словом можно понимать или всю землю вообще, или известную страну (Мат. 5:5).

Земля горшечника

— поле, купленное на деньги Иуды Искариота (Мат. 27:7), находилось, вероятно, в долине Гиммон, где еще во времена Иеремии была мастерская горшечника (Иер. 18:2; 19:1). См. «Акелдама».

Земля крови

. См. «Акелдама».

Земля Хамова

. См. «Египет».

Зереш,

гордая жена Амана, увидевшая мужа и десятерых сыновей на виселице, которую она приготовила для слуги Господа (Есф. 5:10 и дал.; 6:13; 9:14).

Зеркала

(Иак. 1:23; 2 Кор. 3:18). Зеркала у древних были из литого полированного металла (Иов. 37:18) и не давали такого ясного отражения, как наши зеркала (1 Кор. 13:12 греч.). Зеркала еврейских женщин (Исх. 38: 8; Ис. 3:23) походили, вероятно, на найденные в египетских остатках древности. Из медных женских зеркал по Исх. 38:8 (евр. текст) был сделан медный умывальник для скинии.

Зерно.

См. «семя».

Зив.

См. «Орив».

Зилот.

См. Симон».

Зимврия.

Зимврийский народ упоминается вместе с Еламитами и Мидийцами.

Зимран

(Быт. 25:2; 1 Пар. 1:32), старший сын Авраама от Хеттуры. Некоторые ставят его имя в связь с древним царским городом Цабрам на Чермном море, к западу от Мекки.

Зимри,

сын Салу, начальник колена Симеонова, который прелюбодействовал с мидианитянкою Хазвою, за что и был убит Финеесом, сыном Елеазара (Чис. 25:6 и дал.).

Зина,

законник, один из друзей Павла, посланный вместе с Аполлосом; Титу предлагается позаботиться о нем (Тит. 3:13).

Зиф.

1) Город в южной Иудеи, близ границы Ёдома (И. Нав. 1з:24).

2) Город в нагорной части Иудеи, к юго-востоку от Хеврона, где находится возвышенность с древними развалинами, известная под названием Тель-Зиф (И. Нав. 15:55).

Местность вокруг этого города называется пустынею Зиф; туда Давид убежал от Саула, который через предателей узнал об этом (1 Цар. 23:14; 26:2; срав. Пс. 53). И теперь еще кое-где на возвышенностях попадаются дубовые рощицы; в минувшие времена дубы, вероятно, росли здесь в изобилии. В одной из таких рощ Давид и Ионафан вновь заключил дружеский союз (1 Цар. 23:18).

3) См. «Месяцы1.

Зихрий

ефремлянин, один из героев Факея во время войны с Ахазом (2 Пар. 28:7).

Змей.

Змей, по Быт. 3:1, был самый хитрый из всех зверей и своею хитростью прельстил Еву (2 Кор. 11:3), почему Господь Бог сказал ему: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами; ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14); «семя жены будет поражать тебя в голову» (16). Срав. слова Иоанна о драконе, древнем змие, называемом диаволом и сатаною, обольщающем всю вселенную (Отк. 12:9; 20:2) и слова Иисуса о человекоубийце (Иоан. 8:44).

В символических выражениях Библии встречаются часто слова: «змей», «ехидна», «яд змеи» и «порождения ехидны», обозначающие хитрость, злобу, идолопоклонство и безбожие (Быт. 49:17; Втор. 32:33; Пс. 57:5; 90:13; Мат. 3:7; 12:34). Изредка мудрость змеи представляется достойной подражания, но в соединении с простотою голубя (Мат. 10:16).

Змеи и вообще пресмыкающиеся животные были нечисты по закону и их воспрещалось употреблять в пищу (Лев. 11:41 и дал.).

В грядущем Царстве Божием змея будет освобождена от проклятия (Ис. 65:25) «и младенец будет играть над норою и дитя протянет руку свою на гнездо змеи (Ис. 11:8).

В Библии упоминаются некоторые породы ядовитых змей, но точное их определение затруднительно.

1) Аспид (евр. Петен), (Втор. 32:33; Иов. 20:14 и дал.) «затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях (Пс. 57:5,6), прячется в норах (Ис. 11:8). Предполагают, что это египетская очковая змея.

2) Аспид (евр. Шефифон), (Быт. 49:17). Возможно, что это опасная рогатая гадюка (vipera Cerastes ), которая имеет земляную окраску, лежит в засаде в песке и впивается в ногу своей добычи.

3) Аспид, палестинская гадюка, (евр. Цефа, Цифони) (Ис. 11:8; 14: 29; 59:5; Иер. 8:17; Прит. 23:32) весьма ядовитая змея.

4) Василиски, ядовитые змеи (евр. срафим), которые жалили евреев в пустыне (Чис. 21:6; Втор. 8:15); «Сараф» переведено словом «летучий дракон» у Ис. 14:29 и «летучие змеи» в 30:6.

5) Ехидна (евр. Ефе), Иов. 20:16; Ис. 30:6; 59:5. Вследствие того, что евр. название напоминает арабское «афа», думают, что это — ехидна, в 1 аршин длиною и 1 вершок толщиною с коричневыми и черными пятнами, отличающаяся своим шипением. Вероятно, такую змею Павел стряхнул в огонь, не потерпев от нее никакого вреда (Деян. 28:3 и дал.).

6) Аспид (евр. Ахшув) в Пс. 139:4, предполагают, что это — встречающаяся в северной Африке ехидна « Echis arenicola«.

7) Летучий змей (евр. Киппоз), который, согласно пророчеству, будет жить в развалинах Едома (Ис. 34:15), опасная змея ( Erix jaculus), родина которой Египет, Аравия и Палестина. Она живет среди ветвей на верхушках деревьев, и бросается с быстротою молнии на свою добычу.

Кроме перечисленных названий, змеи обозначаются словом «нахашг» т.е. шипящий (Быт. 3:1 евр.) и « no лзающий по земле» (Втор. 32:24). ! ,;

О медном змее, смотри «Медный змей».

Заклинатели змей упоминаются • некоторых местах (Пс. 57:6; Еккл.

10:11; Мер. 8:17; срав. Иак. 3:7). Это искусство известно и теперь в Африке и в Индии. Брюс видел в Каире человека, который голою рукою взял змею (cerastes), положил ее себе на голову и одел сверх нее шапку; затем положил ее на грудь, обвил вокруг шеи, без всякого вреда для себя. После этого змея была подпущена к курице, сейчас же ужалила ее и та через несколько минут околела.

Знамение

— евр. «нес» или «от».

Знамение — залог или доказательство для утверждения завета, или же свидетельство о чем-либо грядущем (Быт. 9:12 и дал.; Исх. 3:12; Быт. 17: 11; Ис. 8:18), сверхъестественное явление (Лук. 21:11), чудо, как печать божественного посольства, могущества и власти (Исх. 4:8 и дал.; Map. 8:11). Небесными знамениями назывались также движения и различные положения планет, по которым языческие звездочеты якобы читали божественные откровения (Иер. 10:2).

Золото

— евр. загав. Золото, символ чистоты (Иов. 23:10), доброкачественности (1 Кор. 3:12; 1 Пет. 1:7) и благородства (Плач. 4:1), упоминается уже в Быт. 2:11. Чеканка золотых монет долгое время не была известна; на египетских памятниках можно видеть деньги в виде золотых колец, взвешиваемых на весах (срав. Быт. 43:21) Соломон на постройку храма употребил огромное количество золота и других драгоценностей. Давид, по 1 Пар. 22:14, оставил для этой цели не менее 100000 талантов (около 250000 пуд) золота и миллион талантов (около 2 500 000 пуд.) серебра; срав. 1 Пар. 29:4; 2 Пар. 1:15. Соломон «сделал серебро и золото в Иерусалиме равноценным простому камню». Золото употреблялось на различные украшения и посуду. См. 3Цар. 6:22; 10:16,21; Песн П. 3:9 и дал.; Есф. 1:6; Иер. 10:9; Наум. 2:9; Дан. 3:1. В Библии известны следующие места, откуда доставляли золото: Хавила (Быт. 2:11); Аравия (Пс. 71-15); Офир (Иов. 28:16) и Парваим (2 Пар. 3:6; Срав Иез. 27: 22). Указания на золотых дел мастеров встречаются в Прит. 17:3; 27:21; с. 40:19; 41:7; 46:6 и т д. Срав. «Кузнец».

Золотая кадильница

упоминается в числе даров, которые родоначальники колен израильских принесли для скинии (Чис. 7:14). Каждая из них весила 10 сиклей.

Золотой жертвенник

(алтарь), жертвенник для каждения в храме Соломона. См. «алтарь» (жертвенник).

Золотой нарост

, 1 Цар. 6:4, см. «почечуй»,

Зоровавель

— Зерубавель, сын Салифиилов (Шалтизля).

Зоровавель, сын Салафиилов, из дома Давидова (Езд. 3:2), Иудейский князь (Езд. 1:8), вождь израильтян, которые возвратились из Вавилона (Езд. 2:2). Кир назначил его областеначальником Иудеи (Езд. 2:63; 5:14) и доверил ему священные сосуды, которые должны были быть возвращены в Иерусалим. Он положил основание постройке храма и очень много заботился о восстановлении богослужения (Езд. 1:11; 2:2; 3:8; 5:2). Как персидский областеначальник, потомок Давида, имеющий надежду на пришествие Мессии, он описывается, как верный Божий слуга (Агг. 1:1- 2-3 и дал.; 21 и дал.; Зах. 4:6 и дал ). Его халдейское имя было Шешбацар, т е. великий, почетный (Езд. 1:8; 5:14). О его происхождении от Давида см «Салафиил».

Зохелет,

скала у источника Рогель в Енномовой долине, недалеко от Иерусалима в юго-восточном направлении, где Адония устроил пиршество для своих сторонников и ими был избран царем (3Цар 1:9 и дал.).

Зрелище

(Деян. 19:29, греческий театр).

Театрами греки пользовались не только для устройства представлений, атлетических состязании и т п, но также для общенародных собраний, судебных дел и т.п. В каждом городе на Востоке, где прививались греческие обычаи, строились театры (1 Макк. 1: 14 и дал.; 2 Макк. 4:9 и дал.). Смотри «Поприще».

Зузим.

См. «Замзумим»