Цаан

Цаанним

Цананним

Цапля

Цареда

Царедворец

Царера

Цари и земля Израилева

Царица Неба

Царская долина

Царство Божие

Царство мертвых

Царство Небесное

Цартан

Царь

Цафнаф-пансах

Цветок кипера

Цветок

Цевоим

Цедад

Цела

Целцаха

Цемараим

Цемараимская гора

Цемарей

Ценан

Церуа

Цефат

Цефаф

Цивеон

Цивья

Циддим

Циклаг

Цнлла

Цифрон

Циц

Цоан

Цора

Цофай

Цур

Цуф

Цаан

(Мих. 1:11). См «Ценан»

Цаанним.

См «Цананним .

Цананним,

место в колене Неффалимовом (И Нав 19:33), вероятно, то же место, что и Цаанним, где кенеянин Хевер раскинул свой шатер (Суд 4:11).

Цапля

(Лев. 11:19). См «Нист».

Цареда,

родина царя Иеровоама 1. (3 Цар. 11:26)

Царедворец

обозначает: 1) начальника с телохранителей, его дом был соединен тюрьмой (Быт. 37:36; 4 Цар. 25:8); 2) начальника дворца, основ, текст — «над домом» (3Цар. 4:6; 4 Цар. г8: 18) и 3) начальника волхвов. См. «Волхв».

Царера

(Суд 7:22). См. «Цареда».

Цари и земля Израилева

— евр. мелех Исраэль и Арец Исраэль.

Цари и земля Израилева. После судей израильский народ стал управляться царями. Три первых из них: Саул, Давид и Соломон, царствовали над всем, еще не разделенным Израилем. После смерти Соломона, при его сыне Ровоаме, отпали 10 колен в 975 г. до Р.Хр. и создали особое царство, называемое Израильским Только 2 колена, Иудино и Вениаминово, остались верными дому Давида и составили царство, называемое Иудейским (3 Цар 12.23; 4 Цар 11:12) Впоследствии большая часть колена Вениаминова соединилась с северным царством, или царством Израильским, и только южная его часть со столицею Иерусалимом принадлежала Иудейскому царству (Срав 3Цар. 15:22). Но Иудейскому царству принадлежали еще владения Дана и Симеона — природные границы были причиной этого; этим коленам было невозможно присоединиться к Израильскому царству, т. к. они были отделены от него могущественной Иудейской страной. Города колена Данова: Цора и Аиалон причисляются к коленам Иудину и Вениаминову (2) Пар 11:10); также Секе-лаг и Вирсавия, принадлежавшие колену Симеонову, считались за Иудеей (1 Цар 27.6; 3Цар. 19:3). Израильское царство было гораздо больше и многолюднее Иудейского. По «Библейскому атласу» Киперта, площадь Израильского царства была в 3 раза больше площади царства Иудейского.

Если предположить, что отношение между способными к войне мужами и всем народам равно 1 к 5, то количество всего населения выразится числом 6.500.000 чел.

Израильское (север.) царство иногда называется пророками Ефремом, потому что колено Ефремове занимало первенствующее место среди остальных. В колене Ефремовом находился также город Самария, который одно время был столицей царства. (См. Ос. 6; 7; 8; Ис. 11:13 и другие места).

О количестве населения этих двух царств нет определенных сведений, но можно все-таки вывести некоторые заключения, принимая в расчет число воинов; счисление Давида дало 800.000 мужей способных к войне из израильтян и 500000 из иудеев (2 Цар. 24:9) или, по 1 Пар. 21:5 — 1.100.000 израильтян и 470.000 иудеев. Иеровоам имел войско в 800.000 мужей, иудейский царь Авия 400.000 (2 Пар. 13:3). Эти цифры указывают на население в 5.000.000 человек. Страна, в границах которой жила и двигалась вся эта масса людей, была совсем незначительной, по сравнению с теми могущественными государствами, которые ее окружали. Вся израильская земля, т.е. оба царства вместе, занимали площадь, равную 40.000-50.000 кв. километров, — ничто, по сравнению, например, с Аравией, занимающей пространство в 5 млн. км2. Северная и средняя части Ханаана были, без сомнения, самые плодородные. Но насколько царство Израильское имело больше преимуществ в отношении границ и количества населения, настолько оно уступало Иудейскому царству по своей внутренней силе Во все время 250-летнего существования царства Израильского мы видим постоянные внутренние междоусобицы, частую смену царей, безнравственность и идолопоклонство За это время царство управлялось 19 царями, принадлежавшими к 9 различным княжеским домам Все они, без исключения, были безбожниками Иудейское же царство, существовавшее 387 лет после разделения, в течение всего времени, управлялось 19 царями, исключительно из дома Давидова, и некоторые из них были «мужами по сердцу Господа» Столицей Израильского царства были поочередно Сихем, Фирца и Самария Отделение от святыни Иерусалима, внутренние раздоры, вызванные борьбой партий и частые нападения внешних врагов с разных сторон сделали то, что разложение здесь произошло гораздо раньше, чем в Иудее. В 721 году до РХр. последний царь Осия был уведен в плен, вместе с большей частью народа, часть которого уже ранее была выселена Самария пала и Израильское царство прекратило свое существование Северные колена, как целый народ, больше не возвратились из плена Те же отдельные группы, которые возвращались, смешались с потомками Иуды и Вениамина Но и в то темное время упадка пророки смотрели на оба разделенные друг от друга народа, как на ветви одного и того же «народа Божия», на «два дома Израиля» (Ис-8 14) Иезекииль же пророчествует о времени, когда оба народа будут составлять одно, под властью одного царя, Давида (Иез 37 15-28)

Царица Неба

, см. «Астарта».

Царская долина

— евр. Эмек амехех. Царская долина или долина Шаве — место, где Авраам был встречен содомским царем. Туда же вышел Мелхиседек благословить его (Быт. 14:17). Полагают, что это была Кедронская долина, на восток от Иерусалима. В этой царской долине Авессалом поставил себе памятник (2 Цар. 18:18).

Царство Божие.

См. «Царство небесное».

Царство мертвых.

См. «Ад».

Царство Небесное

— евр. Макат Шамаит.

Царство Небесное, собственно «Царство Небес» (Мат. 3:2), название, которое встречается только у евангелиста Матфея; предсказано Даниилом (Дан. 2:44; 7:13 и дал.), чаще называется Царством Божиим (Мат. 12:28; Map. 1:14 и дал.; Лук. 6:20; Иоан. 3:3; Рим. 14:17) и изредка Царством Христа (Лук. 1:33; Еф. 5:5; Кол. 1:13). Некоторые придерживаются того мнения, что Царство Небесное и Царство Божие исключительно обозначают то Царство Христа, которое явится в будущем; конечно, многие места Писания должны пониматься так, например, Мат. 8:11; 13:43; 16:28; 25:1,34; Map . 14:25; Лук. 13:29; 19:11; 22:16, 18; Мат. 6:10 и также то место, где Павел выражает надежду, что Господь избавит его от зла и сохранит для Своего Царства (2 Тим. 4:18; Срав. 2 Тим. 4:1). Но верно и то, что эти слова в некоторых местах Писания обозначают уже существующее здесь на земле Царство Божие, а также и господство Христа над душами: «Праведность, мир и радость в Духе Святом (Рим, 14:17) объединяются словами «Царство Небесное» или «Царство Божие». Когда, например, Христос говорит: «приблизилось Царство Небесное» (Мат. 4:17; 10:7), достигло до вас «Царствие Божие» (Мат. 12:28), или, «отнимется от вас Царствие Божие» (Мат, 21:43), «Царство Небесное силою берется» (Мат. 11:12). «всякий усилием входит в него (в Царствие Божие (Лук. 16:16) или когда Христос говорит книжнику: «недалеко ты от Царствия Божия» (Map. 12:34), и когда Павел побуждает верующих благодарить Отца, Который избавил их от власти тьмы и ввел в Царство Сына Своего (Кол. 1:13), то ясно, что эти места нельзя понимать в смысле будущего царства, но царства, существующего уже теперь. В противовес мнению фарисеев, что Царство Божие приидет приметным образом, Иисус говорит, что Царствие Божие внутри них (Лук. 17:21). Посреди них было Царство Мессии, потому что Христос был и действовал среди них (Иоан. 1:26). Там, где находится Он, законный Царь, поддерживающий Свое Царство, назначенный для того Своим Отцом (Лук. 22:29), — там и было видимое Царство Мессии (которое Он окончательно установит при Своем втором пришествии) в первоначальной форме, подобно семени, горчичному зерну, закваске и т.д.» (Меиер). И это Царство Мессии или Небесное Царство, короче говоря, есть подчинение всего Богу через Христа, так что «Бог будет все во всем» (1 Кор 15:25 и дал.).

Цартан.

1) Место близ города Адама, где остановились воды Иордана при переходе израильтян; может быть, то же, что

2) Цартан близ Сокхофа, в окрестностях которого Соломон отливал в глинистой земле разные вещи из меди для храма (3 Цар. 7:46) и то же, что

3) Цартан в 3 Цар. 4:12, близ Беф-Сана, в верхней Иорданской долине.

4) Цартан (3Цар. 7:46). См. «Цереда».

Царь

— евр. мелех.

Царь. Это слово в Священном Писании не всегда обозначает властелина большой области. Отдельные города или города с прилежащими селами имели своих собственных царей. Нередко царями называли таких лиц, которых мы назвали бы начальниками или предводителями. Этим объясняется, почему небольшой Ханаан имел множество царей, из которых 31 были побеждены Иисусом Навином (И. Нав. 12:9 и дал.), а остальные бежали от него. Адони-Везек, самый могущественный из хананейских царей, говорит о 70 царях, которых он покорял и отрубил им пальцы (Суд. 1:7; Срав. 3 Цар, 4: 24).

Израильтянами управляли сперва старейшины, например, в Египте, затем вожди, избранные Богом, например, Моисей и Иисус Навин, и, впоследствии, судьи, например, Гедеон и Самуил. Эти вожди и судьи не были властителями народа, как цари у язычников. Гедеон отказался от предложенной ему царской власти, потому что только один Иегова должен был быть Владыкой народа.

Израильтяне имели теократический образ правления, т.е. их главою был Бог (даже в вопросах, касающихся политики), Который управлял народом посредством данных Им законов и тех представителей, которых Он избрал, чтобы творить суд и расправу (Суд. 8:23; Втор. 33:5). Недовольный плохим управлением Иоиля и Авии, сыновей Самуила, и боясь аммонитского царя Нааса, народ стал просить у Самуила царя (1 Цар. 8:5; 12:12). Их просьба была неугодна Богу, так как этим израильтяне изменнически и мятежно отказались от Его непосредственного управления (1 Цар. 8:7). Несмотря на это, Бог дал им царя. В законе такой случай был предвиден (Втор. 17:14 и дал.); в нем указывалось на то, что царь должен изучать Закон Господень и поступать по нему, чтобы в будущем для Израиля остались в силе слова: «Господь — судья наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш» (Ис. 33:22); свобода царя была ограничена законом: он не мог быть иностранцем; ему воспрещалось заводить для себя множество коней, иметь много жен и умножать себе серебра и- золота (Втор. 17). Страх Божий должен был быть его основным законом, следовательно, идолопоклонство было государственной изменой. Пророк или первосвященник Божий помазывал царя, возлагал венец на его голову и давал ему скипетр в руки (1 Цар. 10:1; 12:12 и дал.; 3 Цар. 1:39,45; 4 Цар. 9:1 и дал.; 11:12; Пс. 20:4). Через Своих священников и пророков Бог давал нужные и испрошенные указания, касающиеся государственных дел; и эти орудия Божий (пророки и священники) имели большое влияние на историю народа. О Иудейских и Израильских царях см. «Цари и земля Израилева».

Цафнаф-пансах.

См. «Иосиф 1.»

Цветок кипера

(Евр. кофер, араб, ал-хенна), куст около 3,3 м вышины (Lawsonia inermls ) из семейства Lythra ria с благоухающими светло-желтоватыми цветами, напоминающими виноградную кисть. Его родина в Ост-Иидии, Персии, Сирии и Египте. Египтянки носили эти цветы на груди; аравитянки до сих пор красят отваром из листьев этого растения ногти, концы пальцев, лицо и ноги. Иногда можно встретить девушек, у которых руки так окрашены этим растением, как будто они в перчатках. Полагают, что в Песн. П. 1:13; 4:13 говорится про это растение.

Цветок

— евр. ховацелет-шарои. Цветы в Сароне (Песни П. 2:1) считают, что это нарциссы, которые вместе с другими растениями из семейства лилии, покрывают весною Сарон чудными коврами; у Ис. 35:1 они называются нарциссами.

Цевоим.

1) Долина в колене Вениаминовом, простирающаяся почти до Иерихонской пустыни (1 Цар. 13:18).

2) Один из городов, которые были истреблены вместе с Содомом (Быт. 10:19; 14:2-8; Втор. 29:23; Ос. 11:8).

Цедад,

место на северной границе Ханаана (Чис. 34:8; Иез. 47:15).

Цела,

город в колене Вениаминовом (И. Нав. 18:28); где Кис, отец Саула, имел семейную могилу, в которой были погребены Саул и Ионафан (2 Цар-21:14).

Целцаха,

место на границе колена Вениаминова, близ гроба Рахили (1 Цар. 10:2).

Цемараим,

город в колене Вениаминовом (Ис. Нав. 18:22).

Цемараимская гора

, расположена в гористой части колена Ефремова (2 Пар. 13:4).

Цемарей

(Быт. 10:18; 1 Пар. 1:16), хананейское племя в северном Ханаане. Следы этого названия находят в «Сумра», развалины к северу от Ливана.

Ценан,

юрод в низменной части Иудеи (И. Нав. 15:37); у Мих 1:11 он назван Цааном.

Церуа.

мать Иеровоама, сына Наватова (3Цар. 11:26).

Цефат,

долина близ Мареши, к юго-западу от Иерусалима, где Аса разбил эфиоплянина Зарая (2 Пар. 14:10).

Цефаф

— Цефат.

Цефаф, хананейский царский город на южной границе Иудеи. Он был завоеван после смерти Иисуса Навина и впоследствии назван Хорма, т.е. опустошение (Суд. 1:17), под каковым названием он обыкновенно и упоминается (И. Нав. 12:14; 15:30; 19:4, и даже в Чис. 21:3). Здесь израильтяне были отброшены при своей первой попытке проникнуть в Палестину Чис. 14:40 и дал.; Втор. 1:44). Следы этого названия одни находят в горном ущелье Сафа в расстоянии 30 км. к юго-западу от Мертвого моря; другие же видят его в Себете, расположенном в 70 км. к югу от Газы, где имеются значительные остатки башен, стен и водоемов.

Цивеон,

евеянин, отец Аны (Быт. 36:2), вероятно, то же, что и Цивеон. хорреянин, сын Сеира (ст. 20:24, 29).

Цивья

(газель) из Вирсавии, мать Иудейского царя Иоаса (4 Цар. 12:1).

Циддим,

укрепленный город в колене Неффалимовом (И. Нав. 19:35).

Циклаг

(Секелаг), город в пределе колена Иудина (И. Нав. 15:31), предназначенный колену Симеонову (19:5). Он находился в руках филистимлян во время Саула; Анхус отдал его Давиду, который жил там некоторые время. Впоследствии город был имением иудейских царей (1 Цар. 27:6; 2 Цар. 1:1; 4:10) Однажды в отсутствие Давида он был ограблен амаликитянами, которые были наказаны за это Давидом (1 Цар. 30). После плена евреи поселились также в Циклаге.

Цнлла,

одна из двух жен Ламеха, мать Тувалкаина (Быт. 4:19 и дал.).

Цифрон,

одно из северных пограничных мест Ханаана близ Цедада (Лев. 34:8, 9).

Циц,

возвышенность близ Фекоя, где Иосафат разбил аммонитян и моавитян (2Пар. 20:16).

Цоан,

древний город в Египте (Чис. 13:23; Ис. 30:4); в нем совершились некоторые из чудес Моисея (Пс. 77: 12,43); князей этого города пророк Исайя называет «обезумевшими» (Ис. 19:11,13); Господь угрожает истребить Цоан огнем (Иез. 30:14). Цоан то же, что упоминаемый греками царский город Танис, у Таинского рукава Нила. Теперь он представляет груды развалин, обелисков и т. п., которые еще носят прежнее название — Цоан. Срав. «Фараон» и «Рамзес».

Цора,

город в колене Иудином или Да-новом, родина Маноя и Самсона (Суд. 13:2,215; 16:31; 2 Пар. 11:10); может быть, теперешнее селение Цора в 20 км к западу от Иерусалима.

Цофай.

См. «Елкана 2».

Цур,

мадианитский князь, дочь которого, Хаэва, была убита Финеесом (Чис. 25:15 и дал ), и который впоследствии сам пал в войне с израильтянами (Чис. 31:8; И. Нав. 13:21).

Цуф.

См, «Елкана 2»; «Рама 2».