10. О неизменности православного исповедания

В прошедшей беседе моей, в день Преображения, если кому случилось слышать ее, я не неблаговременно, как мне казалось, коротко напомнил вам начертание общей программы жизни истиннохристианской, о которой говорил не раз. Ныне так же не неблаговременным нахожу указать вам одно предостережение, – именно, относительно новых учений, которые так плодовиты в наше время. Мысль мою выражу словом апостола: в научения странна и различна не прилагайтеся (Евр. 13,9).

Не думайте, что я взял эту мысль по каким-либо своим соображениям. К ней подал мне повод и, следовательно, обязал остановиться на ней нынешний Апостол, содержание которого всем внушает стоять неуклонно в благовествовании, которое принято исперва от апостолов, в коем спасались и спасаются все спасающиеся. «Я передал вам, – говорит апостол Павел к Коринфянам, – что сам принял; посему, как я проповедывал, и как вы уверовали, – стойте в том, и спасайтесь. Так есть, и иначе быть не может» (1 Кор. 15, 1–11).

В другом месте он ту же мысль выразил так: «думаете вы, что мое слово к вам бывает то ей, то ни? Нет. Верен Бог. Слово наше к вам не бысть ей и ни. – Но что я говорил вам: ей, то – ей и что ни, то – ни. Ибо елика обетования Божия, в том ей, и в том аминь» (2 Кор. 1, 17– 20). Как Бог неизменен, так неизменно слово Его. И так же неизменными в веровании надлежит пребыть и нам всем, принявшим слово от апостолов и преемников их, не аки слово человеческо, но, якоже есть воистину, слово Божие (1 Сол. 2, 13).

Не бывайте убо, братие, преложни к иному ярму, т.е. к иному какому учению, кроме содержимого нами, засвидетельствовавшего и свидетельствующего свою Божественность (2 Кор. 6, 14). Но если бы даже ангел с неба пришел нам благовестить паче, еже благовествовано нам св. апостолами, все в один голос скажем: анафема да будет! (Гал. 1,8), следуя апостолу, который по любви к истине и себя поставил в число сих осуждаемых, если бы почему-либо стал благовествовать иначе, нежели благовествовано.

Да не покажется кому такой приговор слишком строгим. Он в порядке вещей. Учения человеческие по природе своей изменчивы. Это для них и необходимость и благо. Все вокруг нас течет, ничто не стоит – и вещи, и судьбы общественные, и предприятия людские. Странно было бы, если бы кто-либо упорно стоял в одних и тех же понятиях, когда вокруг уже ничего нет, к чему бы можно приложить их. Но не то в деле веры, в сем внутреннейшем отношении духа нашего к Верховному Существу. Здесь как Бог неизменен и неизменна природа наша, так неизменен должен быть и Символ веры. Так это и есть. В раю еще начертан, тотчас по падении, Моисеем, потом облечен в подготовительную форму, а Спасителем совершен, и действуется ныне во всех совестях, искренно к Богу обращающихся. Так есть, и так будет до самого окончания века.

Не составьте против нашей мысли возражения, что некоторое изменение представляется и в Божественном учении, – именно: Моисей дал одно устройство веры, а Спаситель отменил его и дал новое. Но, кроме того, что сие изменение касалось только видимой формы, а не существа, то и другое устройство веры совершено Самим Богом. Ибо знаем, что Моисеови глагола Бог (Ин. 9, 29), а Спаситель Сам есть Бог; поэтому покорность тому и другому обязательна для нас как покорность воле Божией. Так и по существу дела! Богу приближаться и Ему угождать иначе мы не можем как так, как определил и разрешил Он Сам. Бог определил чрез Моисея образ богоугождения и спасения: так все до пришествия Спасителя и спасались и угождали Богу. Пришел Спаситель и отменил Моисеев закон, исполнив или заключив его в Себе, и дал новый закон. Теперь древняя мимоидоша, и быша вся нова, говорит апостол (2 Кор. 5, 17). Теперь нет иного приступания к Богу, иного образа богоугождения и спасения, как тот, который Господом заповедан, апостолами проповедан и содержим св. Церковью.

Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок же дний сих глагола нам в Сыне Своем (Евр. 1, 1, 2). В Сыне Своем говорил к нам Бог в последний раз. Значит, других изменений в Божественном устроении спасения не будет. Что Моисеев закон будет отменен как временный, а вместо его введен новый закон, о сем было предсказано, и все того ожидали. Сам Моисей говорил: Пророка вам воздвигнет Господь, якоже мене, Того послушайте (Втор. 18, 15). Но Спаситель после того, как открыл нам волю Божию, не предуказал никакого изменения, а сказал: Я с вами до скончания века (Мф. 28, 20). Он с нами тогда, когда мы мыслим Его умом, живем Его жизнью, освящаемся Его силою. Значит, как мы теперь веруем, так должно быть до конца мира.

Сего ради Он учредил Церковь, коей врата адова не одолеют (Мф. 16, 18), и узаконил, что кто Церковь преслушает, будет как язычник и мытарь, т.е. погибший.

Итак, до самого скончания века мы не должны ожидать никакого нового откровения. Что же потому должно думать о том, кто пришел бы и стал уверять нас, что он приносит нам от Бога новое откровение? Мы должны почесть его лжецом и обманщиком. Если бы даже он говорил, что ангел или какой-либо дух говорит ему, – и тогда надо с твердостью отвергнуть его, не допуская в себе раскрыться духу пытливости или каким льстивым надеждам. Един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5), учит апостол. Какой еще иности в вере и богоугождении ожидать, желать и принимать нам?! И какая нужда нам слушать всякого встречного, тем паче, когда он иного Иисуса, иной образ спасения проповедует, его же не проповедали апостолы, или иного духа предлагает принять, коего не принимали доселе, или к иному благовестию склоняет, коего не было слышно прежде (2 Кор. 11, 4)? Какого еще нужно учения, когда то, которое мы содержим, так спасительно и так многообразно доказало свою спасительность?! К сему может располагать только праздное желание перемены. Послушайте, что о сих духах, проповедниках новых учений, пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов: Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, егоже слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже (1 Ин. 4, 1, 2, 3). На это решительное слово апостола не нужно других объяснений. Одно только надо пояснить, что значит исповедывать Иисуса Христа, во плоти пришедшего? Это значит исповедывать, что мы пали в прародителях, так что сами собою восстановиться не могли. Единородный Сын Божий и Бог, второе лице Пресвятыя Троицы, воплотился ради нас, и, пострадав плотью, оправдал нас пред Богом, и благодать Св. Духа нам заслужил, которою, приемля верою чрез Таинства во св. Церкви, мы освящаемся и получаем силу жить по Духу Христову, в исполнении Его заповедей, ради Коего чаем нескончаемой, блаженной жизни в будущем. Вот что значит исповедывать Иисуса Христа, во плоти пришедшего. Если какой дух начнет что-либо проповедовать отлично от сего, тот не от Бога, а есть дух антихристов.

Заметьте особенно следующие пункты: 1) Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек в едином лице. Следовательно, дух, не исповедующий Иисуса Христа истинным Богом, отвергающий Божество Его, есть антихристов. 2) Спасение наше состоит в освящении. Освящение получается благодатью Св. Духа, приемлемою верующими в Таинствах и возводящею нас к святости. Кто предлагает иной способ очищения, освящения и усовершенствования, тот антихристов. 3) Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века после того, как Господь придет во второй раз и рассудит живых и мертвых. Чтоб кто самочинно не чаял в этот, может быть, долгий промежуток времени каких-либо дивных приключений с собою, повторения, например, явления своего в числе живущих на земле. Апостол резко определяет: лежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр. 9, 27). Одна каждому смерть, стало быть, одно и рождение. Мысль апостола такова: дан тебе срок жизни сей, спеши им пользоваться во спасение свое, не чай другой подобной жизни.

Умрешь ты однажды; по смерти твоей произнесен будет суд над тобою, и участь твоя решена навсегда. Какой дух иначе будет проповедовать и обещать другое рождение и другую смерть, тот антихристов. Всех таковых духов не слушайте, и, если дойдет до вас слово кого-либо из таковых, смело можете произносить о нем суд словом апостола, что это дух антихристов, и прибавлять к сему суду и апостольское решение: анафема да будет.

Долгом я счел сказать вам сие, братие и отцы, в предостережение против подходящих к нам учений, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют разумы ваша от простоты (2 Кор. 11, 3). Не бывайте же младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения (Еф. 4, 14). Но тверди бывайте, непоступни (1 Кор. 15, 58). Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13).

И Бог истины, мира и любви будет с вами. Аминь.

11 августа, 1863 года.

В 12-ю неделю по Пятидесятнице