19. Истинное ведение христианства почерпается из жизни христианской

Давно не имел я утешения беседовать с вами. Затрудняюсь в выборе предмета и не знаю, о чем бы говорить. О чем ни задумаю говорить, приходит мысль, что вы то знаете, и отсекает охоту: ибо говорить о том, что известно, – только докучать.

Сами разберите, о чем стал бы я говорить вам, чего бы вы не знали. О Пресвятой Троице – знаете. О творении и промышлении Божием – знаете. О воплощении Бога-Слова, Его учении, чудесах, крестной смерти, воскресении, вознесении и совершении всем сим нашего спасения – знаете. О сошествии Святаго Духа на апостолов, о проповедании ими Евангелия всей твари, об основании на земле св. Церкви Божией и учреждении в ней всего потребного к нашему спасению – знаете. Знаете также, что ищущему спасения надо вседушно веровать в Господа и святое учение Его и исполнять святые Его заповеди, надо благодать Божию принять чрез святые Таинства во святой Церкви, законным священством совершаемые, надобно исполнять и все молитвенные, освятительные и очистительные уставы Церкви: соблюдать посты, говеть, исповедываться и причащаться, надо вступить и в другие подвиги самоотвержения, в борьбу со страстьми и похотьми, при полной уверенности, что вот нынче завтра смерть придет – и, взявши нас отсюда, избавит от тяготы здешнего жития, переселив в иную нескончаемую жизнь, – светлую или мрачную, смотря по заслугам. Все сие знаете, что же и говорить об этом?

Возьмемте нынешнее Евангелие (Мф. 14, 22–34). Есть ли в нем уроки, которых бы вы не знали? В Евангелии сем повествуется, как Господь, по насыщении пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами, отпустил учеников одних на другую сторону моря, а Сам взошел на гору помолиться, как в четвертую стражу нощи по морю шел Он к ученикам, как ученики испугались и были Им успокоены, как апостол Петр пошел было по волнам, потом, убоявшись ветра, начал утопать, извлечен из воды Господом и введен в корабль, в коем и пристали все спокойно к берегу.

Событие сие Господь устроил для того, чтобы возбудить и укрепить веру в Божество Свое в св. апостолах, которые одни и были свидетелями его. И нам оно предано тоже для оживления и укрепления веры нашей в Божество Спасителя; а при этом и для того, чтоб предоставить нам общий очерк жизни нашей по вере в Господа и дать урок, как себя держать в ней. Как в сем событии, так и в христианской жизни каждого из нас Господь сначала насыщает благодатью в Крещении и Миропомазании или в Покаянии и Причащении, если кто, по удалении от Господа чрез грехи, опять обращается в Нему; потом, насыщенных таким образом благодатью, отпускает в море жизни – одних, и мы здесь в лаемся ветром внутренних страстей и волнами внешних противностей, готовых отклонить корабль жизни нашей от прямого направления к чаемому брегу – безопасной, безмятежной и успокоенной в Господе будущей жизни. Трудно жить в беспрестанной борьбе. Утомленный борец нередко думает, что он – один, оставлен самому себе, оставлен даже Господом; а Господь близ, – и в нужное время тотчас являет Себя ему, являет сначала не ясно, будто в призраке, а потом ясно зрится и внятно сердцу его изрекает воодушевительное и утешительное слово: Дерзай, Аз есмь, – не бойся. Большая часть тем и успокаивается совершенно, и, прияв Господа в корабль свой, текут обычным течением. А иной, в порыве ревности, ввергает себя в разительнейшие опыты богопреданности, устаивает, пока жар есть; но потом охладевает и начинает погружаться в расслабление и нечаяние, – и спасается не иначе, как особенною помощью десницы Божией. Такова жизнь наша?!.. Живи же всякий, как Бог повелел; того, что выше тебя, не бери на себя; испытания же и неприятности терпи. Вот-вот придет Господь и, влезшу Ему в корабль твой, престанет ветр.

Вот к каким мыслям приводит нынешнее Евангелие; но кто этого не знает? Слова другие, а мысли давно известные.

Возьмите теперь нынешний Апостол. Нет ли в нем чего такого, чего бы вы не знали (1 Кор. 3, 10–18)?

В апостольском чтении святой апостол Павел изображает дело спасения нашего под видом здания. Основание здания есть вера в Господа Иисуса Христа; она же масштаб.

Основания, говорит,инаго никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос. Когда положено основание – крепкая вера в Господа, смотри потом всякий, как строить на нем здание спасения. Кийждо да блюдет, како назидает. Ибо иной назидать может на нем злато, сребро, каление честное, а иной – дрова, сено, тростие. То есть иной творит дела истинно ценные и прочные, а иной – не ценные и не прочные; так что, когда придет огнь суда всеобщего, у одних дела сгорят, и ничего не останется, только сами они, а у других не сгорят. Когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет: а егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется такожде якоже огнем. То есть чье дело останется, тот получит награду, а чье сгорит, тот ничего не получит, сам же спасется, – сам он не сгорит, но останется цел, только в огне на всю вечность, как толкует св. Златоуст. Спрашивается теперь, какие это дела походят на злато, сребро и камение честное и какие – на дрова, сено, хворост? Дрова, сено, хворост – это жизнь тех, кои внешне только держатся христианских порядков, а о христианском настроении сердца своего не радят. Злато же, сребро, камение честное – это жизнь тех, кои не внешне только христиане, но и внутренне, кои помыслы, чувства и расположения в себе образуют и хранят истинно христианские, как заповедал Господь. Отсюда я сказал бы вам: дал вам Господь благодать веры – смотрите же, настройтесь и внутренне по вере. Не останавливайтесь на одном внешнем исправлении поведения, но и сердце чисто да созидается в вас, и дух правый да обновляется в утробах ваших. Но кто всего этого не знает?!

Таким образом, и что содержится в нынешнем Евангелии и что содержится в нынешнем Апостоле, – знаете, и это не про нынешнее только, но про всякое другое Евангелие и всякий другой Апостол можно сказать. Все знаете; так что, вместо длинных поучений вам и наставлений, остается сказать одно слово Господа: сия весте: – блажени есте, аще творите я (Ин. 13, 17). То есть знаете, – так живите же так, как знаете. Знаете, что надо быть смиренными, кроткими, миролюбивыми, чистыми, терпеливыми, ревнителями добрых дел и прочее, – и будьте таковы. Знаете, что надо сокровище свое возыметь на небе и сердце свое там положить, не связываясь землею и земным, так и сделайте. И все, что знаете, исполняйте.

Христианство не есть учение без конца. Учение его коротко; а жизнь по нему конца не имеет. И в житейских делах, выучится кто чему, – и начинает действовать уже как знаток; а не все учится, да учится. Так и в христианстве не все учиться; надо жить. Жизнь-то здесь и есть настоящая наука. Как начнет кто жить по-христиански, тут только и начнет входить в него христианство, тут только он и начнет познавать его и силу его. И знать христианство, как должно, нельзя иначе, как деятельно. И притом так, что только посредством сей деятельности сознанию открываются все тайны христианского ведения, или вся область духовных его предметов, – хотя забота у христиан не о ведении, а о жизни, – ведение же само приходит как придаток.

Жизнь христианская похожа на восход на гору. Восходящий на гору трудится собственно над тем, чтоб взойти; но вместе с тем, как восходит, открывается ему все больше и больше предметов, ибо все шире и шире становится его кругозор. Так и в христианстве: чем больше кто преуспевает в жизни по нему, тем больший и больший круг духовных предметов становится ведомым его уму и сознанию. Настоящий мудрец и есть только тот, кто совершен в жизни христианской. Без жизни же ничего не поймешь. Что знают о христианстве умом без жизни, – это совсем не то, что есть на деле. Как вкус пищи познается вкушением, а не слушанием рассказа о сем вкусе, так и христианство настоящим образом познается чрез жизнь по нему.

Так-то, братие, пусть все знаете, но если вы станете еще и жить по тому, что знаете, то широко раскроется ум ваш, и вы станете мудрее всех мудрецов. Тогда никакой не будет нужды обращаться к вам с поучениями, и мы собрались бы сюда только для славословий и благодарений, как и богослужение наше святое все устроено совсем не для поучений, а для излияния святых чувств пред лицем Бога – Отца всех нас. Верно, учредители его были все святы и не требовали, да кто учит их. Читались Евангелие и Апостол. Жизнью просветленный и окрепший ум каждого постигал все сам, – и тем питался и питал все духовное естество свое.

Да дарует Господь и всем нам достигнуть сего. Аминь.

9 августа, 1864 г.

В 9-ю неделю по Пятидесятнице