20. Вступили в Церковь? Держитесь Церкви – иного спасения нет

(Понедельник 11-й недели. Ев. Мк. 1, 9–15).

Нынешнее Евангелие поминает то обстоятельство, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос в первый раз начал проповедовать. Он говорил тогда так: исполнися время, и приближися Царствие Божие: покайтеся, веруйте во Евангелие (Мк. 1, 15). Царствие Божие, или св. Божия Церковь, в Коей Господь царствует яко глава, законодатель и судия, тогда только устроялось. Еще Господь не преподал всего Своего учения, еще не творил чудес, еще не пострадал крестного смертию ради искупления нашего, еще не воскрес, не вознесся на небо и не ниспослал Св. Духа, еще св. апостолы, облеченные силой свыше, не огласили вселенной проповедью, не собрали верующих от всех языков и не учредили всего нужного ко спасению и для устроения жизни спасаемых. Все сие было обетовано, но не было еще приведено в исполнение, – чаялось, но не было видимо на деле. Пришло только время исполниться тому. Почему и говорил Господь: приблизилось Царствие, идите в него дверью покаяния и веры. И все, внимавшие сему призыванию, веровали, каялись, крестились и становились сынами Царствия.

Так призывал Господь, а по сошествии Св. Духа – так призывали апостолы святые. И Царство Божие, или св. Божия Церковь, распространилось и обняло собою всю вселенную. Наконец, дошло оно и до нас, русских. Вняли призванию Божию предки наши, уверовали и на ряду с другими соделались сынами Церкви Божией, сынами Царствия. Ради их мы теперь и рождаемся в Церкви, и растем, и воспитываемся в ней. Что же к нам теперь следует говорить? Когда не было еще Царствия, или Церкви, Господь говорил: идите в нее, чтоб составить ее. А ныне, когда Церковь, или Царство Божие, полна и цветет, что следует сказать нам – членам ее? Следует сказать: не идите в Царствие, а держитесь Царствия или держите себя в Царствии Божием, или во св. Божией Церкви.

Держите себя в Царствии, или во св. Церкви, чтоб самим как-нибудь не отпасть от ней. Держитесь Царствия, чтоб не быть изверженными из него по суду Царя царства сего.

Ничего нет нам нужнее, как держать себя в св. Церкви, и ничего нет ценнее сего. Кто в Церкви истинной, тот избавлен от греха, проклятия и смерти, тот сын и наследник Богу и сонаследник Христу, тому принадлежат все дары благодатные здесь и все блага наследия на небесах. Так есть из-за чего позаботиться о том, чтоб не отпасть от св. Церкви. Кто отпадает, тот лишается всех сих неоцененных благ ее и губит душу свою. В св. Церкви, и только в ней одной, все устроено к нашему спасению; почему отпадающий от нее не имеет чем спасать себя. Для спасения нужна благодать: где возьмешь ее вне Церкви? Благодать подается чрез св. Таинства, а Таинства хранятся во св. Церкви. Для совершения Таинств нужно священство, а истинное священство есть только в Церкви. Стало, кто вне Церкви – тот без священства, без Таинств и без благодати. Чем же спасать ему душу свою?! Вот он и гибнет вне Церкви. Смотрите же, сами не отделяйтесь от Церкви и других, которые начнут отклонять от ней, не слушайте. Поповцы ли придут, или беспоповцы, гоните их. Эти нетовцы, федосеевцы, спасовцы, беглопоповцы, австрияки и другие – суть скопища погибших. Сами гибнут и других тащат в пагубу. Слышу, что вас хоть немного, но все вы храните чистую св. веру, и нет между вами ни одного раскольника. И да сохранит вас Господь от той язвы. Блюдитесь! И благословение Господне пребудет на вас и на всех делах рук ваших. А если кто попадется между вами такой, вы все – миром – скажите ему: или будь с нами заодно во св. Церкви, или иди, куда хочешь, а нашего чистого общества христианского не бесчесть.

Но и строго держа себя во св. Церкви, этим одним ограничиваться не должно. Тем, кои принадлежат к Церкви как члены ее, надобно и жить по духу ее. По благодатному возрождению мы все чада Богу. Если чада, то и наследники, говорит апостол (Рим. 8, 17). Но чем больше обетование, тем больше осторожности надо иметь, чтоб не потерять его. Сын – наследник у отца, но если он станет дурно жить и оскорбит отца, отец нередко лишает его наследства. Так может с нами поступить и Отец наш Небесный, если прогневаем Его недостойною сыновства Ему жизнью. Апостол говорит: пусть имеете вы Отца на небесах (1 Пет. 1, 17); но как сей Отец будет каждого из вас нелицемерно судить по делам, то со страхом и трепетом свое спасение содевайте. Христианам даны великие обетования. Они воистину суть сыны Царствия. Но не выпускайте из мысли, что сказал однажды Господь: мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом в царствии небеснем: сынове же царствия изгнани будут во тму кромешнюю (Мф. 8, 11, 12). Сию горькую участь испытают и все те, кои числятся только христианами, а не заботятся о том, чтоб быть настоящими христианами, кои, понадеявшись на то, что принадлежат к св. Церкви и записаны в числе православных, далее начинают жить как живется, не отказывая себе ни в каком желании, как бы оно дурно ни было. Таковые, когда придет суд, не оправдаются, а будут осуждены и изгнаны во тьму кромешную, – туда, где плач и скрежет зубов.

Помня сие, братие, не нерадите, а со страхом и трепетом свое спасение содевайте, как повелел апостол, всею заботою заботясь о том, чтоб явиться чистыми и непорочными в день, егда имать судити Бог тайная человеков. В вашем здесь быту, среди ваших занятий, думаю, вам не трудно спастись. От утра до вечера вы в трудах, праздного времени нет и некогда вам заниматься дурными делами. Стоит только всякому из вас свое дело исполнять, как следует, как поручено и как обещался. Затем – не обижайте друг друга, не берите чужого, не завидуйте, не ссорьтесь и не бранитесь, живите в мире, друг другу помогайте – советом и делом, когда нужно. Утром и вечером молитвы исполняйте, как положено, в воскресные и праздничные дни в церковь ходите и дни сии как в церкви, так и дома проводите благоговейно и благочестно – не в питье и гулянье, а или читайте св. книги, или беседуйте о божественных вещах, или вразумляйте друг друга в том, кто чего не разумеет. Бесчинств же и непотребств всяких бегайте, храня себя чистыми от плотских скверн. В посты говейте, исповедуйтесь и причащайтесь, кто может, и не однажды, и не в один только Великий пост, но и в другие.

Приведу вам, какие заповеди преподал св. апостол Павел Ефесянам, а в лице их и всем христианам. Пиша к ним послание, он учит их так: вот, говорит, вы познали Христа – уверовали и вступили в Церковь. Смотрите же, будьте истинными христианами, истинными членами св. Церкви, именно: отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему… не гневайтесь, а если разгневаетесь, миритесь скорее: солнце да не зайдет во гневе вашем. Кто крал, пусть перестанет красть, а паче да труждается, делая своима рукама благое, да имать подаяти требующему. Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но точию еже есть благо к созиданию веры. Всяка горесть, и гнев, и ярость, и кличь, и хула, да возмется от вас, со всякою злобою. Бывайте же друг ко другу блази, милосерди, прощающе друга другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Еф. 4, 21–32). Блуд же, и всякая нечистота, и лихоимство ниже да именуются в вас… и сквернословие и буесловие, или кощуны (5, 3, 4). Не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом: глаголюще себе во псалмех, и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви – вместо срамных песней. Жены, своим мужем повинуйтеся… мужие, любите своя жены (5, 18, 19, 22, 25). Чада, послушайте своих родителей о Господе… И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни. Те, кои поступают в работу, пусть слушают господий своих, – в простоте сердца… якоже Христа: не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души: со благоразумием служаще якоже Господу, а не яко человеком: ведяще, яко кийждо, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа (6, 1, 4, 5, 6, 7, 8).

Вот вам путь спасительный! Верно, вы и знаете это, и не иначе стараетесь жить. Привел я сии слова апостола, чтоб возобновить в памяти вашей все, как должно вам действовать, и чтоб каждый, припомнив то, просмотрел жизнь свою, и чего недостает в ней, исправил то, каясь пред Господом о всех опущениях – больших и малых, и о всех грехах, коими оскорблял когда-либо Господа нашего и Владыку. Заповеди знаете, старайтесь исполнять их. Случилось согрешить, как человекам, спешите принесть покаяние; а закосневать во грехах не закосневайте: ибо это сатанинское дело – и ведет к отчаянию.

Милостивый Господь да сохранит вас во св. Церкви Своей истинными христианами, ревнителями добрых дел, с коими, представ пред лице Господа на суде, да соделаетесь все наследниками вечного Царствия со всеми святыми. Аминь.

24 августа, 1864 г.

В церкви Гусевскаго завода,

Меленк. уезда