23. Раскольники не могут исполнить условий спасения;  а то, чем они хотели заменить недостающее,  никакой силы и цены не имеет

Давно искал я случая поговорить с лицами, чуждающимися св. Церкви – единой спасительницы нашей, чтоб видеть, как они о чем думают, и тем воспользоваться к вразумлению их. Вчера долго мы толковали. Жалости достойно их омраченное неверие и темное нехотение видеть силу спасения там, где заключил ее Господь. Послушайте, пожалейте об них и помолитесь, да вразумятся слепотствующие умом и умягчатся упорные сердцем. Они сами видят, что у них многого недостает такого, что составляет существенное условие спасения, – недостает священства и Таинств, без которых невозможно быть Церкви и совершиться спасению.

Говорят они, что Церковь там, где правые догматы хранятся. Это и вообще не верно, и в отношении к ним – еще более. Вообще не верно, потому что в Церкви не одни догматы содержатся, но есть еще и другие предметы, без которых она быть не может, именно: Господь, устроив чрез святых апостолов Церковь, заповедал, чтоб все члены ее, во-первых, содержали догматы, или здравое о всем учение; во-вторых, исполняли заповеди; в-третьих, принимали Таинства и, в-четвертых, подчинялись законному священству. Так, не один, а 4 пункта составляют существо Церкви и дело спасения. Что нужно содержать здравое учение и исполнять заповеди, это всякому само собою понятно. Где ложь да грех, какое там спасение. Но, чтоб исполнять заповеди и жить богоугодно, для сего необходима небесная благодать; благодать же даром не дается. Ее получить иначе нельзя, как чрез святые Таинства, – так уже определил Господь. А для совершения Таинств необходимо священство. Так, все 4 пункта необходимы. Здравое учение показывает, как должно жить. Кто начнет заботиться о том, чтоб жить свято и добродетельно, тот почувствует нужду в небесной помощи, или благодати, – и для получения оной должен прибегнуть к Таинствам. Совершит Таинство, поруководит в исполнении заповедей и преподаст здравое учение священство. Так что все дело спасения можно так выразить: содержи здравое, апостольское и святоотеческое учение и, принимая благодать чрез св. Таинства, живи по заповедям Господним, под руководством законных пастырей Церкви, – и спасешься. Кто все сие проходит, тот спасается. И в каком обществе все сие действуется, там устрояется спасение, то общество есть спасаемое и спасающее, – есть истинная Христова Церковь. А где нет хоть одного чего из тех четырех, там нет спасения, нет Церкви. У поморцев, да и у поповцев нет священства; нет священства – нет совершения Таинств; нет Таинств – нет благодати; нет благодати – нет спасения, нет и Церкви. Ибо те только спасаются, которые в Церкви; вне же Церкви, как вне ковчега Ноева, нет спасения.

Они сами видят, что у них недостает существенного, к делу спасения необходимого, именно: священства и Таинств; но успокаивают себя словами: «Мы содержим догматы древлеотеческие – авось, и с ними одними спасемся». Послушайте, что это у них за древлеотеческие догматы? Это – двуперстное сложение, двоение аллилуйи, хождение посолонь, не брить усов и бороды, имя Господа Спасителя говорить испорченно – Исус. Но просмотри ты всех св. отцов и поищи, есть ли хоть один, который бы почитал сии мелочные вещи догматами? Ни одного. Есть ли у них хоть намек какой-либо на то, что от сих вещей зависит спасение? Никакого! Отчего же их называют древлеотеческими? Оттого, что св. отцов не читали, а знают, что св. отцов слушать должно. Хоть и ничего не знают, но думают, что ссылкою на св. отцов себя оправдают и дело выиграют.

В Символе веры нам указано, как узнавать святую Церковь. Верую, говорит, во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Вот признаки Церкви истинной! Единость, святость, соборность и апостольность. Сличи-ка, есть ли у них все сии признаки? Ничего нет! Единости нет, ибо все разошлись в разные мысли и один с другим не сообщаются. Святости нет, ибо без благодати – какая святость? Только нечистота, да грех. Соборности нет, ибо они отступились от соборных правил и не послушали Собора патриархов, представлявшего вселенскую Церковь. Апостольства нет, ибо дальше Аввакума да Никиты Пустосвята и других подобных нейдут, и не только до апостолов, до наших святителей – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа – их не доведешь. Они все и учения их вчера, можно сказать, родились. Вот, как у них нет признаков истинной Церкви, указанных в Символе веры, они и выдумали другие. Не говорят: где единая, святая, соборная и апостольская Церковь, там и истинная Церковь, – а что говорят? – где двуперстное сложение, да двоение аллилуйи, да испорченное имя Спасителя – Исус, – там и Церковь; и изменили истину на кривотолк.

Они говорят, что это у них древлеотеческие догматы. Какие это древлеотеческие? Они все новы, и древние отцы о них совсем не знали. Вот как дело было: тотчас по крещении наших праотцев при св. Равноапостольном князе Владимире приняты были священные книги от греков в славянском переводе; и когда были нужны кому, тот нанимал переписчиков, и они списывали их. Пока были у нас греки митрополитами, они, зная хорошо и греческий и славянский языки и строго смотря за переписчиками, тотчас исправляли, если замечали ошибки. Но когда греки перестали у нас быть митрополитами, русские, не зная греческого языка, не могли замечать ошибок. Так книги начали портиться. Это началось лет за 150 до патриарха Никона, и книги все более и более портились. Один опустил одно аллилуйя из трех, а другой не посмел дополнить его, – и стали писать аллилуйя дважды. Имя Господа: Иисус – писалось Ис, а произносилось все же Иисус. Не зная греческого языка, с которого взято сие слово, начали произносить – Исус, а потом и всеми буквами писать – Исус. Следовало спросить у греков, а они не спросили. Иному вздумалось, что лучше двумя перстами креститься, – он и внес это в книги. Так один одну внес в книгу ошибку, другой – другую; один одну прибавку сделал, другой – другую. Как писалось, так печатать потом стали. Хоть печатникам приказано было исправлять книги; но как они исправляли их по испорченным уже книгам, а больше по своему смышлению, то они еще более ошибок и прибавок наделали. Ко времени патриарха Никона этих ошибок и прибавок было так много, что и учение истинное стало повреждаться. Заметив сие, патриарх Никон вошел в совет со всеми патриархами, и все единодушно Собором велели исправлять книги не по своему смышлению и не по русским книгам, а по древним греческим, которых навезли тогда всех родов великое множество. Когда поправили сим порядком книги, тогда они все стали, как были от начала со времен Владимира Равноапостольного. Все новые прибавки и ошибки выброшены, и поставлено все, как следует быть, и как было вначале. Так патриарх Никон книги священные не поновил, а воротил на старое. Все же новизны отбросил. Вот эти новизны и остались у раскольников и составляют их древлеотеческие догматы, как они говорят. Вы же сами посудите, – какие это древлеотеческие? Древлеотеческие! – им всего будет, если от нас считать, лет 200 или 300. И это древние! Древние-то, как апостолы постановили, содержим мы, а у них все ново. И они не староверы, а нововеры. Так вы их и считайте. Они и сами видят это отчасти. А кто не видит, может увидеть. Возьми старописанные и старопечатные книги и сличи, – и увидишь, что мы совершенно правы, а они кругом виноваты.

О, блюдитеся, братие! Дело спасения – великое дело, первейшее дело. Что уж хуже, как душа погибнет. А у раскольников нет ей спасения. Ибо у них нет священства и Таинств. Одна часть раскольников убоялась сего и стала искать священства. Долго принимали беглых попов; а потом какого-то австрийские раскольники нашли себе и беглого архиерея – запрещенного. От них и наши позаимствовались, давши много денег. Думают они, что нашли себе истинное священство чрез этого архиерея, а оно не истинное. Все одно – беглый же. Хоть и архиерей он, но то же, что поп – перемазанец, – к тому же и под клятвою состоящий. Он был запрещен, стало, не имел благодати действующей; не имел благодати – не мог сообщать ее и другим. И хоть от себя наделал он многих архиереев и священников, но все это – одни имена без настоящей силы, лесть одна и скверноприбыточество.

Вот ослепление жалкое и пагубное! Потеряли раскольники истинную Церковь, – и блуждают. Враг ослепил очи их. Зачем было им искать так далеко? Пред глазами у них есть истинная св. Православная Церковь, а они не видят. Есть истинная Церковь, в которой все есть, – есть здравое учение и заповеди Господни, есть Таинства и священство. Слепой ощупью найдет ее; а они не видят. На! вот она святая Православная Церковь, – такая, которая силу имеет спасать послушных чад своих и возводить их к прославлению. Вот, смотри, в ней прославились святители – Тихон, Митрофан, Иннокентий и Димитрий Ростовский. А св. Димитрий еще спорил и обличал их, раскольников. Прославляя его мощи нетлением, Бог как бы говорит всем им: вот смотрите, он обличал вас, и Я прославляю его нетлением мощей, – именно за тем, чтоб вы видели глазами даже, что он говорил правду. Все сие, православные, и приводите себе чаще на память и тем веру свою утверждайте, а раскольников обличайте.

Вот благословенные христиане благоразумнее поступили. Зная, что без священства нет спасения и что истинное священство негде взять, как в истинной Христовой Церкви, они обратились к правой Церкви и испросили себе священников. Священники совершают У них св. Таинства, а заповеди и догматы и прежде были у них. Вот и стал у них небезнадежный образ спасения. Ибо они стали иметь все, что нужно для спасения. Так уже, если кто не хочет обращаться к Православной Церкви, – прими единоверчество, а не губи души вне всякого общения со святою Церковью. Только это я говорю раскольникам, – а кто в Церковь Православную ходит, тому в единоверческую не годится обращаться. Это значит назад пятиться, – чему не подобает быть.

Вы же, православные христиане, благословляйте Бога, что принадлежите к Церкви Божией, находитесь в ее спасительной ограде и всячески блюдитесь от всякого поползновения на раскол, который губит души! Вы окружены расколом: но мужайтеся. На вас все христиане смотрят; держитесь и покажите всем, что вы умеете стоять в борьбе за веру. Благослови вас, Господи! Аминь.

31 августа, 1864 года.

В селе Мстере, Вязниковского уезда