25. Как всякий может уяснить себе догматы Символа веры посредством чтения, для предотвращения злого влияния льстивых лжеучителей

За несколько времени пред сим я говорил вам, что затрудняюсь в выборе предметов для поучений, полагая, что вы все знаете. Точно так думаю я и доселе. Но вот, недавно беседуя с одним человеком, вздумал я навесть речь на догмат о Пресвятой Троице, чтоб удостовериться, как он его знает. Оказалось, что он знает, что есть Пресвятая Троица, а как определительно выразить учение о ней – не умеет. Я перенес речь на Божественное лице Господа Спасителя нашего; и здесь видно было, что он благоговейно поклоняется Господу и Спасителю нашему, а какое учение о лице Его содержится св. Православною Церковью, определительно сказать не мог. И это был человек читающий, бывающий в церкви и не нерадящий о спасении души своей. Верно, он уверен, что знает хорошо все догматы святой веры нашей; но никогда не проверял своего знания и не брался расширять и утверждать его посредством чтения, размышлений и бесед. Почему, о всем другом читая и размышляя, этой части ведения не касался, считая ее законченною.

Случай сей навел меня на мысль, что, верно, не один этот, а много и других есть таких, кои думают, что знают хорошо догматы святой веры, а на деле знают их неполно, неясно и неопределительно, оставляя сие знание в том виде, в каком оно образовалось в первоначальном обучении. Отчего бывает, что проповеди, например, не слушают? Думают себе: проповедь, – верно, о вере и добродетели. Но кто этого не знает! И уходят. Отчего мало читают духовных книг? Бывает, что по холодности не читают, а то больше оттого, что считают предметы веры известными. Что, подумает иной, и время тратить, – и берет себе читать историю какую, путешествия, описание физических явлений, а то и не совсем что хорошее. А предметы веры все дальше и дальше отходят от внимания, заслоняясь другими вещами и картинами, все более и более тускнеют и затмеваются в сознании. Отчего, случись услышать или прочитать что противное здравому учению православия, смущаются и колеблются, – и сразу готовы бывают истине веры предпочесть какое-либо чуждое учение. Не подобает сему так быть, братие. Надлежит нам приобресть знание учения святой веры ясное и определительное, и потом постоянно его поновлять, расширять, очищать и утверждать всякого рода основаниями, – и блюсти всякую часть его, как зеницу ока. Как бережливый торговец часто пересматривает и перечищает свои товары, чтобы не залежались и были всегда как новые, так истины веры, познанные и сложенные, как в магазин какой, в память сердца, надо почасту пересматривать внимательным размышлением, чтоб ведение о них всегда было ново. Как хозяин окна дома своего часто велит перетирать, чтоб не затускли от пота, пыли и жара, так надо и нам истины святые, из которых каждая есть окно в духовный мир, протирать воспоминанием и размышлением, чтобы не затмились и не сделали для нас мира духовного неудобно видимым.

Святая Церковь руководит нас к сему, не оставляя ни одного богослужения и ни одного даже малого молитвословия без чтения Священного Писания и Символа веры, который есть сокращенное изложение содержания всего Божественного откровения. Что говорит она сим? Говорит: слушай, рассуждай и поучайся. И надобно рассуждать и поучаться. Желающим предложу самый простой способ к уяснению истинной веры. Кто читать умеет, возьми православный катехизис или православное исповедание веры, найди там объяснение каждого слова Символа веры и утверди его в мысли и памяти твоей. Стоит в Символе: верую – посмотри в катехизисе, что оно значит, и затверди то. Стоит: во Единаго Бога-Отца – прочитай, чему учат слова сии, и запомни то. Стоит: Вседержителя, Творца – посмотри, какие истины содержатся здесь, и заучи их. Так всякое слово Символа разъясни себе с помощью катехизиса и в мысли своей удержи твердо сие объяснение. Потом почасту перечитывая Символ веры, вместе с тем приводи себе на память и объяснение всех слов его; что забудешь, опять посмотри в катехизисе и затверди. Так, в короткое время ясно и определительно узнаешь все содержание святой веры нашей, и всякий раз, как будешь прочитывать Символ веры, в мысли твоей будет проходить вся картина Божественного домостроительства нашего спасения и все сокровенные Таинства премудрости Божией, явленные в сем, – и будет оживлять и освежать внутреннюю храмину духа твоего, подобно тому как в утреннюю прохладу освежается и очищается застоявшийся в комнатах воздух свежим воздухом. И чем больше будешь вникать в сие ведомое, тем больше будет оно уясняться, расширять твой умственный кругозор и сообщать твердость и непоколебимость духовному ведению твоему.

Тогда, если кто спросит о Пресвятой Троице, не будешь стоять в недоумении, а прямо скажешь: о Пресвятой Троице так исповедую: Бог есть один по существу, но троичен в лицах – Отец, Сын и Святый Дух; но не три Бога, а един есть Бог, в трех Ипостасях познаваемый. В Сей Пресвятой Троице ничтоже есть первое, ничтоже последнее. Отец, Сын и Святый Дух – равны суть и соприсносущны. Каков Отец, таков Сын, таков и Дух Святый. Безначален Отец, безначален Сын, безначален Дух Святый. Но ина есть Отчая, Сыновняя и Духа Святаго Ипостась. Отец не рожден, Сын рожден, Дух Святый исходящ. Равно спроси кто о лице Господа и Спасителя, не станешь ждать, а тотчас скажешь: Единородный Сын Божий, един Сый Святые Троицы, благоволил воплотиться и принять в свою Ипостась человеческое естество, из души и тела состоящее. И есть потому истинный Бог и истинный человек, – два естества в едином лице Сына Божия, соединенные неслитно, нераздельно и неизменно.

Так и всякий другой догмат ясно и определительно исповедуешь и изложишь в утешение и назидание верующему, в утверждение и вразумление колеблющегося и сомнящегося. Тогда свет ведения Божия все более и более расширялся бы среди нас, и все бы мы ходили в сем свете, как среди дня. Тогда не смел бы показаться в среду нашу ни невер какой-либо, ни раскольник. Как нетопырей ослепляет свет дневной, так ослеплял бы их свет ведения христианского, разливающийся в кругу нас. И уст своих не смел бы таковой открыть тогда, боясь сильного и основательного обличения.

Поревнуем, братие, дойти до этого, молясь Господу, да послет Он нам свет Свой и истину Свою, и да научит нас в свете лица Его ходить и о имени Его радоваться во веки. Аминь.

4 декабря, 1864 г.

В неделю 17-ю, в соборе Владимирском