26. Как не умеющему читать можно успеть в уяснении догматов, внимая в церкви поемому, читаемому и действуемому

Хочу и ныне продолжать слово о том же, о чем беседовал к вам прошедший раз, именно – об уяснении и утверждении познания нашего о предметах святой веры нашей, или познания о Боге и вещах Божественных. Умеющий читать, говорил я, изучай веру при помощи катехизиса или чрез чтение других благочестивых книг. А неумеющий читать, скажу теперь, умножай, уясняй и утверждай свои познания о вере посредством слуха. Слушай, внимай, размышляй и поучайся именно здесь, в храме Божием.

Я уже не раз говорил и еще повторю, что наши храмы с своим многознаменательным устройством, с своим благолепным и глубоко таинственным богослужением – суть воистину училища премудрости Божественной, всеобъятной, изъясняющей и нынешнее, и грядущее и наше и всего мира состояние и действование. Возьми ты всенощную. Она представляет нам все течение миробытия от начала до пришествия в мир Христа Спасителя, представляет, как из мрака ничтожества все возведено было к бытию и прекрасно устроено; как прародители введены в рай сладости и в обладание всем как наместники Божии на земле; как по горьком падении померкло счастье их и благосостояние всех вещей; как Господь, не осудив их в конец, обетовал им восстановление чрез семя жены; как потом непрерывно поддерживал чрез прообразы и пророчества сие сладкое упование спасения, которое с приближением времени Его пришествия все становилось яснее и определеннее, пока явилось в полном свете, и само небо призвало к славословию показавшего сей свет – в ангельской песни: Слава в вышних Богу. Возьми ты Божественную литургию! Она представляет всю земную жизнь Господа и Спасителя нашего с Его рождением, возрастанием, исходом на проповедь, страданием, воскресением и вознесением на небо. А в этом не все ли, в лицах и действиях, изображается дивное домостроительство нашего спасения?! Между тем здесь не только это общее, но и всякая вещь, и всякое действие, и всякая песнь, и слово имеют свою мысль и свое предлагают учение истины: только внимай и умудришься! Возьми самое простое слово: Господи, помилуй! Посмотри, на какие трогательные наводит оно мысли! Кого наказывают, тот чувствует боль и, желая прекращения ее, кричит к наказующему его: помилуй. И мы все за преслушание заповеди несем наказание скорбного пребывания на земле и, желая облегчить его, к Господу, праведно наказующему нас, взываем! Господи, помилуй! Кому готовится казнь, тот, обращаясь к судье своему, вопиет: помилуй! За грехи наши и нам готовится казнь вечного осуждения в огне. Страшась сей горькой участи и желая избыть ее, и мы умоляем милосердого Господа: Господи, помилуй! Кто погряз в тину, или утопает в воде, или окружен врагами, тот, обращаясь туда и сюда, ко всякому кричит: помилуй, помилуй! В тине грехов погрязаем и мы, волны моря житейского борют нас, и враги во множестве окружают нас, пожрати нас хотя; почему, ниоткуда помощи не чая, к Единому Господу взываем: Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!

Вот одно слово сколько мыслей дает! Но таково и всякое слово и всякое действие богослужения нашего. А о том уже и не говори, сколько святых истин содержит всякий Апостол и всякое Евангелие, читаемые на литургии. Тут – стань размышлять, – и конца не дождешь течению мыслей твоих и откровению тайн, которые будут разверзаться в уме твоем.

Таково-то наше богослужение! Итак, ходи на него неопустительно, слушай, внимай, размышляй о том, что поется, читается и действуется в продолжение его, – и будешь все более и более умудряться во спасение в Боговедении. Бывают же такие, кои, не умея читать, а только поучаясь в том, что предлагает святое богослужение, до того умудряются, что ясно и определительно могут объяснить всякую истину святой веры нашей к немалому назиданию слушающих. Сим и поревнуйте.

Сие же все предлагаю вам ради того, чтоб возбудить ревность вашу – самим, своим личным трудом доходить до точного познания догматов веры и правил жизни. Не все ждать, пока придет кто, да научит. Сам возбуди вопрос и сам найди ему решение, посредством ли чтения и размышления, или посредством беседы с кем. Действуя так, необоримую крепость ума стяжешь и явишься сильным поборником истины. Тогда как усыпленною и невнимательною содержа мысль свою, будешь все более и более ослаблять ум свой, который уже не в силах будет устоять против всякого возникающего внутри недоумения и всякого слышимого совне сомнения.

Всяко, однако ж, ведайте, что не в одной крепости ума – сила. В злохудожну душу, говорит Премудрый, не внидет премудрость. Попекитесь же сделать душу свою доброхудожною. Благонравие соделывает душу не только сосудом, пригодным к содержанию небесной мудрости, но и пространным вместилищем, в которое сама собою течет и теснится сия мудрость. Господь не сокрыл Своей мудрости в Себе. Она явлена Им в устроении всего, окружающего нас, и непрестанно является в устроении участи каждого из нас, и всего рода нашего, и всего, что благословил Он учредить ради нас. Мудрость Божественная движется вокруг нас и в нас, и коль скоро душа наша доброхудожна, втекает в нее, дается ей сама и исполняет ее. Да и Сам Господь – источник всякой мудрости и всякого ведения – всюду есть и все исполняет, исключая душ нечистых. Коль же скоро душа чиста и украшена благонравием, Он, посещая ее и с Собою принося выну приседящую Ему премудрость, исполняет ее всяким светом ведения и разума духовного.

Вот вам благонадежный путь к просвещению разума! Он же есть и путь спасения! Ибо и спасение чем стяжевается? Содержи разумно догматы веры и сердце возымей доброе, под действием благодати чрез Таинства и под таинственным наитствованием душ чрез святое богослужение. В светском просвещении не так. Там знание может идти отдельно от настроения сердца; в духовном же образовании они идут рука об руку, и, одно другим поддерживаясь, растут и приходят в силу вместе. Здесь знание с благонравием, и то и другое со вкусом духовным вместе развиваются, – и надлежащее приемлют образование в духе нашем.

В сем-то чине и да дарует вам Господь Духа премудрости и откровения в познание Его – и просвещенна очеса сердца вашего (Еф. 1, 17), – да исполнитеся во всяко исполнение Божие (Там же, 3, 19). Аминь.

11 октября, 1864 г.

В неделю 18-ю. Во Владимирском соборе