27. Пример, как из дневных чтений в церкви извлекать себе уроки ведения и жизни христианской

Хочу коротко пересказать вам содержание нынешних Евангелий, чтоб показать вам, как надобно с рассуждением прочитывать церковные чтения из слова Божия и поучаться из них духовной премудрости. Увидите, как в немногом преподается нам очень многое и как справедлив укор к нерадящим: зачем оставляете вы этот неистощимый источник спасительного ведения и обращаетесь все к книгам человеческим – этим кладенцам сокрушенным, которые не могут содержать чистой и здоровой воды истины. Вот послушайте! Ныне читалось два Евангелия: одно ради святого евангелиста Луки, коего ныне память, а другое – ради воскресного дня.

В первом Евангелии (Лк. зач. 51, гл. 10, 16 – 21) содержится конец наставлений Христа Спасителя, какие давал Он ученикам Своим, посылая их на проповедь, именно: Господь говорил им: слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя. Слово сие обращено было к апостолам, но оно более касается нас, нежели апостолов, обязуя нас вседушно покоряться апостольскому учению, преданному Церкви и содержимому ею. Господь принес истину на землю, – ту истину, которую слышал у Отца. Он вверил ее душам святых апостолов Духом Святым, святые апостолы предали ее душам верующих и блюстителями ее поставили преемников своих. От них друг-другоприимательно она переходила из рода в род, из века в век – до нас, и будет переходить до скончания мира. Но сила ее и обязанность наша к ней не ослабляется от времени. Как в начале слушавший апостолов, слушал Самого Господа, а отметавшийся апостолов, отметался Самого Господа, так и ныне, кто слушает проповедь апостольского учения, Самого Господа слушает; а кто не слушает, Самого Господа не слушает или отметается Его. Отметающийся же Господа, отметается Пославшего Его – Отца. Таковой ни Отца, ни Сына не имеет, как учит евангелист Иоанн Богослов, а следовательно, и ни Духа Святаго, ибо Они нераздельны, и нет ему части в царстве Пресвятой Троицы. Сего ради внимать надо слову, проповедуемому в церкви, не как слову человеческому, но, якоже есть воистину, как слову Божию, и всячески блюстись колебания уверенности в истине его и тем паче отвержения его, под опасением извержения из спасительного Царства Божия; надо избегать и того легкомыслия, по коему помыкают словесами Божиими небрежнее всякой простой речи человеческой.

Возвратились семьдесят ученик, читается далее (евангелист Лука причисляется к семидесяти апостолам; ради сего и читается это Евангелие в день памяти его), – возвратились семьдесят и, рассказав о своей проповеди, с радостью поминали: Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем. Дивная сила слова, овладевавшего душами слушавших, их не столько занимала, потому что, пребывая с Господом, они привыкли видеть сие и в себе и в других. Но чтоб и бесы повиновались им, этого они никак не ожидали. Потому, как о нечаянности, с детскою простотою говорили Господу: и беси повинуются нам. Господь говорит им: видех сатану, яко молнию с небесе спадша. Это образное изображение прекращения власти сатаны. Господь говорит как бы так: не изумляйтесь! Кончилась власть сатаны: опустеют капища, истреблены будут идолы, замолкнут прорицалища! Всюду будет царствовать единый Бог, и Он будет всеми почитаем и поклоняем. Такова неотъемлемая сила имени Христова – прогонять полчища бесов и знамением образа креста Его сокрушать все сопротивные силы! В мире одна сила Бога, в Троице поклоняемого, чрез Господа Спасителя нашего. Сатана – злобою и лестью покушается покорить себе души, но мановение Божие в прах обращает все козни его. Сия сила мановения Божия усвояется всякому верующему, – и бесы бегут его, как огня. Дерзайте убо! Господь победил. Он и вас победителями явит всякой сопротивной силы, если поревнуете с Ним быть и верою – живою и деятельною – силу имени Его себе присвоить.

Так победительная над невидимыми врагами сила естественна во вседушно исповедующих имя Господа: даю вам власть, говорит Господь, наступати на змию и скорпию и на всю силу вражию (Лк. 10, 19). Но не в этом существо дела. Существо дела – во внутреннем изменении духа человеческого, в приискреннем его соединении с Господом – в облачении во Христа, как говорит св. Павел; а победа над бесами есть уже следствие сего. Как от солнца свет, от огня тепло, от тела тень – естественны и неотъемлемы, так неотъемлемо присуща разгнательная бесов нечистых сила у всех внутренне просвещенных Господом и Спасителем нашим. Почему говорит Господь: вы на это и внимания не обращайте. Имейте же в мысли своей паче то, что имена ваша написана суть на небесех, т.е. что вы сопричислены к единому блаженному царству Пресвятые Троицы, которое, на земле начинаясь, на небе завершается, где заранее обозначаются все искренние и вседушные исповедники Христовы.

Сказав сие, Господь как бы обозрел Своим Божественным всевидящим оком все будущее царство Свое, и кого же Он в нем увидел? Увидел одних младенцев и никого из премудрых и разумных, – ни одного из тех, кои одному своему разуму верят и на свои одни силы надеются, а все таких, кои в детской простоте сердца, без всякого совопросничества приемлют учение христианское и, вседушно предаваясь Богу, как дети отцу, Его силою сильными быть чают в хождении по стезям заповедей Его. В той час возрадовася духом Иисус и рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою. Так постановлено в предвечном совете Божием, – иначе сие не было и никогда не будет. Кто спасался, сим путем спасался, и кто имеет спастися, сим путем спасется: иного нет.

Вот одно Евангелие! Коротко оно вот чему учит! Слушай учение Христово, в церкви проповедуемое, и слушай с детскою простотою, без всяких мудрований. Ибо, если не будешь так слушать, Богу будешь противник, и будешь за то отвержен Богом. Вседушно предавшись сему учению и себя самого по нему образовавши, ты исполнишься такого света и силы, что от одного имени Христова, тобою произносимого, будет исчезать вся сила вражия. Но не это важно, а важно то, что сего ради ты будешь несомненно внесен в список наследников Царства Христова – единого, вечного, блаженного.

Хорошо, скажешь, принимаю сердечно учение Христово все сполна, ничего не отметая, ничему не переча и ни в чем уму своему, суемудреннику, не потакая. Но, говоришь, чтоб и сила сего учения в меня вошла, надо мне самому по нему образоваться и с ним в делах и чувствах своих соображаться. Как же это мне надобно действовать и как себя расположить? На это отвечает тебе второе нынешнее Евангелие, – и оно не обременяет многим, а только два дает правила, такие, однако ж, кои все совмещают. Первое: как желаешь, чтоб другие действовали в отношении к тебе, так и ты действуй в отношении к ним; второе: люби всех, даже врагов своих, и всем благотвори нелицеприятно и без расчетов. Именно в нем Господь так говорит: Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк. 26, 6, 31–36), т.е. хочешь, чтоб тебе помогли, когда ты в нужде, – помогай и сам тому, кого видишь в нужде. Хочешь, чтоб тебя простили, когда чем провинишься против кого, – прощай и сам. Хочешь, чтоб тебя не осуждали и не поносили, – не осуждай и не поноси сам никого. Хочешь, чтоб тебя не обижали, – не обижай и сам. Так и во всем. Переноси на себя состояние твоего брата, – и чего бы ты пожелал себе, находясь в подобном положении, то сделай для него без отказа, не сокращая руки, по всей широте благожелания.

Таков закон правды! А о законе любви так говорит Господь: аще любите любящия вы, кая вам благодать есть; ибо и грешницы любящия их любят. Кто из нас кого-либо не любит? Любим мы родителей своих, любим братьев и сестер, любим родных и всех знакомых, с коими находимся в приятных отношениях. Почему, когда предлагается нам заповедь о любви, думаем, что исполняем ее и остаемся спокойными. Господь же не так полагает. Он такую любовь нашу ни во что ставит. Так, говорит, и грешники, т.е. язычники – нехристиане, – любят друг друга, а вам – христианам – надобно любить врагов своих. То только и будет несомненным признаком, что в вас есть истинно христианская любовь, когда вы будете любить врагов. Пока же этого нет, не хвалитесь любовью своею. Равным образом не ценит Спаситель и того, если делаем добро тем только, кои нам делают добро, или взаимно даем тем, от коих чаем восприять. Невеликое это дело, говорит. И все так делают, даже неверующие. Но вы, когда хотите показать себя истинными Моими последователями, любите враги ваша, и благотворите, и взаим дайте, ничесоже чающе: и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго: яко Той благ есть на безблагодатныя и злыя. – Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть.

Вот содержание нынешних Евангелий! Два небольших чтения, а сколько истин предлагают они вам? Сокращенно они учат и тому, как веровать, и тому, как жить по вере, и полный обзор христианского жития приводят на мысль – с первого приятия учения Христова до увенчания за него в нескончаемом Царстве Божием. И это только Евангелия, а апостолы – свои многообъятные содержат учения. Не правда ли, что сказал я вначале, что в немногом нам предлагается многое, и это не ныне только, но и всегда. Всякое чтение церковное таково. Вот вам неисчерпаемый источник спасительного ведения. К нему притекайте и от него напаяйтесь. Пришло воскресенье или праздник какой, – вечером после всенощной или утром пред обеднею найди положенный Апостол и Евангелие и прочитай с рассуждением, разбирая слово за словом, вникая в то, какое учение в нем содержится, извлекая из него правила и прилагая их к своей жизни. Не успеешь прочитать или не умеешь читать – со вниманием прослушай, что читаться будет в церкви, и потом рассуждением пройди все не раз и не два, чтоб научиться чему-либо.

Когда станете так поступать, скоро вы сделаетесь богословами. Богословом никто не рождается, а читает, рассуждает, заучивает и становится многосведущим в вещах божественных, – вот и богослов! А этого достигнуть всякий может. Не в титле, впрочем, сила, а в определенном и ясном знании христианского учения. До такого-то знания я и умоляю вас доходить своим трудом. Хоть то верно, что не все уже имеет тот, кто знание имеет; но и то не подлежит сомнению, что ведение Божественной истины служит основанием спасительного жития. Кто ясно понимает истину Божию, тот во свете ходит, а кто не понимает ее, тот ходит, как в сумраке – как во тьме. Кто же во тьме ходит, тому как не споткнуться! Как, наоборот, не так удобно споткнуться тому, кто во свете ходит. Бог дал нам совесть – стража своей истины. Но сию истину надо познать, чтоб совесть имела что сторожить. Когда знает душа истину, то, хоть придется ей по немощи поступить противно ей, – совесть все будет напоминать ей о сем нарушении правды и возвратит на путь правый. А когда душа не знает истины или плохо знает, совести не за что взяться, чтоб потревожить душу, когда уклонится она на распутие лжи или порока. Сего-то ради желающий всем спастися Спаситель наш и Бог желает вместе спасаемым и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4). Сего-то ради и апостолы заповедывали всем расти не во благодати только, но и в разуме (2 Пет. 3, 18), и молились ко Господу, да соблюдает Он не только сердца, но и разумения их (Флп. 4, 7).

Помолимся и мы, да даст и нам Господь разум о всем (2 Тим. 2, 7). Аминь.

18 октября, 1864 г.

В неделю 19-ю. Во Владимирском соборе