8. Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм духовен

После трудов освящения храма и по совершении в нем первого священнодействия предложу вам и краткое наставление. Прошу послушать.

Прежде всего воздадим благодарение Господу – начинателю и совершителю всякого благого дела. Это Он возбудил в вас ревность приступить к восстановлению падшего дома молитвы и дал силы довести до окончания начатое и преодолеть все сопряженные с тем затруднения и препятствия. Без Него мы не можем творить ничего. Исповедуйте сию истину и прославьте Господа. Мы, со своей стороны, будем хвалить ваше усердие и труд; вы же не останавливайтесь на сем, а все отнесите к Господу, без Коего всуе трудятся все зиждущии; чтоб иначе присвоением себе не принадлежащего не лишить вам себя достойного воздаяния за подъятые труды.

Довольно вы потрудились и потратились. Господь не презрит сего труда любви вашей к Нему и к меньшим братьям вашим. Но не подумайте, что тем все уже вы и покончили в отношении к храму, сложили с плеч заботу и ничем уже не должны ему. Нет. Ныне положено только начало ваших христианских отношений к нему. Конченное дело храмоздания есть только приготовление. Отныне же начнется настоящее дело – и именно – надлежащее пользование созданным храмом.

Кто построил дом, входит в него и живет в нем. Кто сшил одежду, надевает ее и носит в нужное время. Так и здесь: устроили вы храм – пользуйтесь же им во славу Божию, во спасение свое и других. Спешите сюда всякий раз, как услышите зов, не только в праздники и в дни воскресные, но и во всякое время, когда имеете возможность. Мир – чужая нам страна: дом наш на небе, преддверие же того дома – храм земной. Спешите же сюда, как спешат из чужой стороны под кров родителей. Здесь будете сретать вы всякий раз объятия Отца. Как дети спешат на зов любимой матери, желая насладиться ласками ее, так спешите и вы в храм. Здесь мать наша – Церковь – любовно будет обымать вас и обильно питать вас всякими духовными сладостями.

И, приспевши сюда, так здесь обращайтесь, как обращаются добрые дети пред отцом и матерью – любовно, благоговейно, внимательно, послушно. Скромно вошедши, стань каждый на свое место, никому не мешая, и, очи к святыням обращая, ум же горе устремляя, творите благоговейное поклонение вездесущему, в храме же особою благодатию присущему Богу, изливая пред Ним в теплой молитве душу свою. Начав так, понудьте себя в том же расположении продержаться до конца богослужения, храня мысль не рассеянною и душу свободною от забот житейских, кои потрудитесь оставлять за порогом храма. Несмущенный помыслами и заботами ум вниманием глубоко войдет в читаемое, поемое и действуемое, и, обильным светом освещаясь, духовною теплотою и веселием исполнит сердце ваше, полагая в нем в то же время семена благих дел и начинаний, кои принесут и плод во время свое. Се духовные уста, коими прилипает душа к сосцам матери Церкви и питается от нее сладостною, небесною пищею, составляющею основу для вечного пребывания нашего.

Даруй вам, Господи, хоть только одну службу так пробыть во храме! Если пребудете так, сладость такого пребывания останется неизгладимою в душе вашей и будет вас тянуть в храм Божий, как иного тянут в общество чаемое веселие и приятельская беседа. Чем чаще вы так будете в храме, тем более будет хотеться вам пребывать в нем. Чем неопустительнее будете вы удовлетворять сему желанию, тем ближе подойдете к потребности неисходно почти пребывать здесь. А когда сего достигнете, то у вас будет то же, что у апостола, который желанием желал разрешиться и со Христом быти. Для вас тогда сей храм молитвы будет воистину преддверием храма небесного.

Не вдруг, однако же, сие дается и не без особых предосторожностей достигается. Точно первое дело чтущих храм есть приметаться в нем, как в дому Божием, – и сие приметание многоплодно и спасительно. Но избави вас Господи останавливаться на одном внешнем приметании. Нет. Надо так приметаться, чтобы и самим созидаться в жилище Божие духом или возрастать в Церковь святую о Господе (Еф. 2, 22). Ходя в церковь, надобно отображать ее в себе. Это будет, когда знаменование, выражаемое ею внешно, мы возымеем в себе – в живых чувствах и расположениях. Тогда святилищем станет дух; жертвенником – сердце; священником – ум. Внимательно и трезвенно пребывающий здесь навыкает непрестанно на алтаре сердца умом приносить Богу жертвы духовные: жертву хвалы – в созерцании славы Божией и великих дел Его; жертву всесожжения – в совершенной Богопреданности; жертву очищения – в сокрушении и умилении; жертву тука – в чувстве любви, теплой и всех питающей; фимиам – в непрестанном возношении ума и сердца к Богу и проч. Так устрояющиеся внутренне Бога привлекают, Который, яко призираяй на Авельские жертвы, исполняет в отношении к ним обетование Свое: вселюся в них и похожду, и буду им Бог (2 Кор. 6, 16). Вот и церковь Бога жива, или жилище Божие, созидаемое в духе! Где же жилище Божие, там и небо; а кто небо в себе вмещает духовно, тот, несомненно, вступит и в истинное небо, как в верное наследие свое. Жительство наше, по апостолу, на небесех есть, к коему готовимся неба достойным пребыванием в земных, небеси подобных, жилищах Божиих. Таково назначение храма! Дать желающим возможность, приметаясь в храмы, самим стать храмом Богу, и таким образом готовыми явиться ко вступлению в Божие жилище на небесах! Это и остается вам теперь сделать, после трудов храмоздания. Да благословит Вас Господь успеть и в сем последнем, как благословил успеть в первом. Аминь.

17 ноября 1863 года. На освящение теплого придела

во имя Благовещения Пресвятой Богородицы,

в Вознесенской церкви г. Владимира