10. О созидании духовной жизни в храме,  с соответственными уроками

Давно слыша о вас, желанием желал я видеть вас, православные христиане. Ныне радуюсь, видением поверив слух и удостоверясь в вере вашей искренней и благочестии нелицемерном. Молю Господа, да сохранит Он в вас тот же дух, утверждая и возращая его паче и паче.

Господь благословляет вас благосостоянием и довольством. Сколько вижу – избытки свои, кроме других добрых дел, вы, преимущественно, употребляете на сооружение и украшение храмов, чему служит свидетельством и сей, освященный ныне, благолепный храм. Так действуя, вы добро творите. Сооружение и украшение храмов не есть дело простое. Оно очень многозначительно и благодетельно паче всех других благодетельных учреждений и зданий, имеющих целью благо человека.

Благодетельно устроение училищ, больниц, воспитательных домов, мест общения взаимного и проч. Устроение храма благодетельнее паче всех их: ибо храм есть и училище, и больница, и воспитательный дом, и место общения духовного. Коротко поясню вам сие, пользуясь нынешним торжеством, – и выведу отсюда один-другой для вас урок.

Храм есть училище – и училище небесной мудрости. Мудрость сия преподается здесь в чтении Божественных и отеческих писаний, в содержании и чине всякого служения, даже в форме и устройстве самого храма; преподается всякому независтно – и малому и большому, и богатому и бедному, и ученому и неученому – для всякого в доступном для него образе и виде – преподается так внятно и впечатлительно, что внимательный без других способов обучения, посредством усвоения одного того, что преподается в церкви, становится крепким в разуме и ведущим полно такие истины, кои нередко недоступны ведению усидчивых тружеников знания. Какое из человеческих училищ обладает такими свойствами?!

Храм есть врачебница, действительно врачующая наш дух немощный. Смущают кого помыслы – приходит в храм, и один вид его отрезвляет расслабляющуюся душу. Одолевает кого страсть – приходит в храм и, то словом, то священнодействием, то изображениями святых, подвизавшихся против всякого рода страстей, вразумляется, воодушевляется ревностью и отревает страсть. Тяготят кого скорби – приходит в храм и, изливая здесь пред Господом душу свою, от Него приемлет утешение, исполняется мужеством и благонадежно переносит всякое горе. Пал кто и заболел неправдою и грехами – приходит в храм и здесь и в раскаяние приводится, если нераскаянным был, и разрешение и умиротворение совести получает, пришедши в себя и раскаявшись. Так всякая немощь душевная здесь указуется и врачуется.

Храм есть воспитательный дом или питалище духовное. В храме Божием совершаются все таинства, из коих каждое преподает нам свою особую благодать. Благодать же есть сила Божия, питающая, укрепляющая и возращающая дух. Без благодати мы ничего не можем сделать, и всякая сторона нашего естества имеет нужду в особом даре благодати, чтобы действовать по намерению Божию. Сии особые дары необходимы для той или другой силы или стороны и сообщаются особым соответственным таинством… Крещение возрождает, Миропомазание укрепляет и украшает дарами новорожденный дух. Покаяние омывает, Тело и Кровь Христа питают – и всякое таинство свое духовное действие в нас совершает. Как храм есть место, назначенное для совершения сих таинств, то он воистину есть питомник духа нашего и благодатной в нас жизни.

Храм Божий есть место взаимного общения – небесных и земных. Рождаемся мы на земле для неба. Отжившие век свой переходят отселе в иной век, и, там пребывая, или требуют нашей помощи, или сами способными соделываются помогать нам. То и другое предполагает, что должно быть особое на земле место для общения нас земных с небесными. Место сие и есть храм. Здесь поминаем мы отцов и братии и здесь же призываем святых, прославленных помощников наших. Святые здесь к нам нисходят, как это неоднократный опыт очевидно доказал, и действие молитв наших, совершаемых здесь, к отцам и братиям нашим доходит: и все мы тайно – духовно, но, тем не менее, действительно, сообщаясь здесь, в храме, – составляем единое общество, стройно сочетаваемое, на которое милостиво призирает и коим благостно увеселяется Отец наш Небесный со всеми небесными силами.

Так велико значение храма! Так благодетельно устроение его! Воодушевляйтесь, храмоздатели! Тут будут просвещаться духовною мудростию, врачеваться в духовных немощах, питаться благодатию и общаться с небом. Действия сии будут совершаться в других, но плоды их и воздаяния за них будут отражаться и на вас – и тем умножать цену труда вашего. Сознайте благодетельность сию и вы, имеющие пользоваться сим храмом, – и воздайте трудившимся в создании его благодарностью и молитвою за начавших, продолжавших и доведших до конца святое дело сие.

Те же и другие поймите, однако ж,

1-е) что храм не для себя самого сооружен, а для вас – не для того, чтобы стоять и красоваться, а чтобы все в себе всегда иметь; не для того, чтобы быть свидетелем вашего благочестия прошедшего, а быть возбудителем, питателем и хранителем вашего благочестия непрестающего. Если храм пуст, когда бы следовало ему быть полну, то всуе трудились созидавшие его. Не забывайте же бывать в храме сем всякое воскресение и праздники, а кто может – и во всякий другой свободный день.

2-е) Если храм Божий назначается для духовного просвещения, врачевания, питания и духовного общения, то старайтесь так посещать храмы, чтобы действительно в них просвещаться духовною мудростью, врачевать свои немощи душевные, питать жаждущий дух свой небесною благодатью и восходить до ощутительного общения со святыми и всеми отшедшими. Для сего внимайте всему здесь читаемому, поемому и действуемому и ревностно исполняйте все чины и порядки, к каким призываетесь вы в храме и чрез храм, – разумею – всякого рода молитвования церковные, св. посты, говение и особенно исповедь и причащение. Исполняйте вое сие неопустительно и не внешне только, но сердцем и умом, с верою и благоговением. Действуя так, вы действительно всегда будете являться просвещенны, здравы духом, насыщенны и небошественны.

3-е) Храм создан или храм посещен – не думайте, что тем уже все и исполнено. В храм приходят, чтобы получить силы; силы получаются, чтобы действовать ими; действовать же надобно по заповедям. Так, в связи с храмозданием и храмопосещением должно состоять ревностное исполнение заповедей. Не об одном том ревнуйте, чтоб исполнить все церковное, но и о том, чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма – быть кроткими, миролюбивыми, непересудливыми, трезвыми, трудолюбивыми, взаимоуслужливыми, целомудренными, уступчивыми, терпеливыми, смиренными, словом – украшенными всякою добродетелью.

Сие вкратце указываю вам в изъяснение ваших отношений к храму с их следствиями. Но начните учащать в храм и самым делом научитесь, какими вам подобает быть в отношении к нему и какими исходить из него. И много другого откроется вам тогда, может быть, и такого, чего никакое слово описать и обнять не может. Храм – небо земное. Кто восприемлет силу храма, становится общником всего небесного. Святые Божии где воспитывались? Преимущественно в храмах. Как скорбно видеть и знать, что иной целый век ходит в храм и не вкушает плодов хождения в храм.

Сему внимая, братие, мудрствуйте в себе и позаботьтесь держать себя в отношении к храму так, чтобы на себе перенесть вполне все его значение.

Прибавлю, что от сего будет плод не вам одним, но и храмоздателям, как отшедшим, так и живым: Господь да поможет вам сотворить сие. Аминь.

3 июля 1864 г. На освящение Крестовоздвиженского храма,

в селе Иваново, Шуйского уезда