13. О построении внутреннего в себе храма,  с напоминанием, что это не делает, однако ж,  излишними храмы внешние

Благодарение Господу, вложившему в нас желание и подавшему нам способы обновить храм сей – ведомо вам, сколько нужен был такой храм, ведомо также и то, как свыше сил наших было удовлетворить сей нужде. И вот, однако ж, все уровнял Господь: дело спелось и так скоро пришло к концу, к общему всех нас утешению. Слава Тебе, Господи, благодеющему нам не по достоинству нашему.

Когда только началось храмоздание сие, помню, был ход с Боголюбовскою иконою Божией Матери. Проходя мимо, я мысленно поручал Владычице Богородице начатый труд и молил Ее, скорую всем и во всем помощницу, благопоспешить нам душеспасительно совершить его во славу рождшегося от Нея Господа и Ея Самой. Веруем, что эта незаслуженная благопоспешность устроения храма сего есть плод Ея материнского о нас попечения, и понуждаемся благодарение принести и Ей, Пречистой Владычице Богородице, – несмотря на худобу нашу, не лишившей нас Своей помощи.

Не могу умолчать и об избранных орудиях Божией к нам милости – наших благодетелях. Благодарю всех, кои помогали нам достоянием, трудом и советом. Господь да воздаст вам вместо земных – небесная, вместо временных – вечная, и да благословит Он вас во всех собственных ваших трудах и начинаниях. В каждое богослужение будет возноситься здесь усердная о всех к Богу молитва, которая, верим, веры ради вашей, не будет бесплодна для вас.

С такими чувствами принимаем мы храм сей, как дар Божий. Но самый храм не для нас одних. Он есть ваше паче достояние, чем наше. Почему благодарим, видя в нем себе дар, пользование же им не можем не простирать на всех вас, а вследствие того, не можем не пригласить вас воспользоваться им достойно дара и Дарователя. Полагаю, что вы все не иначе и располагаетесь и не к этому только, но и ко всякому другому храму. Не считаю, однако ж, излишним восстановить вашу о том память и разогреть рачение.

Вышний не в рукотворенных храмах живет. Сам, однако, узаконил устроять для Себя храмы рукотворенные и обетовал, что будут очи Его в них, чтобы видеть молящихся, и уши, чтобы внимать молитвам их. И это, конечно, не того ради, чтобы неистинным оказалось, что Он не в рукотворенных храмах живет; но того ради, чтоб указать, что если Он и являет в них особое Свое присутствие, то не ради их самих, а ради тех, в коих чает чрез них устроить Себе храмы нерукотворенные. Храмы устрояются, чтобы чрез них и в них научить нас самих созидаться в жилище Божие духом, в храме духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом (1 Пет. 2, 5). К этому направлен и самый образ устроения храмов и все, что потом в них совершается, и внимательному чтителю и посетителю храмов не трудно исполнить на себе и в себе их значение, преложив видимое на невидимое, вещественное на духовное, внешнее на внутреннее.

Здесь, в видимом храме, есть тело храма или вместилище, и в невидимом внутрь нас храме надо так устроить. Здесь есть престол – и там надо его воздвигнуть. Здесь есть жертвы – и там следует совершать их. Здесь есть совершитель их – и там надо ему быть. Вообще, что есть здесь, тому надо отобразиться внутри, – и вот это есть преимущественный долг и устроителей, и чтителей, и посетителей храмов.

Тело внутреннего храма духовного есть совокупность христианских истин или догматов. Как шатер, простер над нами Господь видимое небо, и мы все, и все твари земные объяты им, как пространным вместилищем. Подобное нечто устрояется и в духе того, кто, истину за истиною усвояя, взойдет, наконец, в полное зрение всего о нас Божественного смотрения. Будет он зреть Бога, в Троице поклоняемого, все сотворившего и о всем промышляющего, и нас в Господе Иисусе Христе, спасающего благодатию Св. Духа для блаженства вечного, в Царствии Его – нескончаемом по кончине мира сего, и всерадостном обновлении всей твари, и будет над ним Триипостасный Бог, сюду и сюду – промыслительные и искупительные Божественные учреждения, позади горькое состояние нас падших, впереди – блаженная будущность, в настоящем – труд в самоисправлении для открытия себе входа в райские обители. Войди во все сие размышлением, глубоким исследованием и убеждением, и в духе твоем, как сие необъятное небо, распрострется созерцание Бога и вещей Божественных, и образуешь в нем постоянное для Невместимого вместилище.

Кто сделает это, будет иметь храм в себе, со всем его украшением и принадлежностями. Войди теперь в него и священнодействуй. Но для сего нужно стяжать святое святительство и престол водрузить, потом заготовить жертвы духовные и начать приносить их. Святое святительство стяжешь, когда, пожершись сам Богови, приимешь в Божественных таинствах благодатное озарение, укрепление и освящение.

Святый престол водрузишь в самой глубине или средине сердца, когда возбудишь и укрепишь нераскаянную готовность себя самого и все дела свои посвящать Господу и усердное рвение помышлять и делать одно Ему угодное, всего же Ему неугодного избегать, не щадя живота. Жертвы заготовишь, когда стяжешь такую чувствительность и подвижность сердца на Божественное, что при всяком сознании твоих отношений к Богу будут сами собою свободно исторгаться из него святые чувства, стремления и расположения.

После сего дерзновенно приступи и на сем престоле возноси сии жертвы духовные, благоприятные Богу, Иисусу Христу. Судя по тому, как и каким предстанешь ты пред лице Божие, сердце твое даст соответственное движение, которое, как дым из кадильницы, взыдет на небо жертвою благоприятною. Это будет-то жертва хвалы, когда ум погрузится в благоговейное созерцание беспредельного величия и совершенств Божиих, – то жертва благодарения, когда сердце исполнится ощущением неисчетных благодеяний тебе Божиих, – то жертва правды и милости, когда воля устремит желания твои но всей широте Божиих заповедей, – то неуничижимая Богом жертва сокрушения и смирения сердечного, когда совесть пред Божиею правдою начнет обличать твои недостоинства и падения, – то жертва самоотвержения и самоозлобления, когда ревность к Богу потребует от тебя всесторонней чистоты и предначертанного тебе совершенства, – то жертва всесожжения, когда, и душу и тело Богу предавши, будешь ты, как кто-нибудь иным опоясанный и не по хотению своему ведомый, и хотети и деяти только о благоволении Божием.

Вот вам храм нерукотворенный со всеми принадлежностями его: и с престолом, и со священниками, и с жертвами. Устройтесь так и приимете обетование Божие, что храм сей ваш никогда уже не будет пуст. Ибо тогда к вам будет относиться слово Господа: к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).

И такой-то храм желателен и любезен Богу. Полагаю, что вы знаете меру, до какой надо простирать ревность свою о духовности. Боюсь, однако же, не пришел бы кто от слов моих к мысли, что если существо дела в сих храмах нерукотворенных, то рукотворенные храмы составляют излишек, ненужный и стеснительный. Скажу, из опасения сего, про случай: начните только созидаться в жилище Божие духом, и сами тотчас увидите, что без внешних храмов никакого не будете иметь успеха в созидании внутренних. Нужно будет ведение истины, а она здесь проповедуется; нужна будет благодать Божия, а она здесь получается в таинствах; нужно будет опытное руководство, а оно преподается служителями видимых алтарей. Да и самая мысль о созидании в себе жилища Богу здесь западает на сердце, – здесь потом зреет и крепость получает – прийти к исполнению. В христианстве все постигается опытом. Самое дело уравнивает все неровности и умиряет кажущиеся противоречия. В слове же мы говорим о духовном из опасения, не остановился бы кто на одном вещественном; а потом от духовного опять обращаемся к вещественному из другого опасения – не возмечтал бы кто одухотвориться без всяких видимых пособий. Как плоть носящих, плотски руководит нас Бог к духовному. Господь может посещать души и невидимо; благоволил, однако, воплотиться и видимо с человеки пожити. Может Он прямо душе сообщать сокровенные внушения Свои; благоволил, однако ж, в слово человеческое облечь и письмени человеческому предать Свои Божественные истины. Может Он без посредств действовать на сердце; благоволил, однако ж, учредить видимые таинства для сообщения Своей невидимой благодати. Кто сколько-нибудь знает устройство естества человеческого, поймет, как целесообразны и для совершенства нашего необходимы такие порядки Божественного о нас смотрения. Как тело наше живет, принимая со вне стихии и перерабатывая их в себе, как душа наша принимает совне опыты – свои и чужие, и, усвояя их себе размышлением и деятельностью, является многосведущею и многоумеющею, так для развития и усовершенствования жизни духовной благоприятное представляют поприще видимые храмы со всем в них бывающим, где дух человека, принимая Божественные стихии, восходит от силы в силу – по образу Создавшего его.

Так, братие, приглашаем вас созидаться в жилище Божие духом; но как все Божественные силы, потребные к тому, положены в храмах Божиих, то не можем не пригласить вас участвовать в них, подражая пророку Давиду, который, сколько ни был духовен, говорил, однако ж, о себе: едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни, вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его (Пс. 26, 4). Но и это опять того ради, да даст вам Господь… силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3, 16). Аминь.

2 февраля 1866 г. На освящение Крестового

Христорождественского храма, при архиерейском

доме, во Владимире.