Ветхозаветный праведник

Но был на земле в те времена один человек, которого Господь счел возможным помиловать: Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт. 6, 8-9). Вспомните из предыдущего объяснения о праведном Енохе, взятом живым на Небеса. Енох тоже ходил пред Богом своим. Ходить пред Богом – это помнить всегда о том, что есть над тобою Око всевидящее, Ухо всеслышащее и есть Книга, в которую записываются все твои земные деяния. И Ной помнил об этом, он не мог поступать необдуманно, безответственно: он ходил пред Богом.

Святитель Иоанн Златоуст так истолковывает прочитанное о Ное: Если все множество (людей) впало в столь великое нечестие, то этот праведник сохранил искру добродетели, а вместе с тем и всем этим людям в течение всего этого времени проповедовал и внушал отстать от нечестия, и себя соблюл свободным от их скверны.

В книге пророка Иезекииля есть такие слова Господа о Ное: если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души”. И далее: “Сии три мужа… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы; …праведностью своею они спасли бы только свои души (Иез. 14, 13-14, 16-18, 20). Эти слова Господа о праведниках, живущих среди грешников, относятся ко временам Ветхого Завета. Ветхозаветный праведник может спасти только себя, но не может спасти других. Новый Завет расширяет представление о благодати, обитающей в сердце человека. И здесь принципиальная разница между Новым и Ветхим Заветом! В Церкви Нового Завета говорится как раз обратное: “Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”. Ибо дни Ветхого Завета – это дни закона, а дни Нового Завета – дни благодати Божией. Закон произошел от Моисея, а благодать – от Господа Бога нашего Иисуса Христа. Ной не мог спасти молитвой других людей. Он не мог примером добродетели своей заставить людей изменить свои нравы. Он мог только спасти свою душу. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт. 6, 12-13).