Вавилонское столпотворение

Первое государство

Обычно, когда мы говорим о государстве, в нашем сознании возникают такие понятия-слова, как стабильность, надежность, защита. Даже если наше государство не соответствует этим понятиям, мы хотим видеть в нем вышеперечисленные качества. Мы тоскуем по “крепкой руке” и ждем, когда же будет установлен нашими правителями порядок, жесткий порядок, столь необходимый нам. Мы с трудом расстаемся с нашими иллюзиями в отношении наших правителей, которые пребывают в еще большей растерянности, нежели мы, простые обыватели, и тогда начинаем с нетерпением ожидать очередных выборов. Государство! Какие надежды могут быть связаны с ним в его теперешнем секуляризированном виде? Мы, верующие, тоже говорим о государстве, но в нашем понимании это прежде всего град Божий, царствие, порядок, основанный только на Воле Творца. Здесь мир едва ли поймет нас… Мир иначе рассуждает о сущности и занятиях государства.

До внука Хама, Нимрода, государств на земле не существовало. Он – первый сын Хуша. Нимрод, сильный зверолов, – основал царство, объединившее Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар (Быт. 10, 9-10). Так была создана первая конфедерация, языческая империя, секуляризированное общество. Само имя Нимрод означает бунтовщик, мятежник, возмутитель. Этот человек известен также как Хуш. Последнее имя было связано с цветом его лица. После того как Ной проклял Ханаана, род хамитов стал чернокожим. О Нимроде известно, что он был первым, кто воспользовался разрешением есть мясо животных. Это был плотоядный человек, кровожадный и гордый. Он считал себя богом. Выражение: как Нимрод, пред Господом [Богом] (Быт. 10, 9) свидетельствует о том, что он бросил вызов Создателю, думая о себе, как о равном Богу. Между хамитами и потомками Иафета была война, в результате которой хамит Нимрод победил и провозгласил свое царство.

Современные политики – знают они это или нет, хотят они того или нет – имеют Нимрода своим кумиром. Те качества, которые на политическом поприще обнаруживают и развивают в себе современные правители, есть качества Нимрода: вероломство, самоуверенность инаглость. Они хотят вы-глядеть чуть выше, чуть умнее, даже чуть здоровее, чем есть на самом деле. Они рядятся в разные одежды, им так хочется произвести на окружающих потрясающее впечатление, но в сущности они остаются бледными копиями своего библейского прототипа, потому что в основе их поведения тот же грех гордыни и богоотступничества.

Существует предание, что Нимрод, правитель семидесяти народов, имел кожаные ризы Адама, которые его дед Хам украл у своего отца Ноя из ковчега. Эти одежды нагоняли страх на весь животный мир, и поэтому его (Нимрода) охота почти всегда была удачна. Праведный Ной, доживший до времен Нимрода, с печалью смотрел на все происходящее. Увы! Грех не утонул в водах потопа, а переправился в новый, послепотопный мир рассеяния. Народы и племена расходились по Сенаару и другим землям, и Нимрод решил упрочить над ними власть не только силой меча, но и началом созидания его, Нимрода, нового мира инового порядка.

Военные технологии

Наше время – это время новых военных технологий, когда любое меньшинство, прорвавшееся к власти, может, прикрываясь рассуждениями о демо-кратии, “бесконечно” долго мучить население своей собственной страны; при этом население будет разоружаться, а криминал и власть – вооружаться. Власти будут вооружать и поддерживать криминал для того, чтобы хоть как-то обосновать свое право управлять голодными людьми. А если народ усомнится в этом праве, тогда будут гибнуть ни в чем не повинные люди. Такой режим собрался воевать со своим собственным народом. Власть готова иметь и оппозицию, но при условии, что она не будет посягать на их предвыборные технологии, а правильнее сказать – условия сговора нижних эшелонов власти с высшими. А народ будут заставлять жить, верить, любить, рождаться, умирать, разоряться и богатеть, только так, как она (власть) ему это разрешит.

Царство Нимрода – это конфедерация против Власти Бога, Его Прав и Приоритетов.

Башня энтузиазма

Чтобы управлять людьми, подчиняя их власти своего эгоизма, их надо обмануть. И Нимрод блестяще справился с этой задачей.

Все понимали, что режим Нимрода греховен, следовательно, все с ним связанные – пособники греха. Гнев Божий мог в любой момент обрушиться на человечество. Еще свежи были воспоминания о Потопе… И тогда Нимрод предложил построить город-башню высотой до небес (Быт. 11, 4). Люди помнили, что Великий Потоп затопил и все высокие горы, какие есть под всем небом (Быт. 7, 19). Если говорить на современном языке, они решили построить бомбоубежище от Бога. Язычники рассуждали так: если Господь опять пошлет потоп на землю, они спрячутся в этом городе-башне и смогут грешить дальше. О своей личной смерти никто не хотел и думать, а Нимрод – так тот просто считал себя бессмертным. Это действительно была стройка века. Энтузиазм переполнял сердца строителей. Они вырыли огромный котлован и стали делать основание башни. Материалом для строительства были кирпичи из глины и земляная смола вместо извести (Быт. 11, 3). Так эти люди научились по-новому охранять и возделывать землю. Они строили свой новый “рай” – рай для грешников. Многие экзегеты* замечают, что такого энтузиазма и единения, которое имели строители башни, не было ни до, ни после ее построения. К тому же все люди разговаривали тогда на одном языке. Им не надо было выдумывать никакого эсперанто, находить консенсус, всем и все было понятно – мир, поднимаясь “все выше и выше” в своем строительстве, удалялся от Бога.

Современный мир железобетона, пластика, цинка, стекла, пластмассы, оргалита, стали и асфальта созидает свое здание, свою “башню”. Мир секса, наркомании, терроризма, рок- и поп-музыки, извращений и насилия, пошлости и богохульства, политики и лжерелигий ищет свои глиняные кирпичи, низводя человека до уровня предсуществования – до уровня глины, пыли и праха.

Как-то ко мне в храм пришел подросток. Мальчику всего четырнадцать лет, два года он уже “на игле”. Дитя воскликнуло: “Я живу и не знаю, зачем и как. Я уже не ощущаю себя, как будто кто-то другой смотрит со стороны…”

Вера в Бога должна вернуть человеку Его образ и подобие. Только в противостоянии миру греха, в отречении от него, сочетоваяся Христу, мы восходим из состояния праха и, одухотворяясь Духом Божиим, становимся душою живою, живой для веры, надежды и любви.