Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям

Номер гос.регистрации 1057747301985

Осуществляет свою деятельность в соответствии с основами Социальной концепции Русской Православной Церкви, а именно параграфа о психических заболеваниях.

Основная цель организации института – формирование в обществе христианского отношения к происхождению, течению и лечению психических заболеваний.

С этой целью осуществляются: духовно-просветительская, издательская, лекционная и консультативная виды деятельности.

Основные положения:

1. В основах социальной концепции Русской Православной Церкви в частности сказано: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей». Эти положения полностью подтверждаются и данными клинических наблюдений.

2. Многие формы так называемых «пограничных» психических расстройств, а также алкоголизм, наркомания имеют прежде всего духовные причины возникновения и без преувеличения могут быть названы греховными недугами.

3. Терапия психических расстройств должна соответствовать причинам их возникновения. Как указано в Основах социальной концепции: «В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами».

4. Можно выделить две основные обязанности священника в отношении больных: 1) побудить больного к врачебному обследованию и, в случае необходимости, к систематическому лечению и 2) помочь больному в борьбе с болезнью, в критическом осознании и преодолении своих аномалий характера и поведения. В этой связи становится совершенно понятной необходимость приобретения священнослужителем соответствующих знаний и подготовки в области психологии и психиатрии. Нередко именно пастырь может оказаться первым человеком, который сталкивается с проявлением тех или иных психических расстройств.

5. «В области психотерапии, – как сказано в Основах – оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника.». Основные принципы православной психотерапии: Исповедание Православной веры и привнесение ее спасительной Истины и духовной чистоты в лечебный процесс. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек – обладатель величайшего дара Божиего – святыни души, которая есть образ и подобие Творца… Базирование психотерапевтической деятельности на святоотеческом наследии. Обучение пациентов необходимым навыкам в аспектах самопознания, духовного совершенствования и нравственного воспитания. Содействие в воцерковлении больных и страждущих. Неприятие методов, связанных с насилием над личностью, ложью, лицедейством, оккультно-мистических, механистических психотехник (типа программирования, кодирования и прочих) и иных душевредных воздействий.

Бонсай — иллюстрация истинного освящения

7. Пастырское душепопечение следует осуществлять в соответствии с особенностями нозологической формы, характера течения и тяжести психических расстройств. Следует повсеместно распространять опыт организации молитвенных комнат, строительства часовен и больничных храмов при психиатрических лечебницах.

8. Алкоголизм, наркоманию можно с уверенностью отнести к греховным недугам. Наряду с медико-психологическими мероприятиями, которые обычно составляют начало лечения, совершенно необходимы духовные усилия для преодоления этих греховных страстей. Вера в Бога, покаяние во грехах, молитва, пост, устроение жизни по заповедям Христовым в купе с трезвением, самоконтролем и воздержанием – слагаемые истинного, а не мнимого исцеления.

е О

бъяснение и толкование.

». Самооправдание в грехах.