Опиум народа

Несомненно, что именно искреннее сочувствие к бедным привело Маркса к заявлению: «Религия — это вздох угнетенной твари, душа бессердечного мира… опиум народа». Говоря это, Маркс не просто критиковал ложную религию. Даже Библия так и критикует и не менее сурово, чем Маркс. Она осуждает ложную религию, потворствующей бессердечным капиталистам, которые угнетают своих рабочих (см. Иак. 2:6-7; 5:1-6). Но Маркс конечно намеревался идти дальше, чем Библия. Он предъявлял обвинение ко всякого рода религии на том основании, что рабочие принимали ее как опиат, который притуплял их боль иллюзорными надеждами о небесном рае и таким образом заставлял их пассивно терпеть несправедливость, вместо того, чтобы активно бороться против нее.

Марксистское лечение, поэтому, сводилось к следующему: прежде всего отказаться от всей религии, а затем в духе истинного гуманизма приступить к созданию «нового человека». На ХХII съезде КПСС в 1961 г. было заявлено, что партия рассматривает воспитание нового человека как самую трудную задачу в деле коммунистического преобразования общества и что, пока народ не избавится от принципов буржуазной морали, не искоренит их целиком и полностью, не преобразует их, построение коммунистического общества будет невозможным. Интересно, что в этом Новый Завет как раз согласен с марксизмом, по крайней мере, до того, что там сказано, что религиозных обрядов, самоотречения и нравственных усилий недостаточно: ничто не поможет, кроме создания «нового человека» (см. 2 Кор. 5:17; Еф. 2:8-10; 4:22-24). Разумеется, марксизм и христианство имеют разные точки зрения на то, что произошло со «старым человеком», каким должен быть «новый человек», и на то, как этого «нового человека» надо создать. Потом мы на этом остановимся более подробно. А пока давайте вернемся к вопросу об опиуме.

Если правда, что в некоторые века и в некоторых странах религия действовала как болеутоляющее средство, то правда и то, что в нашем веке гуманистические философии, как правого, так и левого толка, действуют как мощные стимуляторы. Их обещания будущей утопии побуждают врожденное в людях чувство добра и зла к героическому действию и жертве для того, чтобы помогать реализации этой обещанной утопии. Во имя этой цели в течение последних пятидесяти лет погибли миллионы людей. Но обещанная утопия все еще не достигнута. Она кажется еще дальше от нас, чем прежде. Что касается этих миллионов погибших, то надежды, поданные в них этими гуманистическими философиями и за которые они отдали свою жизнь или были лишены ее, оказываются обманчивыми.

Что мот можем сказать об этом врожденном чувстве добра и зла, которое есть у нас всех, и которое заставляет нас считать, что мы имеем право на справедливость, и толкает многих бороться для того, чтобы приобрести ее? Очевидно, что не религия посеяла это чувство в людях, поскольку атеисты обладают им так же сильно, как и верующие в Бога. Итак, откуда оно? И насколько можно положиться на него в ожидании того, что справедливость когда-нибудь восторжествует?

В Библии сказано, что оно нам дано Богом, нашим Создателем. Вся Его божественная власть стоит за этим чувством. И хотя в нас и в нашем мире оно часто задавлено, искажено и расстроено из-за греховности человека и его бунта против Бога, придет день, когда оно будет оправдано. Бог будет праведно судить вселенную посредством Иисуса Христа. Он воздаст справедливость всем, кто когда-либо жил на земле (Деян. 17:31; Откр. 20:11-15). Вот что нам дает самую твердую уверенность. Значит, все-таки стоит бороться за справедливость и противостоять греху, злу и всякого рода развращению. Наше чувство добра и зла действительно; оно не иллюзия.

Но гуманизм утверждает, что наше чувство добра и зла не так уж важно; оно является просто продуктом эволюционного развития. Но тогда не может быть гарантии, что оно будет удовлетворено в случае любого конкретного человека или любого конкретного поколения. А поскольку Бога нет и поскольку не будет и Страшного Суда, то те миллионы людей, которые в прошлом несправедливо страдали на земле, не найдут справедливости даже в потусторонней жизни, потому что никакой потусторонней жизни нет. Более того, для миллионов людей, живущих сегодня, надежда на справедливость в этой или потусторонней жизни тоже окажется обманом. Что это за побуждение к борьбе за справедливость теперь или даже за какую-то будущую утопию, которая, подобно той, что нам была обещана в этом веке, во всяком случае никогда не может прийти? Эта надежда не стимулятор. Она даже не успокаивает. Она средство, приводящее в уныние.

Но давайте рассмотрим утверждение о том, что ничто не поможет, кроме создания «нового человека». В этом Библия искренне согласилась бы с Марксом и выступила бы против многих общераспространенных религиозных течений. Библия учит, что человек в основе своей зол, «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). Ничто, даже самые лучшие религиозные ритуалы или самоотречение, даже самые искренние нравственные усилия человека не могут вылечить его злое сердце и сделать человека приемлемым для Бога или годным гражданином какой-либо утопии. Ничто, кроме замены его злого сердца новым сердцем и новым духом; другими словами, ничто, кроме создания нового человека через личное раскаяние и веру в распятого и воскресшего Сына Божия, которые ведут к примирению с Богом, прощению и новой жизни (Иез. 36:26; Тит. 3:1-7; 2 Кор. 5:17; Еф. 2:8-10).

Марксизм же, наоборот, учит, что человек не зол по своей сути, но пока еще его природа несовершенна, искажена и отчуждена капиталистическим гнетом. Если снять этот гнет, то человек сам спасет и себя и свое общество своими собственными усилиями. Но опять-таки горький опыт доказывает, что эта надежда тоже иллюзорна. Во все века и, прежде всего, в нашем веку самые лучшие политические и экономические программы терпели и продолжают терпеть крушение из-за постоянного человеческого эгоизма, зависти, ревности, жадности, похоти, пьянства, воровства, лжи и жестокости. История показывает, что человек, как сказано в Библии, греховен и зол в свой основе.

Как же может он быть спасен? Уж конечно не независимостью от Бога; эта независимость и есть причина его бедствий, а не их лечение. И даже не религиозными обрядами и добрыми делами. Обращаясь к человеку, который уже был очень религиозен, Христос так объяснил это: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». (Ин. 3:6-7).

Можно сколько угодно кормить, вычесывать и обучать собаку, но вы никогда не сможете этими средствами превратить ее в человека. Чтобы стать человеком, ей придется родиться заново. Единственный путь превращения павшего греховного человека в дитя Божие, это — его возрождение Духом Божиим. Надежды на другие средства иллюзорны.