Заключение

Рассмотрев особенности социальной методологии М. Вебера по отношению к проблеме капитализма, мы выделили ряд концепций, выразившихся в его работе «Протестантская этика и дух капитализма»: примат религиозной этики, работа как призвание ( Beruf ), аскетизм и доктрина о предопределении.

В этом месте мы подошли к вопросу, который не предполагал (и не предполагает) освещения в данной работе. Он, кстати, не только не освещался, но и не задавался у наших исследователей–современников (есть лишь небольшая ссылка у С. Булгакова [1, с. 169]), но, как нам кажется, должен хотя бы прозвучать в конце.

Готова ли сегодня Церковь участвовать в процессе воспитания, что она может сегодня предложить обществу, которое, как мы видели, нуждается не только в интеллектуальных или экономических, но и в духовных основах? Другими словами, располагает ли сегодня современная Церковь такими религиозно–этическими установками, которые могли бы оказать значительное влияние на экономические и социальные процессы в современной России? Можно задать этот вопрос еще и по–иному: как влияют современные религиозно–этические представления и связанные с ними верования (доктрины, если угодно) на современного «хозяйственного человека»?

[1] Еще в брежневские времена явственно проглядывалась тенденция к «особнячеству» и созданию «местных» княжеств–республик.

[2] Выделено курсивом и подчеркнуто мной.; в Синодальном переводе греческое ergon (LXX) переведено как труд  и дело,  в немецком переводе — Beruf .

[3] Курсив мой.

[4] Не станем вести полемику по этому вопросу, хотя, по большому счету, не он первооткрыватель доктрины (до него над этим упорно размышляли ап. Павел и св. Августин) и не он довел ее до «совершенства» (к этому приложили руку, скорее, его ученики).