IX. Библия и антропология

Рассмотрим три следующих вопроса:

Как появился человек?

Когда появился человек?

Что такое человек?

Посмотрим, что говорит Библия по поводу этих вопросов и как наука относится к библейскому откровению,

КАК ПОЯВИЛСЯ ЧЕЛОВЕК?

По этому поводу много написано нелепостей в связи с так называемой „теорией эволюции». Теория эта, игнорируя библейское свидетельство о сотворении человека, по своему пытается объяснить его появление на земле. Так, она утверждает, что человек в его теперешнем состоянии явился путем перерождения из более низшего типа человека, тогда как последний в свою очередь, произошел от животного, например, от обезьяны, но и обезьяна, по этой теории, явилась вследствие перерождения из какого то более низшего животного вида, например, лягушки, лягушка же могла произойти через эволюцию какого нибудь растения, а растение вышло из неорганического кристалла, — короче говоря теория эволюции пробует утверждать, что жизнь на земле зародилась произвольно, мертвая материя сама по себе зашевелилась и начала свой эволюционный процесс. Ссылаются на Дарвина, будто бы он сумел проследить преобразование видов жизни в обратном направлении от „электричества и

альбумина». В этом якобы и состоит основа теории эволюции.

Др. Р. Ланкестер, последователь этой теории, в Оксфорде сказал в заключение своей речи о происхождении человека от человекообразной обезьяны: „Животные в свою очередь произошли от более низшей животной материи, а последняя — от еще более простейших соединений химических элементов».

Проф. Дж. Томпсон высказался още откровеннее: „Необходимо признать, что некий первобытный зародыш, неведомо как явившийся, через миллионы лет претворился в человека».

Беря эти крайние заключения науки постараемся ответить на три важных вопроса.

Возможно ли самопроизвольное зарождение жизни из мертвой материи?

Является ли человек следствием эволюции (перерождения) низшего организма в более высший?

Произошлоли человечество от Адама, как об этом свидетельствует Св. Писание?

1. В отношении первого вопроса вряд ли найдется больший авторитет, чем Лорд Кальвин. В одной из своих статей он говорит:,Может ли быть что либо более абсурдное, чем вера в то, что несколько атомов, путем соединения, сами по себе в состоянии были создать росток мха, микроба или животное?! Здесь именно наука должна признать наличие вмешательства высшей творческой силы. Сорок лет тому назад, гуляя в поле с Либихом, я спросил великого химика, что думает он относительно идеи самозарождения цветов, ростущих вокруг нас, могли ли они явиться в результате процесса чисто механических сил? „Не могу допустить этого, отвечал он, как я не верю в то, что книга по ботанике, описывающая цветы, не явилась в результате простого химического процесса, так, тем более, не могу допустить о самозарождении цветов».

В речи своей, обращенной к студентам Медицинского факультета Лорд Кальвин сказал: иПусть не думают они (сторонники эволюции), что путем какого нибудь электрического фокуса им удастся создать живую клетку. Никогда не поддавайтесь этой глупой фантазии Все попытки создать хоть незначительное органическое вещество или бактерию или хотя бы одну органическую живую клетку не увенчались и не увенчаются успехом! Никакой искуственный процесс не может создать жизнь*.

Нет ничего удивительного, что ученый мир давно отшатнулся от теории самопроизвольного зарождения. как от идеи ни на чем не основанной. Оливер Лодж говорит: „Попытки доказать теорию эволюции, как они не были многочисленны, остаются до сих пор совершенно безуспешными». Сын самого Чарльза Дарвина, Георг Дарвин на одном из заседаний Британского Общества в Южной Африке (16 авг. 1905 г,) заявил: „тайна жизни остается стольже непроницаемой теперь, как и всегда».

Известный проф. Генри Друммонд в своей книге „Естественный Закон в Духовном Мире» вплотную касается вопроса появления жизни на земле. Разбирая подробно данные за и против самопроизвольного зарождения жизни, в конце он резюмирует так: “В глазах новейшей науки природа является разделенною надвое. Физические законы могут объяснить неорганический мир; законы биологии в состоянии дать отчет о развитии органического; но насчет точки соприкосновения между теми и другими, насчет непонятной грани, лежащей между мертвым и живым, наука молчит. Невольно скажешь, что как будто Бог отдал все на вебе и на земле в руки природы, но точку, где возникает жизнь, оставил для Своего непосредственного проявления». [21])

Там же он говорит: „Попытка вызвать жизнь из мертвой материи не удалась, и вопрос о произвольном зарождении пришлось оставить. Теперь повсюду признано, что жизнь может возникать от прикосновения с уже существующей жизнью. Гекели категорически заявляет, что биогенезис, или учение о происхождении жизни от жизни, „одержал победу по всей линии» [22]). И Тиндаль, хотя и не скрывая, что ему приятнее была бы возможность противоположного вывода, всетаки принужден сказать: „Я утверждаю, что совсем не существует маломальски достоверных, основанных на опыте, доказательств в пользу того, чтобы жизнь когда либо возникала независимо от жизни предшествующей». [23])

Из всех этих заявлений ученых обоего лагеря становится вполне очевидно, что теория самозарождения жизни на земле не выдерживает критики, Факт появления жизни, — которая сокрыта в Боге, принимается окончательно не только религией, но и наукой.

2. Является ли человек следствием перерождения низшего организма в более высший?

Приговор истинной науки определенный, он вытекает сам собой после разрешения вопроса предыдущего. Даже сами сторонники теории эволюции открыто признаются в зыбкости данных своего учения. Тот же Тиндаль говорит: „Поддерживающие учение о эволюции, вполне сознают всю неопределенность доводов в пользу нее». Томпсон и Геддес, отвечая на вопрос: как мог появиться человек? — выразились в объединенной статье таким образом: „Мы не знаем, каково его происхожение… Факты заставляют нас признать, что данные теории эволюции весьма неопределенны и не могут занять прочно места в науке». Разноголосица ученых, делающих попытки, сделать свои научные построения на этой теории лучше всего доказывает всю ее несостоятельность. В спорах о ней, сами ее сторонники давно разорвали ее на такие мелкие клочки, что от нее в сущности уже ничего не осталось.

Джорд Стокс, считавшийся, одним из величайших людей эпохи королевы Виктории, который по замечанию Лорда Кальвина — знанием и опытом охватывал всю область естественной философии, имел обыкновение говорить в беседе с учеными: „Доказали ли вы ваши факты?» Он не мог понять как ученые могут трактовать теорию эволюции не обладая цепью фактов, доказывающих ее; по его словам, подобного странного явления в науке история человечества еще не знала. Факты как раз противоречат ей и прямо опровергают ее“.

Гизо, касаясь данного положения, очень метко заявляет: „Система преобразования видов равно отвергается и наукою и чувством здравого смысла. Она не опирается ни на одном осязательном факте, ни на каком данном научного наблюдения или исторического предания; все признанные факты, все открытые памятники, из разных веков и разных мест, относительно видов существующих свидетельствуют, что они не подверглись никакому преобразованию, никакому значительному и прочному изменению; за тысячу, две, за три тысячи лет назад эти виды являются такими, каковы они и в настоящее время». [24])

После таких свидетельств ученых, само собою напрашивается подразделение всего вопроса о происхождении человека на два вопрсса.

1) Произошел ли человек из низшего животного мира, 2) и произошел ли цивилизованный человек из низшего типа человека?

Что касается первого, то на него можно ответить прямо — нет, ибо, если бы это было так, то наука обнаружила бы переходные формы преобразования видов до человека, однако она не располагает ими. Есть человек и есть обезьяна, но между ними нет ничего, при этом и обезьяна продолжает оставаться тысячелетиями обезьяной. Д. В. Даусон говорит: „Ыг. каких останков переходных форм наука не знает». Древнайшие останки человека не говорят ничего о предыдущих стадиях его развития». Проф. Оуэн добавляет: „Человек является единственным видом своего класса и единственным представителем своего вида». Проф. Пост, ученый из Сирии, посетив Британский Музей, и осматривая его, спросил эксперта: „какие имеются доказательства теории эволюции Дарвина?» На что эксперт ответил: „Во всем музее нет ни крупицы подтверждения такой теории, потому что она не основана на наблюдениях и фактах».

Так разрешается вопрос о происхождении человека от животного мираЗакончим рассуждение о нем словами Гизо: „Человек не есть обезьяна преобразованная и усовершенствованная путем темного брожения элементов природы в течение веков; такое притязательное объяснение происхождения человеческого вида, есть одна гипотеза, плод воображения, легко обольщающегося замысловатыми догадками, которые внушаются недостаточностью действительного постижения природы и которых оправдание мечтают возложить на неопределенноотдаленное время и на события неизвестные. Начало коренного различия и пребываемости видов, твердо обоснованное многими известными учеными (Кювье, Флуренсом, Костом, Картфажем) и всеми строгими наблюдателями фактов, остается господствующим в науке, как и в живой действительности». [25])

Что же касается второго, то наука с большой точностью указывает, что человек не столько прогрессирует в своем развитии, столько претерпевает изменения в обратном направлении, скорее идет т, ск. к вырождению.

Гораций Хейл доказывает, что первобытный человек должен был обладать такими же интеллектуальными свойствами, как и его потомки’1. Д. В. Даусон пишет также, что „судя по древнейшим останкам человека, первобытное его состояние было лучшим его состоянием».

Позднейшие открытия науки не только опровергают теорию эволюции, но подтверждают все библейские данные на этот счет. Известно, что самые древние останки человека обнаружены в Бельгии, во Франции и у Гибралтара. Сохранившиеся черепа скелетов, принадлежащих к, так называемому, палантропическому или послеледниковому веку, который, очевидно, соответствует с периодом исто» рии Библии до потопа, свидетельствуют о четырех следующих характерных чертах древнего человека:

А)он обладал превосходными интеллектуальными силами и вкусом; Б) большой продолжительностью жизни; В;-большим ростом, достигавшим семи полных футов; Г) — огромной мускульной силой с указанием на горячность темперамента и жестокость.

Естественно, что все эти данные исключают совершенно мысль о теории эволюции, но в то же время абсолютно подтверждают сведения, записанные на страницах Библии.

А)В Быт. 1:27 читаем: „И сотворил Бог человека по образу Своему», что дает понять, что сотворенный человек лолжен был обладать интеллектуальными силами и превосходным вкусом.

Б) Быт. 5 показывает, что средняя продолжительность жизни древнего человека доходила до 900 лет, и найденные останки свидетельствуют о том же, т. е. о большой продолжительности жизни их обладателей.

В)Быт. 6:4 прямо сообщает: „В то время были на земле исполины». Может быть эти древние останки и принадлежат тем исполинам?

Г) Быт. 6:5 и 11 свидетельствуют о том, что на протяжении первых полуторы тысяч лет своего существования, человек, вместо того чтобы улуч» шаться (по теории эволюции), наоборот, развращался и опускался. „И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле»… „Земля растлилась пред лицем Боаюиим, и наполнилась земля злодеяниями». О том же говорят и найденные черепа исполинов, — они были сильны, но горячи и жестоки.

Итак, видно, что в то время, как „эволюция» совершенно не способна дать объяснения на вопрос: „Как появился человек?» — Библия дает полный ответ, который не только гармонирует со всем учением Св. Писания, но также находится в полном согласии с новейшими научными данными по этому поводу. Из всего этого следует, что Адам — произошел не от обезьяны, а от Бога; и что наша жизнь не из ничего, а от Духа Божия.

Произошло ли человечество от Адама, как об этом свидетельствует Св. Писание?

Важность вопроса несомненна, если принять во, внимание, что разнообразие’ типов человека в разных частях земли наводила не раз ученых на размышление. Вот карликовые эскимосы и тут же, южнее, стройные и высокие североамериканские индейцы; рослые чернокожие суданцы и маленькие, тщедушные жители центральной Африки; белые, интеллектуально сильные европейцы и умстненно слабые южноафриканские кафры; высокие китайцы и маленькие, но сильные ниппонцы и т. д. Когда смотришь на все это разнообразие человечества то невольно задается вопросом: могут ли они быть детьми одного отца? Даже в самом Писании как бы имеется намек на то, что, кроме потомков Адама, там б!>1ли и другие обитатели земли. Так указывают на Быт. 4:17, где упоминается о жене Каина, или Быт. 4:14, где Каин выражает опасение, что всякий встречный теперь сможет убить его; точно также говорят, что Каин не мог строить город своими силами, ему должны были помочь какие то неизвестные люди (Быт. 4:17); наконец, обращают внимание на появление в те дни музыкальной промышленности, что как бы не вяжется с данными о развитии потомства Адамова (Быт. 4:21) и т. д.

Писание дает по всем этим интригующим вопросам вполне удовлетворительные разъяснения. Согласно их, Адам был единственным первым человеком на земле, а, значит, и единственным родоначальником всего человечества вместе с Евой — женой, матерью всех.

Остановимся на этих библейских даиных.

Библия говорит, что до сотворения Адама на земле не было ни одного человеческого существа: „не было человека для возделывания земли“ (Быт. 2:5).

Б) Библия говорит, что при сотворении Адам был один. „Не хорошо быть человеку одному“ (Быт. 2:18), тоже следует из стиха 20-го той же главы: „Для человека не нашлось помощника, подобного ему». Подтверждение этой мысли имеется и в Новом Завете (1 Кор. 15:45).

Библия говорит, что все люди имеют одного отцаАдама. „Не один ли у всех нас отец? (Мал. 2:10). Не менее сильное указание на это дается также в Деян. 17:26, где сказано: „От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли1′.

Г) Библия говорит, что все люди имеют одну

и ту же мать — Еву. В Быт. 3:20 читаем: „И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущихО ней сказано, что она будет рождать детей (Быт. 3:16) и что от семени ее родится Спаситель (Быт. 3:15).

Д) Библия говорит, что все люди принадлежат к одной семье. Интересно обратить внимание на факты первой книги Бытие. Когда Бог творил рыб, птиц, гадов и скотов, то всякий раз делается замечание, что они сотворены „по роду их“ (Быт. 1:21,25), это несомненно подразумевает разнообразие видов в каждом случае; но когда дело доходит до человека, то там никакого намека на разделение по родам не делается, а отмечается его отличие от всех тварей земных: „Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему“ (Быт. 1:26). На основании этого откровения не встречается никакого затруднения с терминами „сыны Боэюии» и „дочери человеческие“ (Быт. 6:2–4); в Новом Завете также проливается достаточный свет на ихсмысл. В 1 Ио. 3:2 читаем: „Возлюбленные, мы те: перъ дети Божии“, а в 1 Кор. 3:3 находим другое „Не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете». Ясно, что первые являются людьми верующими, другие неверующими, необращенными. В шестой главе Бытие сообщается о том, как совершались брачные союзы между верующими и неверующими, праведниками и нечестивыми, — в результате чего явилось на земле великое развращение (Быт. 6:5). Отсюда предупреждение в Новом Завете: „Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным» (2 Кор. 6:14–18).

Те, кто пробует доказать существование наземле людей другого корня, кроме потомства Адама, должен разъяснить проблему Потопа. Библия определенно заявляет, что во время потопа все погибли, исключая семейство одного Ноя. „Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло (Быт. 7:22) и было истреблено с лица земли» (Быт. 6:7) „под всем небом» (Быт. 7:19).

В отношении единства рода человеческого после потопа также имеется достаточное свидетельство Писания: „Сии три (Сим, Хам и Иафет) были сыновья Ноя, и от них населилась вся земля“ (Быт. 9:19) „Вот племена сынов Ноевых по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа» (Быт. 10:82),

Интересно, что же наука говорит по этому предмету? Возьмем две цитаты, которые принадлежат перу ученых, которых невозможно заподозрить в предвзятом отношении к Библии, Проф. Гекели говорит: „Я присоединяюсь к тем, кто признает, что в настоящее время не имеется основания утверждать, что человечество произошло первоначально от более, чем единственной четы первых людей… и для утверждения, что на земле имеется более, чем один вид человека» [26]). Другим ученым является сам Дарвин. В своем труде „Происхождение видов» он заявляет: „Я не имею ни малейшего сомнения в том, что расы человеческие произошли от единственного первоначального рода».

Некоторых может привести в смущение яркое различие цвета кожи, роста, степени интеллектуальности, темпераментов ‘и т. п. Таким нелишне будет напомнить, что все подобные различия между людьми объясняются воздействием на их организм условий природы, в которых они живут, затем, — обычаев, верований и даже свойств пищи.

Ученые легко производят перемену окраски тех или иных животных организмов посредством воздействия на них самыми примитивными химическими способами.

Различие в размере. Возьмем для примера дуб и кедр. В естественных, привычных условиях эти деревья достигают весьма огромных размеров, но будучи пересажены на ниппонские остроЕа, не превышают двух или трех футов высоты. Золотистый карп в аквариуме выростает всего лишь в несколько дюймов длиной, но в нормальных условиях достигает 15 и ‘20 фунтов весом, например в Темзе.

Разнообразие в окраске. Тона окраски цветов способны меняться взависимости от удобрения почвы и ее состава. Желтая канарейка начинает приобретать более темную окраску, если в ее корм примешивать некоторые специи, Тело моряка из белого делается смуглым под влиянием морского ветра. Проверено, что окраска глаз и цвет волос меняется не только с возрастом индивидуума, но также и с возрастом расы. Так рыжий цвет волос, преобладавший в некоторых частях Средней Европы изменяется в светлокоричневый. Др. Дж. Беддоу говорит: „Наблюдается ярко выраженное потемнение окраски волос по мере того как мы продвигаемся ся с северовостока на югозапад, т. е. от более холодных областей земли к более теплым».

Различие степени интеллектуального развития. Здесь может быть проведена подобная градация. Систематическое воспитание и упражнение в знании способствует развитию народа, тогда как продолжительное пребывание в занятиях примитивных, ведет к упадку умственных дарований. Это легко можно проверить на опыте существующих народностей.

Итак, нет никакого сомнения в том, что в вопросе появления человека Библия вполне созвучна с научным данными, какими располагает человечество наших дней.

КАК ПОЯВИЛСЯ ЧЕЛОВЕК?

В энциклопедии Чамберса читаем: В настоящее время ученые соглашаются, что человек появился на земле в течении последних стадий ледникового периода».

Насколько ошибочна такая идея о появлении человека можно видеть из слов Гершеля. Однако сперва нужно заметить, что ледниковый период надо отнести к тому времени, когда влияние солнца на землю было недостаточным, что согласно первой страницы Библии предшествовало претворению мира в состояние пригодное для существования человекяДжон Гершель говорит: Через три дня после исчезновения солнечного света на земле не осталось бы ни следа животной или растительной жизни за исключением некоторых рыб, обитающих на дне глубоких морей, или существ, обитающих в подземных пещерах. Первых сорока восьми часов было бы достаточно, чтобы абсолютно опорожнить атмосферу от содержащейся в ней влаги путем проливных дождей и обильных снегов. Немедленно же вслед за этим земля оказалась бы скованной таким морозом, какого не бывает сейчас даже на вершинах Гималайских гор: температура упала бы до 200 и 300 гр. по Форенгейту; ни одно животное, ни растение не было бы в состоянии выдержать такого холода в продолжении даже одного часа».

Несмотря на такие очевидные доводы есть ученые, которые, пробуют установить свои сроки существования человека на земле, исчисляя их в миллионы лет. Несостоятельность такого вычисленная обнаруживается само собой: беря грандиозные цифры, такие ученые жонглируют ими „приблизительно», так они называют один или два миллиона лет… Представление далекое от намека на точность. Легко сказать — один или два миллиона лет, но почему такая разница?

Следует при этом заметить, что подобные вычисления базируются либо на теории эволюции, не имеющей авторитета, либо на находках железных предметов человеческого обихода в некоторых геологических слоях, либо на исследовании слоев ила в дельте Нила, что уже упоминалось выше.

Посмотрим, что говорят позднейшие научные авторитеты.

Д, В. Даусон в своей книге „Египет и Сирия» пишет: „Принимая одну пятнадцатую дюйма в год за вероятную среднюю скорость, мы получим в результате вычисления 5,400 лет, которых потребовалось для отложения пласта ила в дельте Нила, глубина которого в среднем равна 30 футам“. Потом добавляет: „Можно установить время в 5–6 тысяч лет для существования человека в Египте, основываясь на геологических данных добытых в дельте Нила“.

Тот же автор в другом труде своем говорит- „Человек явился на земле недавно»… „Всего не» сколько тысячелетий тому назад земной шар еде’ лался пригодным для жизни высшего его обитателя»… „Первые определенные останки древнего человека обнаружены в палантропическом веке (ко» торый соответствует библейской истории до потопа). Ни один факт науки не установлен с такой определенностью, как недавнее существование человека в геологическом времени. В отношении Библии не существует доисторического века».

Б „Ранних веках земли» Пембер пишет: „Никаких человеческих костей не обнаружено в первобытных породах». Др. Киннс в книге „Принципы Геологии» утверждает, что недавнее происхождение человека является одним из наиболее установленных фактов геологии».

Не взирая на все подобные заявления проф. ф. Петри в своей „Истории Египта» сообщает, что ему удалось проследить первую египетскую династию до 4777 года до P. X., присовокупляя, что

„прошло не меньше 7000 лет с тех пор, как камень начал обрабатываться человеком в Египте» Впрочем, он сам указывает, на каком зыбком базисе построены его даты. „Моя хронология, говорит он, покоится на двух методах вычисления: 1) на суммировании династий и 2) на основании астрономических данных, в применении коих неточности могут вкрасться». При этом он подчеркивает возможные неточности, добавляя: „Мы не в состоянии пока сказать, к какому геологическому периоду должно быть отнесено появление человека».

В связи с суммированием династий проф. Петри сам признает, что некоторые из них, например, 10-я и 11-я, существовали одновременно. М. Легрен в лекции, читанной в Египетском Институте, сказал, что самые позднейшие открытия доказывают одновременность династий 21 и 23-ей. Мането, известный египетский историк, живший в третьем веке до P. X., сообщает, что в течении большей части своей истории Египет подразделялся на три царства: Верхнее, Среднее и Нижнее. Нельзя сомневаться в том, что так именно и было. В наши дни мы тоже подразделяем Египет на Верхний и Нижний. В силу этого, весьма вероятно, что многие из египетских фараонов, с именами которых связаны различные периоды древней истории Египта, являлись правителями лишь разных областей царства, но царствовавших единовременно.

Ученые Невиль и Холль, члены „Общества исследователей Египта», в связи с позднейшими открытиями сообщают: „До сего времени искусство считалось единым для всего Египта, и разнообразие его классифицировалось в хронологическом порядке, причем, почти не принимались во внимание вкус и традиция данной области*. Другими словами, многие образчики искусства древнего Египта, согласно последним открытиям принадлежат, подобно династиям, скорее к различным областям некогда великой страны, чем к различным периодам ее истории»,

Ф. Легг на лекции „Библейской Археологии» доказал „недостоверность методов определения хронологии Египта при помощи египетской посуды». Он заявил, что базис хронологической таблици проф. Петри совершенно ошибочен и должен быть отвергнут (Таймс от 10 апреля 1913 г.).

Что же касается до астрономических данных проф. Петри, к которым он сам выражает сомнение, то X. В. Сеннор в книге „Великая Пирамида» высказывает большое недоумение о допущенных в ней ошибках.

Одним словом, ни один ученый на вопрос появления человека не может дать более или менее обоснованной даты, все их заявления в большинстве случаев вызывают лишь одни дебаты. Только Библия, эта Божья книга остается твердой и неизменной в своих предпосылках, и наиболее положительные ученые склонны соглашаться с ней и делать изыскания на основании ее откровений.

ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?

Аристотель сказал: „Человек по природе своей политическое животное». Плутарх назвал чело» века „гражданином мира». Современный эксплуататор видит в нем „рабочие руки“. Когда же мы обращаемся к Библии, то в ней мы находим ответ на заданный вопрос в форме вполне удовлетворяющей всякого желающего познать свое существо.

В отношении тела человека Библия говорит: „И создал Господь Бог человека из праха земною“ (Быт. 2:7) Поэтому: „Прах ты и в прах возвратится“ (Быт. 3:19) и еще: „Все произошло из праха, и все возвратится в прах“ (Еккл. 3:20). В каком согласии данное свидетельство с последними открытиями науки, доказывает Др. А. М. Пирсон: „Современный химический анализ обнаруживает в теле человека наличие по крайней мере четырнадцати элементов, входящих в состав „праха земли», каковы, например: кислород, водород, кремний, магний, натрий, сера, фосфор, углерод и т. д. Спектральный, электроскопический и другие более точные методы анализа дают возможность установить, что все элементы тела человеческого родственны элементам „праха земли». Таково мнение современной науки. Библия же учила этому за 3.500 лет до нас!

Впрочем человек не является только „прахом земным», или земным животным, или же только „рабочими руками». Человек сложное существо, подобно Создателю своему, тройственное, состоящее, согласно Писанию из: духа, души и тела (1 Фесс. 5:23). Не потому ли в заповеди древней говорится: „Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5). Богу должны быть отданы все части человека: дух, душа и тело.

Таким образом, видно, что ответ Писания на вопрос: „Что такое человек?» распадается на три части.

Человек создан из праха земного (Быт. 2:7). Это то, что имеет отношение непосредственно к телу человека. Теория эволюции также учит о происхождении человека из праха земного, но по ее представлению прах сначала претворился в протоплазму и только путем невероятного времени из протоплазмы получился человек, тогда как по Писанию прах в руках Великого Ваятеля сразу же стал человеком.

Человек обладает душой. Слово „душа» употребляется в смысле „индивидуальности». Вот почему богач в притче Христа говорит: „душа… покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Тот же смысл в другом случае; „Восемь душ спаслись от воды» (1 Пет. 3:20). „Было же нас на корабле двести семьдесят шесть душ» (Деян. 7:14). Бог говорит „Все души — Жом» (Иез. 18:4) и „Душа согрешающая, та умрет“ (Иез. 18:4) т. е. индивидуальное существо умрет за свои собственные грехи. Это — жизнь, которой человек обладает (Быт. 1:30).

Но человек еще имеет дух, чего не имеют другие существа на земле, потому что дух им получен непосредственно от Бога: „вдунул в лицо его дыхание жизни* (Быт. 2:7). Это духовное отличие дает человеку способность общения с Творцом. Сей самый дух свидетельствует духу нашему», а не душе или телу (Рим. 8:16). Еще ярче духовность человека отмечается в словах Марии: „Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге Спасителе Моем» (Лк. 1:46). Дух человека и является той существенной в нем частью, в которой подобие Божие выражено: „И сотворил Бог человека по образу Своему по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27).

Согрешивший человек потерял этот образ* и потому о нем говорится в Писании, как о ^безбожнике“ (Еф. 2:12). Чтобы вновь обрести образ Божий, человек должен пройти чрез новое рождение во Христе. „Кто во Христе, тот новая тварь“ (2 Кор. 5:17). Ему надо „облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24).

Капрон в книге „Конфликт Истины» говорит- „Тщательное изучение библейского свидетельства о происхождении человека обнаруживает полное согласие с наиболее выдающимися теориями современной науки*.

ДОПОТОПНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Каково было население мира до потопа? Вопрос, на который Библия не дает определенных данных, но все же путем вычисления можно представить почти вероятные цифры. Сделать это необходимо. хотя бы для того, чтобы критики Св. Писания скептически относящиеся к данной проблеме получили заслуженный отпор.

Ниже приводятся две таблицы с приблизительным подсчетом допотопного человечества, сделанного на основании имеющихся указаний Библии. Но прежде чем их рассматривать остановимся на некоторых предварительных замечаниях.

Прежде всего надо отбросить привычное представление о продолжительности человеческого века в 80 лет (Пс. 89), Жизнь наша действительно „пар, являющийся на малое время, и потом исчезающий» (Иак. 4;14), однако это не совсем относится к человеку допотопного мира. Там, мы видим, продолжительность жизни людей доходила до тысячи лет! Жизнь одного Адама охватывает период времени равный почти одной шестой всего времени существования человечества; если сложить жизнь Адама с жизнью Ноя вместе с промежутком между ними всего в 126 лет, то получится огромная сумма в 1880 дет, что составляет почти одну треть истории человечества до наших дней!

Не многие представляют себе, что в течение 930 лет своей жизни (Быт. 5:5) Адам имел возможность видеть детей своих до восьмого поколения и целые 56 лет являлся современником Ламеха, отца Ноя.

Ной в свою очередь дожил до 950 лет и умер всего за два года до рождения Авраама, имея десять поколений потомства. Все это приводится в таблице (А). Что касается таблицы (Б), то числа ее составлены на следующих основаниях:

Средняя продолжительность жизни современного человека в 30 лет и среднее число детей на семью в четыре человека, взятая из суммы жизни и рождаемости всего мира, берется из наиболее авторитетного источника „Статистического словаря» Мульхоля.

Исходя из этих данных, средняя продолжительность жизни допотонных людей за исключением Еноха, взятого живым на небо, Быт. 5:23, выражается в 900 лет, т. е. в тридцать р&з длиннее, а среднее число детей на семью, на том же основании должно было доходить до 120 душ.

Но, чтобы не впасть в крайность допустим умеренность в определении средней долготы жизни современного человека и будем считать ее не в 30, а в 70 лет, оставляя при этом среднее число детей на семью без увеличения, т. е. в количестве четырех. Однако и при таком подходе получается на каждую семью допотопного человека по 52 души детей.

Сократим это число еще и возьмем только 48 детей на семью. Это число к тому же удобно для деления.

В процессе вычисления сделано предположение, что одна четвертая часть человечества не вступала в браки, хотя, фактически, каждый человек, имя которого приводится в таблице, был женат и имел детей.

В отношении другой четверти населения мира было сделано предположение преждевременной смерти, хотя опять таки, неизвестно ни одного случая такой смерти в тот период, за исключением убийства Авеля. Надо думать, что в те дни болезни со смертельным исходом, подобные тем, какие свирепствуют в наши дни еще не имели места на земле.

Таким образом взята половина человечества, как способная вступать в браки. При этом допущено предположение, что в течение семи столетий жизни из 900, люди допотопного человечества не имели детей, а родили их лишь в период второго и третьего столетия своего существования

Сколько всего сотворено в Новых семейств образовалось „Всего населения было „

На основании всех этих данных можно сказать, что здесь предусмотрены все обстоятельства, чтобы не сделать вычисление односторонним. Сделано даже компромиссное допущение рождаемости в древние дни в два раза меньшее, чем в настоящее время, хотя вполне естественно полагать, что рождаемость в те дни несомненно превосходила сделанное предположение, Тем не менее, если принцип, на котором эти скромные цифры базируются приближается к истине, то таблица (Б) обнаруживает весьма замечательный факт: что в течении жизни Адама население мира могло уже достигать двадцати миллионов! А прежде, чем Каин и Сиф могли умереть, оно равнялось 136 миллионам!

Конечно, по характеру рассматриваемого вопроса, видно, что числа эти являются лишь предположительными, не претендуя на абсолютную точность. Однако, принимая во внимание все сделанные сокращения, можно почти с уверенностью сказать, что числа таблицы (Б) носят безпристрастный характер, и, по всей вероятности, указывают уменьшенное количество фактического населения земли в допотопное время.

Можно сказать больше. Быстрота роста населения ясно была предопределена Богом, когда Он говорил Адаму: „плодитесь и размноэюайтесъ и наполняйте землю“ (Быт. 1:28). Во всяком случае нет причины сомневаться в том, что во дни Каина было уже вполне достаточно народа на земле, чтобы он мог с ним строить город: также нет сомнения, что в те дни на земле не было недостатка в женщинах, из числа которых Каин мог выбрать себе жену. При этом, конечно, надо допустить, что он женился на одной из своих сестер (т. к. Адам родил сынов и дочерей Быт. 5:4), а, может быть, и на племяннице. Подобным образом, например, Авраам женился на сестре своей (Быт. 20:12), против чего в то время не имелось законного препятствия.

Страх Каина, порожденный сознанием собственной вины (Быт. 4:14), не является столь безпричинным, как некоторые склонны его рассматривать, принимая во внимание миллионное население земли того времени.

Таблица (Б) показывает, что вычисление населения земли в допотопное время было доведено до рождения Ноя. Некоторые могут выразить против такого метода возражение, на том основании, что если бы довести вычисление тем же порядком до самого потопа, то получилось бы невероятное число. Ответ на это возражение чрезвычайно прост. Дело в том, что в ранние уже дни жизни Ноя в среде человечества произошли огромные перемены, повлекшие за собой истребление населения тогдашнего мира. В Быт. 6:11 по этому поводу ска» зано: „Наполнилась земля злодеяниями»… Страсти, повидимому, разгорелись и перешли в область взаимной вражды, мести, убийств по злобе, зависти, ревности и т. п. Возможно, что по характеру родовой жизни начались столкновения между племенами, а это самый страшный вид войны. Подобные мысли находят полное подтверждение в том первом повелении, какое Бог дает человечеству после потопа: „Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека“ (Быт. 9:6), что, очевидно, свидетельствует о желании Бога положить конец ужасному кровопролитию, имевшему место на земле до потопа. Такое положение вещей, несомненно, должно было серьезно повлиять на рост населения и даже на самую продолжительность жизни людей (Пс. 33:13:15 и 1 Пет. 3:10–11).

Сам Ной прожил 950 лет (Быт. 9:28), дольше всех своих предков, за исключением Мафусала и Иареда, но его долголетие объясняется наградой за праведность, которая дважды выставляется Библией в противовес греховности его поколения: „Ной был человек праведный в роде своем» (Быт. 6:9). „Тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем“ (Быт. 7:1). Принцип зависимости долголетия от праведности неоднократно подчеркивается в Писании (См. Пс. 33:13–15. Пр. 3:2, 16 и др.). Нужно все же заметить, что Ной по каким то причинам, нам неизвестным, до пятисотлетнего возраста не имел детей, а при наступлении потопа имел только трех сыновей и ни одной дочери.

После потопа продолжительность жизни человека снова повысилась. Земля опустошенная требовала энергичного роста населения. Факт быстрого размножения людей в этот период доказывается тем, что такие страны, как Египет и Ханаан были уже населены и процветали, когда Авраам отправился в них (Быт. 12:10–12; 20:1).

Потом долголетие жизни человека снова было сокращено. Авраам, рожденный всего через 352 года после потопа, считался „старым и в летах преклонных», а когда он умер на 175 году жизни, то о нем говорится, что он „умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью* (Быт. 25:7–8).

КОЛЫБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Интересно, что наука охотно подтверждает свидетельство Писания (Быт. 2:10–14) относительно места на земле, где жили наши первейшие прародители, а именно, — в долине реки Евфрата.

Вильям Даусон в книге „Современная наука», утверждает тот факт, что многие выдающиеся ученые сходятся во мнении и вполне соглашаются с точкой зрения геологических данных, обнаруженных в долине реки Евфрата, что там именно человек начал жить на земле.

Др. Амстрон в своем труде „Природа и откровение», говорит: „Откуда пошла человеческая раса? Относительно этого, как и в отношении вопроса единства расы ученые находятся в полном согласии. Страна, известная нам, как часть Армении, возвышенная область, где Евфрат, Тигр и Инд берут свое начало, считается колыбелью человечества. Убеждение это подтверждается, помимо других доводов, тем, что страна эта является родиной злаков, служащих пищей всего света, а также и тем, что этнологические исследования свидетельствуют о правильности такого предположения».

Геккель, великий немецкий натуралист, в своей „Истории творения», заявляет, что „с научной точки зрения колыбель человечества не может находиться ни в Европе, ни в Африке, ни в Америке, ни в Австралии, — но все данные говорят за то, что местонахождением ее является Южная Азия.

Итак, становится очевидно, что наука о человеке находится в полном согласии с данными на этот счет Св. Писания.