Слово 2. Ключ богодухновенной Псалтири

Богодухновенная Псалтирь в ветхозаветной Церкви называлась книгой хвалений и разделялась на пять частей, а теперь они собраны в 20 кафизм. Псалмы есть хвалебно-благодарственные, молитвенные, учительные (где говорится о вере и нравственности), мессианские — о Спасителе, о пророчествах и преобразовательные.

Главное в псалмах — мессианское прозрение, что Сын Божий — Мессия — принес победу добра над злом, и возносится гимн веры евангельской прежде Боговоплощения. И иудеям, и язычникам возвещается освобождение от духовного рабства, ибо смерть побеждена воскресением. Возвещаются евангельские истины и восхваляется Церковь Бога Живаго.

Совершенный Человек и истинный Бог — Сын Божий — Посредник, Примиритель, Победитель смерти и тления имел душу разумную, свободную, имел ум. Сущность Божества соединилась с человеческим естеством — родился от Духа Святаго и Девы. Яко Адам был и был безгрешным, без греха первородного родился, чистым и святым. Творчески Духом создал Себе Бог плоть человеческую. Оправдание мы имеем во Христе Богочеловеке, в Котором два естества — рожденное и нерожденное.

Христос сошел с небес, родился, как человек рос, укреплялся духом, крестился во Иордане, приходил в храм, страдал. Требовался Ему сон, вкушал пищу. Ум Его возрастал в премудрости. При жизни радовался и плакал, любил детей, ревновал о славе Божией, о храме.

Богодухновенная Псалтирь воспевает Христа, Спасителя мира, где Он часто от лица сынов человеческих взывает. В псалмах возвещается, что Христос есть десница Божия, лице Бога Отца, крыло, покров святый, крепость сынов человеческих, правда, утверждение, рог спасения — то есть Царствие Христово. Христос понес болезни адовы от рождества Своего даже до Креста — грех Адамов гневом Божиим на демонов разоренный, то есть воплощением, когда «приклони небеса и сниде на землю».

Псалтирь возвещает: Христос взыде на херувимах и во тме крова Своего Божества непостижимого обитал, возгремел и послал стрелы, то есть благовестив и веру, и источники водные крещения святаго, и избавил людей от демонской прелести в широту любви райской, и воздал по правде — праведникам Царствие Небесное. Быть «непорочен», ибо Сын Божий благий и сошел на землю, и взошел на небо без порока и греха. И христианин взывает в Псалтири: «С Преподобным и Избранным — Христом Спасителем, будет», ибо «прилепляяйся же Господеви един дух есть» с Господом Иисусом.

В Псалтири возвещается: Христос люди, смиренныя грехами, спас кровию и смертию Своею, и просветил души истиною, и избавил покаянием от греха, и явил путь Свой на небо, как Бог препоясал силою Божества верных, научая их руце на брань с сатаною, защитою Креста. И враги, демоны, дают хребет, то есть боятся Креста. А не рожденные крещением и верою во Христа — не спасаются, и яко прах бывают сынове чуждии.

Бог Отец дал отмщение Сыну Христу Богу — силу спасительную, и небеса поведают Ему славу Божию, и ангелы, и апостолы, и Церковь возвещают спасение миру.

Христос в солнце положи селение Свое, во Отце, в Деве Богородице, в Церкви, в верных яко исполин, яко силен победить диавола и смерть, дал закон благодати, оправдание в века.

Христос обретается яко рука Отча, во Святом Отце живущий, на Него же уповаша отцы наши, пророки и патриархи, во смирении взывающий Отцу: Аз же есмь червь, а не человек, к Тебе, Отче, привержен есмь от чрева Матери, Девы Богородицы, Бог Мой. Сей приял благословение от Бога Отца, Сей приял род ищущих Господа — христиан, и вознесением отверзл врата вечныя.

Святые отцы видят в богодухновенной Псалтири глубокий смысл — ключ разумения всего Священного Писания.

«Земля даде плод свой» — разумеется: Богородица роди Иисуса Млада — Превечного Бога. Яко дождь сходит на руно тихо, тако Христос сниде во утробу Девы, ключи Девы не вредив.

«Междорамие в блещании злата» есть Крест Христов, а «глас грома Твоего в телеси» — проповедь евангельская в мире сем.

«Петь в десятострунной псалтири» — когда весь человек телесный в пяти чувствах и сокровенный, внутренний — умом, волею, чувствами духовными, совестью, памятью в десяти заповедях воспевает благочестием Бога.

Когда пророк возглашает в псалме «слава моя», разумеется душа человеческая, а слава Божия — лицо Господа. Суета же есть богатство и честь. А смирение есть и сокрушение духа, и состояние безблагодатное, ибо прах и пепел человек, не рожденный от Духа, и не имеет жизни вечной. А «град ограждения, Сион, селение Божие» есть Церковь.

Беззаконие же есть грех первородный. Ложь конь во спасение — сила, богатства, прах, ибо погиб Голиаф и погиб фараон с войсками. А достояние непорочных есть Царствие Небесное, бо Агнец Божий принес за всех единую жертву на Кресте.

Дух Святый движет ум человеческий и воспевает Христа, поправшего гордость сынов Адамовых, и украшенного добротою, кротостию и правдою, и утвердившего престол Богочеловеку на небе. Ибо ныне Господь сил с нами вовеки, и вся языцы восплещите руками в радости и пойте Богу нашему Христу. Человек малым чем умаленный от ангела и в чести от Творца сый, но беззаконием приложися скотом несмысленным.

Жертва хвалы на пути жизни сей, где спасение и сыноположение. Пророк взывает: Воспою и пою во славе моей, — то есть в естестве человеческом Христа Бога, истину и милость, Его воскресение и вознесение, и будет слава Его по всей земле. А без покрова Божия человек «яко стена преткновенная и оплот разрушенный». Мерило — веса совести и суд души.

А «венец лета благости Божией» — воплощение, и воскресение, и вознесение, и дарование Духа. Агнец Божий «взошел еси на высоту Креста, пленил еси плен, отверзл рай, ибо Господня исходища смертная на Голгофе даровало воскресение, и сокрушил главы врагов — демонов и смерти. Шествие Бога — евангельское домостроительство Христа, с князи — апостолами, посреде дев — душ уверовавших.

Претерпел Христос поношение и суд от братии Своей — народа Израилева, по плоти человеческой — одеяние, вретища, и был в притчу, и глумились о Нем. Как сын Адамов взывал Богочеловек: Услыши Мя, Господи Отче, не отврати лица Твоего от Отрока Твоего, — перед Своими страданиями.

У неуверовавших во Христа двор и жилище их — тело и душа, пусты, без благодати живущие, ибо приложися беззаконие — грехопадение в раю, с прародительским грехом к беззаконию богоубийства.

«Яко дождь на руно, яко капля, каплющая на землю» было Боговоплощение и пришествие в мир, и бывает в душу верного. Воспевает Псалтирь: яко посреде земли во Иерусалиме спасение, где Господь стерл еси главы змиев в воде — в святом крещении, как в Красном море, сокрушил силою Креста врагов — роги грешных — силу демонскую. А рог Праведного — Крест Христов — вознесется в день Суда. В Сионе, в Церкви, благодать сокрушает крепостью луков, оружие и меч брань сатаны и спасает вся кроткия земли, даже до дня гнева — Страшного Суда, дня десницы Вышняго Отца– Единородного Сына Иисуса Христа.

– Боже, во Святем Иисусе, Сыне Божием, путь Твой, ибо приводит к Отцу. Много чудес было Иакову и Иосифу, а евангельская проповедь, яко молния, осветила всю вселенную. В разуме пророческого озарения Давид от лица Христа взывает внимать евангельскому закону. В притчах ганания — где тайны возвещает иному роду христианскому, Бог не избрал ни Иосифова, ни Ефремова колена, в идолопоклонство впадшие золотым тельцом, ни скинию Силомскую, а избрал колено Иудино, исповедующее Бога, и Сион — Церковь Христа, и Давида в пастыря.

Пророк оплакивает разрушение Иерусалима и древнего храма и просит Спасителя мира очистить грехи народа, овец пажити Своей, да возвестим хвалу Твою.

Боже сил, призри с Небесе и посети виноград с десницею Отчею и Сыном Человеческим — Иисусом Христом.

Радуйтеся Богу душею и телом, то есть в Псалтири с гусльми, в новомесячьи — в день Богоявления Христа. Аз бо есмь Господь Бог Твой Христос, изведый Израиля из земли египетския, и распятый, и воскресший.

Христос взывает, что в воплощении Его среди людей мнози стали друзи Его и братие Его — Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси — по благодати усыновления и обожения. Дух через Давида взывает: Воскресни, Боже Христе, суди земли — людям земнородным, яко Ты во всех языцех, верующих во Христа.

В псалме 82 пророк возвещает о временах антихриста, когда восстанут на верных потомки Идумейска, сыны

Исава, Исмаилите, от Агари рожденныя, Моав — сыны Лотовы, и агаряне, и иноплеменники, и ассирийцы.

В день предсубботний — пятницу, псалом прославляет Крест Христов, когда сотворен был Адам. Ибо теперь мы людие Его, Христа, и овцы пажити Пастыря Христа Бога.

– Вино веселит сердце, и хлеб — тайна тела и крови Христовых. В псалмах закон Божий упоминается как заповеди, свидения, оправдания, словеса, судьбы, пути, стези, советы.

Христос воспевается яко блажен Муж, Иже греха не сотвори; жезл есть Крест Христов, узы Его — закон Божий. Христос уснух и спах и возстах — в воскресение, и поразил Крестом врагов. И знаменася на нас свет лица Бога Отца — Христос Господь, даровавший таинство пшеницы и вина — причащение.

Слышится в псалмах глас Христа: «в мире усну на Кресте, яко Ты, Отче, вселил Мя еси во гроб. Вонми гласу моления Моего, ибо никтоже прииде к Отцу, токмо Мною». И глас души: «Воскресни, Господи, гневом Твоим и возстани и пошли обетование», — ибо человеком смерть и Бог Судитель праведен, и Человек победил диавола и смерть. И чудно имя Иисуса, о Нем же всяко колено небесных и земных и преисподних поклонится.

Иисусе Христе, что есть человек — потомок Адама, яко помниши его, егда Слово плоть бысть и вселися в ны, и умалил Себя, став Человеком. И Бог вся покорил по воскресении и вознесении, яко Царю веков и уготова на суд престол крестный, за правду даруя жизнь вечную нищим и убогим, во аде праведникам и всем верным.

Словеса Господня чиста, очищена седмерицею — семью дарами Духа и таинствами и семью соборами.

Глас души человеческой — Сына Божия к Богу Отцу — послет Ти помощь от Святого Христа Спасителя, помянет жертву Твою на Голгофе, исполнит вся прошения и воскресит из мертвых, ибо силою Твоею возвеселится Царь Христос, и желание сердца Его — спасти людей, Спаситель яко Человек взывал к Отцу: избави от оружия — от смерти и ада, душу Мою, спаси Мя от уст Львовых и от рог — от диавола.

Поведа имя Твое, Отче, братии Моей — апостолам, Христос открыл тайну спасения, ибо обнищавшему нас ради Христу похвала в Церкви, где ядят убозии и насытятся тайныя пищи ттела и крове Христовы, и Господь, яко Добрый Пастырь, пасет верных на месте злачне, да верный взыдет на гору Господню Небеснаго Иерусалима. От лица человечества Спаситель взывал: грех юности Моея и неведения в раю Адамов не помяни, виждь смирение Мое и труд, виждь враги Моя — смерть, демоны, ад, сохрани душу Мою и избави Мя, яко скры Мя в селении Своем в теле плоти. На камень горы Голгофы вознесе Мя. Не отврати лица Твоего от Меня, яко отец Мой Адам и мати Моя Ева оставили Меня в грехе первородном. Верую видети благая Господня на земли живых: рай, небо, Царствие Небесное Услыши, Господи, глас моления в вертограде на Кресте, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое — искупленных на Кресте, яко да воспоет Тебе слава Моя, душа человеческая, по образу и подобию Божию созданная, взысках Господа Вседержителя, творя волю Его, и услыша Мя, яко нищий волею обнища, да обогатит человека, и ополчится ангел Господень окрест боящихся Его — верующих во Христа, ибо от крещения приставляется верному хранитель ангел, и вкушает плоть и кровь Христову, и видит, яко благ Господь, дарующий живот вечный.

Богатии Иудеи обнищаша с жертвами законными за неверие во Христа, а взыскающие верою Христа имеют жизнь вечную, яко чада Божий, и хранит их Господь и избавит души раб Своих оружием Креста Христова и щитом воскресения.

Душа Христова возрадовалася, когда яко Бог сошел во ад и разрушил его. Яко человек, взывал Христос Отцу: вонми суду — искал бо Иудеем жизнь вечную, а они Ему — смерти. Суди Ми, Господи, по правде Твоей, и воскрес Христос Бог из мертвых, и со славою вознесеся на небеса, и седе одесную Бога Отца, да возрадуются и возвеселятся вернии, ибо мир, благодать им оставляет Спаситель и Церковь до скончания века, и язык Мой — род христианский, поучится правде Евангелия, ибо на небеси милость Твоя — Богочеловек на престоле Своем, яко умножил милость — даровал всем спасение, и упиются благодатию от тука дому Твоего — Церкви святой, яко у Тебе, Христе Боже, источник живота, а тамо падоша вси делающий беззаконие — демони с неба спали, неверные после Страшного Суда изриновени будут в геенну огненную. Открыт ко Господу путь Твой, повинися Господеви, ибо кротцыи наследят землю — Царство Небесное.

Христос же юнейший бех, яко Отроча младо, но Превечный Бог, Ветхий деньми, состарехся, ибо обогати человека Божеством, и седе на небе, и весь день в веке сем милует, и взаим дает благодать Свою, ибо спасение праведных от Господа, и поможет им Господь.