Откровение Ездры

Этот христианский апокриф, надписанный именем ветхозаветного персонажа, во многом повторяет Третью (Четвертую) Книгу Ездры.

По времени создания он относится к раннему средневековью (не позднее IX в.)

Был издан К.Тишендорфом на основе единственной рукописи XV в.

Существует армянская версия.

Перевод выполнен по первому изданию текста в книге:

TischendorfС. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866.

В этом издании отсутствует разделение на главы; в переводе оно осуществлено для удобства ссылок.

М. В.

Слово и откровение Ездры, святого пророка, возлюбленного Божия.

1. Случилось, в тридцатый год, в двадцать второй день месяца, был я в доме моем, и возопил я ко Всевышнему, говоря: «Господи, дай мне славу увидеть тайны Твои!» {Ср. начало т. н. «Апокалипсиса Ездры» (3 Езд. 3:1-4). Здесь речь Ездры сокращена до одной фразы вместо 33 ст. в 3 Езд., где Ездра, обращаясь к Богу, пересказывает всю историю человечества от Адама до Вавилонского плена.}

Когда же настала ночь, явился ангел Божий архангел Михаил и говорит мне: «Теперь, пророк Ездра, жди семьдесят седмин». {В 3 Езд. (4:1) — Уриил, потом (4:36) — Иеремиил. Каждый раз, прежде чем открыть Ездре очередные тайны, ангел велит ему провести определенное число дней в посте и молитве ср. 3 Езд. 5:13 и 20; 6:31 и 35. Ср. также Дан. 10:2-3.}

И постился я, как он сказал мне. И явился Рафаил архистратиг, и дал мне жезл стираксовый. {Стиракса — ценная порода дерева, из которой добывали душистую смолу (Быт. 37:25; Ос. 4:13).} И постился я дважды шестьдесят седмин, и увидел я тайны Божий и ангелов Его, и сказал им: «Хочу, чтобы ответил Бог перед родом Христианским: что лучше для человека — не родиться или войти в мир?» {О том, что для человека, терпящего на себе гнев Бога, лучше было бы вовсе не родиться, часто можно прочесть в апокрифах. Ср. Откр. Седраха 4 и прим.}

2. И вот был я взят на небо, и увидел на первом небе воинство ангелов великое, и отнесли они меня к месту казней. {Ср. Завещ. Авраама 10-11; Откр. Павла 31; Откр. Богородицы 2. «Суды», «казни», «муки» — различные варианты перевода греческого «criseis».} И услышал я голос, говорящий мне: «Помилуй нас, Ездра, избранник Божий!»

Тогда начал я говорить: «Горе грешникам, когда видят праведника, грядущего на ангелах, сами же Они — в геенне огненной».

И сказал Ездра: «Смилостивься над созданиями Твоими, милосердный и многомилостивый! Меня суди вместо душ грешников, ибо лучше одну душу наказать, чем весь мир привести к погибели».

И сказал Бог: «Праведным дам успокоение в Раю, ибо милостив Я».

И сказал Ездра: «Господи, для чего даруешь Ты праведным милость Твою? Как наемник за плату отдает время свое, {Текст испорчен.} так праведник уже заслужил награду свою на небесах. Ты же смилостивься над грешниками, ибо ведаем, что милостив Ты».

И сказал Бог: «Не в Моей власти помиловать их».

И сказал Ездра: «Не могут вынести они гнева Твоего «.

И сказал Бог: «Пусть получают, что заслужили».

И сказал Бог: «Хочу, чтобы ты был подле меня, как Павел и Иоанн — ты, нерушимое и неотчуждаемое сокровище, клад девства, оплот всех людей».

3. И сказал Ездра: «Лучше для человека не родиться, лучше не жить; {См. прим. 3 на с. 201.} твари бессловесные счастливее против человека, ибо не имут они наказания. Нас же взял Ты и предал суду. Горе грешникам в грядущем веке, ибо бессрочен суд над ними и пламя неугасимо!»

Еще говорил я Ему слова те, когда явились Михаил, Гавриил и все апостолы и сказали: «Радуйся, верный человек Божий!»

И сказал Ездра: «Встань, Господи, и пойдем со мной на суд». {Ср. Иов 12:18; 13:3; 14:3; 16:21 и др.}

И сказал Бог: «Се, даю Я тебе Завет Мой, Мой и твой, чтобы вы приняли Его».

И сказал Ездра: «Нет, но лицом к лицу давай судиться с Тобой!»

И сказал Бог: «Спроси Авраама, отца вашего, какой сын затевает тяжбу с отцом своим, и иди судиться с нами». {Ср. Откр. Седраха 6.}

И сказал Ездра: «Жив Господь, вовек не перестану я судиться с Тобой за род Христианский. Где прежние милостивые деяния Твои, Господи? Где Твое долготерпение?»

И сказал Бог: «Как сотворил ночь и день, так сотворил Я праведника и грешника, и надлежало жить, как живет праведный».

И сказал пророк: «Первозданного Адама, первого {«Первый Адам» — ср. 3 Езд. 3:21.} кто сотворил?»

И сказал Бог: «Вот эти руки Мои нетленные: и поместил Я его в Рай, чтобы стерег он пажить Древа Жизни. {Ср. Откр. Седраха 4.} Он же, явив непослушание, вместо того совершил преступление».

И сказал пророк: «Что же не удержал его ангел? {Ср. Откр. Седраха 7.} А не дал бы Ты ему Еву, верно, не соблазнил бы ее змей. Ты же кого хочешь спасаешь, кого хочешь — губишь».

4. И сказал пророк: «А теперь пойдем, Господь мой, на второй суд». {Очевидно, под вторым пунктом обвинения, предъявленного Ездрой Господу, подразумевается сожжение Содома и Гоморры (Быт. 19:24-25).}

И сказал Бог: «Огонь посылаю Я на Содом и Гоморру!»

И сказал пророк: «Господи, достойно Ты нападаешь на нас!»

И сказал Бог: «Грехи ваши превосходят благость Мою «.

И сказал пророк: «Вспомни Писание, Отец мой, измеривший Иерусалим и воздвигший его! {«Измеривший и воздвигший» — положить меру чему-либо означает сделать первый шаг к сотворению. Ср., например, Иов 38:4-5; 3 Езд. 4:37; 6:4. См. также гл. 14.} Смилостивься, Господи, над грешниками, смилостивься над творением Твоим, пожалей созданных Тобой!»

Вспомнил Бог тут о делах его и говорит пророку: «Как могу Я смилостивиться над ними? Уксусом и желчью напоили они Меня, и даже тогда не покаялись». {Мф. 27:34 и паралл. места.}

И сказал пророк: «Яви Херувимов Твоих и отправимся вместе на суд, и покажи мне судный день, каков он».

И сказал Бог: «Прельстился ты, Ездра: ибо таков судный день, что и дождь не прольется на землю. Суд же в тот день милостивый».

И сказал пророк: «Так не перестану я судиться с Тобой, если сам не увижу дня того последнего». {Ср. 3 Езд. 4:32,33,45,51; 7:33-35 и др.}

И сказал Бог: «Исчисли звезды и песок морской, а как сможешь исчислить его, можешь и со Мной судиться».

И сказал пророк: «Господи, известно Тебе, что плоть на мне человеческая, как же могу я исчислить звезды небесные и песок морской?»

И сказал Бог: «Пророк Мой избранный, ни один человек не узнает о дне том великом, ни о явлении, {Видимо, имеется в виду явление Господа в мир второе пришествие.} когда совершится суд над миром. Ради тебя, пророк Мой, назвал Я тебе день, часа нее не назвал тебе».

5. И сказал пророк: «Господи, скажи мне и число лет!»

И сказал Бог: «Если увижу, что умножилась добродетель мирская, явлю им долготерпение. А нет — простру длань Мою, уловлю вселенную за четыре стороны света, соберу всех сотворенных мной в долину Иосафатскую и уничтожу род человеческий, и впредь не будет мира».

И сказал пророк: «Кто же тогда будет славить десницу Твою?»

И сказал Бог: «Славят Меня ангелы Мои».

И сказал пророк: «Господи, если так задумал Ты, зачем создал человека? Ведь сказал Ты Аврааму, отцу нашему: «умножая умножу семя твое как звезды небесные, как песок на берегу морском». {Ср. Быт. 13:14-17; 26:2-4; Втор. 10:22; Завещ. Авраама 1,3.} Где же обетование Твое?»

И сказал Бог: «Прежде сотворю Я землетрясение, так что погибнут звери и люди. Когда же увидите вы, как брат предаст смерти брата, дети восстанут на родителей, а жена оставит собственного мужа, когда народы пойдут друг на друга войной — тогда вы поймете, что конец близок. Тогда уже ни брат не будет знать жалости к брату, ни муж к жене, ни дети к родителям, ни близкие к близким, ни раб к хозяину, {О том, каковы будут последние времена, неоднократно говорится в текстах Ветхого и Нового Завета: ср., напр., Ис. 24; Иоил. 2:28-31; 3 Езд. 5:1-12, 6:18-24; Мк. 13:523. Ср. тж. Книги Сивилл passim, Возн. Моис. 10.} ибо сам враг придет к людям из преисподней и даст им многие знамения. {Мф. 24:24; Мк. 13:5, 6, 22; Откр. 13:13; 16:14; 19:20; Книги Сивилл II, 167; III, 63-67; Откр. Петра 1, 2.} В чем Моя вина пред тобой, Ездра, зачем ты судишься со Мной?»

6. И сказал пророк: «Господи, не перестану я судиться с Тобой».

И сказал Бог: «Исчисли цветы земные; сможешь исчислить их, можешь и со Мной судиться».

И сказал пророк: «Не могу исчислить, ибо человеческая плоть на мне, но ни на миг не перестану я судиться с Тобой. Хочу, Господи, увидеть самые глубины преисподней». {Ср. Откр. Богородицы 22.}

И сказал Бог: «Сойди и смотри».

И дал Он мне Михаила, Гавриила и еще ангелов числом тридцать четыре, и спустился я на восемьдесять пять ступеней, и увлекли ангелы меня вниз на пятьсот ступеней, и увидел я пылающий трон и старца, восседающего на нем, и безжалостен был суд над ним. И сказал я ангелам: «Кто этот человек и в чем прегрешение его?»

И они сказали мне: «Человек этот — Ирод, бывший некогда царем; велел же он убить младенцев младше двух лет». {Мф. 2:1 и 16.}

И сказал я: «Горе душе его!»

И снова увлекли меня ангелы на тридцать ступеней вниз, и увидел я там языки пламени, среди них же множество грешников; и слышал я голос их, а очертаний тел не видел. И увлекли меня еще многими ступенями ниже, которых я не мог сосчитать. И увидел я там мужей преклонных лет, и входили им в уши, вращаясь, коловороты огненные. И сказал я: «Кто эти люди и в чем прегрешение их?»

И сказали мне: «Люди эти — ослушники».

7. И вот снова увлекли ангелы меня еще на пятьсот ступеней вниз, и увидел я там червя неусыпного и огонь, сжигающий грешников.

И увлекли они меня до самого дна погибели, и увидел я там двенадцать казней преисподней. {Двенадцать казней преисподней — только здесь.} И повлекли меня на юг, и увидел я там человека, подвешенного за глазницы, и ангелы бичевали его. И вопросил я: «Кто этот человек и в чем прегрешение его?»

И сказал мне Михаил архистратиг: «Человек этот совершил прелюбодеяние с матерью. Ничтожное свое желание исполнив, осужден он быть так повешен». И повлекли меня на север, и увидел я там человека, охраняемого за железными засовами. И вопросил я: «Кто этот человек?»

И сказал он мне: «Тот, кто говорит: «Я — сын Божий, обративший камни в хлебы, а воду в вино»{Антихрист — ср. Мф. 24:24; Книги Сивилл — см. прим. 1 на с. 206.}».

И сказал пророк: «Господи, открой мне, каков он из себя, и я научу род людской, чтобы не верили ему».

И сказал Он мне: «Лицо его видом походит на пашню, правый глаз — словно звезда утренняя, другой — неподвижен. Рот его шириной в локоть, зубы его размером в пядь. Пальцы его словно серпы, след ноги его равен двум пядям. На лбу же его — надпись: «антихрист». До неба вознесся он, до глубин ада падет. То ребенком предстанет он, то стариком». {Ср. апокриф. Откр. Иоанна 1.}

И сказал пророк: «Господи, как же Ты отпустишь его, и будет он соблазнять род людской?»

И сказал Бог: «Слушай, пророк Мой: ребенком предстанет он и стариком, но никто не поверит ему, что он есть Сын Мой возлюбленный. И после того зазвучит труба, и могилы отверзнутся, и мертвые воскреснут нетленными. И тогда враг, заслышав угрозу ужасную, скроется во тьму внешнюю. {Ср. Мф. 8:12; 22:13; 25:30; также апокриф. Откр. Иоанна 16 и 20.} Тогда и небо, и земля, и море погибнут. Тогда выжгу Я небосвод на восемьдесят локтей, а землю — на восемьсот».

И сказал пророк: «А небосвод-то в чем согрешил?»

И сказал Бог: «Ибо под небом — зло». {Ср. Откр. Петра 4.}

И сказал пророк: «Господи, а земля-то в чем согрешила?»

И сказал Бог: «Когда заслышит Меня враг, скроется он от угрозы ужасной — вот потому и расплавлю Я землю, а вместе с ней — противника рода человеческого «. {Текст в этом месте испорчен. Перевод по конъектуре.}

8. И сказал пророк: «Смилостивься, Господи, над родом Христианским!»

И увидел я женщину висящую, и четыре зверя сосали сосцы ее. И сказали мне ангелы: «Пожалела она дать молока, но бросила младенцев в реку».

И увидел я мрак ужасный и ночь без звезд и без Луны. И не было там ни юноши, ни старца, ни брата подле брата, ни матери подле дитя, ни жены подле мужа. И восплакал я, и сказал: «Владыка Господи! Смилостивься над грешниками!»

И когда говорил я эти слова, явилось облако и подняло меня, и вознесло меня снова на небеса. И увидел я там многие суды, и восплакал горько, и сказал: «Лучше для человека не выйти из чрева матери его!» {См. прим. 3 на с. 201. См. также 3 Езд. 5:35.}

Те же, что терпели наказание, возопили, говоря: «С тех пор, как пришел ты сюда, святой Божий, обрели мы малое послабление». {Ср. Откр. Богородицы 23.}

И сказал пророк: «Блаженны оплакивающие прегрешения свои».

9. И сказал Бог: «Слушай, возлюбленный Ездра: как пахарь бросает семя хлебное в землю, так человек бросает семя свое в лоно жены. Сначала оно пребывает цельным, во вторую очередь набухает, в третью на нем нарастают волосы, в четвертую — ногти, в пятую оно перестает питаться молоком, {О том, что младенцы в чреве питаются молоком ср. Псевдо-Плутарх. Мнения философов, V, 16, где приводится мнение Демокрита и Эпикура.} в шестую оно уже полностью готово и принимает душу, в седьмую приготовляется, в девятую открываются засовы врат чрева женского и родится оно здравым на землю».

И сказал пророк: «Господи, лучше для человека не родиться, горе роду человеческому, когда выйдешь Ты судить его!»

И сказал я Владыке: «Господи, зачем создал Ты человека и предал его суду?»

И возвестил Бог со всей важностью: «Вовек не смилостивлюсь Я над преступающими Завет Мой».

И сказал пророк: «Господи, где благость Твоя?»

И сказал Бог: «Все устроил Я во благо человеку, человек же не блюдет заповедей Моих».

И сказал пророк: «Господи, открой мне суды и рай!»

10. И повлекли меня ангелы на восток, {Ср. Быт. 2:8.} и увидел я Древо Жизни. И увидел я там Еноха, и Илию, и Моисея, и Петра, и Павла, и Луку, и Матфея, и всех праведников, и всех патриархов. {Упоминание в этом ряду евангелистов не только лишний раз свидетельствует о христианском происхождении памятника, но подчеркивает вневременной и внеисторический характер видений Ездры.} И увидел я там воздушную казнь, и дуновение ветров, и хранилища льда, {Ср. Иов 38:22-23. Хранилища льда упоминаются также в Слав. Енохе (гл. 3) наряду с хранилищами снега, росы и масличного цвета.} и муки вечные. И видел я там человека, подвешенного за череп. И сказали мне: «Этот человек передвинул границы». {Видимо, это следует понимать в прямом смысле. Ср. Втор. 19:14; Книги Сивилл II, 100-101; III, 240.}

И увидел я там великие тяжбы. И сказал Владыке: «Владыко Господи! Если так, какой же рожденный человек не согрешил?»

И повлекли меня вниз в преисподнюю, и увидел я всех плачущих и рыдающих, тяжкие муки терпящих грешников. Восплакал и я при виде того, как истязают род человеческий. Тогда Бог говорит мне: «Знакомы тебе, Ездра, имена ангелов, что при конце мира? Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Гавуфелон, Акир, Арфугитон, Вевур, Зевулеон». {Ср. Книги Сивилл II, 215 и прим. в издании: М. 1996.}

11. И был тут голос мне: «Теперь умри, Ездра, возлюбленный Мой, верни залог, данный тебе». {Ср. Откр. Седраха 9 и прим.}

И сказал пророк: «Через какую часть тела душу вы мою хотите исторгнуть?»

И сказали ангелы: «Через уста хотим извлечь ее». {Ср. Откр. Седраха 10. Ср. описание того, как смерть в конце концов овладевает душой Авраама (Завещ. Авраама 20): «И поцеловал он руку ее, и тотчас прилепилась душа его к руке Смерти».}

И сказал пророк: «Устами к устам беседовал я с Богом, и не выйдет она через них!»

И сказали ангелы: «Через ноздри твои исторгнем ее».

И сказал пророк: «Ноздри мои обоняли славу Божию».

И сказали ангелы: «Через глаза твои хотим исторгнуть ее».

И сказал пророк: «Глаза мои видели то, что за престолом Божиим».

И сказали ангелы: «Через темя твое хотим исторгнуть ее».

И сказал пророк: «Вслед за Моисеем ступил я на гору, и не выйдет душа моя этим путем». {Гора — Синай, на которой к Моисею сошел Господь (Исх. 19-20), чтобы дать законы еврейскому народу. По возвращении из Вавилонского плена понадобилось обновить договор (завет), заключенный на горе Синай. На этот раз духовным вождем евреев стал Ездра (1 Езд. 8-10 и в особенности 10:3). Возможно, имеется в виду конкретный эпизод, когда Ездра читал на площади всему народу Закон Моисеев, а потом толковал его (Неем. 8).}

И сказали ангелы: «Через кончики пальцев твоих хотим извлечь ее».

И сказал пророк: «Но ведь и ноги мои ступили на жертвенник».

И отошли ангелы ни с чем, говоря: «Господи, не можем мы взять душу его!»

12. Тогда говорит Бог Единородному Сыну Своему: «Сойди, Сын Мой возлюбленный, с войском ангелов великим и возьми душу возлюбленного Моего Ездры».

Взяв нее войско ангелов великое, говорит Господь пророку: «Верни Мне залог, который вложил Я в тебя — готов венец твой». {См. прим. 6 на с. 210.}

И сказал пророк: «Господи, если изымешь душу мою из меня, кто тогда станет судиться с Тобой, защищая род человеческий?»

И сказал Бог: «Смертный, не смеешь ты с земли судиться со Мной!»

И сказал пророк: «Все равно не перестану я судиться с Тобой!»

И сказал Бог: «Верни данный тебе залог — готов венец твой, иди же и прими смерть, чтобы получить его».

13. Тогда начал пророк говорить со слезами: «Владыко, что пользы в том, что я судился с Тобой, а теперь сгину в земле? О горе мне, горе, буду червями истреблен! Восплачьте обо мне, все святые и праведники, обо мне, долгую тяжбу ведшем и смерти преданном! Восплачьте обо мне, все святые и праведники, ибо в чашу ада сошел я!» {Ср. плач Седраха (Откр. Седраха 11).}

И сказал ему Бог: «Слушай, Ездра, возлюбленный Мой: Я, хотя и бессмертен, крестную муку принял, уксус и желчь испил, во гроб был положен. И Я же избранников Моих вознес, Адама из ада обратно вызвал, с тем чтобы род человеческий не прервался, {«Не прервался» — место испорчено, перевод по догадке.} так что нечего тебе бояться смерти: ибо то, что от Меня, сиречь душа, отправится на небо, что же от земли — тело — отправится в землю, от которой и было взято».

И сказал пророк: «О горе мне, горе! Что мне делать, как поступить — не ведаю».

14. И стал тогда говорить блаженный Ездра: «Бог вечный, Строитель всего творения, небосвод пятою измеривший, землю взором объемлющий, правящий Херувимами, в огненной колеснице на небеса пророка Илию вознесший, {«Правящий Херувимами» — в Писании Господь часто предстает восседающим на херувимах (Пс. 17:11; 79:2; Ис. 37:16 и др.) О вознесении Илии — 4 Цар. 2:11.} пищу всякой плоти дающий, Ты, которого все боится, трепеща пред лицем силы Его, услышь меня, долгую тяжбу ведшего, и дай всем, переписывающим книгу эту, всем, хранящим ее, помнящим имя мое и вершащим память обо мне, дай им с небес Твое благословение. И благослови все дела каждого из них, как благословил Ты последние дни Иосифа, {Известно, что Иосиф, любимый сын Иакова, проданный братьями в рабство, ни в чем не погрешил против Бога, за что ему была дарована счастливая старость (Быт. 50:22-23; также Завещ. 12 Патриархов passim).} и не помяни ему прежних прегрешений его в судный день. Все же, не поверившие книге этой, да будут сожжены как Содом и Гоморра».

И был ему голос, говорящий: «Ездра, возлюбленный Мой, все, о чем попросил ты, воздам каждому».

15. И тотчас же отдал он славную душу свою с великою славой, месяца октября в день восемнадцатый. И предали его земле с воскурениями фимиама и песнопениями, славное же и святое тело его неизменно дает подкрепление душам и телам прибегающих к нему в тоске.

И подобает Ему слава, держава, почести и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков, аминь.