Книга Даниила

Глава 2

Летом 605 года до н. э. Навуходоносор, сын царя вавилонского Набопаласара совершил набег на царство Иудейское. Во время похода он получил известие о смерти своего отца и тут же вернулся в Вавилон, чтобы принять царство. По его приказу царский военачальник отобрал небольшую группу пленников для того, чтобы отвести их в Вавилон и обучить службе при дворе. Среди этих пленников были отроки: Даниил, Анания, Мисаил и Азария, или, как назвали их вавилоняне, Валтасар, Седрах, Мисах и Авденаго.

Прошли годы, юноши овладели халдейским (или арамейским) языком, постигли глубины наук того времени. Но среди соблазнов языческого двора они хранили верность своему Богу, и Бог благословил их. Здоровый образ жизни. воздержание в еде даровали им необычайные физические и умственные способности. Вскоре, после того как еврейские юноши закончили обучение, Навуходоносору приснился удивительный, необыкновенный сон. Описание этого сна изложено во 2-й главе Книги Даниила (см, текст в верхней части страницы).

Бог открывает тайну сна

Стихи 36–38. Даниил сказал со всей определенностью: «Золотая голова» — это Навуходоносор, Из толкования, которое он дал другим частям истукана, представляющим царства, становится очевидно, что золотая голова символизирует собой царство Навуходоносора — Вавилон. (В этой и последующих главах термины «царь» и «царство» применяются как синонимы.)

Вавилон, «золотой город» (Ис. 14:4, перевод короля Иакова) поистине соответствовал этому символу. Иеремия называл его «золотою чашею», «изобилующим сокровищами» (Иер. 51:7, 13). Защищенный мощными крепостными стенами, город стоял на обеих берегах Евфрата. Воды реки орошали его сады, по берегам велась бойкая торговля.

Стих 39. Но «другое царство», ниже царства Навуходоносора, изображенное в виде груди и рук истукана, сделанных из серебра, покорит и сменит золотое царство.

Персидский царь Дарий, искусно отведя воды Евфрата, провел свои войска через русло реки и, ко всеобщему изумлению, завоевал Вавилон в 538 году до н. э.

Следующее царство — то, что стерло с лица земли Персидскую державу, Греция — представлено средней частью истукана, медной. Александр Великий, гениальный молодой полководец, завоевав восточное Средиземноморье, с ходу обрушился на персов, и, одержав победу в нескольких сражениях, окончательно разбил их в битве при Гавгамелах в 331 году до н. э.

Стих 40. Несомненно, «четвертое царство», крепкое, «как железо» и фигурирующее во сне Навуходоносора как железные голени истукана, — это могучий Рим. Рим утверждал свою власть стремительно и беспощадно, сокрушая все преграды на своем пути. Он начал смещать империю эллинов на арене истории после решающей битвы при Пидне в 168 году до н. э. и, покорив к 30 году до н. э. Египет, полностью подчинил себе все Средиземноморье.

Стихи 41–43. Но разве не предвидел вдохновленный Богом Даниил, что и могучая Римская империя распадется? Описывая пальцы на ногах истукана. Даниил предсказывает: «То будет царство разделенное». Сбылись ли пророчества Даниила? Исторические материалы недвусмысленно свидетельствуют: да, сбылись.

В течение IV и V веков н. э. Западная Римская империя разделилась на несколько независимых варварских царств. И эти царства, из которых позднее образовались государства современной Европы, навсегда остались обособленными.

Даниил объясняет царю значение сна

Даниил сказал: они «не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною». В последующие столетия многие властители пытались обойти пророчество и объединить Европу. Карл Великий, Карл V, Наполеон, кайзер Вильгельм, Гитлер — все они предпринимали такие попытки и все до одного потерпели крах.

Поползновения к тому, чтобы «смешать» эти царства через династические браки разнонациональных монархических семейств, также не увенчались успехом, что и предсказал Даниил в стихе 43. Шесть пророческих слов: «Но не сольются одно с другим», в точности отражают ход исторических событий, начиная с распада Римской империи и заканчивая сегодняшним днем. Все свершилось по Слову Божьему.

Стихи 44,45. В стихах 34, 35 и 44. 45 Даниил подходит в своем толковании сна царя к кульминации, где говорит об установлении вечного Царства Божьего. Из стиха 44 мы видим, что последует оно за распадом Римской империи.

«Камень» означает возвращение Христа и торжество Его царства (см. Дан. 7:13, 14). Устанавливая Свое вечное царство (Откр. 11:15) при Втором пришествии (Мф. 25:31–34), Он ударит «в истукана. в железные и глиняные ноги его» и «сокрушит и разрушит все царства». И на потрясенной земле исполнится пророчество: «Во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится», но «будет стоять вечно» (Дан. 2:34,44).

Бог устанавливает Свое царство

Главы 3–6 продолжают рассказ о жизни Даниила. С того времени, когда он истолковал сон Навуходоносора, описанный в главе 2 (в 603 г. до н. э.), до видения, явившегося ему и описанного в главе 7 (примерно в 552 г. до н. э.), прошло более 50 лет, Если пророчество в главе 2 по преимуществу касается истории великих империй, то пророчества глав 7-12 говорят, в основном, о будущем народа Божьего. Однако можно убедиться в том, что все линии пророчеств, выстроенные одна за другой, имеют единую основу — сон в главе 2. В записи видения о четырех больших зверях и суде в главе 7 текст как бы разделен на четыре части. Сначала Даниил описывает все увиденное (ст. 1-14). Затем ангел толкует ему общее значение видения (ст. 15–18). После расспросов Даниила об определенных деталях (ст. 19–22) ангел подводит итог пророческому видению (ст. 23–27).

В этом видении представлены два новых важных элемента, которых нет в главе 2. Во-первых, Даниил увидел новую державу — «небольшой рог», вышедший из разделившейся Римской империи. Во-вторых, он видел картину суда, который должен наступить непосредственно перед тем, как Бог установит Свое царство. На этом суде Бог сокрушит «небольшой рог» и возвеличит праведных.