3.8. Таинства Церкви и «Свидетели Иеговы»

Известно, что во многих сектантских сообществах приняты некоторые обряды, которые внешне могут напоминать Таинства Церкви. Без сомнения можно говорить о полной безблагодатности таких символических актов, происходящих вне тела Христова. Так как целью этой работы не является исследование церковных таинств, мы рассмотрим только некоторые из них, причем с учетом специфики разрабатываемой темы.

Присоединение к «Обществу Сторожевой башни» производится через действие, которое сектантами называется «крещением». В связи с этим целесообразно указать на два основных аргумента приводимых «Свидетелями Иеговы» в защиту необходимости совершения этого акта над представителями традиционных конфессий. Следует также рассмотреть учение о священстве, так как вопрос о церковной иерархии может возникнуть во время диалога с членами организации. Вопросов, связанных с другими таинствами, мы полагаем возможным не касаться в этой работе.

3.8.1. О Крещении

Перекрещивание в большинстве сектантских организаций, в том числе и у «Свидетелей Иеговы», является видимым знаком вхождения в общину. Этим действием новый член организации отказывается от принадлежности к Церкви. Он соглашается с тем, что секта, в которой его перекрещивают, единственная, содержащая полноту истины. Чтобы психологически облегчить «крещаемому» душевный дискомфорт, возникающий от понимания двусмысленности его поступка, руководством секты пускается в ход старый тезис о недействительности крещения детей. Особенно настойчиво внушается такое мнение в странах, где большинство населения крестится вскоре после рождения. Успешной проповеди подобных взглядов способствует укоренившийся в широких слоях общества взгляд на ребенка, как на безгрешное существо. «Как же милостивый Господь не спасет детей и без обрядов?» — часто слышим мы вопрос. Ведь и Сам Христос сказал: «Таковых есть Царствие Божие» (Мф.10:14). И Апостол Павел пишет: «неверующий муж освящается женою верующею, а жена неверующая освящается мужем верующим; иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор.7:14). Для правильного понимания этих мест Священного Писания необходимо вспомнить библейское учение о первородном грехе. Ведь даже большинство традиционных протестантских конфессий придерживаются мнения, что каждый человек повторяет грех Адама. Такая точка зрения опровергалась уже в Новом Завете: «…одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили … Смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама…» (Рим.5:12,14) По слову Апостола, через грех смерть вошла во всех человеков, и действительно, все люди умирают, в том числе и младенцы, хотя они и не имеют собственных грехов, а также не могут и грешить, беря пример с Адама или с кого — либо. Из Писания видно, что через первого человека, грех вошел в мир, не остался в своем первоисточнике, но распространился, перешел из него во всех людей. Первый грешник родил грешников, подлежащих смерти. Та же мысль заключена и в следующих словах: «как в Адаме все умирают, то во Христе все оживут» (1 Кор.15:22). Если все люди умирают во Адаме, то, значит, умирают одной с ним смертью, происшедшей вследствие его греха.

В Ветхом Завете, а конкретнее в Книге Иова, мы находим подтверждение этим мыслям. Изображая бедствия человеческой жизни, праведный муж говорит: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14:4). В Септуагинте это место звучит по другому: «кто чист будет от скверны, никто, если и один день жизни его на земле» (ti;w ga’r kaqaro’w e]stai ajpo’ rJu;pou, ajll~ oujqei;w, eja’n kai’ mi;a hJme;ra oJ bi;ow aujtou[ejpi’ th[w gh[w) (Иов.14:4,5). Здесь явно речь идет о какой — то греховной нечистоте, от которой не свободен никто из людей, и притом от самого рождения. Что же это за скверна? Так как по описанию Иова она представляется причиной бедствий человеческой жизни (Иов.14:1–2) и делает человека повинным суду Божию, то, разумеется, эта поврежденность не имеет физическую природу, которая не может сама собой делать человека виновным перед Богом. Следовательно, грехом повреждено нечто, переходящее на всех нас от прародителей.

Святой пророк царь Давид в знаменитом пятидесятом псалме также пишет: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Здесь нельзя предполагать личного греха царя — пророка, потому что в этом грехе, говорит он, я зачат и родился; этот грех, следовательно, был присущ ему с такого времени, когда он не имел еще возможности личной деятельности. Нельзя предполагать и греха родителей Давида, то есть будто он зачат и рожден ими беззаконно: известно, что пророк не был плодом преступления, что Иессей, отец его, вел жизнь праведника, а мать Давида была законная жена Иессея. Поэтому нельзя ничего иного подразумевать под «беззаконием», в котором автор зачат и рожден, как тот грех, который родившись от первого непослушания Адама, переходит от прародителя на все его потомство. Биологический закон зачатия и рождения для всех людей один и тот же, следовательно, нельзя указать причины, почему один только царь Израилев был зачат и рожден во грехе прародительском, а все остальные люди были бы от него свободны.

Действенность Таинства Крещения на всех людей вне зависимости от возраста логически вытекают из беседы Спасителя с Никодимом: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух» (Ин.3:5,6). Смысл этих слов в том, что человек, рожденный естественным образом, кто бы он ни был, иудей или язычник, никак не может войти в Царствие Божие, в Царство Благодати, а потом и в Царство Славы, если не родится свыше в Таинстве Крещения. И отсюда также следует, что все люди, по своему естеству подвержены нравственной нечистоте, потому что она служит для них препятствием для вступления в Царство Христово. Причем эта скверна греха распространяется на человека через биологическое рождение, и все люди до крещения, по словам Апостола Павла, были «…по природе чадами гнева…» (Еф.2:3)

Серьезным аргументом против крещения детей, с точки зрения многих сектантов, является неспособность младенцев к исповедыванию своих грехов. При этом используются тексты Священного Писания, говорящие о необходимости покаяния для взрослых людей, приступающих к Крещению: «Явился Иоанн крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов … и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мр.1:4,5 = Мф.3:2,6). «Покайтеся и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа» (Деян.2:38). Из этих мест, конечно, совершенно ясно, что взрослому человеку перед Крещением необходимо покаяться, изменить свою жизнь. Но к детям это не относится. Кроме того в Новом Завете существует упоминание о возможности крещения за неспособных к покаянию: «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» (1 Кор.15:29) [345] Ясно, что усопшие покаяться уже не в состоянии, но в первохристианских общинах видимо за них крестились.

Из Священного Писания Нового Завета нам известно, что Апостолы крестили целые семейства: «…одна женщина из города Фиатир, именем Лидия… крестилась она и домашние ее…» (Деян.16:14–15); темничный страж «…крестился сам и все домашние его» (Деян.16:23). Апостол Павел крестил «Стефанов дом» (1 Кор.1:16). Петр повелел принять крещение домашним сотника Корнилия (Деян.10:24,48). Из приведенных текстов нельзя сделать вывод, что в этих случаях приступали к Таинству только взрослые члены семьи и рабы. Кроме того, в Библии описаны события, в которых используется слово «дом», означающее семейство с детьми: «И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним» (Быт.35:2). А из предыдущих глав (Быт.33–34) мы знаем, что детей в доме Иакова к тому времени хватало. «…душ дома Иаковлева. Перешедших в Египет, семьдесят пять» (Быт.46:27). Среди них Патриарх привел «сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих…» (Быт.46:7). Подобных мест, при анализе которых можно сделать вывод о наличии в составе «дома» детей и младенцев, в Священном Писании существует большое количество.

Существуют и другие аргументы в защиту крещения детей. Известно, что для Апостола Павла переход еврейского народа через Чермное море, являлся прообразом Таинства Крещения: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море…» (kai’ pa;ntew eijw to’n Mvush[n ejbapti;sqhsan ejn th[/ nefe;lh/ kai’ ejn th[/ qala;ssh/) (1 Кор.10:1,2) «Крестились» именно как «ejbapti;sqhsan». Известно, что в этом Исходе «…отправились сыны Израилевы из Раамзеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» (Исх.12:37). То есть и дети крестились в море и облаке.

Прообразом Таинства Крещения, через которое мы вступаем в завет с Богом в Новом Завете, было также и Ветхозаветное обрезание. Свидетельствует об этом Апостол Павел: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; Бывши погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи…» (Кол.2:11–13) «…не то обрезание, которое наружно на плоти… то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим.2:28,29). То есть, если в Ветхом Завете Сам Бог признавал младенцев способными к вступлению в Завет с Ним, то почему же лишать их этого блага в Новом Завете?

В Деяниях Святых Апостолов мы имеем явное упоминание детей в контексте Крещения и обетования Святого Духа. В День Пятидесятницы, Св. Апостол Петр, обращаясь к иудеям и прозелитам, объяснил им, что Господь Иисус Христос, «…быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа», — излил то, что они видят и слышат. А на последовавший вопрос: «Что нам делать мужи, братия?» ответил: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите Дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» (Деян.2:39). Из слов Апостола Петра видно, что обетование Крещения относится и к детям.

Крещение младенцев было в обычае древней Церкви. Во всяком случае, уже у священномученика Иринея Лионского (II век по Р. Х.) в «Пяти книгах…» мы читаем: «Ибо Он пришел спасти Собою всех; всех — говорю, — которые чрез Него возрождаются в Бога, — младенцев, детей, отроков…» [346] То, что слова «возрождаются в Бога» означают Таинство Крещения становится понятно из их сопоставления с книгой III, гл. XVII,1, указанной работы. Ориген также писал, что «Церковь приняла предание от Апостолов преподавать крещение и младенцам», «…младенцы крещаются во оставление грехов… так как чрез таинство Крещения очищаются скверны рождения: то крещаются и младенцы…»[347]

Впрочем, аппелирование к недействительности крещения детей является для «Общества Сторожевой башни» всего лишь полемическим приемом. Организация требует «повторного крещения» и взрослых: «…крещение, которое согласуется с Библией, должно проводиться во имя Иисуса Христа… Искренние люди, готовые с библейской точки зрения к крещению, не должны бояться, что крестившись повторно, они не угодят Богу. Напротив, основанное на Библии крещение подготовленных людей доставляет Богу радость» [348]. Мы видим в этом тексте вопиющее противоречие с повелениями Господа Иисуса Христа. Он посылает Своих апостолов, говоря им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», (Мф.28:19) то есть во Имя Троицы. Не существует в Священном Писании эпизода, где люди крестившиеся от одного апостола, вслед за тем, через какое — то время принимали крещение от других людей. Об этом же пишет и св. Апостол Павел: «один Господь, одна вера, одно крещение…» (Еф.4:5) Поэтому попытка перекрещевания обманутых христиан у иеговистов однозначно является действием направленным на отрыв члена Церкви (хотя бы и номинального) от Тела Христова. О действительности же их «крещения» и речи не может идти. Всех, окрестившихся у иеговистов, необходимо принимать в Церковь через Таинство Крещения. К ним неприменимы правила, написанные для Ариан [349].[350]

3.8.2. О Священстве

В учении «Общества Сторожевой башни» установление церковной иерархии называется изобретением сатаны. С точки зрения «Свидетелей Иеговы» священство «…ходит во лжи, распространяя отступнические учения… ложь. Верящие такой лжи отравляются духовно. Их ведут неверным путем к уничтожению!»[351]

В главе «Структура секты и методы ее регистрации в разных странах» мы уже писали, что «Общество Сторожевой башни» имеет свою руководящую иерархию, в состав которой входят также старейшины и служители. Причем, в отличие от большинства протестантских конфессий при назначении на эти должности на избранного кандидата рук никто не возлагает. Они утверждаются в должности Руководящей Корпорацией, члены которой также не прошли через рукоположение. Мы не будем обосновывать утверждение, что и у протестантов нет законного рукоположения. Достаточно сказать о том, что как некий обряд оно существует у многих конфессий, но «Общество Сторожевой башни» отказалось и от этого обряда. По мнению «Свидетелей Иеговы», апостолы Христовы не нуждались в рукоположении. Дух Святой Сам сошел на них, как сходит и на руководителей секты. Поэтому им не нужно рукоположение, которое описано в Новом Завете. Можно было бы задать вопрос об отсутствии огненных языков, но ответа все равно не будет. Считается, что подобных «священников» в «Обществе Сторожевой башни» за всю историю существования должно быть 144 тысячи. Но является ли такое «иерейство» законным (Еф.4:11; 1 Кор.12:28; Евр.5:4–5 и т. д.)?

«Свидетели Иеговы» восприняли общую парадигму протестантизма, что любой верующий становится «священником». Но вспомним, еврейский народ назывался «царством священников» (Исх. 19:6). Однако на священническое служение избирались отдельные лица. Более того, незаконно присваивавшие себе различные права священства, жестоко наказывались Богом (Числ. 3:10; 16–17; 18:7; 2 Пар. 26:16–21). Только иереи могли учить (Лев.10:8–11; Втор.33:9–10; Иез.44:23; Мал.2:7), священнодействовать (Втор.10:8–9; Числ.3:10; 18:1–7) и благословлять народ (Лев.9:22–23; Числ.6:23–27 и т. д.). Это относится и к Новому Завету.

К иерейскому служению христианин призывается Духом Святым через рукоположение. Апостол Павел, идя в Иерусалим, сказал Ефесским пресвитерам: «…внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). По — гречески эти слова звучат несколько по другому: «…prose;cete eJautoi[w kai’ panti’ tv[/ poimni;v/, ejn v|/ uJma[w to’ pneu[ma to’ a}gion e]qeto ejpisko;pouw poimai;nein th’n ejkklhsi;an tou[qeou[, h}n periepoih;sato dia’ tou[ai}matow tou[ijdi;ou.», т. е. «…поставил вас епископами (ejpisko;pouw)…» Епископство со времен Апостолов сообщалось через рукоположение — хиротонию. Апостол Тимофей поставлен епископом «…по пророчеству с возложением рук священства.» (…dia’ profhtei;aw meta’ ejpiqe;sevw tv[n ceirv[n tou[presbuteri;ou) (1 Тим.4:14). Этот дар Божий был передан Тимофею при посредстве Апостола Павла, который напоминает своему ученику «…возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение.» (ajnazvpurei[n to’ ca;risma tou[qeou[, o} ejstin ejn soi’ dia’ th[w ejpiqe;sevw tv[n ceirv[n mou) (2 Тим.1:6). Чуть позже Апостол Павел, когда поручает епископу Тимофею поставлять пресвитеров, также указывает, что священнодействие поставления совершается с возложением рук: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах…» (cei[raw tace;vw mhdeni’ ejpiti;qei mhde’ koinv;nei aJmarti;aiw ajllotri;aiw///…) (1 Тим.5:22) Необходимость рукополагать для Церквей пресвитеров, выполняя этим волю Божию, видна и из действий Апостола Павла в различные периоды его служения. Во время своего первого путешествия Св. Павел оставлял вновь образованные общины не иначе как «рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви» (ceirotonh;santew de’ aujtoi[w kat~ ejkklhsi;an presbute;rouw) (Деян.14:23). Это же поручает он сделать своему ученику епископу Титу гораздо позже на Крите: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1:5). Далее Апостол описывает нравственные качества христианина, который удостаивается епископства. Качества эти должны быть очень высоки, но не они делают человека достойным епископства, а воля Божия, ибо «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр.5:4). Поэтому недаром к сектантам, ненавидящим священство, обращены обличения Апостолов Петра и Иуды, направленные на мечтателей, которые «отвергают начальства и злословят высокие власти. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщениям мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (Иуд.8,11, 2 Петр.2:10).

Итак, только пастыри Церкви, получившие от Апостолов соответствующую власть, имеют право учить истинам веры (Мк.3:13; Мф.10:6–7; 28:19–20; 1 Тим. 5:17; 2 Тим.4:2; 2 Тит.1:9; 1 Кор.12:28–30), отпускать людям грехи (Мф.28:19; Лк.22:19; 1 Кор.4:1; Иак.5:14; Еф.4:11–12; Мф.16:18–19; 18:18; Ин.20:21–23; Деян.19:18) и т. д.

«Свидетели Иеговы» по другому воспринимают Священное Писание: «…Бог не поручил проповедывать благую весть духовенству христианского мира…» [352] Кому же тогда Господь Иисус Христос сказал: «…идите, научите все народы…»? И продолжал «…се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19–20). Остается только выяснить, с кем же Господь пребывал «во все дни» около двух тысяч лет, благословляя нести Свет Евангелия, пока не появился Рассел со своими последователями.