Приложение 1. Доказательства распятия Господа на Кресте

Единственной известной в истории сектой, отрицающей факт распятия Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, является организация «Свидетелей Иеговы». Руководство «Общества Сторожевой башни» ссылается на следующие тексты Священного Писания: «Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесив на древе» (Деян. 5:30). «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр.2:24). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал.3:13). «…проклят пред Богом (всякий), повешенный (на дереве)» (Втор.21:23) . Из приведенных выше библейских стихов мы, однако, можем сделать только тот вывод, что крест на котором совершалась казнь через распятие, был изготовлен из дерева. Многочисленные места Нового Завета, говорящие о Христовых страданиях, свидетельствуют о том, что именно на кресте был распят Господь. Да и сами сектанты в течении многих десятилетий считали так же. Ранние издания «Общества Сторожевой башни» содержали упоминания и изображения крестной смерти Спасителя. Но «…начиная с номера от 15 октября 1931 г. на обложке «Сторожевой Башни» больше нет изображения креста и короны. Несколько лет спустя народ Иеговы впервые узнал о том, что Иисус Христос не умирал на Т — образном кресте. 31 января 1936 года брат Руттерфорд представил семье бруклинского Вефиля новую книгу «Riches» («Богатства»). В частности, на 27 странице в ней говорилось: «Иисус был распят не на деревянном кресте, который представлен во многих изображениях и картинах, и изображения которого люди делают и выставляют напоказ; Иисус был распят, пригвожден ко древу» [374]. С тех пор Крест в изданиях «Общества Сторожевой башни» подвергается многим оскорблениям. В том числе его называют языческим и фаллическим символом [375], что можно отнести, скорее, к столбу.

Рассмотрим некоторые свидетельства, относящиеся к такому роду казни, как распятие. Его описания встречаются уже у античных авторов. Историк Полибий, повествуя о восстании наемников в Карфагене, упоминает также и о том, что их начальник Спендий был распят именно на кресте [376]. У римлян распятие на нем было общепринятой смертной казнью для самых тяжких преступников, не имевших гражданства, как то: разбойников, мятежников и т. п. Иногда, впрочем, были исключения. Так Светоний пишет о императоре Гальбе следующее: «опекуна, который извел ядом сироту, чтобы получить после него наследство, он распял на кресте; а когда тот стал взывать к законам, заверяя, что он — римский гражданин, то Гальба, словно облегчая ему наказание, велел ради утешения и почета перенести его на другой крест, выше других и беленый» [377]. В общем, распятие, как говорит Цицерон, было самой жестокой и ужасной из всех казней [378]. О том, что оно происходило именно на кресте, упомянуто также у Лукана [379].

Смертная казнь через распятие была известна в Палестине ранее периода римского владычества. Иосиф Флавий рассказывает о том, как хасмонейский царь — первосвященник Александр Яннай (103 — 76 г.г. до Р. Х.) подавил мятеж во время гражданской войны: «…он приказал, чтобы восемьсот из них (мятежников) были распяты на крестах посреди города…» [380] В Талмуде упомянут некий Шимон бен Шитах, который «в один день распял на кресте» двадцать женщин из Аскалона [381]. У того же Флавия рассказано о полководце Бассе, который во время одного из сражений иудейской войны «…приказал водрузить крест, как будто для того, чтобы пригвоздить к нему Элеазара (пленного еврея)» [382]. Наиболее распространен был крест известной нам формы, но встречались также кресты в форме буквы Т и буквы Х.

В 1968 году на горе Гиват Ха — Мивтар, расположенной на северной окраине Иерусалима, израильские археологи обнаружили останки лодыжки, в которой находился хорошо сохранившийся гвоздь. Согласно реконструкции, крест Т — образной формы был сделан из масличного дерева, а планка, поддерживающая ноги, — из акации. Ноги были перебиты, и при снятии с креста отрублены из — за невозможности вынуть гвоздь [383].

Язычники, являвшиеся противниками Церкви Христовой, также не сомневались в этом факте. Об этом свидетельствует рисунок, найденный в Палатинском дворце цезарей, и в настоящее время хранящийся в Кирхеровском музее Рима. Изображение представляет собой языческую карикатуру на смерть Христа. Совершивший такое кощунство автор нарисовал распятого осла, причем, орудие казни представляет собой столб с поперечной перекладиной, то есть крест [384].

«Свидетели Иеговы» также используют некоторые данные библейской археологии. В приложении к New World Translation of the Christian Greek Scriptures 1950 года издания воспроизведена одна из гравюр, опубликованных в книге католического богослова Юстуса Липсия «De Cruce Liber Primus». Она изображает человека распятого на столбе, что по мнению «Общества Сторожевой башни» свидетельствует о том, что «…именно так был распят Иисус…»[385] При этом утаивается, что в книге Липсия приведены другие иллюстрации, с изображением распятия на кресте, и сам автор твердо верил в крестную смерть Господа [386].

Существуют достаточно убедительные доказательства использования символа креста в I веке. В книге доктора Пола Майера «First Christians» приводятся следующие результаты раскопок дома в Геркулануме «…освобожденном из своего погребения под лавой с вулкана Везувий…» В нем «…есть ясные следы металлического креста, некогда висевшего на стене…» Доктор Майер делает следующий вывод: «Очевидно, крест является столь же древним символом христианства, как и рыба…».[387]

Результаты раскопок 1873 года тридцати захоронений к юго — востоку от Иерусалима, подтверждают такой вывод. Производивший исследования Шарль Клермон — Ганне обнаружил на известняковых погребальных урнах выбитый над именем усопшего крест. Первоначальное захоронение датируется 70–135 г.г. по Р. Х. [388] Такие же изображения найдены на 11 погребальных урнах с христианского кладбища в Вифании, дата захоронения которых 42–43 г.г. по Р. Х..[389]

Итак, из Евангелия нам известно, что Господь Иисус: «неся крест Свой… вышел на место, называемое Лобное, по — еврейски Голгофа…» (Ин.19:17) Многие историки свидетельствуют, что осужденные сами несли patibulum, перекладины крестов, на которых их распинали, поэтому нет никакого противоречия с описанием страстей Господних в Синоптических Евангелиях: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его (to’n stauro’n aujtou[)» (Мф.27:32=Мк.15:21=Лк.23:26). В обоих случаях говорится, что орудие казни именно крест. Противоречие возникает в случае принятия мнения «Общества Сторожевой башни».

Как же выглядят крестные страдания Спасителя в изданиях «Свидетелей Иеговы»? По их мнению «Библия показывает, что Иисус был казнен вовсе не на привычном кресте, но, скорее, на простом столбе или стаурос. Это греческое слово, употребленное в Матфея 27:40, прежде всего означало простой вертикальный брус или столб, какие используются в фундаментах зданий. Таким образом, крест никогда не был знаком истинного христианства» [390]. Слово «oJ stauro;w», однако, имело несколько значений: кол, как орудие пытки или казни, особенно для рабов, на который сажали преступника или к которому пригвождали его; и крест [391]. Руттерфорд посчитал возможным не принимать во внимание последнее значение этого слова. Подобный подход приводит к возникновению значительных ошибок в понимании Священного Писания. Можно заметить, что глагол «stauro;v», также встречающийся в различных формах в Новом Завете (напр. Мр.15:27 и т. д.), имеет два значения: вбивать колья, укреплять частокол и распинать на кресте [392]. Поэтому признание креста столбом, то есть колом, должно было бы привести «Свидетелей Иеговы» к мысли, что распятие в Новом Завете, это забивание кольев. Но подобный вывод очевидно абсурден, поэтому и «oJ stauro;w» означает в Священном Писании не столб, а крест.

Вид орудия казни Господа в Раннехристианской Церкви не вызывал никакого сомнения. Описание формы креста, как орудия казни дошло до нашего времени в трудах раннехристианских писателей и учителей Церкви. К 70–100 г.г. по Р.Х. относится Послание апостола Варнавы, в девятой главе которого упоминается «крест в образе буквы ТАВ» [393]. В первой половине II в по Р.Х. Иустин Философ оставил нам следующее описание: «Ибо здесь оно дерево прямое, которого самая верхняя часть возвышается на подобие рога, когда к нему поперек прилагается другое дерево» [394]. Ко второй половине II века относится текст Иринея Лионского: «И самый вид креста имеет пять концов, два по длине, два по ширине, и один по середине, на котором опирается пригвожденный» [395]. Еще более подробное описание встречается у учителя II–III в.в. по Р.Х. Тертуллиана: «…нам вменяется в вину цельный крест, то есть с перекладиной и выступом для сидения» [396]. Все эти авторы, жившие спустя небольшой период времени после Воплощения Господа, утверждают, как мы видим, что страдания Христос претерпел именно на Кресте.

На картинках, помещенных в изданиях «Свидетелей Иеговы», часто изображена фигура, прибитая к столбу, причем, нарисовано, что поднятые над головой руки пронзены одним гвоздем [397]. Версия распятия описывается следующим образом: «Его руки положили одну на другую и удерживали до тех пор, пока острие не вонзилось и, проткнув плоть, не угнездилось в дереве. Кровь едва успела окрасить его руки красным, как другой гвоздь был вбит в его ноги. Затем столб подняли, пока, наконец, его тело всем своим весом не повисло на этих двух гвоздях» [398]. Для понимания недостоверности подобных описаний можно вспомнить слова апостола Фомы «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей…» (Ин.20:25), которые свидетельствуют о наличии ран на руках Господа, нанесенных не одним, но несколькими гвоздями. Слово «oJ h\low» — «гвоздь», стоит в приведенном месте Евангелия во множественном числе «tv[n h}lvn» (Gen. Pl.). Таким образом в каждую руку было забито по одному гвоздю.

Из Евангелия от Матфея мы знаем, что во время распятия Христа «…поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус. Царь Иудейский…» (Мф.27:37) Если бы Господь был распят таким образом, как изображается в изданиях «Общества Сторожевой башни», то Апостолу пришлось бы писать «над руками Его».

Апостол Павел писал ученикам, советуя им жить, «…взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр.12:2). Очень рано слово «Крест» приобрело в жизни Церкви символическое значение. Это понятие стало включать в себя содержание жизненного подвига каждого отдельного человека. Сам Христос говорил о крестах своих последователей (Мф.10:38). Апостол Павел в послании к Филиппийцам также подчеркивал духовный смысл креста: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова (tou[staurou[tou[Cristou[)» (Фил.3:18). Из контекста очевидно явствует, что Апостол имеет ввиду людей не желающих нести тяготы земного странствования. В таком же смысле употребляется «крест» и в других местах Нового Завета (например Гал.6:14, Еф.3:18). Мы видим, что символом спасения для первых Христиан был именно крест, а не столб.

На Кресте Господь совершил наше спасение «…истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту…» (Кол.2:14) Примирение падшего человеческого рода Бог Отец совершил Христом «…и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное и небесное» (Кол.1:20). В этих стихах опять говорится о распятии Господа на Кресте, а не на столбе, как хотелось бы «Свидетелям Иеговы». Почему же с такой злобой относятся эти сектанты к Кресту Христову? На этот вопрос уже давно дал ответ Апостол Павел: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия» (1 Кор.1:18).