Приложение 2. Отношение «Свидетелей Иеговы» к праздникам

«Общество Сторожевой башни» однозначно отвергает христианские праздники, как имеющие языческий характер. Праздники у «Свидетелей Иеговы» занесены в разряд идолопоклонства. «Мы должны избегать религиозных праздников и обычаев, которые противоречат Божьим принципам» [399], —пишут они. Разумеется, это не помешало им создать свой праздник. Одновременно с иудеями раз в год отмечается «Свидетелями Иеговы» Пасха. Был разработан даже специальный обряд: в сосуд наливается вино или виноградный сок, над которым прочитывается какая — то молитва. Затем съедается кусок хлеба и выпивается содержимое из отдельных стаканов.

В XIX веке предтечи «Свидетелей Иеговы» — последователи Ильина праздновали субботу и еврейские праздники. Большим почитанием пользовалось изображение имени Иеговы, еврейскими буквами, также крест с изображением на треугольнике имени Иеговы. Ильин сам изобрел чин «вечерни», «обедни». Краеугольным камнем учения адвентистов также является почитание субботы.

Человек создан для служения Богу, и празднование событий особенно известных нам из Священной Истории издревле составляло одну из частей Богослужения. После грехопадения человек был обречен на труд в поте лица своего. Праздник давал ему радость, потому что в нем раскрывался смысл жизни. В празднике освобождались люди от всецелого подчинения ритму работы и отдыха. Праздник, иными словами, являлся не просто необходимым перерывом этого ритма, а его претворением в радость, в смысл, в причастие плодам труда, в освящение отдыха принятием этих плодов. В Ветхом Завете полнота времени и совершенства творения определялись цифрой семь. «И благословил Бог Седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). Таким образом, в иудейском календаре празднование седьмого дня было как бы вхождением в совершенство, красоту и полноту Божьего мира, и наслаждением покоем Божиим: «…шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших (Лев.23:3). Впрочем, седьмой день это скорее не запрет труда, но деятельное участие в субботней радости, в Божественном покое, как причастии творению Божьему. Господь призвал еврейский народ помнить «…день субботний, чтобы святить его…» (Исх.20:8) Помнить субботу как обращенность к будущему, к грядущему пришествию Спасителя. В этом смысле надо понимать слова: «…и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный» (Исх.31:16). В субботу Христос почивал во гробе от всех дел своих, от завершенного крестом и смертью нового шестидневного творения. Но жизнь этого нового творения началась рано утром в первый день, когда жены мироносицы услышали: «Радуйтесь!» и увидели воскресшего Господа. Поэтому и празднует Церковь этот Первый и одновременно Восьмой день.

«Адвентисты Седьмого Дня» утверждают, что соблюдение субботы практиковалось в ранней церкви, и «первым церковным писателем, о котором точно известно, что он учил, что соблюдение субботы было перенесено Христом на воскресенье, был Евсевий Кесарийский… во второй четверти четвертого века» [400]. Также они цитируют Августина Иппонского, который говорил о христианах, постящихся в седьмой день. Как произошло изменение субботы на воскресенье? «Мы, Адвентисты, считаем, что произошло совершенно неполномочное, незаконное и неправомочное изменение субботы католиками или Великим Римом, вероотступничество, предсказанное в пророчествах Даниила…» [401]

Существует большое количество исторических документов свидетельствующих о том, что воскресный день праздновался с самого раннего времени. К концу первого века относится послание Апостола Варнавы (точнее 70–100 г.г. по Р.Х.), в котором говорится: «Смотрите, как Он говорит: неприятны мне нынешние субботы, но те, которые я определил, и которые наступят тогда, когда, положив конец всему, сделаю начало дню восьмому, или начало другому миру. Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который и Иисус воскрес из мертвых» [402]. К этому же периоду относится документ известный под названием «Учения 12 апостолов» (ок.100–135 г.г. по Р.Х.), в 14 главе которого мы читаем: «В воскресный день Господень, собравшись преломляйте Хлеб и благодарите, исповедав предварительно согрешения ваши, чтобы жертва ваша была чиста» [403]. К четвертому десятилетию второго века мы уже имеем более или менее подробные описания празднования воскресного дня. В Апологии Иустина Философа, относящейся к 138–139 г.г. по Р.Х. написано следующее: «В так называемый день солнца (воскресный) бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков… В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых. Распяли Его накануне Сатурнова дня (субботы), а в день после Сатурнова дня, т. е. в день солнца, Он явился апостолам Своим и ученикам и преподал им то, что представили мы… «[404] Из последнего предложения видно, что христианами начала второго века празднование воскресного дна считалось заповедью Самого Господа Иисуса Христа. То что церковь совершала богослужение именно в этот день было широко известно и не оспаривалось. В правление императора Траяна, правитель провинции Вифиния в результате судебных расследований (ок. 111–114 г.г.) установил, что христиане «утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день (воскресный) собирались до рассвета, воспевали, чередуясь Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное…»[405]

Проанализировав вышеприведенные тексты рубежа первого — второго веков по Р. Х., можно сделать вывод, что утверждение адвентистов и «Свидетелей Иеговы» о том, что празднование воскресного дня ранней Церкви было неизвестно и возникло только при Константине Великом, не соответствует действительности.

Более того, уже из Священного Писания мы видим, что собрания проводились именно в этот день. Описывая пребывание в Троаде Апостола Павла, его ученик Лука сообщает следующие подробности: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян.20:7–8). Видно, что из всего семидневного пребывания в этом городе Апостол Павел выбрал именно воскресный день, в который происходило богослужение. Для вновь основываемых им церквей Первоапостол устанавливал периодичность собраний, приурочивая ее к воскресенью: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Кор.16:2).

Субботствующие секты утверждают, что почитая субботу, они хранят завет вечный, данный Богом. Уже пророку Давиду было открыто, что в будущем вместо субботы будет новый день: «Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих. …то еще определяет некоторый день «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени…» (Евр. 4:4–7) И действительно, история свидетельствует, что праздник воскресенья сменил почитание субботнего покоя точно также, как Ветхий Завет был сменен Новым. Субботствующие, кстати сказать, очень часто, начав с заповеди о субботе, эволюционируют в своих учениях к полному принятию Моисеевого Закона. Об этом свидетельствует история российского сектантства XIX века.

Вопрос о принятии Церковью Моисеевого Закона вообще и учения о субботе в частности встал очень рано. Разбиралась эта проблема на первом Апостольском Соборе в Иерусалиме. Апостолы в 51 году по Р.Х. приняли решение, что из обрядового закона для христиан обязательно только «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда» (Деян.15:5–6). Таким образом, обрезание, почитание субботы и пр. в жизни церкви прекратило свое существование. Субботу сменило Воскресенье. Богослужение в этот день практически сразу получило широкое распространение во всех церквях. Даже будучи в ссылках и гонениях, апостолы торжествовали этот день, переносясь в нем в Век будущий, что и читаем мы в самой таинственной книге Священного Писания: «Я был в духе в день воскресный (в день Господень — ejn th[/ kuriakh[/ hJme;ra/), и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный (Откр.1:10).

В Ветхом Завете существовал большой годовой круг праздников, посвященных различным событиям Священной Истории. Во время празднования этих дней предписывалось соблюдать покой и не работать. Весь народ должен был собираться в «священное собрание» (ejpi;klhtow aJgi;a), (klhth’ aJgi;a) и приносить очистительные жертвы, что напоминало людям о грехах их. Причем, греческий текст имеет оттенок призыва на священный суд, судебное заседание, как напоминание о суде Господнем. В первый день седьмого месяца отмечался праздник труб (евр. Рош — а–шаиа) — «день трубного звука» (Лев.23:24; Числ. 29:1). Спустя восемь дней, «в девятый день седьмого месяца сего», назначался «день очищения» (Лев.23:27; Числ.29:7). Народу было повеление: «смиряйте души ваши и приносите жертву Господу», как призыв к покаянию и воспоминанию о грехах. Спустя еще неделю начинался праздник Кущей (евр. Суккот). Возможно, это был одним из самых красочных ветхозаветных праздников. Сам Господь повелел Моисею сказать «…сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу…» (Лев.23:34) Весь жертвенник украшался зеленью, и совершался обряд почерпания вод. Храм не запирался вечером, как обычно, но в нем всю ночь оставался народ. Двор храма освещался высоко поставленными лампочками. Их было так много, что по некоторым сообщениям, они освещали все дворы Иерусалима. Разумеется, прекращалась всякая деятельность (Числ.29:12). Этот праздник благословил своим присутствием Господь Иисус Христос: «Приближался праздник Иудейский — поставление кущей… Но когда пришли братья Его тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно» (Ин.7:2,10). Последним обрядом этого праздника было выливание воды из Силоамского источника в две серебряные трубы, укрепленные на западной стороне жертвенника. Взяв повод от этого обычая, Христос произнес чудесную проповедь о воде живой. Тем, которые видели струящуюся в серебряные трубы воду Силоама, понятнее становились слова Господа: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7:38). В общем, этот седьмой месяц — Тишри был очень насыщен праздниками, одновременно являясь первым месяцем нового года по гражданскому календарю.

Господь Иисус Христос почтил своим присутствием и гораздо более поздний по происхождению праздник Обновления. «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом» (Ин.10:22–23). Лет за двести до этого учредил это торжество Симон Маккавей и «установил каждогодно проводить этот день с веселием» (1 Мак.13:52).

Главными Ветхозаветными праздниками, без сомнения, были Праздник Пасхи и Опресноков. Вечером четырнадцатого дня первого месяца Нисан начинали праздновать Пасху Господню, а на следующий день наступал Праздник Опресноков, после чего надо было семь дней есть опресноки (Лев.23:5–6; Числ.28:16–17). В эти дни воспоминалось спасение народа из египетского рабства. Все благочестивые израильтяне праздновали эти дни. «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк.2:41). С двенадцати лет ходил туда и Господь (Например, Ин.2:13). Когда приблизилось время Страданий Его «множество народа пришедшего на праздник услышав, что Иисус идет в Иерусалим» (Ин.12:12), с ветвями вышли встречать Господа. Это была последняя Ветхозаветная Пасха, «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор.5:7–8), как сказал Апостол Павел. Та Пасха была прообразом. В ней приносились в каждый год одни и те же жертвы, которые не могли «сделать совершенными приходящих с ними» (Евр.10:1). В этой же Новой Пасхе, празднуемой Церковью, «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр.10:10). Пасху празднуют практически все христианские конфессии. Отмечают ее и многие секты. То, что богослужения ранней Церкви центрировались вокруг воскресного дня, мы уже указывали выше. Каждое воскресение было отражением Главного Воскресения — Пасхи. «Общество Сторожевой башни» считает, что «Пасха не праздновалась ранними христианами» , она берет «свое начало в нехристианских празднованиях» [406].

О том, что Новозаветная Пасха стала главным праздником Церкви свидетельствуют источники доконстантиновой эпохи. «Мы строго соблюдаем этот праздник: мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня… Все они праздновали Пасху…», — читаем мы в письме Поликрата, епископа Ефесского, Виктору, епископу Римскому, которое датируется 190–192 г.г. по Р.Х. [407] Существуют несколько сект, которые празднуют пасху одновременно с иудеями 14 Нисана. Это «Свидетели Иеговы», «Десные братья», некоторые толки молокан и др. Они воспоминают в это время смерть Спасителя, забывая о Воскресении Его. Конечно, это проистекает из других ложных представлений рассматриваемых сект, так, например, учение «Свидетелей Иеговы», отрицающих телесное Воскресение Спасителя, ущербно и в праздновании Пасхи. И это общий закон — ложное теологическое мнение создает ложный обряд.

«Общество Сторожевой башни» считает также, что «Раннее христианство не знало праздника Рождества Христова… Первые христиане не отмечали рождения Христа… В Евангелиях нет ни слова о дате Рождения Христа… Согласно «Новой британской энциклопедии», церковь постановила праздновать Рождество Христово 25 декабря, в день рождения древнеиранского бога света Митры… и в день чествования непобедимого солнца, а также в день, следовавший за Сатурналиями, чтобы противодействовать влиянию этих празднеств» [408]. Собственно говоря, сама дата Рождения Бога не имеет особого значения. Важно, что это событие совершилось. Что же касается возможности сознательного заимстовования даты языческого празднования, то эта гипотеза маловероятна. Конкретных указаний на такое событие в источниках не существует. Кроме того, учитывая указание Дидахе «Посты же ваши да не будут с лицемерами. Ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в среду и пятницу…» [409], можно сделать вывод о резко отрицательном отношении ранней Церкви к возможности заимствования сакральных дат от внешних. Данные о времени Рождества Христова встречаются уже у Климента Александрийского (II в по Р. Х.) «Некоторые из историков хронологическую точность простирают до того, что указывают не только год, но и день рождения Спасителя, утверждая, что Он родился на 28–м году царствования Августа в 25–й день месяца Пахона» [410]. Таким образом, мы видим, что известия о Рождестве встречаются намного раньше царствования императора Константина Великого.

К 180 г. по Р.Х. относится VII отрывок из утраченных сочинений Иринея епископа Лионского, упоминающий о Пасхе и Пятидесятнице: «Не преклонение колен в (день) Господний есть символ воскресения, чрез которое мы по благодати Христовой освободились от грехов и от смерти, Им умерщвленной. Этот обычай получил начало от времен апостольских… упоминает и о пятидесятнице, в которую также не преклоняем колен, потому что она равняется дню Господнему…» [411] Пятидесятница, упоминаемая Священномучеником Иринеем, еще один праздник, полностью изменивший смысл в Новозаветном Откровении. Прежде она называлась праздником седмиц или жатвы. При появлении первых плодов начатки их приносились Господу в собрание (Лев.23:21; Числ.28:26). В Новом Завете Апостолы «При наступлении дня пятидесятницы (th’n hJme;ran th[w penthkosth[w;)… были единодушно вместе» (Деян.2:1). (Пятидесятница пришлась на Воскресный день Ин.19:31, Лев 23:15). Тогда произошло явление Духа Святого — Третий Ипостаси Пресвятой Троицы. Это событие апостолы праздновали, начиная с первых лет своего служения. Святой Апостол Павел старался всегда быть в Иерусалиме на Пятидесятницу и прочие праздники, которые отмечала местная христианская община, и временное исчисление у него базировалось на праздничном круге. «…ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы (hJme;ran th[w penthkosth[w) быть в Иерусалиме» (Деян.20:16). Своим ученикам, находящимся в Коринфе, Апостол писал о будущих планах: «В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы…» (1 Кор.16:8) Поэтому на слова сектантов о ненужности церковных праздников можно ответить его словами: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой — нибудь праздник…» (Кол. 2:16–17) Апостол учит нас не осуждать тех, которые лишают себя плодов духовных торжеств: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней для Господа не различает» (Рим.14:5–6).

Духовные торжества в Церкви совершались в определенном порядке, хотя сейчас сложно сказать каком именно. Известно, что еще Апостол Павел писал коринфским христианам: «…все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор.14:40), то есть по чину. И у святителя Климента Римского (конец I века) мы читаем в первом послании к Коринфянам: «Будучи убеждены в этом и проникая в глубины божественного ведения, мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священные действия (prowfora’w kai’ leitourgi;a) совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы. Также где и чрез кого должно быть это совершаемо, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, чтобы все совершалось свято и благоугодно, и было приятно воле Его. Итак, приятны Ему и блаженны те, которые в установленные времена приносят жертвы свои; ибо, следуя заповедям Господним, они не погрешают» [412].

Очень рано в Церкви появилось почитание усопших святых. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7), — писал Апостол Павел. И это было совершенно естественно для ранней Церкви, которая жила общением с Церковью Торжествующей. Сохранились несколько источников, благодаря которым мы можем судить, каким образом совершались такие празднования. Согласно мученическим актам Игнатия Богоносца, датируемым между 107 и 115 г.г. «…проведя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его, и при воспоминании о нем прославлять Господа Иисуса». «Мы воспели хвалу Богу, подателю благ, ублажили святого мужа, и заметили для вас день и год (его кончины) для того, чтобы собираясь в день его мученичества, иметь нам общение с подвижником и доблестным мучеником Христовым», — читаем в этих документах [413]. Описывая около 167 г. по Р.Х. мученичество Поликарпа Смирнского, очевидцы писали поместным церквам: «Итак мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота. И положили где следовало. Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать день его мученического рождения, в память подвизавшихся (за веру) до нас и в наставление и приготовление для будущих (подвижников)» [414].

Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что празднование различных событий Священной Истории является частью жизни Церкви. Вспоминая их, человек обращается к будущим благам Царства Небесного. Но «Общество Сторожевой башни» не стремится к небесному. Мы уже упоминали в предыдущих главах, что идеалы «Свидетелей Иеговы» ограничиваются земным, плотским, материальным благополучием. Возможно, именно в этом состоит причина неприязни испытываемой членами секты к церковным праздникам, являющимся земным отражением вечного праздника Царства Божия.

[1] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Белгород, 1997. С. 9.

[2] Бернард Тюрингенский (ок. 960 г.) предсказал разрушение вселенной в 992 — м году, когда Благовещение должно было совпасть со Страстной Пятницей.

[3] Винцент Ферве, известный испанский проповедник, заявивший, что мир просуществует столько лет, сколько стихов в псалтири, т. е. около 2537 лет.

[4] Арно де Вильнев, живший в конце XIII столетия, назначил дату рождения антихриста на 1335 год.

[5] Стофлер, известный математик живший в XVI веке, предсказал, что в 1524 году будет новый всемирный потоп. Это пророчество вызвало резкую реакцию у населения Европы. Жители приморских провинций Германии начали продавать свои дома по бросовым ценам. Многие богатые люди строили ковчеги больших размеров.

[6] Пьер — Луи, Парижский священник, в 1840 году назначил конец мира на 1900 год.

[7] «в Америке состояние общества является без сомнения неповторимым в истории…. Я действительно полагаю, что Бог избрал Америку на особую роль на мировой Арене, Он намеревается показать ее граждан избранными для тысячелетия».

[8] Информация о различных направлениях «прогрессивного хилиазма» по Encyclopaedia Britannica. Электронная версия. 1996. Глава Хилиазм.

[9] Цит. по: Френц Р. Кризис совести. М., 1997. С. 217.

[10] White J. Scetches of the Christian Life and Public Labors of William Miller. Battle Creek, 1875.?. 55–57.

[11] Там же. Стр. 68.

[12] Nikol F. D. The Midnight Cry. Washington, 1945.?. 458.

[13] Keld D. R. The Church Under Stress, 1931–1960//Adventism in America: A History. Grand Rapidz, 1986. с. 187.

[14] Там же.

[15] Митрофан (Зноско — Боровский), протоиерей. Православие, Римо — католичество, Протестантизм и Сектантство. Коломна, 1992. С. 112.

[16] Numberz R. L. Prophetess of Health: A Study of Ellen G. White. New York, 1976.?.8–10.

[17] Там же. С. 15.

[18] Shvarts R. The Perils of Growth, 1886–1905//Adventism in America: A History. Grand Rapidz, 1986.?. 96–97.

[19] Она поддержала течение сторонников «праведности по вере», а также примирила конфликт 1900 года, когда многие «Адвентисты Седьмого дня» попали под влияние доктрины «святой плоти». Основная идея этой доктрины заключается в том, что человек, получив совершенство в виде новой плоти, может быть сразу перемещен на небеса, так что ему уже не придется умирать обычной смертью.

[20] Shvarts R. Указ. соч. С. 105–106.

[21] Можно привести следующие примеры ложных пророчеств Елены Уайт были: «В 1847 году она увидела в видении, что Христос придет до отмены рабства, и оно будет отменено с Его пришествием. Но рабство было отменено, а Христос так и не пришел. В видении от 4 января 1862 г. ей было открыто, что рабство «оставлено для того, чтобы вызвать новое восстание». Но рабство перестало существовать, так и не вызвав еще одного восстания». Bederwolf Y. Seventh — day adventism: the Result of a Predicament. Grand Rapidz, 1950. С. 9.

[22] Приводим по Land G. Shaping the Modern Church, 1906–1930// Adventism in America: A History. Grand Rapidz, 1986. С. 154.

[23] Re W. The White Lie. California, 1982.?. 50.

[24] Ostling R. T. The Church of the Liberal Borrowings// Time. — 1982. — 2???.?. 49.

[25] Там же.

[26] Там же.

[27] Цит. по Hoekema A. Four Mаjor Culte. Grand Rapids, 1963. С. 122.

[28] Nolz J. E. When People Seek Answers//These Times. Б.г. С. 15

[29] Об этом подробнее см. Holl K. Adventurers for Good. New York, 1959. C. 178–193.

[30] Wilson N. Time for Reaping//Adventist Review — 1982. — 2 сен. C. 3.

[31] Об этом подробнее см. Nurbengern R. Ellen G. White: Prophet of Destiny. New Kanan, 1972. C. 37–38.

[32] Тайные общества и секты/Сост. Н.И.Макарова. Минск, 1996. С. 462.

[33] Shvarts R. Указ. соч. С. 106–107.

[34] Там же.

[35] Крамер Г. Реформистское движение адвентистов седьмого дня. Заокский, 1995. С. 4.

[36] White E. G. Testimonies for the Church. Okland,Б.г. — Т.9. С. 260–261.

[37] Крамер Г. Указ. соч. С. 7.

[38] Учебное пособие реформистов/Б.а. Б.м. Б.г., урок 16.

[39] Митрофан (Зноско — Боровской). Указ. соч. С.147.

[40] Конгрегационализм — течение в кальвинизме, возникшее в Англии в 16 веке. Основатель К. Роберт Броун. Из — за преследований со стороны официальных конфессий в Англии множество сторонников К. Переселилось в Америку, где образовали много церковных общин и воскресных школ. К. — не признают иного авторитета, кроме авторитета самой конгрегации.

[41] Hoekema A. Указ. соч. С. 225.

[42] «Watch Tower» может писаться в одно слово, как например в названии Нью — Йоркской корпорации секты, но может писаться и в два слова, как в названии корпорации штата Пенсильвания. Таким же образом основной журнал общества «Сторожевая башня» первоначально использовал название из двух слов, но с 1931 года в одно слово. В настоящее время используются обе формы написания.

[43] Zion’s Watch Tower. — 1894. — 25 апр. — С. 59.

[44] Hoekema А. Óêàç. сî÷. С. 226.

[45] Росс Д. Некоторые факты о самозванном «пасторе» Чарльзе Т. Расселе. С. — Пб., Б.г. С. 1.

[46] Там же.

[47] Там же.

[48] Уолтер М. Царство культов. С. — Пб., 1982. С. 42.

[49] Там же. С.43.

[50] Russell Ch. T. Thy Kingdom come. New York, 1918. С. 153.

[51] Занятие пирамидологией и поиски мистических смыслов в изворотах коридоров пирамид с большой степенью вероятности свидетельствует о какой — то связи с оккультными учениями. Причем, уже после смерти Рассела «Сторожевая башня» от 15.06.1922 г. писала: «В великой пирамиде в Гизе совпадение одного или двух измерений с хронологией существующей истины могло бы быть случайным, но соответствие десятков измерений доказывает, что один и тот же Бог создал и пирамиду, и план, — и в то же время доказывает правильность хронологии».

[52] Watch Tower. Pennsylvania. — 1910. — 15 сен. — С. 7.

[53] Пробудитесь. New York. — 1951. — 8 сен. — С. 26.

[54] Александр (Новопашин), протоиерей, В.Мельников О чем свидетельствуют «Свидетели Иеговы»? Новосибирск, 1996. С.4.

[55] Рид Д. Куда идет Общество Сторожевой Башни? С. — Пб., Б.г. С. 2.

[56] Об этом подробнее см. Френц Р. Кризис совести. М., 1997. С. 478.

[57] Там же. С. 480.

[58] Macmillan А. H. Faith on the March. Englewood Cliffs, 1957. C. 80.

[59] Watch Tower. New York. — 1959. — окт. — С. 7.

[60] Рутерфорд. Д. Цiлий свiт и заколот чому? Б. м, Б.г. С. 21.

[61] Рид Д. Указ. соч. С.3.

[62] Цит. по: Рид Д. Указ. соч. С. 2.

[63] Watch Tower. New York. — 1923. — 1 мар. — С. 68, 71.

[64] Об этом подробнее см. Френц Р. Указ. соч. С.355

[65] Фурман Д. Церкви в США. М., 1982. Т.4, С. 193.

[66] Рутерфорд Д. Указ. соч. С. 21.

[67] Bergman J. R. Jehovah’s Witnesses and the Problem of Mental Illness. Clayton, 1991. С. 92.

[68] Письмо конгресса «Исследователей Библии» («Свидетелей Иеговы») рейхсканцлеру Гитлеру, от 25 июня 1933 года., напечатано в Haak, F. — W., Gandow Th., Jehovas Zeugen, Muenchen, 1993, S.25ff.Пер. П. Чинилина.

[69] Чинилин П. Кто виновен в страданиях Свидетелей Иеговы? М., 1997. С. 2.

[70] Чинилин П. Указ. соч. С. 3.

[71] Френц Р. Указ. соч. С. 123

[72] Яроцкий П. Кризис иеговизма. Киев, 1979. С. 84.

[73] Рид Д. А. Указ. соч. С. 4.

[74] Френц Р. Указ. соч. С. 125

[75] Сторожевая Башня. New York. — 1992. — 15 апр. — С. 31.

[76] Рид Д. Указ. соч. С. 5.

[77] На 1999 год эта цифра составила уже 89.985 (Прим. кат. службы)

[78] Организованы проводить наше служение. New York, 1990. С. 26.

[79] Френц Р. Указ. соч. С. 197–199.

[80] Цит по: Griess F. Sent via CSO. Vienna, Òeletxt.

[81] Èíôîðìàöèÿ ïðèâîäèòñÿ ïî: ORF 1 Teletxt Seite 117. — 1998. — 11 июл. Èíôîðìàöèîííîå àãåíòñòâî ÄÏÀ â Âåíå. — 1998. — èþëü.

[82] Информация из архива банка данных противосектантского Центра Священномученика Иринея Лионского.

[83] Сторожевая башня. New York. — 1991. — 15 апр. — С. 35.

[84] Пробудитесь. New York. — 1992. — 8 янв. — С. 4.

[85] Свидетели Иеговы в России. New York. — 1996. — С. 7.

[86] Там же.

[87] Там же.

[88] Там же.

[89] Гулякевич Т.Д. Социальная сущность современного американского иеговизма. М., 1972. С. 28

[90] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997. С. 329.

[91] Пробудитесь. New York. — 1992. — 8 янв. — С. 5

[92] Коник. В.В. Критика эсхатологии свидетелей Иеговы. М., 1976. С. 33

[93] Ерофеева В., Дору И. Тайна свидетелей Иеговы. Ставрополь, 1968. С.36.

[94] Хвыля — Олинтер А. И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 44.

[95] Данные приводятся по Вестник Центра Апологетических Исследований. С. — Пб. — 1998. — янв. мар. — С. 1–2.

[96] Имеется в виду количество присутствовавших на «Вечере воспоминания». В 1999 году эта цифра составила для России и Украины 259.093 и 247.193 человека соответственно. (Прим. кат. службы)

[97] Управленческий центр для Украины по — прежнему находится во Львове. (Прим. кат. службы)

[98] Сторожевая Башня. New York. — 1992. — 01 дек. — С. 8.

[99] На наш взгляд приводимого ниже свидетельства недостаточно для подтверждения этого тезиса. (Прим. кат. службы)

[100] Сторожевая башня. New York. — 1971. — сен. — С. 12.

[101] Познание, ведущее к вечной жизни. New York, 1995. С. 124.

[102] На самом деле Апостол Павел говорит именно о покорности властям. Также об этом говорится в 1 Езд.7:26; Прит.24:21; Еккл.10:20; Мф.22:21; Деян.23:5; 1 Тим.2:1–2 и 1 Петр.2:13–17.

[103] Дети Свидетелей посещают кружки оздоровительной гимнастики и уроки физкультуры в школе. Очень часто они дружат со своими сверстниками не свидетелями. (Прим. кат. службы).

[104] Френц Р. Указ. соч. С. 61.

[105] Новопашин А. Протоиерей, Мельников В. Указ. соч. С. 8.

[106] К сожалению, автор не уточняет: о какого рода социальной деятельности идет здесь речь. (Прим. кат. службы).

[107] Нам не приводилось встречать утверждения о тайных Свидетелях среди военнослужащих и госчиновников нигде, кроме данной работы. Потому призываем читателя отнестись к данной информации с крайней осторожностью и, по возможности, не использовать ее вовсе, как ничем не подтвержденную. (Прим. кат. службы)

[108] Опасность стоящая у ваших дверей. С. — Пб., Б.г. С. 2.

[109] Остается непонятным: в чем виновно Общество (конкретно), если его члены болеют «и другими болезнями»? (Прим. кат. службы).

[110] Элси Уилсон, 61 год, умерла в 1992 году в Брукингсе. Покончила с собой, после того как ее лишили общения за курение табака. См. «Мемориал погибших Свидетелей Иеговы» [http://www.synergia.itn.ru/iegova/raznoe/memorial.htm]

[111] Не совсем достоверная информация. Практика показывает, что если родственники, прежде чем начать попытки вывести своего близкого, попавшего в Общество, консультируются у специалистов и потом применяют на практике полученные советы, то фактически во всех случаях, за редким исключением, удается сохранить в семье более — менее мирные отношения и не довести ситуацию до такой крайней степени разобщения. См. пример в статье Н. Ставицкой «Есть ад.» [http://www.synergia.itn.ru/iegova/newspaper/estad.htm] (Прим. кат. службы).

[112] Сторожевая Башня. New York. — 1993. — 01 окт. — С. 19.

[113] В данном случае автор, с нашей точки зрения, несправедливо распространяет положение, имевшее место в некоторых случаях, на всех Свидетелей как таковых. (Прим. кат. службы).

[114] Чтобы не быть голословными приведем следующую вырезку из газеты: «Начитавшись Библии, мать выбросила сына из окна. На днях жильцы дома № 20/3 по улице Домодедовской стали свидетелями жуткой трагедии. На девятом этаже проживал 35–летний бармен с матерью, большой поклонницей секты Иеговы. Как рассказывает соседка…из квартиры долго раздавалось пение, а потом из окна вывалился несчастный бармен и, на мгновение зацепившись за деревья, рухнул на асфальт. Его мать, высунувшись следом из окна, нараспев читала Библию и громко радовалась, что теперь ее святой сын на небесах. Действительно, по дороге в больницу бедняга скончался». (М. К. М., — 1997. — 15 авг. — С. 4.)

[115] К ссылке 114. Случай не внушает доверия по двум причинам: 1. Свидетели не станут крестить бармена, не потребовав у него прежде поменять место работы на более приличное для христианина; 2. Общество не исповедует веру в жизнь души после смерти. (Прим. кат. службы).

[116] Кретьен Л. и М. Дженни/Свидетели Иеговы. С. — Пб., Б.г. С. 3. [http://www.synergia.itn.ru/iegova/members/dzenni.htm]

[117] Письма в «Комитет по делам молодежи».

[118] В Сургуте возбуждено уголовне дело против «Свидетелей Иеговы»//Служба религиозной информации «Метафразис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров. — 1996. — ноя. С. 3.

[119] Сам факт возбуждения дела, на наш взгляд, никак не означает виновности тех, против кого оно было возбуждено. Гораздо уместнее было бы ссылаться на результаты проведенного расследования и конкретные приговоры. (Прим. кат. службы).

[120] Опасность стоящая у ваших дверей. С. — Пб., Б.г. С. 1. [http://www.synergia.itn.ru/iegova/kaknenado/opasnost.htm]

[121] «СБ» 15.9.1981 г., с.24–26 «Исключение из членов организации — как на это смотреть?» (Прим. кат. службы).

[122] См. http://www.synergia.itn.ru/iegova/smaterial/kakzavesti.htm

[123] Однако, нам не известно ни одного случая, в результате которого свидетели: нападали бы на открывающих им двери, грабили впустивших их в своих квартиры, каким — то еще корыстным образом воспользовались информацией, предоставленной им жильцами. (Прим. кат. службы).

[124] Не совсем ясно: что автор имеет в виду под «установочными данными жильцов». (Прим. кат. службы).

[125] Qualified To Be Ministers. New York, Б.г. С. 197.

[126] Watch Tower. New York. — 1960. — 1 июн. — С. 352.

[127] Цит. по Стратегия теократической войны. С. — Пб., Б.г. С. 1.

[128] Сторожевая Башня. New York. — 1994. — 15 мар. — С. 7.

[129] См. Владимир Козлов «Не хотел, чтобы между мною и Господом стояли даже лучшие друзья.» [http://www.synergia.itn.ru/iegova/members/vkozlov.htm] (Прим. кат. службы).

[130] Сторожевая Башня. New York. — 1993. — 01 янв. — С. 15.

[131] Сторожевая Башня. New York. — 1972. — 1 апр. — С. 200.

[132] Сторожевая Башня. New York. — 1973. — 1 июл. — С. 402.

[133] Сторожевая Башня. New York. — 1967. — 1 окт. — С. 587.

[134] Qualified to be Ministers. New York, Б.г. С. 156.

[135] Сторожевая Башня. New York. — 1976. — 15 фев. — С. 124.

[136] Каждому сектанту предписано носить с собой так называемый «Медицинский документ» , в котором крупным шрифтом указано: «НИКАКОЙ КРОВИ» . На обороте написано: «Медицинское распоряжение — освобождение от ответственности»: «Я (такой — то) даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови, даже если врачи считают это жизненно важным для моего здоровья или для моей жизни…» . Также говорится, что документ оформляется «по собственной инициативе. Это соответствует моим правам пациента и моим убеждениям как Свидетеля Иеговы. Библия приказывает: «Воздерживаться от… крови (Деян.15:28,29). Это является моей религиозной позицией на протяжении (столько то) лет. Я даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови. Я согласен на любой дополнительный риск, к которому это может привести. Я освобождаю врачей, анестезиологов больницы и их медицинский персонал от ответственности за любые неблагоприятные последствия моего отказа, несмотря на их квалифицированное лечение. В случае потери мною сознания я уполномочиваю любого из свидетелей, указанных ниже, проследить за тем, чтобы придерживались моего решения» . Далее следует перечень свидетелей, кем они приходятся, телефон, даты.

[137] Как кровь может спасти твою жизнь. New York, Б.г. С. 18.

[138] Как кровь может спасти твою жизнь. New York, Б.г. С. 29

[139] Опасность стоящая у ваших дверей. С. — Пб., Б.г. С. 2.

[140] Пробудитесь! New York. — 1982. — 22 июн. — С. 25–27.

[141] Френц Р. Указ. соч. С. 155, 483.

[142] Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы № 21–22–1093 от 16.05.96 г.

[143] Письмо б.н. от 28.03.96. городской клинической больницы № 40.

[144] Об этом подробнее см. Кретьен Л. и М. Указ. соч. С. — Пб., Б.г. С. 4.

[145] Мансанарес С. Воспоминания «Свидетеля Иеговы». Тбилиси, 1995. С. 30.

[http://www.synergia.itn.ru/iegova/members/monsanares.htm]

[146] Сегодня Общество, вынуждаемое налоговым законодательством, постепенно сворачивает практику продажи своей литературы и стремиться придать процессу вид добровольных пожертвований. Во многих регионах Сторожевая Башня, видимо из миссионерских целей, распространяет свою продукцию бесплатно как для конечных получателей, так и для самих Свидетелей. Такова ситуация в странах бывшего СССР. Впрочем, пожертвования пожертвованиями… (Прим. кат. службы)

[147] Сторожевая Башня. New York. — 1992. — 01 дек. — С. 15–16.

[148] Вернее ему также уже объяснили, что в огне Армагеддона погибнет все, кроме имущества организации — ведь Иегова все может… (Прим. кат. службы)

[149] Сторожевая Башня. New York. — 1992. — 01 дек. — С. 27.

[150] Христианин. Л. — 1928. — № 6. — С. 64.

[151] Сторожевая Башня. New York. — 1992. — 1 июн. — С. 20.

[152] Об этом подробнее см. Френц Р. Указ. соч. Гл. 7,8.

[153] Russell Ch. T. The Time is at Hand. New York, 1918. С. 33.

[154] Russell Ch. T. Thy Kingdom Come. New York, 1918. С. 234.

[155] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 219.

[156] Russell Ch. T. The New Creature. New York, 1918. C. 454.

[157] Prophecy. — New York, 1929., С.64–65. Сторожевая башня за 15.08.1974 года упоминает об этом убеждении, но не указывает, что оно продолжало существовать после 1914 года.

[158] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 221.

[159] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 224.

[160] Russell Ch. T. The Time is at Hand. New York, 1918. С. 239.

[161] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 229.

[162] Russell Ch. T. The Time is at Hand. New York, 1918. С.77–78.

[163] Там же., С. 98, 99.

[164] Russell Ch. T. Thy Kingdom come. New York, 1918. С. 153

[165] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 243.

[166] Там же. С. 245.

[167] Там же. С. 246.

[168] Там же. С. 247.

[169] Light. — New York, 1930. Т. 1. С. 194.

[170] Russell Ch. T. The Finished Mystery. New York, 1917. С. 258.

[171] Прайс. Е. Свидетели Иеговы. — Калининград, 1994. С. 37.

[172] Russell Ch. T. The Finished Mystery. New York, 1917. С. 258.

[173] Там же. С. 542.

[174] Rutherford J. Y. Millions now liwing will never die. New York, 1920. С. 97.

[175] Russell Ch. T. The Battle of Armageddon. New York, 1918. С.625.

[176] Там же. С. 624.

[177] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 235.

[178] Там же.

[179] Там же.

[180] Там же. С. 255.

[181] Franz F. Life Everlasting in the Freedom of the Sons of God. New York, 1966. C. 29.

[182] Пробудитесь! — New York, 1966. С. 19–20.

[183] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 264

[184] Там же.

[185] Там же. С. 268.

[186] Там же.

[187] Там же. С. 269.

[188] Mac Donald C. B. аnd Luckett J. B. Religious Affiliation and Psychiatric Diagnoses//Journal for the Scientific Study of Religion. — 1983. — 1 Mar. Vol. 22. С. 15–37.

[189] Awake! — New York, 1960. — 8 мар. — С. 27.

[190] Bergman J. R. Jehovah’s Witnesses and the Problem of Mental Illness. Clayton, 1992. С. 51.

[191] Об этом подробнее см. Babigian H. Schizophrenia: Epidemiology. Б.м., 1977. Гл.15. Ч.2..

[192] Stanley J. The Patriarch and the Prodigal Son: What I Witnessed as a «Jehovah’s Witness». Springfield, 1982. С. 132

[193] «Подобное учение действительно существует, — комментирует один из бывших Свидетелей, — но речь идет не о всех болезнях: Ссылаются обычно на примеры из Нового Завета. Например, случай когда Иисус исцелил «бесноватого». По всей вероятности, речь идет о психических заболеваниях, связанных с припадками. Иногда в литературе СИ упоминается, что проблемы с психикой, «одержимость демонами» может появляться у людей занимающихся окультизмом, спиритизмом. Скорее всего отсюда и берется это учение.» (Архив кат. службы)

[194] Montague H. The Pessimistic Sect’s Influence on the Mental Health of its Members: The Case of Jehovah’s Witnesses//Social Compass. — 1977. — No.1. — C. 135–148.

[195] Об этом подробнее см. Sack U. Case Studies of Voluntary Defectors from Intensive Religious Groups, Ph. D. Los Angeles, 1985.

[196] Bergman J. R. Указ. соч. С. 56.

[197] Френц Р. Указ. соч. С. 269.

[198] Franz R.In Search of Christian Freedom, Atlanta, 1991. C. 606.

[199] Письмо в Комитет по спасению молодежи Молодовой Н. И., май 1996.

[200] Bergman J. R. Указ. соч. С. 142.

[201] Там же.

[202] а) Джефри Борила: Свидетель Иеговы, 25 лет, умер в мае 1986 от передозировки успокаивающих средств, в окружном госпитале Керна, Калифорния. ИСТОЧНИК (частный e — mail): его брат Ховард Берил. б) Гари Л. Крейдер: Свидетель Иеговы, за 40, повесился в декабре 1996 в Дауни, Калифорния. ИСТОЧНИК (частный e — mail): друг его бывшей жены Рэвин Спенсер. (Прим. кат. службы)

[203] Об этом подробнее см. Maats L. Troubled Churchgoer Talked off Hotel Roof//San Francisco Examiner. — 1986. — feb.

[204] Кретьен Л. и М. Указ. соч. С. 2.

[205] Franz R. Указ. соч. С. 608.

[206] Bergman J. R. Указ. соч. С. 142.

[207] Опасность стоящая у ваших дверей. С. — Пб., Б.г. С. 1.

[208] Пробудитесь! — New York, 1994. — 8 апр. — С. 25.

[209] Кретьен Л. и М. Указ. соч. С. 3.

[210] Там же. С. 2.

[211] Awake! — New York, 1992. — 22 мая. — С. 27.

[212] Об этом подробнее см. Луккебо — Малка С. Они ждут обещанного рая в аду. С. — Пб., Б.г.

[213] Рид Д. Указ. соч. С. 4.

[214] «Свидетелей Иеговы учат скорее не становиться их врагами, а побуждают к полной изоляции от них. В августе 1999 года на ШТС (Школа Теократического Служения — прим. кат. службы) была речь № 1, посвященная общению с внешними. Речь шла о том, что нужно полностью избегать личного дружеского общения с не — СИ, даже если внешние ведут вполне приличный образ жизни и хорошо относятся к СИ. А за общение с «сомнительными» не — СИ можно получить выговор, по крайней мере оказаться «взятым на замечание».» — рассказывает один из бывших Российских Свидетелей. (Архив кат. службы)

[215] Watch Tower. New York, 1960. — 8 июн. — С. 352.

[216] Кретьен Л. и М. Указ. соч. С. 2.

[217] Рид Д. Указ. соч. С. 4.

[218] «Именно так все и обстоит. Помню, когда я проходил собеседование перед крещением, старейшина задал мне вопрос: как я буду относится к своим друзьям, если их лишат общения? Я ответил, что не буду близко с ними общаться, но считаю, что нет ничего страшного, если буду здороваться при встрече. Старейшина покачал головой, предложил зачитать библейский стих (кажется что — то из 2–го Послания апостола Иоанна). И прокомментировал: «Никаких контактов с ними! Ни слова! А уж тем более никаких приветствий!»» (Архив службы катехизации. Воспоминания бывшего Свидетеля).

[219] Watch Tower. New York, 1976. — 15 янв. — С. 124.

[220] См. прим. 115.

[221] Bergman J. R. Указ. соч. С. 142.

[222] «Ненавидящие Бога и Его народ [Свидетелей Иеговы] должны быть ненавидимы, но это не означает, что мы будем пользоваться любой возможностью, чтобы причинить им физический вред в духе злобы и злости, ибо и злоба, и злость — присущи Дьяволу, тогда как чистая ненависть — нет. Мы должны ненавидеть в истеннейшем значении, т. е. относиться с крайней и живой неприязнью, рассматривать как нечто противное, гнусное, мерзкое, испытывать отвращение. Несомненно, всякий ненавидящий Бога не достоин жить на Его прекрасной земле. Земля будет избавлена от нечестивцев, и нам не нужно будет даже поднимать пальца чтобы причинить им физический вред, ибо Бог позаботится о том, а мы должны иметь соответствующие перспективы относительно врагов. Его имя означает отмщение Его врагам.» [ «Сторожевая Башня», 1 октября, 1952 стр. 596–604] (Прим кат. службы)

[223] Там же. С. 189.

[224] Cohn W. Jehovah’s Witnesses as a Proletarian Sect. New York, — 1954. — apr. — C. 24–26.

[225] Там же.

[226] Об этом подробнее см. Parker A. Jehovah’s Sect Girl, 15, killed widow// The Sun. — 1985. — 1 мар. С.11.; Jack D. The Disciple of Death//Daily Express. — 1985. — 13 мар. — С. 1, 3.

[227] The Daily Sentinel — Tribune. — 1983. — ¹ 20 (II).

[228] Письмо Савеловскому межрайонному прокурору г. Москвы от 6.06.1996.

[229] Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение. М., 1992. С. 246.

[230] Об этом подробнее см. Портнов А. Шахнович М. Психозы и религия. Л., 1967.

[231] Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С. 246.

[232] Bergman J. R. Указ. соч. С. 51.

[233] Здесь и в дальнейшем сравнение производится по трем источникам: Библия. М., 1993; Septuaginta. Stuttgart, 1979; Neue — Welt—Übersetzung der Heiligen Schrift. Germany, 1985.

[234] Сторожевая Башня. New York, 1993. — 1 ноя. — С. 31.

[235] Там же.

[236] Drach V. De l’harmonie entre l’egl. et la synag. T.I. Paris, 1844. C. 314, 414–420.

[237] Там же. С. 429.

[238] Цит. по Организованы проводить наше служение. New York, 1990. Ñ. 24.

[239] Георгий (Флоровский), протоиерей. Пути Русского Богословия, Киев. 1991. С. 190.

[240] Там же. С. 190.

[241] Там же.

[242] Архиерейским собором РПЦ 2000 года архимандрит Макарий причислен к лику святых. (Прим. кат. службы)

[243] Там же. С. 191.

[244] Цит. по Чистович И. История перевода Библии на русский язык. М., 1997. С. 93

[245] Еврейская энциклопедия. М., 1991, Т.8. С. 130.

[246] Сравнение проводилось по: Макарий Глухарев. Архимандрит. Священное писание. Опыт переложения на русский язык еврейских писаний. Roma, 1996 и Глухарев Макарий архимандрит. Переводы/Православное обозрение. Москва, 1861–1864.

[247] Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век Свято — Отеческой письменности. М., 1995. С. 20

[248] См. Святитель Афанасий Великий «О явлении во плоти Бога Слова и против ариан». (Прим. кат. службы)

[249] Интересно отметить, что не смотря на то, что отрицанием догмата о Пресвятой Троице все сходство между Социнианами — унитариями и Свидетелями Иеговы и ограничивается, последние относятся к ним с большой теплотой и даже называют в своих публикациях братьями. (Прим. кат. службы)

[250] Robinson D. The Unitarians and the Universalists. Westport, 1985. C. 31.

[251] Цит. по Robinson, указ. соч. C. 302.

[252] Scholefield H. B. The Unitarian Universalist Pocket Guide. Boston, 1963. C. 59.

[253] Тримурти в индуизме: Брахма, Вишну, Шива, являются проявлениями одного божества — Парабрамы.

[254] Об этом подробнее см. Макарий (Булгаков) Митрополит. Православно — Догматическое Богословие т.1, С. — Пб., 1895. С. 207.

[255] Сторожевая башня. — New York, 1992. — 1 ноя. — С. 19–20.

[256] Иоанн Златоуст, Святитель. Против аномеев. Слово V//Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. М., 1991. Т. 1. Книга 2. С. 538.

[257] Об этом подробнее см. Макарий (Булгаков) Митрополит. Указ соч. С. 173.

[258] Там же. С. 174.

[259] Нюстрем Э. Библейский словарь. Торонто, 1989. С. 421.

[260] Василий Великий. Святитель. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книга V (репринт)//Творения. С. — Пб.,1911. Т.1. С. 554.

[261] Об этом подробнее см. Макарий (Булгаков). Митрополит. Указ. соч. С. 180–184.

[262] Сторожевая Башня. — New York, 1993. — 15 окт. — С. 28.

[263] Там же.

[264] Ириней Лионский. Святитель. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания//Творения. Москва, 1996. С. 49.

[265] Климент Александрийский. Святитель. Педагог. М., 1996. С. 285.

[266] Афанасий Великий. Святитель. К Серапиону, епископу Тмуйсскому, послание I//Творения. М., 1994. Т. III. С. 42.

[267] Что от нас требует Бог. — New York, 1996. С. 6.

[268] Радуйся жизни на земле вечно! — New York, 1996. С. 29.

[269] Сторожевая Башня. — New York, 1993. — 01 окт. — С. 23.

[270] Цит. по Митрофан (Зноско — Боровский). Протоиерей. Указ. соч. С.116.

[271] Цит. по Шантепи де ля Соссей. Иллюстрированная история религий. М., 1992. Т. II. С. 171.

[272] Основоположником этого направления являетсяся один из лидеров пятидесятничества Ф. Эварти. Ранее этот человек принадлежал к крупнейшему харизматическому движению «Ассамблея Бога», но выступил с новой доктриной, согласно которой существует лишь одно, а не три лица Бога, а именно — Иисус Христос. Отец и Святой Дух — это всего лишь аспекты Его одной личности.

[273] Климент Римский. Святитель. К коринфянам послание I//Писания мужей апостольских. Рига, 1992. С. 111.

[274] Климент Римский. Святитель. К коринфянам послание II//Писания мужей апостольских. Рига, 1992. С. 157.

[275] А мериканская секта «Международный путь», основанная Виктором Полом Вервиллом, одна из современных антитринитарных ересей.

[276] Wierwille P. Jesus Christ Is Not God. New Knoxville, 1975. C. 28.

[277] Киприан (Керн). Архимандрит. Золотой век Свято — Отеческой письменности. М., 1995. С. 14.

[278] Мансанарес С. Воспоминания «Свидетеля Иеговы». Тбилиси, 1995. С. 43–44. [http://www.synergia.itn.ru/iegova/members/monsanares.htm]

[279] Андрей Кураев. Дьякон. Если Бог есть Любовь… М., 1997. С. 31. [http://www.synergia.itn.ru/iegova/polemica/eslipravi.htm]

[280] Сторожевая Башня. — New York, 1993. — 15 окт. — С. 30.

[281] Афанасий Великий. Святитель. Указ. соч. С. 6.

[282] Там же. С. 20.

[283] Василий Великий. Святитель. Указ. соч. С.553.

[284] Там же. С. 555.

[285] Синодальный Перевод: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (fvnh’ bov[ntow ejn th[/ ejrh;mv/ `Etoima;sate th’n oJdo’n kuri;ou, eujqei;aw poiei[te ta’w tri;bouw tou[qeou[hJmv[n) (Ис.40:3).

[286] Синодальный Перевод: «Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью… Как пастырь Он будет пасти стадо Свое, и водить дойных» (ijdou’ ku;riow meta’ ijscu;ow e]rcetai kai’ oJ braci;vn meta’ kuriei;aw…vJw poimh’n poimanei[to’ poi;mnion aujtou[kai’ tv[/ braci;oni aujtou[suna;xei a]rnaw kai’ ejn gastri’ ejcou;saw parakale;sei) (Ис.40:10–11)

[287] «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.» (Ин. 10:11–14)

[288] Синодальный Перевод: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется…».

[289] Синодальный Перевод: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня».

[290] Синодальный Перевод: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности…».

[291] Синодальный Перевод: «и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня!» (kai’ e]sthsan to’n misqo;n mou tria;konta ajrgurou[w. Kai’ ei\pen ku;riow pro;w me Ka;qew aujtou’w eijw to’ cvneuth;rion, kai’ ske;yai eij do;kimo;n ejstin, o}n tro;pon ejdokima;sqhn uJpe’r aujtv[n) (Зах.11:12–13).

[292] Синодальный Перевод: «…говорит Господь…это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (le;gei ku;riow oJ qeo;w… ejgv; eijmi, e]mprosqe;n mou oujk ejge;neto a]llow qeo’w kai’ met~ ejme’ oujk e]stai) (Ис.43:10).

[293] Синодальный Перевод: «Так говорит Господь, Царь Израиля и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ou}tvw le;gei oJ qeo’w oJ basileu’w tou[Israhl o rJusa;menow aujto’n qeo’w sabavq ~Egv’ prv[tow kai’ ejgv’ meta’ tau[ta, plh’n ejmou[oujk e]stin qeo;w) (Ис.44:6).

[294] Сантала Р. Мессия в Новом Завете в свете раввинистических писаний. С. — Пб., 1996. С. 191.

[295] Синодальный Перевод: «Авраам же еще стоял пред лицем Господа».

[296] Синодальный Перевод: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (kai’ ku;riow  e]brexen ejpi’ Sodoma kai’ Gomorra qei[on kai’ pu[r para’ kuri;ou  ejk tou[oujranou[…) (Быт.19:24)

[297] Тексты Таргумов приводятся по Нюстрем Э. Библейский словарь. Торонто, 1989. С. 421.

[298] Цит. по Григорий Дьяченко. Священник. Область таинственного. М., 1992. С. 449.

[299] Там же.

[300] Hanes K. B. Life, Death, and Immortality. Nashville, 1923. C. 201

[301] Свидетели Иеговы в XX веке. — New York, 1994. С. 13.

[302] Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991. С. 156.

[303] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Минск, 1994. С. 433.

[304] Правила Святых Апостолов: Правило 63 «Аще кто епископ, или пресвитер, или дьякон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его. Или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен (Деян.15:29). Цит. по Никодим Милаш. Епископ. Правила Православной Церкви. Свято — Троицкая Сергиева Лавра, 1996. Т. 1. С. 139.

Правила VI Вселенского Собора: Правило 67 «Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда (Деян.15:29). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животного, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благорассмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животного каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. Цит. по Никодим Милаш. Указ. соч. С. 556.

[305] Тертуллиан. Апология./Отцы и учители церкви III века. Антология. 1996. Т. 1. С. 330.

[306] Климент Александрийский. Святитель. Указ. соч. С. 230.

[307] Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 162.

[308] Цит. по Никодим Милаш. Указ. соч. С. 140.

[309] Иоанн Дамаскин. Преподобный. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 153.

[310] Там же. С. 151.

[311] Иустин Философ. Мученик. Творения. М., 1995. С. 144.

[312] Ириней Лионский. Указ. соч. С. 215.

[313] Кирилл Иерусалимский. Архиепископ. Слова огласительные. М., 1855. С. 60.

[314] Об этом подробнее см. Иоанн Златоуст. Святитель. На псалом 87//Полное собрание творений. М., 1996. Т.V, Кн. 2. С. 882.

[315] Об этом подробнее см. Иоанн Златоуст. Святитель. На псалом 145//Указ. соч. С. 529.

[316] Там же.

[317] Вейсман А. Д. Греческо — русский словарь. М., 1991. С. 894.

[318] Димитрий Ростовский. Святитель. Догматическое учение выбранное из сочинений святителя Димитрия//Христианское Чтение. — 1842. — IV. — С. 370.

[319] Геена — полное название Енномова долина евр. Гехинном (Неем.11:30), называемая также «долиною сынов Енномовых» (И. Нав. 15:8; 4 Цар. 23:10), — плодоносная долина к югу от Иерусалима, на границе колен Иудина и Вениаминова (И. Нав. 18:16; Неем.11:30). Долина начинается к западу от города Иерусалима, на юг от дороги в Яффу, тянется к югу, поворачивает у западного угла Сиона на восток и сливается с Кедронской долиной. В юго — восточной части этой покрытой садами и рощами долине, близ Силоамского пруда, находилось, по словам Иеронима, место, называемое Тофет (т. е. плевок или гарь), где идолопоклонники евреи сжигали в честь Молоха своих детей (Иер.7:31 и дал.; 19:6, 14; 32:35; 3 Цар.11:7, и где безбожный Манассия приносил в жертву своих детей (2 Пар.33:6). Иосия уничтожил эти мерзости и осквернил это место (4 Цар.23:10), так что на него в последствии смотрели с отвращением (Иер.19:11 и дал.). Предположение, что эта местность в последующие времена была отведена для свалки городских нечистот, и что там всегда поддерживался огонь — не доказано. Местность позднее получила название «долина Ге — Хинном» или «огненная Ге — Хинном», в греческом произношении «геена» (ge;enna). Она стала символом вечной муки осужденных. В таком значении употребляется слово «Геена» или «Геена огненная» в Новом Завете в 11 местах в трех Синоптических Евангелиях, и в Иак.3:3.

[320] Questions on Doctrine. Washington, 1957. С. 543.

[321] Будет ли когда — нибудь мир без войны? — New York, 1994. С. 23.

[322] Ты можешь жить вечно в раю на земле. — New York, 1989. С. 82.

[323] Сторожевая Башня. — New York, 1994. — 1 сен. — С. 30.

[324] «Отцы и учители, мыслю: «Что есть ад?» Рассуждаю так: «Страдание о том, что нельзя уже более любить»», — говорит герой Достоевского старец Зосима. (Цит по Ф. Достоевский, Собр. соч. в 15 томах, том 9, стр. 362). (Прим. кат. службы).

[325] Цит. по Макарий (Булгаков) Митрополит. Указ соч. Т. 2. С. 649.

[326] Иоанн Златоуст. Святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста//Избранные творения. М., 1993. Т.I, Кн. 1. С. 272.

[327] Иоанн Златоуст. Святитель. К Феодору падшему. Увещание 1//Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. М., 1991. Т. 1. Книга 1. С. 17.

[328] Августин Иппонийский. Блаженный. О граде Божием. М., 1994. Т. IV. С. 270.

[329] Òû ìîæåøü æèòü âå÷íî â ðàþ íà çåìëå. — New York, 1989. С. 85.

[330] Иустин Философ. Указ. соч. С. 143.

[331] Макарий (Булгаков). Митрополит. Указ соч. Т. 2. С. 603.

[332] К сожалению это не может являться аргументом, поскольку Свидетели Иеговы не признают какой — либо авторитетности за второканоническими книгами. (Прим. кат. службы).

[333] Ты можешь жить вечно в раю на земле. — New York, 1989. С. 82.

[334] Об этом подробнее см. Сторожевая Башня. — New York, 1998. — 1 мая. — С. 22.

[335] Макарий (Булгаков). Митрополит. Указ соч. Т. 1. С. 79.

[336] Цит. по Митрофан (Зноско — Боровский). Указ. соч. С. 118.

[337] Не совсем понятно: каким образом автор выводит из приводимого текста отрицание Рутерфордом Приснодевство Богоматери. (Прим. кат. службы).

[338] Однако, на наш взгляд, богословие секты вполне могло развиваться и по исламскому варианту. Как известно Ислам признает рождение Христа от Девы, но при этом не считает непременно вытекающим отсюда положением Его Богочеловечество. (Прим. кат. службы).

[339] См. текст, к которому адресовано примечание 337.

[340] Цит. по Олег Стеняев. Священник. «Свидетели Иеговы» кто они? М., 1996. С. 15.

[341] Цит. по Макарий (Булгаков). Митрополит. Указ соч. Т. 1. С. 107.

[342] Там же.

[343] Макарий Великий. Преподобный. Наставления//Добротолюбие. М., 1992. Т. 1. С. 274.

[344] Октоих. М., 1981. Т. 1. С. 42.

[345] Конечно это очень спорное место, и у Отцов имеется несколько толкований на него. Св. Иоанн Златоуст, Бл. Феодорит и др. под «мертвыми» понимают наши тела. Но многие воспринимают этот стих буквально, говоря, что в ранней Церкви существовал обычай креститься за мертвых, причем Св. Отцы и учители не считали это похвальным. Таким образом, толковали 1 Кор.15:29 Епифаний (Haeres 28:6), Тертуллиан (О Воскресении плоти 48 гл.), Св. Ефрем Сирин (Толк. На 1 Кор. и др.)

[346] Ириней Лионский. Указ. соч. С. 174.

[347] Цит. по Макарий (Булгаков). Митрополит. Указ соч. Т. 2. С. 338.

[348] Пробудитесь! — New York, 1994. — 1 авг. — С. 15.

[349] Согласно 7 Правилу II Вселенского Собора «Ариан, македониан, савватиан…когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь … приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром…». Указаное Правило неприменимо к Свидетелям Иеговы, так как они крестят не «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа».

[350] Мы не можем согласиться с автором. Во — первых древняя Церковь, по мнению некоторых историков, знала форму крещения «Во имя Иисуса Христа», основывая ее на словах ап. Петра из книги Деяний (2:39); во — вторых Православная Церковь не признает повторного крещения (Еф. 4:5) и потому не совершает его над своими членами, временно уклонявшимися в ересь. Конечно, лиц крещеных только в Обществе Сторожевой Башни следует принимать чрез Крещение, но мотивом к такой форме присоединения можно считатать сильные догматические расхождения с ортодоксальным христианством, а не форму совершаемого Свидетелями «крещения». (Прим. кат. службы).

[351] Сторожевая Башня. — New York, 1994. — 1 мар. — С. 9.

[352] Сторожевая Башня. — New York, 1994. — 15 авг. — С. 12.

[353] Пробудитесь! — New York, 1994. — 8 дек. — С. 9.

[354] Радуйся жизни на земле вечно! — New York, 1996. С. 29.

[355] Пробудитесь! — New York, 1995. — 8 фев. —С. 11.

[356] Russell Ch. T. The New Creature. New York, 1918. C. 454.

[357] Об этом подробнее см. Дворкин А. Введение в сектоведение. — Нижний Новгород, 1998. С. 90. о датчанине, который родился в семье «Свидетелей Иеговы». Он нашел в себе силы порвать с сектой и сейчас живет другой жизнью, но рассказывал о своих детских воспоминаниях. Он ходил в школу и с другими детьми общался мало, но знал, что вот — вот придет Христос и тогда ему дадут в руки автомат, и он должен будет уложить всех своих соучеников. С этим он рос. Можно себе представить, какое влияние оказывало это на детскую психику.

[358] Написание слова по Nestle — Aland. Novum Testamentum. Stuttgart, 1994. C. 152.

[359] Rutherford J. Y. Make Sure of All Things. New York, 1953. С. 314.

[360] Цит. по Митрофан (Зноско — Боровский). Указ. соч. С. 118–119.

[361] Russell Ch. T. The New Creature. New York, 1918. C. 454.

[362] Там же.

[363] Ты можешь жить вечно в раю на земле. — New York, 1989. С. 146.

[364] Там же.

[365] Кроме того популярность издаваемых Обществом журналов среди наших соотечественников объясняется еще и тем, что многие из них, в силу низкого материального достатка уже не могут позволить себе выписывать как прежде «Крестьянку», «Работницу», «Здоровье» и другие популярные некогда издания. И теперь их место заступил бесплатный «Пробудитесь!», в котором можно прочесть буквально обо всем: какая замечательная страна Грузия, как применять в лекарственных целях алоэ, чем лучше бриться и, как пошутил один коментатор, даже почему у свиньи два глаза. (Прим. кат. службы)

[366] Подробнее см. также Сирил Малка «Они ждут обещанного рая в аду» [http://www.synergia.itn.ru/iegova/raznoe/rayvadu.htm] (Прим. кат. службы.)

[367] Скорее можно сказать, что издания — сеть для привлечения потенциальных инвесторов. (Прим. кат. службы).

[368] На практике же практически во всех государствах с демократически ориентированным законодательством Общество не несет на своей деятельности никаких ограничений. (Прим. кат. службы).

[369] Впрочем, Общество пытается выработать у своих адептов иммунитет к историческим грехам «верного и благоразумного раба», так что порою стоит немалого труда заставить Свидетеля признать взаимосвязь между «ошибками» Сторожевой Башни с одной стороны, и необходимостью критически рассмотреть сегодняшние учения и практику — с другой. (Прим. кат. службы).

[370] Фактически для среднего Свидетеля «Сторожевая Башня» и есть Священное Писание, как это, может быть, и не парадоксально звучит. (Прим. кат. службы).

[371] Русскоязычная версия «Перевода Нового Мира» на сегодняшний день (27.01.01) пока еще не увидела свет, но в каждом собрании наверняка есть кто — то, у кого Ваш знакомый Свидетель смог бы позаимствовать англоязычную версию. (Прим. кат. службы).

[372] Напротив, наш опыт показывает эффективность темы Евхаристии. Подробнее смотрите Владислав Троицкий «Свидетелю Иеговы о причастии» [http://www.synergia.itn.ru/iegova/polemica/si — pr.htm] и Владимир Козлов «Не хотел, чтобы между мною и Господом стояли даже лучшие друзья» [http://www.synergia.itn.ru/iegova/members/vkozlov.htm]. (Прим. кат. службы).

[373] Смотрите примечание 386. (Прим. кат. службы).

[374] Ежегодник Свидетелей Иеговы за 1975 год. — New York, 1975. С. 148–149.

[375] Watch Tower. New York. — 1964. — 1 июл. — С. 395.

[376] Полибий. Всеобщая история. С. — Пб., 1994. Т.1. С. 200.

[377] Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964. С. 175.

[378] Об этом подробнее см. Нюстрем Э. Указ. соч. С. 223.

[379] Лукан. Фарсалия. М., 1993. С. 136.

[380] Цит. по Сантала Р. Указ. соч. С. 198.

[381] там же.

[382] Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991. С. 432.

[383] Сантала Р. Указ. соч. С. 197.

[384] Мальвер А. Наука и Религия. С — Пб., 1907. С. 23.

[385] New World Translation of the Christian Greek Scriptures. New York, 1950. С. 770.

[386] Приводим по Свидетели Иеговы и крест Христа. С. — Пб., Б. г., С. 2.

[387] Там же.

[388] Там же.

[389] Там же.

[390] Сторожевая Башня. — New York, 1992. — 15 ноя. — С. 7.

[391] Вейсман А. Д. Греческо — русский словарь. М., 1991. С. 1150.

[392] Там же. С. 1151.

[393] Послание Апостола Варнавы//Писания Мужей Апостольских. Рига, 1992. С. 76.

[394] Иустин Философ. Указ. соч. С. 91.

[395] Ириней Лионский. Указ. соч. С. 182.

[396] Тертуллиан. К язычникам//Избранные сочинения. М., 1994. C. 53.

[397] Ты можешь жить вечно в раю на земле. New York, 1989. С. 170., Познание, ведущее к вечной жизни. New York, 1995. С. 67.

[398] Watch Tower. New York. — 1965. — 1 апр. — С. 211.

[399] Познание, ведущее квечной жизни. New York, 1995. С. 49.

[400] Questions on Doctrine. Washington, 1957. С. 166–169.

[401] Там же.

[402] Послание Апостола Варнавы//Писания мужей апостольских. Рига, 1992. С. 48.

[403] Учение двенадцати апостолоа// Писания Мужей Апостольских. Рига, 1992. С. 35.

[404] Иустин Философ. Мученик. Апология I/Творения. М., 1995. С. 98–99.

[405] Плиний Младший. Письма. М., 1984. С. 205.

[406] Ты можешь жить вечно в раю на земле. — New York, 1989. С. 212.

[407] Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 192.

[408] Сторожевая башня. New York. — 1994. — 15 дек. — С. 4–5.

[409] Учение двенадцати апостолов// Писания мужей апостольских. Рига, 1992. С. 28.

[410] Климент Александрийский. Святитель. Строматы//Отцы и учители Церкви III века. М., 1996. Т. 1. С. 101.

[411] Ириней Лионский. Святитель. Отрывки из утраченных сочинений//Творения. Москва, 1996. С. 532.

[412] Климент Римский. Святитель. К коринфянам послание I//Писания мужей апостольских. Рига,1992. С. 99.

[413] Цит. по Скабалланович. Толковый типикон. М., 1995. С. 68.

[414] Мученичество святого Поликарпа епископа Смирнского//Писания мужей апостольских. Рига, 1992. С. 389.