2. История и особенности деятельности «Свидетелей Иеговы»

2.1. История секты от возникновения до смерти Рассела

История создания секты, получившей впоследствии название «Свидетели Иеговы», неразрывно связана с Чарльзом Тэйзом Расселом. Он родился 16 февраля 1852 и провел свое детство в небольшом городке Аллегени, штат Пенсильвания. Образование, полученное Чарльзом, ограничилось пятью классами школы, что было скорее нормой для американских детей того времени. Эти школы середины — конца XIX века находились в тесной связи с местными церковными общинами, поэтому и молодой Рассел также воспитывался в традициях местной конгрегационалистской евангелической церкви [40].

В 1870 году, будучи в возрасте семнадцати лет, Рассел организовал кружок по изучению Библии из 6 человек, которые стали называть его «пастором». Тогда же он начал писать книги и статьи на Библейские темы. На занятиях кружка молодой Чарльз со своими учениками разрабатывал идеи адвентистов Седьмого дня, которыми они увлеклись еще в 1868 году. В результате усердных изысканий этим теологам удалось уточнить дату Второго Пришествия адвентистов, перенеся ее на 1873 год.

В то время Рассел находился под влиянием Джонаса Уэнделла, проповедника Христианской церкви пришествия, с которым познакомился еще в шестнадцатилетнем возрасте.

Целое поколение выросло со времени «Великого Разочарования» 1844 года, когда Христос не возвратился на землю. За это время последователи Миллера стали широко известны под именем адвентистов. Так называли себя и «Адвентисты Седьмого Дня», и такие течения как «Общество жизни и Второго Пришествия», и общины типа «Христианской церкви Пришествия», к которой принадлежал и Уэнделл. Попав под влияние этого проповедника, Рассел стал ожидать Пришествия в 1873–1874 годах. Естественно, что он подверг сомнению другие доктрины конгрегационалистской евангелической церкви, такие, например, как учения о предопределении и о бессмертии души.

Впрочем, духовные искания нисколько не мешали молодому «исследователю Библии» активно заниматься бизнесом. Результат коммерческой деятельности не заставил себя ждать, Рассел стал владельцем нескольких магазинов готового платья в Северном Питтсбурге. Доходы от торговли позволили ему обеспечить финансовую поддержку некоторых течений движения Второго Пришествия.

В 1876 году Рассел сошелся с представителем адвентистов седьмого дня Нельсоном Х. Барбором, уверявшем, что Второе пришествие Иисуса Христа произошло осенью 1874 года. Барбор, занимавший пост издателя и главного редактора журнала «The Midnight Cry» («Полночный крик»), переименованного затем в «The Herald of the Morning» («Вестник (Глашатай) утра») и издававшегося в городе Рочестер, штат Нью — Йорк, заявлял, что Христос уже вернулся на землю, только незримо, а верующие будут восхищены на небеса через три с половиной года.

Прибыль, полученную от доходных магазинов мужской одежды, Рассел стал использовать для финансирования журнала «Вестник утра».

В 1877 году Рассел совместно с Барбором выпустил книгу «Три мира», где 1914 год назван годом «конца времени язычников». Впрочем, автором был Барбор, а Рассел только ссудил его деньгами на издание, не отказываясь, конечно, от соавторства. Благодарный Барбор назначил его в июле 1878 года помощником редактора «Вестника утра».

Совместная деятельность по спасению «заблудшего» человечества тесно сблизила их. Для скорейшего оповещения населения земного шара о приближающемся конце света в июле 1879 года был издан первый номер журнала «Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа», являющегося тем же сменившим название «Вестником утра».

Через некоторое время Рассел разошелся с Барбором в вопросе об искуплении грехов. Барбор считал, что Христос принял смерть только за Адама, по Расселу же, страданиями Христа искупалось все человечество [41]. Свою роль в разрыве сыграло, видимо и неисполнение адвентистского лжепророчества, опубликованного в журнале «Вестник утра» о втором Пришествии в 1876 году.

К этому же времени относится создание Расселом собственной секты. В 1881 году основано общество «Zion’s Watch Tower [42] Tract Society» (Издательское Общество Сторожевая Башня Сиона). В 1884 году Рассел официально зарегистрировал общество, как некоммерческую организацию. В 1896 году появилось «Watch Tower Bible and Tract Society» («Библейское Издательское Общество Сторожевой Башни»). Разумеется Рассел был его полноправным хозяином, и те люди, которые позднейшими поколениями «Свидетелей Иеговы» считаются Правлением «Общества Сторожевой башни», на самом деле были наемными сотрудниками, что и не скрывалось: «Поскольку к 1 декабря 1893 года у нас имеется 3705 акций с правом голоса из общего числа 6383 акций, сестра Рассел и я, конечно, сами избираем служащих и таким образом контролируем Общество; и это с самого начала полностью известно директорам. Было вполне понятно, что то, насколько они были полезны, станет явным в случае их смерти» [43].

В 1893 году в Чикаго (штат Иллинойс) состоялось заседание первого конгресса секты. С 1909 года штаб — квартира общества находится в Бруклине, штат Нью — Йорк, Хикс — стрит, 17 (Ее стали называть «Бруклинской скинией»). Переезд на новое место был обусловлен желанием Рассела избежать уплаты алиментов своей жене, присужденных ей по решению суда.

Личная жизнь создателя секты имела вообще довольно скандальный характер. В 1879 году Рассел женился на своей последовательнице Мэри Ф. Экли, которая помогала ему в издании журнала еще в Питсбургский период. Спустя восемнадцать лет, 09.11.1897 г. произошел семейный разрыв, в результате которого жена покинула его, мотивируя свой уход аморальным поведением мужа. Ранее, в октябре 1886 года, миссис Рассел покинула пост помощника редактора «Сторожевой башни». Бракоразводный процесс длился долго. Супруга, в свое время первая назвавшая основоположника секты «верным и благоразумным рабом» (Мф.24:45), теперь называла его «лукавым рабом и ленивым» (Мф.25:26). Однако она оставалась одним из директоров Общества до 12 февраля 1900 года. Только в 1906 году официально было принято судебное решение о разводе Рассела и Мэри Ф. Экли в связи с его супружеской изменой. Суд признал доказанным существование неприличных отношений между Расселом и особой по имени Роуз Болл и присудил бывшей жене компенсацию в 6036 долларов США. На процессе выяснился интересный факт. Рассел завладев 990 из 1000 акций своего «Общества», стал единолично управлять его финансами. При этом, следуя совету друзей, он успел до вынесения судебного решения пожертвовать им же возглавляемому «Обществу» большую часть «совместно нажитого» с женой имущества, чтобы оно ей не досталось. Интересы Рассела на бракоразводном процессе защищал его будущий преемник «судья» Рутерфорд [44].

Усердные занятия Библией, видимо, не мешали развитию и коммерческих талантов «пастора». Доход от издательства его уже не устраивал, поэтому был найден новый бизнес, из — за которого Рассел и пострадал. Газетой «Brooklyn Daily Eagle» («Бруклин дэйли игл») была разоблачена его мошенническая попытка продавать обычную пшеницу как чудотворную по огромной цене — 60 долларов за бушель (32,5 литра). Кроме того газета обвинила «пастора» «в мошенническом лишении жены дохода от ее приданного; в том, что его имя связывается с именами других женщин; в попытках выдать себя за представителя всех деноминаций, в то время, как он не связан ни с одной из них и отвергнут всеми ими; в рассказах о том, что он проповедывал огромным толпам людей в известных местах, в то время как он не произнес ни слова; в том, что он пытался вовлечь некоторых священнослужителей в безрассудные сделки; в том, что оно связан с компаниями по производству свинца, асфальта и скипидара; в давлении на больных и умирающих с тем, чтобы они составляли свои завещания в его пользу; в том, что он организовал продажу собственности стоимостью в 35000 долларов за 50 долларов, с целью обмануть другого человека» [45]. В 1913 году Рассел подал на редакцию «Brooklyn Daily Eagle» в суд, но в итоге информация приведенная в газетной публикации была признана достоверной.

Это был далеко не последний судебный процесс, в котором фигурировал основатель секты. Пастор Дж. Дж. Росс в своем памфлете обвинил Расселла в абсолютном невежестве в библейских языках, а также сообщил, что утверждения последнего «противоречат логике, противоречат науке, противоречат Библии и противоречат христианству, представляют собой прискорбное извращение Евангелия возлюбленного Сына Божьего» [46]. Это, разумеется, не понравилось Расселу. Последовали очередные судебные заседания. Рассел принес ложную присягу перед судом, что умеет читать по — гречески, но оказалось, что он не знает ни одной буквы. В конце судебного разбирательства он вынужден был признать, что все сказанное о нем в публикации Росса — правда, т. е. основатель секты «не получил даже среднего образования, практически ничего не знает о философии, систематическом и историческом богословии и находится в полном неведении относительно древних языков» [47].

В начале XX века Рассел совершает большое число миссионерских путешествий, в том числе и по территориям, входившим в то время в состав Российской империи. В 1908 г. появлялся в Румынии и Финляндии. В этот же период он был пойман на очередном обмане. В 1912 году была широко разрекламирована некая проповедь Рассела в Гонолулу (Гавайские острова). Но в результате расследования выяснилось, что «…ни с какими речами он не выступал» [48]. Тоже произошло и с проповедями в Китае и Японии [49].

К этому времени в пророчествах Рассела все чаще начинает появляться 1914 год. «…к концу 1914 года полностью уйдет то, что Бог называет Вавилоном, а люди — христианским миром…» [50], — писал он. Правда, эти вычисления были основаны также и на занятиях пирамидологией [51]. Рассел принял каждый дюйм размеров различных внутренних коридоров великой пирамиды в Гизе за один год и на основании полученных цифр предсказал, что верующие будут восхищены в 1910 году, а конец света наступит, как уже говорилось выше, в 1914–м.

Началась Первая Мировая война. Она интерпретировалась расселитами, как начало Конца Света. Сектанты стали вести активную антивоенную пропаганду. В 1914 году Рассел был выслан из Канады, так как он и его сторонники начали слишком настойчиво выступать против мобилизации войск.

Важнейшая из работ Расселла — семитомное «Исследование Писаний Тысячелетнего рассвета» («Millennial Dawn Scripture Studies»). Сам он считал ее более важной, чем Библия. «Шесть томов моей книги «Исследование Писаний» — это практически Библия, составленная по темам, каждая из которых подтверждается библейскими текстами. Ее можно назвать тематической Библией. Иными словами, это не просто комментарий к Библии, но сама Библия… Люди не только не способны понять намерение Бога без моей книги. Даже если человек читал «Исследование Писаний» в течение десяти лет, если он научился понимать Библию должным образом и отложит мою книгу и попытается читать только Библию, то опыт показывает, что через два года он окажется в полной темноте. С другой стороны, если он станет читать только «Исследование Писаний» и те ссылки, которые там даны, то, даже не открывая Библию, он будет в свете через два года, потому что он будет видеть свет Писания» , — писал Рассел незадолго перед началом I мировой войны [52]. Первый том издан в 1886 году под названием «Божественный план веков» («The Diuine plan of the Ages»). Затем увидели свет второй и третий тома — «Время приблизилось» («The Time is at Hand») (1889 г.) и «Да придет Царствие Твое» («Thy Kingdom Come») (1891 г.). «День мести», переименованный позднее в «Битву Армагеддон» («The Battle of Armageddon») вышел в 1897 г. Затем появились: «Новое творение» («The New Creature») (1899 г.) и «Искупление между Богом и человеком» («The Atonement between God and man») (1904 г.). Седьмой том — «Разгаданная тайна» (The Finished Mystery), также приписываемый Расселу, увидел свет в 1917, то есть после его смерти, при новом президенте Рутерфорде.

Учение Расселла тождественно сегодняшнему учению секты. Хотя и утверждается, что сектанты «…не цитируют его, не публикуют и не распространяют его труды…» [53], но в книге «Свидетели Иеговы в божественном замысле» (изд. 1959 года) пятьдесят страниц отведено Расселу и его вкладу в дело иеговистов.

Умер ересиарх 31 октября 1916 года, на два года пережив предсказанную им самим дату конца света. Последователи похоронили его под каменной плитой, надпись на которой именует Рассела «Лаодикийским вестником». Рядом с могилой почитатели установили массивную каменную пирамиду с изображением креста и венка c надписью «Общество Сторожевой башни» [54], что наводит на серьезные размышления о корнях всего учения иеговистов. Эта пирамида до сих пор высится на кладбище в местечке Росс, северном пригороде Питтсбурга, где и привлекает к себе туристов, так как хорошо видна с обочины Симетери — Лейн [55].