Глава 8. Воспроизведение

«…Чтобы вы шли и приносили плод» Ин. 15:16

Он ожидал от них воспроизведения

Иисус поручил Своим ученикам создать по Его образцу Церковь и с ее помощью собрать людей из мира. Таким образом, Его служение в Духе должно было быть многократно повторено благодаря Его служению в жизнях Его учеников. Через них и других, им подобных, ему предстояло постепенно шириться и распространяться, охватывая все большую сферу, пока миллионы людей не будут иметь возможность узнать Иисуса так, как знали Его ученики, когда были с Ним. Благодаря этой стратегии завоевание мира было только вопросом времени и зависело от верности учеников Его плану. С их помощью Иисус создал основу для Церкви, способной бросить вызов и восторжествовать над всеми силами смерти и ада. Вначале она была маленькой, как горчичное зерно, по ей предстояло вырасти и укрепиться, чтобы стать деревом «больше всех злаков» (Мф. 13:32; ср. Мк. 4:32; Лк. 13:18,19). Иисус- не рассчитывал, что будут спасены все и каждый (Он со всем реализмом сознавал мятежную сущность человека, способного сопротивляться, несмотря на благодать), по Он предвидел день, когда Евангелие спасения будет проповедано во имя Его всякой твари. Благодаря этому свидетельству Его воинствующая Церковь в один прекрасный день должна была стать всемирной Церковью, а затем — Церковью торжествующей.

Бог не обещал легкой победы. Многим предстояло претерпеть в этой битве гонения и мученичество. Однако, несмотря па великие испытания, которые предстояло пройти Его народу, несмотря на проигранные в этой борьбе «бои местного значения», конечная победа неизбежна. Его Церковь в конце концов должна победить. [35] Ничто не может возобладать над нею или преодолеть ее (Мф. 16:18).

Победа через свидетельство

Эта необыкновенная уверенность в будущем была основана на Его знании тех, кто служил Ему в настоящем. Он видел, что Его ученики узнали по крайней мере сущность Его славы. Петр, говоря от имени всех, суммировал это в своем заявлении Иисусу: «Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16; ср. Мк. 8:29; Лк. 9:20). Несокрушимая истина! Услышав это, Иисус увидел Свою победу. Он ответил: «Ты — Петр, и па сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18).

Сила этих слов показывает, как важны человеческие усилия и инициатива для достижения победы. Не принимая сейчас в расчет то, что в этом высказывании относится к Церкви, обратим внимание на человека, заявившего о своей личной вере в Господа. Петр не сам пришел к выводу, что его Учитель был Сыном Божьим, как и объяснил это Иисус (Мф. 16:17). Тем не менее опыт этого откровения был в его жизни весьма определенно связан с его «плотью и кровью», и благодаря верной передаче этого факта другим Церкви Христовой предназначено было восторжествовать. Разве могла она погибнуть? Вера Апостолов в живого Христа настолько укоренилась в их жизни, что стала твердой, как камень, или скала,- этим камнем Петр считал своего Господа, — «краеугольный камень», [36] — па котором вес верующие являлись «живыми камнями» в строении Его Церкви (1 Пет. 2:4-8; ср. Еф. 2:20-22).

Однако нам следует всегда видеть непосредственную связь между распространением свидетельства о Христе и окончательной победой над миром. Одного нет без другого. Соединение этих двух мощных факторов силою Святого Духа — это главнейший момент в евангелизационной стратегии Иисуса.

Соблюдение принципа

Все возвращается к Его ученикам. Они были авангардом Его постоянно набирающего силу движения. «По слову их» Он ожидал, что другие уверуют в Него (Ин. 17:20), и эти уверовавшие в свою очередь будут передавать Слово другим, пока в определенное время весь мир не познает, Кто Он и что Он пришел сделать (Ин. 17:21,23). Вся Его евангелизационная стратегия — само исполнение Его цели пришествия в мир, смерти на кресте и воскресения из гроба — зависела от верности Его избранных учеников этой задаче. Не имело значения, что группа, с которой все начиналось, была так мала, — если она воспроизводила и учила своих учеников воспроизводить. Это был путь, которым Его Церковь должна была победить через посвященные Богу жизни тех, кто знал Спасителя настолько хорошо, что Его Дух вынуждал их говорить о Нем другим. Каким бы простым ни казался этот план, это был путь, которым Евангелию предстояло победить. Иного плана у него не было.

Проверка временем

Это была критическая, серьезная проверка. Продолжат ли ученики Его дело, когда Он уйдет? Или, что еще более важно, смогут ли они действовать так же хорошо и успешно без Его контроля во плоти, как действовали при Нем? Эти вопросы могут показаться излишними, но фактически, пока их духовное воспитание не достигло этого момента, Иисус с чисто человеческой точки зрения никак не мог быть уверен, что Его вклад в их жизни окупит себя для Царства. Если бы они не смогли передать Его Дух и метод другим, которые в свою очередь продолжили бы это дело, тогда Его усилия этих лет скоро сошли бы на нет.

Неудивительно, что Иисус так настойчиво стремился внушить Своим ученикам необходимость и неизбежность воспроизведения Его жизни. Иллюстрацией этого была притча о лозе и ветвях (Ин. 15:1-17). В ней, в этой одной из самых простых и глубоких аналогий, сделанных Господом, Христос объяснил, что цель как лозы (то есть Его Самого), так и ветвей (верующих в Него), — приносить плод. Поэтому всякая ветвь, которая не приносит плода, отсекается Виноградарем — она бесполезна. Более того, те ветви, которые производят плод, очищаются Виноградарем, чтобы они могли приносить еще больше плода (Ии. 15:2). Ясно, что животворящая сила лозы не должна тратиться на безжизненные ветви. Всякая ветвь на лозе должна производить плод, чтобы сохранить свое истинное назначение и сущность. Иисус применил это к Своим ученикам. Так как они были причастны к Его жизни, они должны были приносить Его плод (Ин. 15:5,8), и, более того, их плод должен был пребывать (Ин. 15:16). [37] Бесплодный христианин — это нонсенс. Дерево познается по своему плоду.

Этот принцип вновь и вновь подчеркивался в процессе Его служения. Это рассматривалось как обязательная, непременная награда за Его жертву ради этого мира (Ин. 12:24; ср. 17:19). Это было делом, отличающим тех, кто исполнял волю Его небесного Отца (Мф. 7:16-23; Лк. 6:43-45). Это истолковывалось как плата, даваемая Его ученикам за их труд при сборе урожая (Ии. 4:36-38). Именно это имелось в виду, когда говорилось, что не приносят плод те, в ком «заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания» заглушают Слово Божье, насажденное в их сердцах (Мк. 4:18-20; Мф. 13:22,23; Лк. 18:14, 15). Именно это отсутствовало в жизни саддукеев и фарисеев, которые были так порочны в Его глазах (Мф. 3:7,8; 12:33,34; Лк. 13:6-9). Различным образом Иисус призывал всех людей оценить плод их жизни. Для них это было откровением о них самих. Фактически везде, где приношение плода рассматривается в более широком контексте воспроизведения жизни Христа в личности человека,- сначала в себе, затем в других, — там всегда Учитель говорит и указывает на этот принцип.

Великое поручение

Великое поручение, данное Христом Его Церкви, суммировало этот принцип в повелении сделать учениками всякую тварь [38] (Мф. 28:19). Это указывает на то, что ученики должны были идти в мир и приобретать других, которые становились бы такими же, как и они сами, — учениками Христа. Обратите внимание, что в греческом тексте слова «идти», «крестить» и «учить» — все являются деепричастиями, сопровождающими один основной глагол — «делать учениками». [39] Это значит, что Великое поручение состоит не просто в том, чтобы идти до краев земли, проповедуя Евангелие (Мк. 16:15), и не просто в том, чтобы крестить определенное число обращенных во имя Триединого Бога или учить их заповедям Христа, но «делать учениками» — создавать из них подобных себе людей, которые будут столь захвачены желанием исполнить поручение Христа, что не только последуют сами, но и других направят по ьго пути. Только когда будут подготовлены ученики, любое другое действие, указанное в поручении, может достичь своей цели.

Потребность в «делателях»

Иисус придавал особое значение руководству. Он уже показал на примере Своего собственного служения, что обманутые массы были готовы к жатве, но как можно было приобрести их без духовных пастырей, которые бы их повели? «Итак, молите Господина жатвы, — напоминал Иисус Своим ученикам, — чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:38; ср. Лк. 10:2). В этих словах звучит какая-то почти отчаянная нота, вызванная ощущением величайшей нужды мира в делателях, которые позаботились бы о душах людей. Нет пользы молиться о мире. Какой в этом толк? Бог уже любит людей мира и отдал Своего Сына, чтобы спасти их. Нет смысла абстрактно молиться за мир. Мир погибает и ослеплен грехом. Единственная надежда для мира — это люди, которые пришли бы к нему с Евангелием спасения, приобрели бы людей мира для Спасителя и не оставили бы их, но трудились бы над ними верно, терпеливо, старательно до тех пор, пока те не стали бы христианами, приносящими плод, спасающими окружающих любовью Искупителя.

Применение принципа в нашей жизни

Именно в этом вопросе мы все должны дать оценку вкладу, который делается нашей жизнью и свидетельством в достижение высшей цели Того, Кто является Спасителем мира. Ведут ли сегодня других к Христу те, кто последовал за нами, и учат ли их приобретать других учеников? Помните, что недостаточно спасти погибающего, хотя это и повеление; недостаточно взрастить новорожденных младенцев в вере Христовой, хотя и это тоже необходимо, чтобы появился первый плод; недостаточно даже просто отправить их в мир приобретать души, как бы достойно это дело пи было. Что действительно важно и принимается в расчет в окончательной оценке прочности и долговечности нашего труда — это верность, с которой наши обращенные идут и делают лидерами своих обращенных, — лидерами, а не просто очередными последователями. Конечно, мы хотим приобрести свое поколение для Христа, и сделать это сейчас же, но этого недостаточно. Наша работа не может считаться оконченной, пока не будет гарантии её продолжения в жизнях искупленных Евангелием. Проверка всякого труда в деле евангелизации состоит, таким образом, не в том, что очевидно в данный момент, и не в отчете на конференции, но в эффективности, с какой это дело продолжается в следующем поколении. Точно также и критерий, которым Церковь должна измерять свой успех, — это не то, сколько новых имей прибавилось в списке членов или насколько увеличился бюджет, а скорее то, сколько христиан активно приобретают души и учат их приобретать других. Имеет значение именно окончательная степень распространения нашего свидетельства, и поэтому истинные ценности могут быть измерены только вечностью.

Не время ли всем нам пересмотреть свою жизнь и служение в этом плане? Как говорил Доусон Гротман: «Где наши люди? Что они делают для Бога?» Подумайте, что бы значило для будущего Церкви, если бы у нас сейчас было хотя бы по одному истинному ученику в подтверждение наших трудов. Разве это не удвоило бы сразу же наше влияние? А предположите, что мы воспитали бы еще одного, подобного нам, столь же успешного, как первый. Чисто теоретически, умножая наше служение, таким образом, мы скоро достигли бы проповедью Евангелия самых широких масс, конечно, в том случае, если человек, которого мы называем учеником, истинно идет по стопам Учителя.

Доказано церковью

Мы можем быть благодарны, что в тех первых учениках это совершилось. Они дали Евангелие множеству людей, но главное — все это время они созидали братство уверовавших. По мере того как Господь ежедневно прибавлял к Церкви спасаемых, Апостолы, подобно их Учителю, готовили людей, способных воспроизводить их служение и умножать его до концов земли. Деяния Апостолов — это повествование, в котором раскрывается, как в жизни растущей Церкви воплощались принципы евангелизации, уже прослеженные в жизни Христа.

Достаточно будет сказать, что раннехристианская Церковь оправдала и доказала эффективность Божьего плана завоевания мира. Воздействие ее свидетельства было так велико, что не прошло и века, как языческое общество того времени было потрясено в своем основании, и растущие церкви были основаны в большинстве населенных центров. Если бы евангелизационное воздействие Церкви сохраняло ту интенсивность, которая характеризовала его вначале, то за нссколь-ко веков все народы мира ощутили бы прикосновение руки Христа.

Короткие пути не принесли успеха

Но времена изменились, и постепенно простой путь евангелизации, данный Иисусом, был подчинен другому принципу. Конечно, принципы всегда необходимо применять с учетом меняющихся обстоятельств, но так или иначе сами принципы были изменены с целью изменить подход к Евангелию. Ценнейшие принципы руководства, развития и воспроизведения были, казалось, поглощены более легкой стратегией массового обращения, равносильного принудительной мобилизации в солдаты. Далекая цель достижения всего мира обычно заменялась близкой возможностью всеобщего признания, и применяемые Церковью методы евангелизации (коллективно или индивидуально) отразили этот же недальновидный подход. Временами, в моменты великих духовных пробуждений, методы Иисуса снова выступали на передний план, но в сравнении со всей историей Церкви эти периоды кратковременны, и методы Христа никогда не овладевали умами подавляющего большинства деятелей Церкви. План Иисуса не отрицался; он просто игнорировался. О нем вспоминали как о чем-то, существовавшем в почитаемом прошлом, но не принимали всерьез в настоящем.

Сегодняшняя проблема

Сегодня это методологическая проблема. Люди с помощью хорошо продуманных обрядов, программ, организаций, комиссий добросовестно пытаются делать дело, которое можно выполнить только силою Святого Духа. Это говорится не для того, чтобы обесценить эти благородные усилия, ибо без них Церковь не могла бы функционировать так, как теперь. Но тем не менее, если личная миссия Учителя не воплощена в политике и структуре всех этих планов, то Церковь не может функционировать как должно.

Когда мы поймем, что евангелизация осуществляется не чем-то, а кем-то? Это выражение Божьей любви, а Бог — это Личность. Его сущность, будучи личностью, может быть выражена только через личность, прежде всего она была полностью открыта в Христе, а теперь проявляется Его Духом в жизнях тех, кто предал себя Ему. Различные комитеты могут помочь организовать и направить деятельность, и для этой цели они определенно нужны, но само дело может быть выполнено только людьми, ведущими других людей к Христу.

Вот почему мы должны сказать вместе с Э. М. Баундзом, что «Божий метод — это люди». Если у нас не будет людей, исполненных Его Духом и преданных Его плану, ни один из наших методов не будет иметь успеха.

Мы нуждаемся в новом подходе к евангелизации. Это не лучшие методы, а лучшие люди — люди, знающие своего Искупителя не просто понаслышке, — люди, которые смотрят Его глазами и ощущают Его боль за мир, — люди, которые готовы быть ничем, чтобы Он мог быть всем, — люди, которые хотят только одного: чтобы Христос воспроизвел Свою жизнь в них и через них по Своему благоволению. В конечном итоге это и есть путь, который Учитель предначертал для Своей цели, путь, который должен быть попят памп; и, если мы осуществим Его стратегию, врата ада не одолеют дело евангелизации мира.