Эпилог

Учитель и план вашей жизни

«Я семь Альфа и Омега». Откр. 1:8.

У жизни есть план

Каков план вашей жизни? Каждый должен жить по какому-то плану. План — это организующий принцип, согласно которому осуществляется цель жизни. Мы можем не сознавать этот план в каждом нашем действии и даже вообще не знать, что у нас есть какой-то план, но, тем не менее, наши действия неизменно выражают какого-то рода центральный принцип.

Если мы сознательно попытаемся увидеть нашу цель и понять, как мы достигаем ее, то выводы могут оказаться не очень удовлетворительными. Но честная оценка должна помочь нам более ответственно отнестись к своему призванию, тем более, если мы считаем, что путь Иисуса -это критерий, которым должно испытываться любое действие.

Вполне возможно, что некоторые наши собственные заботливо вынашиваемые планы необходимо будет подвергнуть пересмотру или, гложет быть, отказаться от них совсем. Столь же мучительным может оказаться и процесс приспособления взглядов паствы на служение к взглядам Иисуса. По всей вероятности, вес наше понимание успеха придется переоценить. Однако, если указанные здесь принципы вообще имеют под собой твердую основу, то их следует понимать как руководство к действию. Они имеют какую-либо реальную значимость для нашей жизни только в том случае, если мы применяем их в повседневном труде. Считать их истинными — значит применять их в нашей жизни.

Методы будут различны

Все мы, таким образом, должны искать каких-то путей, чтобы воплотить мудрость стратегии Иисуса в выбранный нами метод евангелизации. Не каждый сможет усвоить какой-либо ритуал, организацию или последовательность действий, да мы и не хотим подгонять всех под одну и ту же мерку. Разнообразие и многообразие — в самой структуре мира, и всякий метод, который Богу угодно использовать, — хороший метод, хотя это и не исключает возможность усовершенствования этого метода. Учитель дает нам основное направление и ожидает, что отдельные детали мы доработаем в соответствии с местными условиями, традициями и обстоятельствами. Это требует всей нашей изобретательности и сообразительности. При изменении ситуаций будет необходимо попробовать и смелые подходы, и не все испробованное окажется пригодным. Тот, кто боится ошибиться, принимая новое решение и определяя путь, никогда ничего не предпримет; и недалеко продвинется тот, кто страшится новых попыток.

Главное-люди

Однако какую бы конкретную форму ни принимала наша методология, жизнь Иисуса учит нас, что главное — это находить н воспитывать людей, чтобы они, в свою очередь, достигали других людей. Широкие массы никогда не узнают Евангелия, если у них не будет живого свидетельства. Недостаточно просто дать им объяснение. Блуждающие люди мира должны наглядно видеть, во что верить, — нужен человек, который сможет сказать: «Следуйте за мной, я знаю путь». Вот на чем должны основываться все наши планы. И как бы мы ни подчеркивали духовную сторону, уместность и долговечность всего, что мы делаем, все зависит от того, как исполняется эта миссия.

Однако мы должны понимать, что люди, в которых нуждается Христос, не появляются случайно. Этот процесс требует сознательного планирования и сосредоточенных усилий. Если мы хотим подготовить людей, мы должны трудиться ради них. Мы должны искать их. Мы должны приобретать их. И главное — мы должны молиться за них. Некоторые уже занимают авторитетные посты в Церкви. Другие пока еще среди тех, кто ждет приглашения прийти к Христу. Но где бы они ни были, их необходимо достигнуть и воспитать, чтобы они стали плодотворными учениками нашего Господа.

Начало

Не надо стремиться создавать большую группу. Начать работать нужно с небольшим количеством людей. Лучше посвятить год или около того одному или двоим, которые узнают, что значит побеждать для Христа, чем провести всю жизнь с большой конгрегацией, члены которой так и будут действовать только по программе. Неважно, сколь ничтожным и неблагоприятным может быть начало; важно, чтобы те, кому мы посвящаем основную часть жизни, впоследствии оправдали наши надежды.

Чтобы достичь этой цели, нужно избрать единственный реальный путь — быть рядом с ними. Наши последователи должны увидеть в нас то, чем им предстоит стать. В этом суть плана: дать им видеть нас в действии, дать им прочувствовать наше воззрение на мир и познать, как оно соотносится с нашим повседневным опытом. Евангелизм, таким образом, становится для них чем-то близким и практическим, имеющим конкретное выражение. Он виден как образ жизни, а не как теологическая догма. Более того, если они будут с нами, то и сами неизбежно будут вовлечены в работу.

Подобный план, разумеется, требует времени. (Собственно, времени требует все, заслуживающее внимания.) Но от нас не потребуется больших усилий, мы можем запланировать многое, что в любом случае могли бы делать вместе, например, поездки па конференции, совместный отдых или молитвы. Время, которое требуется для совместного общения, не должно превышать необходимого. Кроме того, нашим ученикам необходимо показать, как мы служим другим, и фактически привлечь их к более широкой проповеди. Именно на это нужно потратить большую часть времени нашего общения.

Чтобы несколько стабилизировать эту систему, вероятно, будет необходимо выделить специальное время, когда члены группы могли бы общаться между собой и с нами. Во время этих неформальных встреч мы можем изучать Библию, молиться и вообще делиться друг с другом нашими глубочайшими проблемами и желаниями. Нет необходимости рекламировать происходящее и даже поначалу говорить группе, каков наш окончательный план, — пусть встречи просто вырастают из обычной потребности в общении. Группа, в свою очередь, может выработать свой собственный внутренний распорядок в пределах общей структуры церкви.

Эту идею группы в наше время заново открыли во многих местах, что, вероятно, можно считать наиболее обнадеживающим признаком близкого пробуждения. В церковных организациях возникают маленькие духовные организмы, некоторые из них нуждаются в верном руководстве, некоторые отклоняются от правильного курса, но в целом это движение отражает глубокую жажду реального христианского опыта. Так как эти ячейки не связаны традицией или закрепленными правилами извне, то, естественно, они характеризуются многообразием направлений и форм, по большинство этих ячеек объединяет общий принцип тесного организованного общения в пределах группы.

Именно благодаря этому принципу данный метод столь способствует духовному росту, и не плохо было бы применять его в нашем служении.

Думаю, весьма важно знать, что и ведущий евангелист современности Билли Грэм тоже признает грандиозные возможности этого плана, при условии правильного его применения в церкви. Когда его однажды спросили, как бы он действовал, будь он пастором большой церкви в крупном городе, мистер Грэм ответил: «Скорее всего, сначала я собрал бы вокруг себя маленькую группу из восьми, десяти или двенадцати человек, готовых встречаться со мной несколько раз в неделю. Это стоило бы времени и сил. Я делился бы с ними своим опытом в течение нескольких лет. Благодаря этому у меня бы фактически появилось двенадцать служителей, которые, в свою очередь, могли бы взять еще по восемь, десять или двенадцать и научить их. Я знаю одну — две церкви, где так делается, и это революционизирует церковь. Христос, я думаю, именно это имел в виду. Большую часть Своего времени Он проводил с двенадцатью, а не с огромной толпой. Собственно говоря, общение с большой толпой не давало особенно больших результатов. Великих результатов, как мне кажется, Он достигал в личной беседе и в то время, которое Он проводил с двенадцатью». Как видите, здесь мистер Грэм просто подтверждает мудрость метода Иисуса.

Практический опыт

Однако недостаточно просто вовлечь людей в какого-то рода групповое общение. Нужно давать им возможность использовать то, чему они научились. В противном случае, они самоуспокоятся и постепенно группа выродится в общество взаимного восхищения друг другом, и не более того. Цель наша должна быть ясна. Часы, когда мы уединяемся друг с другом от мира, — это не отдых от схватки, а лишь стратегический маневр, дающий возможность набрать большую силу для атаки.

В таком случае наша задача — проследить, чтобы находящиеся рядом с нами имели какое-то дело, требующее от них мобилизации лучшего, что в них есть. Первые поручения могут быть обычными, заурядными, повседневными заданиями, например, пересылка писем, приведение в систему адресов или просто возможность оказать вам гостеприимство в своем доме. Но постепенно эти задания должны усложняться по мере возрастания способностей. Люди со способностями к преподаванию могут быть использованы в воскресной школе. Вскоре можно будет поручать им какой-то пасторский труд в соответствии с их способностями. В любом случае каждый может посетить больного дома или в больнице. Некоторых можно будет по-ощрять к выступлениям пли к проповеди в церкви. И, конечно, каждому необходимо дать какой-то конкретный евангелизационпый труд.

Возможно, наиболее существенным вкладом будет работа с новыми христианами. Здесь они могут оказать неоценимую услугу тем, которые пока еще являются младенцами во Христе, и вести их тем же путем, какому они научены сами. Те, кого мы готовим к этой работе, таким образом, становятся основой всякого успешного евангелизационного труда Церкви, не только сохраняя движение вперед, но и обеспечивая расширение влияния Церкви.

Необходимость контроля

Все это непременно потребует серьезного контроля, необходимо будет наблюдать за развитием этих людей и за их работой с другими. Нам придется взять за правило встречаться с ними и спрашивать, как у них идут дела. Это означает, что мы должны быть в курсе их дел, знать, где они находятся, и помогать им советами. Вопросы, возникающие в процессе их работы, должны разрешаться сразу, пока вызвавшие проблему обстоятельства еще свежи в их сознании. Плотские позиции и реакции необходимо выявлять немедленно и решительно с ними бороться, точно так же, как и с их агрессивными личными привычками, необоснованными предубеждениями и со всем другим, что препятствует их священству и мешает их общению с Богом и людьми.

Главное — помогать им возрастать в познании и в благодати. Было бы мудро, учитывая несовершенство человеческой памяти, наметить для себя необходимые этапы их обучения, а затем отмечать их прогресс, чтобы ничего не упустить. Это особенно необходимо, когда мы работаем одновременно с несколькими людьми, у которых различная степень опыта. Нам нужно быть терпеливыми, ибо их развитие, скорее всего, будет медленным и затруднено многими препятствиями. Но если они искренне стремятся познавать истину и готовы следовать ей, то рано или поздно они возрастут до зрелости во Христе.

Вероятно, самым трудным во всем процессе обучения является то, что мы должны предвидеть их проблемы и подготавливать их к решению этих проблем. Это необыкновенно трудно и очень обременительно для нас. Это значит, что мы редко можем исключить их из поля зрения. Даже находясь наедине с собой, в размышлениях и исследованиях, мы будем помнить о них, наши ученики неизменно будут присутствовать в наших молитвах. Но разве отец, любящий своих детей, желал бы иного? Мы должны принять бремя их незрелости и нести его до тех пор, пока они не будут готовы к самостоятельной деятельности. Нас ждет полный провал, если мы решим, что они сами могут со всем справиться, — по крайней мере, на ранних стадиях их духовного развития. Мы должны быть чуткими, как их стражи и советники. Наша задача состоит в том, чтобы научить наших духовных детей жить для Учителя. Все должно направлять этих избранных людей к тому дню, когда они примут служение в одной из своих собственных сфер деятельности. По мере приближения этого дня каждый из них должен выработать свою собственную программу обучения тех, кого он приобрел для Христа своим свидетельством или кто был дан ему для следования его примеру. Таким образом, паша стратегия уже воплотилась в их практике (хотя они не знают этого). Однако, прежде чем оставить их без нашего контроля, нам следует объяснить им, каков был наш план с самого начала. Им необходимо ясно сознавать это, чтобы они могли измерять и оценивать свою жизнь и так же отдавать ее тем, кому они стремятся помочь.

Прежде всего — духовный опыт

Главное, конечно, — это их собственный духовных опыт. Прежде чем освободить их от нашего контроля, необходимо убедиться, что они полностью утверждены в вере, побеждающей мир. Дьявол при помощи демонов ада будет стремиться сбить их, используя хитрые измышления, имеющиеся в его власти. Мир, к которому они идут, лежит во власти его злых чар. Непременно будет битва. Каждый шаг придется завоевывать с боем, потому что враг никогда не сдастся. Ничто не может противостоять его силе, кроме Духа Христа. Ьсли наши ученики не соединены с Ним и не живут в Его чистоте и силе, они легко могут быть побеждены силами, ополчившимися против них, и вся наша работа сойдет на нет

Все, что мы делаем, зависит, таким образом, от верности этих людей. Неважно, скольких мы «завербовали», по важно, сколько из них побеждают для Христа. Вот почему мы постоянно должны ориентироваться на качество жизни. Если мы достигли нужных результатов, работая с лидерами, остальные последуют за ними; если нет, то остальным не за кем следовать.

Цена победы

Несомненно, исполнение высоких требований будет дорого стоить. Вероятно, многие из тех, с которыми мы начнем работать, сочтут, что это слишком трудно, и отпадут на пути. Нам следует быть готовыми к этому. Христианское служение требует иного, и если человек хочет быть в каком-либо употреблении у Христа, он должен научиться искать прежде всего Царства. Да, будут разочарования. Но от тех, кто устоит и пойдет воспроизводить нашу жизнь на бесчисленные нивы, готовые к жатве, мы будем с годами получать все большую радость.

Мы живем в основном не для сегодняшнего дня. Главное знать, что и в грядущих поколениях паше свидетельство о Христе будет приносить плод благодаря людям, вовлеченным в круг воспроизведения, вечно распространяющийся и ширящийся до краев земли и до конца времен.

* * *

Мир отчаянно ищет, за кем последовать. И он непременно последует за кем-то, это несомненно.Но будет ли это тот, кто знает путь Христов? Или кто-то, такой же, как они, ведущий их только в еще большую тьму?

Этот вопрос должен быть решающим в плане нашей жизни. Весь наш труд зависит от решения этого вопроса, ведь на чашу весов положена судьба миллионов людей.