Глава 2. Общение

«Се, Я с вами во все дни» Мф. 28:20

Он оставался с ними

Призвав Своих людей, Иисус постоянно был с ними. Это была суть Его воспитательной программы- просто давать Своим ученикам возможность следовать за Ним.

Если поразмыслить, это был невероятно простой способ обучения! У Иисуса не было формальной школы, не было семинарии, курса обучения, зафиксированного в плане, или курсов, на которые Он принимал бы Своих последователей. Ни одного из этих хорошо организованных учреждений, которые в паши дни считаются столь необходимыми, вообще не было в Его служении. Удивительно, но все, что Иисус делал, чтобы научить Своих людей, — это приближал их к Себе. Он Сам был Своей школой и расписанием.

Естественность и неформальность учебного метода Иисуса были разительным контрастом формальным, чуть ли не схоластическим методам книжников и законоучителей. Религиозные учителя Его времени настаивали на том, чтобы их ученики строго придерживались определенных ритуалов и форм знания, по которым их и отличали от других; Иисус же просил только, чтобы Его ученики следовали за Ним. Знание не передавалось Учителем в виде законов и догм, оно заключалось в живой личности Того, Кто ходил с ними. Его ученики отличались от других не внешней приверженностью к определенным обрядам, а тем, что они были с Ним, и потому были причастны тому, чему Он учил (Ин. 18:19).

«Знать» означало «быть вместе»

Именно благодаря этому общению ученикам дозволено было «знать тайны Царствия Божия» (Лк. 8:10). Знание было получено из общения, прежде чем понято из объяснения. Эту мысль хорошо иллюстрирует следующий пример. Однажды один из Его группы спросил: «Как можем знать путь?» Его вопрос отражал неспособность попять суть Святой Троицы, и Иисус ответил: «Я семь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:5-6). Другими словами, Он сказал, что па этот вопрос уже есть ответ, достаточно только ученикам открыть глаза па воплощенную духовную Реальность, живущую среди них.

Эта простая методика видна с самого начала. Она открывается в том, как Иисус приглашал людей следовать за Собой. Иоанн и Андрей были приглашены «пойти и увидеть» место, где Иисус жил (Ин. 1:39). Ничего больше не было сказано, согласно Писанию. Но что еще нужно было сказать? Дома, с Иисусом, они могли все обговорить и там наедине, в непосредственной близости увидеть Его личность и дело. К Филиппу Иисус обратился так же лаконично: «Иди за Мною» (Ин. 1:43). Явно пораженный этим простым подходом, Филипп пригласил Нафанаила также «пойти и посмотреть» на Учителя (Ин. 1:46). Одна живая проповедь стоит сотни объяснений. Позднее, когда Иисус встретился с Иаковом, Иоанном, Петром и Андреем, чинящими сети, Он напомнил им все те же знакомые слова: «Идите за Мною», только на этот раз добавил обоснование: «И Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1:17; ср. Мф. 4:19; Лк. 5:10). Подобным же образом Он позвал и Матфея: «Следуй за Мною» (Мк. 2:14; Мф. 9:9; Лк. 5:27).

Соблюдение принципа

Посмотрите, какая мощная стратегия заключалась в этом. Ответив на первый призыв, верующие в результате оказывались в школе Учителя, где расширялось их понимание и укреплялась их вера. Конечно, многое эти люди не понимали, — они и сами охотно признавались в этом, когда ходили с Ним; но все эти проблемы можно было преодолеть, следуя за Иисусом. В Его присутствии они могли научиться всему, что им было необходимо знать.

Этот принцип действовал с самого начала, но более конкретно он был сформулирован позднее, когда Иисус из большой группы последователей выбрал двенадцать, «чтобы с Ним были» (Мк. 3:14; ср. Лк. 6:13). Правда, Он добавил, что будет «посылать их па проповедь» и даст им «власть исцелять от болезней и изгонять бесов», но важно понять главное: прежде всего эти люди должны были «быть с Ним». Фактически, их предназначение быть в постоянном общении с Ним было такой же частью порученной им миссии, как и дан-пая им власть благовествовать. А для начального периода первое поистине даже более важно, так как в этом и заключалась необходимая подготовка к последующему служению.

Подготовка к конечной цели

Целенаправленность Иисуса становится очевидной, если внимательно проследить события, описанные в Евангелии. Оказывается, во второй и третий годы Своего служения Христос уделял избранным ученикам все больше, а не меньше времени, как можно было бы ожидать.[14]

Часто Он уходил с ними в какие-нибудь горные местности страны, где Он был относительно неизвестен, стремясь, насколько возможно, избежать внимания толпы. Они предпринимали совместные путешествия к северо-западу в Тир и Сидон (Мк. 7:24; Мф. 15:21); в «пределы Дссятиградия» (Мк. 7:31; ср. Мф. 15:29) и в «пределы Далмануфские» па юго-востоке Галилеи (Мк. 8:10; ср. Мф. 15:39); и, наконец, в «селения Кесарии Филипповой» на северо-востоке (Мк. 8:27; ср. Мф. 16:13). Эти путешествия делались отчасти из-за оппозиции фарисеев и враждебности Ирода, но главным образом потому, что Иисус ощущал необходимость быть наедине с учениками. Позже Он провел со Своими учениками несколько месяцев в Перес, на восточном берегу Иордана (Лк. 13:22-19:28; Ин. 10:40-11:54; Мф. 19:1-20:34; Мк. 10: 1-52).

Когда там собралась оппозиция, Иисус «уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим и там оставался с учениками Своими» (Ин. 11:54). Когда наконец для Него наступило время идти в Иерусалим, Он не случайно «отозвал двенадцать учеников одних», отделив их от остальных, и медленно направился к Иерусалиму (Мф. 20:17; ср. Мк. 10:32).

Нет ничего удивительного в том, что в течение последней недели Иисус вообще не выпускал Своих учеников из поля зрения. Даже когда Он молился один в Гефсимании, Его ученики находились от Него только па расстоянии брошенного камня (Лк. 22:41). Разве не так бывает в семье, когда приближается час расставания? Сберегается каждая минута, так как все осознают, что такого близкого общения во плоти больше не будет. Произнесенные в подобных обстоятельствах слова всегда драгоценны. Не сразу, а только когда время уже было близко, ученики Христа постигли глубочайшее значение Его присутствия (Ин. 16:4). Несомненно, именно этим объясняется то, что авторы Евангелий так много внимания уделили этим последним дням. Половина всего, что написано об Иисусе, произошло в последние месяцы Его жизни, и особенно в последнюю неделю.

Направление, которому Иисус следовал всю жизнь, особенно ясно проявилось в дни, которые последовали за Его воскресением. Чрезвычайно интересно, что после воскресения во всех десяти случаях Христос являлся только Своим последователям, особенно избранным Апостолам. [15] Насколько мы можем понять из Библии, ни одному неверующему человеку не суждено было увидеть прославленного Господа. И это не так уж странно. Не было нужды возбуждать толпы Его эффектным явлением. Что бы они могли сделать? Но учеников, которые в отчаянии бежали после распятия, необходимо было оживить в вере и утвердить в их миссии всемирного значения. Все Его служение было направлено па них.

Так и было. Время, которое Иисус посвятил этим немногим ученикам, настолько велико по сравнению с временем, выделенным остальным, что это можно рассматривать только как намеренную стратегию. Он проводил со Своими учениками больше времени, чем со всеми остальными, вместе взятыми. Он ел с ними, спал и говорил большую часть всего Своего активного служения. Они вместе ходили по безлюдным дорогам; вместе входили в многолюдные города; вместе плавали и ловили рыбу в Галилейском море; вместе молились в пустынных местах и па горах; вместе поклонялись в синагогах и в Храме.

Обратите внимание: даже когда Иисус служил другим, ученики всегда были с Ним рядом. Когда Он обращался к толпам, которые теснили Его, когда вступал в борьбу с книжниками и фарисеями, которые стремились поймать Его в ловушку, или говорил с каким-нибудь одиноким нищим на дороге, ученики всегда были поблизости — чтобы наблюдать и слушать. Таким образом, все, что пи делал Иисус, приносило двойной результат: Он уделял внимание всем нуждающимся и при этом осуществлял служение Своим ученикам, которые были рядом. Они получали пользу от всего, что Он говорил и делал другим, плюс — разъяснения и советы лично для себя.

Такое близкое и постоянное общение требовало от Иисуса полной самоотдачи, у Него буквально не оставалось времени для Себя. Как маленькие дети, жаждущие внимания отпа, ученики всегда «вертелись под ногами» у Учителя. Даже Его уединенные молитвы они постоянно нарушали своим вмешательством (Мк. 6:46-48; ср. Лк. 11:1). Но иначе Иисусу было нельзя. Он хотел быть с ними. Они были Его духовными детьми

(Мк. 10:24; Ип. 13:33; 21:5), а отец может по-настоящему воспитывать своих детей, только находясь рядом с ними.

Основа успеха

Этот принцип так очевиден, и все же редко кто пытается применить его на практике. Он не сразу бросается в глаза, н люди упускают его из виду. Однако от Своих учеников Иисус требовал предельного внимания к Своим действиям. В последние дни Учитель особенно старался запечатлеть в их сознании смысл того, что Он делает. К примеру, однажды, обращаясь к тем, кто три года следовал за Ним, Иисус сказал: «Вы будете свидетельствовать, потому что вы с начала со Мною» (Ин. 15:27). Скромно и незаметно для мира Иисус воспитывал людей так, чтобы они стали Его свидетелями после того, как Он уйдет, а Его способ воспитания был прост: Он был в постоянном общении с ними. Именно потому что они «пребывали с Ним» в Его искушениях, им было предназначено занять ведущие места в Его вечном царстве, где они будут есть и пить за Его столом и сядут па престолах судить двенадцать колен Израиля (Лк. 22:28-30).

Неверно будет, однако, заключить, что принцип следования за Иисусом распространялся исключительно на группу Апостолов. Иисус сосредоточил все Свое внимание на этих нескольких избранных людях, но в разной степени Он проявлял такую же заботу и о других, следовавших за Ним. К примеру, Он пошел домой к Закхею после его обращения на Иерихонской дороге (Лк. 19:7) и провел с ним некоторое время, прежде чем уйти из города. После обращения женщины у колодца в Самарии Иисус задержался па несколько дней в Сихаре, чтобы наставить людей этой общины, которые «уверовали в Него по слову женщины свидетельствовавшей», и благодаря этому личному общению с Ним «еще большее число уверовало по Его слову», не по свидетельству женщины, а потому что сами слышали слова Учителя (Ип. 4:39-42). Часто тому, кто получал от Учителя помощь, позволялось присоединяться к следовавшим за Иисусом, как, например, Вартнмсю (Мк. 10:52; Мф. 20:34; Лк. 18:43). Таким образом, многие присоединялись к апостольской группе, например, семьдесят, бывших с Ним в позднем служении в Иудее (Лк. 10:1,17). Все эти верующие получали от Иисуса определенное внимание, по его нельзя было сравнить с тем, что уделялось двенадцати.

Следует упомянуть также и о маленькой группе верных женщин, «которые служили Ему имением своим», как Мария и Марфа (Лк. 10:38-42), Мария Магдалина, Иоанна, Сусанна и «многие другие» (Лк. 8:1-3). Некоторые из этих женщин были с Ним до конца. Он не отвергал их великодушной доброты и часто помогал им в их вере. Тем не менее Иисус хорошо знал о половом барьере и, хотя и приветствовал их помощь, не старался присоединить этих женщин к избранной группе Своих учеников. В такого рода следовании есть ограничения, которые нужно признавать.

Но чаще всего у Иисуса просто не было времени, чтобы уделить этим людям, будь то мужчины или женщины, достаточно внимания. Он делал все, что мог, и это, несомненно, служило тому, что Его ученики глубоко осознавали необходимость непосредственной личной заботы о новообращенных, но Ему приходилось, прежде всего, посвящать Себя задаче воспитания нескольких людей, которые, в свою очередь, могли проявить такого рода личное внимание к остальным.

Церковь — воплощение принципа

Проблема проявления личной заботы о каждом верующем разрешается только при правильном понимании сущности и назначении Церкви. Здесь уместно заметить, что Церковь, как ее представлял себе Иисус, — когда верующие взаимодействуют друг с другом, — была практическим воплощением того, что Он делал с двенадцатью только в более крупном масштабе.[16] Фактически, именно Церковь способна осуществить принцип следования за Христом. То есть, группа верующих становится Телом Христа и в этом качестве служит друг другу индивидуально и коллективно.

Каждый член этого объединения по вере имел в служении свою особую часть. Но чтобы они могли выполнить свою роль, их необходимо было обучать и вдохновлять. Пока Иисус был с ними во плоти, Он был их Вождем, но потом принять на себя это руководство неизбежно должна была Церковь. Следовательно, Иисус должен был обучать их тому, что делал Он Сам: умению осуществлять постоянное личное общение с несколькими избранными людьми.

Наша проблема

Когда Церковь усвоит этот урок? Проповедь массам необходима, но этого не достаточно, чтобы подготовить лидеров евангелизма. Не смогут этого сделать и случайные молитвенные собрания, и подготовительные курсы. Созидать людей нелегко. Это требует постоянного личного внимания, весьма похожего па то, какое отец уделяет своим детям. Это нечто такое, чего не могут сделать ни организации, ни курсы, ни школы. Детей не воспитывают по долгу службы. Пример Иисуса учит нас, что это может осуществляться только людьми, должным образом подготовленными для работы с теми, кем они руководят.

Церковь явно не преуспела в этом, и последствия могут быть трагическими. В Церкви много говорится о евангелизме и о христианском воспитании, но проявляется мало попечения о личном общении, так как очевидно, что такой труд влечет за собой необходимость жертвовать собственными привилегиями. Конечно, многие церкви проводят с новыми членами своего рода конфирмационные беседы, обычно раз в неделю или в месяц, и т. п. Но остальное время христианским воспитанием молодого обращенного абсолютно никто не занимается, он может разве что присутствовать на службах в церкви или ходить в воскресную школу. Если новый христианин (в том случае, если он действительно спасен) не имеет родителей пли друзей, которые могли бы по-настоящему заполнить эту пустоту, то он полностью предоставлен самому себе в поисках решении бесчисленных практических проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни и каждая из которых может нанести громадный урон его вере.

При таком бессистемном, случайном следовании верующих не удивительно, что около половины исповедовавших Христа и присоединившихся к церкви постепенно отпадают или теряют первоначальную яркость христианского опыта, и все меньше у них стремления к познанию и желания принять участие в каком-нибудь служении для Царства. Если воскресные службы и беседы с новыми членами — это все, что церковь может сделать для развития молодых обращенных, то она сама дискредитирует собственные цели, надеясь на ложное, и если человек последует этому ленивому примеру, то это принесет больше вреда, чем пользы. Ничем не возможно заменить общение с людьми, и нелепо воображать, что что-нибудь ещедругое (кроме разве чуда) может вырастить сильных христианских лидеров. Да и в конце концов, если Сам Иисус, Сын Божий, находясь почти постоянно в течение трех лет со Своими несколькими учениками, все-таки потерял одного из них, как надеется церковь справится со своей задачей, рассчитывая лишь на собрания, устраиваемые несколько раз в год?

Применение принципа сегодня

Политика Иисуса в этом вопросе явно учит нас, что какой бы метод руководства новообращенными ни усвоила церковь, она должна положить в его основу принцип индивидуальной заботы о тех, кто доверился ее попечению. Поступить иначе — это значит покинуть новых верующих, предоставив их воле дьявола. Должна быть введена определенная система, согласно которой всякому обращенному дастся друг христианин, и уверовавший должен следовать за ним до тех пор, пока сам не будет в состоянии вести другого. Наставнику следует проводить с уверовавшим как можно больше времени, вместе с ним изучая Библию и молясь, отвечая па вопросы, разъясняя ему те или иные истины и вместе с ним помогая другим. Если в церкви нет таких наставников, готовых исполнять это служение, то нужно подготовить хотя бы нескольких. А единственный способ, которым их можно подготовить, — это дать им лидера для следования.

Итак, мы дали ответ на вопрос, как это делать, по необходимо попять, что с помощью этого метода можно достичь цели только тогда, когда последователи практикуют то, чему учатся.

А теперь нам предстоит усвоить следующий основной принцип стратегии Учителя.