Глава 4. Принятие Духа Святого

«Примите Духа Святого» Ин. 20:22

Он отдал себя

Иисус хотел, чтобы Его последователи повиновались Ему. Но, понимая необходимость этого, Он сознавал, что в Его Духе ученики откроют более глубокие переживания и, приняв Его Дух, познают любовь Бога к погибающему миру. Вот почему Его требования дисциплины принимались без возражений. Ученики понимали, что они не просто исполняют закон, по отвечают Тому, Кто любит их и Кто желает отдать им Самого Себя.

Цель Его жизни заключалась в том, чтобы отдавать, Он давал им то, что дал Ему Отец (Ин. 15:15; 17:4,8,14). Он давал им Свой мир, благодаря которому Он выстоял в испытаниях (Ин. 16:33; ср. Мф. 11:28). Он давал им Свою радость, в которой Он трудился среди окружавших Его страданий и скорбей (Ин. 15:11; 17:11). Он дал им ключи от Своего Царства, которое не могли одолеть силы ада (Мф. 16:19; ср. Лк. 12:32). Поистине, Он дал им Свою собственную славу, которая принадлежала Ему прежде создания миров, чтобы они были едины, как Он был един с Отцом (Ин. 17:22,24). Он отдал все, что имел, — ничего не оставил у Себя, даже собственную жизнь.

Такова любовь — это всегда самоотдача. Там, где есть желание сохранить себя, нет любви. В этом смысле Иисус ясно показал Своим последователям, что означают слова: «Так возлюбил Бог мир» (Ин. 3:16). Это значило, что Бог отдал все, что имел, тем, кого Он любил, даже «Сына Своего Единородного». А для Сына, воплощавшего эту любовь, это означало отказ от собственного права жить, чтобы иметь право отдать жизнь за мир. И только тогда, когда осознаешь, что Сын занял место мира, начинаешь понимать значение Креста.

Именно поэтому крест Христа был неизбежен, ибо безграничная любовь Бога могла найти только безграничное выражение. Поскольку человек должен был умереть за свой грех, то Бог по Своей любви должен был послать Своего Сына умереть вместо нас. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Побуждение к служению

Вот почему Он не упускал возможность передать Своим последователям глубокое побуждение

Своей собственной души, Охваченной пламенел! Божьей любви к погибающему миру. Все, что Он делал и говорил, было вызвано этой всеобъемлющей сжигающей страстью. Его жизнь постепенно раскрывала вечную Божью цель — спасти для Себя людей. Именно это крайне необходимо было познать ученикам не в теории, а на практике.

И они видели, как Иисус ежедневно осуществляет это на практике различными способами. Хотя часто было мучительно трудно принять то, что Он делал, например, когда Он мыл им ноги (Ин. 13:1-20), они не могли не понять, что Ом имеет в виду. Они видели, как их Учитель отказался от многих удобств и удовольствий мира и стал им слугой. Они видели, как Он отказывался от всего того, что они ценили, — физические удовольствия, народное признание, престиж; тогда как все, чего они старались избежать: бедность, унижение, скорбь и даже смерть — Он добровольно принимал ради них. Наблюдая, как Он служит больным, утешает скорбящих и благовествует нищим, они постепенно осознавали, что Учитель никакое служение не считает слишком малым и никакую жертву слишком большой, если это делается для славы Божьей. Они не всегда понимали это и, конечно, не могли объяснить, но они никогда не могли ошибиться в сути происходящего.

Его освящение

Освящение Иисуса состояло в постоянном обновлении Своей посвященности Богу через любящее служение другим. Это ясно было сказано в Его первосвященнической молитве: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир; и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17:18, 19). [18] Заметьте, что это отделение Себя для Бога, которое выражено словом «освящаю» (или «посвящаю»), для Иисуса не было необходимым с целью очищения, так как Он всегда был чист. Не было это необходимым и для того, чтобы получить силу для служения, так как Иисус всегда обладал всею силой, какую только мог использовать. Но Его освящение, как становится ясным из контекста, касалось преданности цели, ради которой Он был «послан в мир», [19] и, посвятив Себя этой цели — евангелизации, Он постоянно отдавал Свою жизнь «за них».

Итак, Его освящение было не с целью собственной выгоды, но ради Его учеников, чтобы они могли быть освящены истиною».[20] Иначе говоря, отдавая Себя Богу, Иисус отдавал Себя тем, кто окружал Его, чтобы они могли научиться на примере Его жизни подобной же преданности той миссии, ради которой Он пришел в мир. Весь Его план евангслизации держался па этой посвященности и, в свою очередь, на той верности, с которой Его ученики отдавали Себя в любви миру, окружавшему их.

Критерии служения

Это должно было стать критерием оценки их собственного служения во имя Его. Они должны были давать даром, так же, как получили (Мф. 10:8). Они должны были любить друг друга, как Ои любил их (Ин. 13:34,35). Именно это должно было быть присуще Его ученикам (Ин. 15:9, 10). В этом заключались все Его заповеди (Ин. 15:12, 17; ср. Мф. 22:37-40; Мк. 12:30,31; Лк. 10:27). Любовь — любовь Голгофы — была мерилом и критерием. Ученики видели эту любовь на протяжении трех лет, и так же, как Иисус, они должны были отдавать себя в самоотверженной посвященности тем, кого возлюбил Отец и за кого умер их Учитель (Ин. 17:23).

Такое проявление любви и было тем путем, через который мир мог узнать, что Евангелие истинно. Как иначе можно убедить миллионы людей? Любовь — единственный способ получить добровольный отклик людей, а это возможно только благодаря присутствию Христа в сердце. Потому Иисус молился: «Отче Праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17:25-26).

Труд Святого Духа

Пусть никто, однако, не воображает, что такой опыт общения с Христом может быть получен с помощью человеческих усилий. Иисус чрезвычайно ясно дал понять, что Его жизнь передастся только через Святого Духа. «Дух животворит, плоть не пользует пи мало» (Ин. 6:63). Вот почему, даже для того чтобы начать жить во Христе, надлежит родиться вновь (Ин. 3:3-9). Развращенная природа человека должна быть возрождена Духом Божьим, прежде чем он сможет выполнить свою истинную цель — преобразиться в образ Божий. Так же именно Дух поддерживал и питал преображенную жизнь ученика, по мерс того как тот возрастал в благодати и в познании (Ин. 4:14; 7:38,39). Тем же Духом человек очищался через Слово и отделялся для Бога на святое служение

(Ин. 15:3; 17:17; ср. Еф. 5:26). От начала до конца любое личное общение с живым Христом было возможно благодаря работе Святого Духа. По тому же свидетельству, только Святой Дух давал кому бы то ни было способность выполнять искупительную миссию евангслизации. Иисус подчеркивал эту истину в самом начале в связи со Своим собственным трудом, заявляя, что все Он делает в сотрудничестве с «Духом Господним». Это благодаря Ему, Духу, Иисус благовествовал пищим, исцелял сокрушенных сердцем, проповедовал освобождение пленным, открывал глаза слепым, изгонял бесов и давал свободу измученным (Лк. 4:18; Мер. 12:28). Иисус был Богом в откровении; Дух же был Богом в действии. Он был Представителем Божества, фактически осуществляющим через людей вечный план спасения. Поэтому Иисус объяснил ученикам, что Дух приготовит путь для их служения. Он даст им способность говорить (Мф. 10:19,20; Мк. 13:11; Лк. 12:12). Он обличит мир «о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8). Он даст просвещение истины, чтобы люди познали Господа (Мф. 22:43; ср. Мк. 22:36; Ин. 16:14). Его силою ученикам была обещана способность делать дела их Господа (Ин. 14:12). [21] В этом свете евангеизация вовсе не рассматривалась как некое человеческое предприятие, но как Божественный план, который осуществляется с самого начала и будет продолжаться, пока не будет достигнута Божья цель. Это, вместе с тем, труд Духа. Все, что требовалось от учеников,- это дать Духу возможность полностью обладать их жизнью.

Другой утешитель

Ради их собственного блага ученикам было необходимо более существенно узнать об отношении Духа к Личности их Господа. Иисус, конечно, сознавал эту необходимость н потому Он более конкретно говорил об этом, когда Его дни во плоти , подходили к концу. До этого момента Он всегда был с ними. Он был их Утешителем, их Учителем, 1 их Водителем. В общении с Ним ученики получали ободрение и силу; с Ним все казалось возможным, но, к их великому сожалению, Иисус возвращался на Небеса. Поэтому Иисус старался объяснить им, как они будут жить без Него.

Именно в это время Иисус сказал им о Духе как о «Другом [22] Утешителе», о Советнике, о Личности, Которая займет рядом с ними такое же место в незримой сфере, какое Иисус занимал в зримой плоти (Ин. 14:6). Точно так же, как Он служил им в течение трех лет, теперь Дух будет наставлять их на всякую истину (Ин. 16:13). Он возвестит будущее (Ин. 16:13). Он научит их всему, что им необходимо знать (Ин. 14:26). Он будет помогать им молиться (Ин. 14:12,13; 16:23, 24). Короче говоря, Он прославит Сына, взяв от Христа и дав это Его последователям (Ин. 16:14, 15). Мир не может принять этой истины, ибо он не знает Иисуса; но ученики познали Его, ибо Он был с ними, и в Духе Он будет с ними вечно (Ин. 14:17).

То, о чем говорил Иисус, была не теория, не доктрина, не временное приспособление. Это было обетование подлинной компенсации той потери, которую ученикам предстояло пережить. «Другой Утешитель», абсолютно как Иисус, должен был наполнить их самим Присутствием Учителя. Поистине, преимущества, которыми ученики должны были обладать в этих глубочайших отношениях с Духом, были больше тех, которые они знали, когда Иисус ходил с ними по дорогам Галилеи. Кроме всего прочего, во плоти Иисус был ограничен одним телом и одним местом, но в Духе все эти ограничения были уничтожены. Теперь Он мог быть с ними всегда и буквально никогда не оставлять и не покидать их (Мф. 28:20; ср. Ин. 14:16).

Если смотреть с этой точки зрения, для Иисуса было лучше, закончив Свой труд, вернуться к Отцу и послать благословенного Утешителя занять Его место (Ип. 16:7).

Секрет жизни победы

Поэтому Иисус хотел, чтобы Его ученики оставались в Иерусалиме до тех пор, пока это обетование не станет для них реальностью (Лк. 24:49; Деян. 1:4,5,8; 2:33). Как еще иначе они могли бы исполнить поручение своего Господа с радостью и внутренним миром? Им необходимо было ощутить Христа так реально, чтобы их жизни наполнились Его присутствием. Евангелизм должен был стать в них пламенным побуждением, очищающим их желания и направляющим их мысли. Для этого требовалось не менее чем личное крещение Святым Духом. Сверхчеловеческое дело, к которому, они были призваны, требовало сверхъестественной помощи — облечения сплою свыше. Это означало, что ученики, исповедовав свою глубоко укорененную гордость и противление и окончательно предавшись Христу, должны были верой прийти к новому и очищающему переживанию исполнения Духом.[23]

То, что эти люди были обычными представителями человечества, вовсе не являлось препятствием. Это только еще раз напоминает нам о могущественной силе Духа Божьего, достигающего Своей цели в людях, полностью отдавшихся Его власти. В конечном итоге сила заключается в Духе Христа. Имеет значение не то, кто есть мы, а то, Кто есть Он.

Истина, сокрытая от неверующих

Следует еще раз упомянуть, что к этому славному переживанию пришли только те, кто проследовал за Иисусом до конца. Те же, кто следовал в стороне, подобно толпам народа, а также те, кто упорно отказывался ходить в свете Его Слова, как фарисеи, даже и не услышали о действиях благословенного Утешителя. Как уже было замечено раньше, Иисус не бросал Свой жемчуг перед теми, кто его не мог оценить.[24]

И так было па протяжении всей Его жизни. Иисус целенаправленно берег для Своих нескольких избранных учеников, и особенно для двенадцати, Свои самые важные откровения (Лк. 10:22; Мф. 11:27; ср. 16:17). Поистине, блаженны были их глаза и уши! Многие пророки и цари желали видеть то, что они видели, и слышать то, что они слышали, но не могли (Мф. 13:16,17; Лк. 10:23, 24; ср. Мф. 13:10,11; Мк. 4:10,11; Лк. 8:9,10). Такая политика может показаться странной, если не понять, что Иисус умышленно передавал все, что имел, этим нескольким людям, чтобы должным образом подготовить их к совершению Его дела.

Основной вопрос современности

Все сводится к Личности Учителя. Его путь заключался в самой Его жизни. И так же должно быть у Его последователей. Мы должны через Духа иметь в себе Его жизнь, если хотим совершать Его дело и практиковать Его учение. Всякий труд евангелиста без этого так же безжизнен, как и бессмыслен. Только когда Дух Христов прославляет в пас Сына, люди привлекаются к Отцу.

Разумеется, мы не можем отдавать то, чем сами не владеем. Сама возможность отдавать свою жизнь во Христе доказывает обладание этой жизнью. Нс можем мы удерживать то, чем мы обладаем в Духе Христа. Дух Божий всегда настаивает на том, чтобы Христос делался известным. Вот великий парадокс жизни — мы должны умереть для себя, чтобы жить во Христе, и в этом отречении от себя мы должны отдавать себя в служении и посвященности нашему Господу. Таков был метод евангслизации Иисуса, примененный сначала в отношении Его нескольких последователей, чтобы через них стать силой Божьей, побеждающей мир.

На этом наше рассуждение не заканчивается. Необходимо также понять, как жить Его жизнью. Итак, мы должны увидеть еще один очевидный аспект стратегии Иисуса, использованный Им в работе с учениками.