Глава 6. Поручение

«Я сделаю вам ловцами человеков» Мф. 4:19

Он поручил им дело

Иисус всегда ориентировался в Своем служении на то время, когда Его ученики должны будут взять Его труд и пойти в мир с Евангелием искупления. Этот план становился все яснее по мере того, как они следовали за Ним.

Терпение, с которым Иисус показывал это ученикам, говорит о том, что Он принимал в расчет их способность к обучению. Он никогда не спешил. В первом приглашении ученикам следовать за Ним, не было сказано о том, что им предстоит евангелизировать мир, хотя именно в этом состоял Его план с самого начала. Его метод заключался в том, чтобы передать Своим ученикам жизненно важный опыт хождения с Богом, показать, как надо трудиться, и только потом разрешить им действовать самим.

С другой стороны, Иисус поощрял их невольное, неосознанное стремление нести свидетельство своей веры. Он действительно был рад их желанию привести других к познанию того, что обрели они сами. Андрей позвал Петра, Филипп нашел Нафанаила, Матфей пригласил своих друзей на пир в своем доме — и это радовало Иисуса. Уместно также отметить, что в некоторых случаях Иисус специально просил тех, кто получил от Него помощь, сказать об этом другим. Однако ни в один из этих ранних моментов подлинная цель их жизни — свидетельство — не была выражена в форме конкретного, ясного повеления.

Он иначе использовал учеников в Своем труде, например, поручал им заботу о ручной клади, о пище и о элементарных удобствах для группы. Он также позволял им крестить некоторых людей, пробужденных Его проповедью (Ин. 4:2).[30] Помимо этого, как показано в Евангелиях, эти первые ученики фактически ничего не должны были делать — только наблюдать действия Иисуса в течение года, пли более того; они постоянно видели пример Его деятельности. В Своем повторном призыве четырем рыболовам Он напомнил им, что, следуя за Ним, опп станут ловцами человеков (Мк. 1:17; Мф. 4:19; Лк. 5:10), но они, казалось, мало что делали в этом направлении. Даже после того как несколькими месяцами позже они были формально посланы на служение (Мк. 3:14-19; Лк. 6:13-16), никаких результатов их собственного евангелизационного труда не было видно. Это наблюдение, вероятно, должно заставить нас быть более терпеливыми с новообращенными, следующими за нами.

Первая евангелизационная миссия двенадцати

Начиная Свое третье путешествие по Галилее (Мк. 6:6; Мф. 9:35), Иисус дал попять, что пришло время, когда Его ученики смогут более непосредственно участвовать в Его труде. Теперь они уже достаточно видели, чтобы, наконец, начать действовать самим. Теперь им необходимо было на практике использовать все то, что они видели в деятельности своего Наставника. Итак, Он, «призвав двенадцать, начал посылать их…» (Мк. 6:7; ср. Мф. 10:5; Лк. 9:1,2). Как орлица-мать учит птенцов летать, выталкивая их из гнезда, так Иисус вытолкнул Своих учеников в мир, чтобы те испытали свои крылья.

Инструктаж

Пепел тем как отпустить их, Иисус кратко дал им некоторые инструкции относительно их миссии. Для нашего исследования очень важно знать, что Он сказал им по этому поводу, потому что здесь Он в определенном смысле явно изложил все то, чему исподволь учил их все это время.

Прежде всего Он вновь подтвердил цель, которую предназначил для их жизней. Они должны были идти и «проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9:1,2; ср. Мф. 10:1; Мк. 6:7). В этом поручении не было ничего нового, но оно еще больше прояснило их задачу. Кроме того, содержание новых инструкций показало срочность и безотлагательность этой задачи, когда Он сказал, что «приблизилось Царство» (Мф. 10:7), и даровал им еще больше силы, чтобы не только исцелять больных, но и «прокаженных очищать, мертвых воскрешать, бесов изгонять» (Мф. 10:8).

И это еще не все. Далее Он указал им, к кому идти прежде: «На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:5, 6). Иисус, похоже, направил Своих учеников туда, где можно было найти наиболее восприимчивых слушателей для проповеди. Так Иисус Сам поступал в Своем служении, хотя, когда было необходимо, Он не ограничивался этим. Соотечественники Апостолов были наиболее близки им по своему быту, культурным условиям и религии, и естественно было начать именно с них. Но когда несколько месяцев спустя были посланы семьдесят, уже не было указано пи на какие ограничения в проповеди, вероятно, пришло время преодолеть эти естественные барьеры.

Что касается материальной стороны, то им надлежало уповать па Бога. Они должны были оказывать все перечисленные виды помощи даром, помня, что и сами они все даром получали от Господа (Мф. 10:8). Следовательно, Иисус сказал им не обременять себя без надобности излишним багажом и продовольствием (Мф. 10:9, 10; Мк. 6:8, 9; Лк. 9:3), так как Бог за их верность Сам позаботится о том, чтобы обеспечить их всем необходимым. «Трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10).

План Иисуса для Его учеников был еще более конкретен: они должны были, придя в город, найти дружески расположенного человека и жить у него все время, пока будет продолжаться их евангелизационный труд в этой местности. «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь [то есть выясняйте], кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете» (Мф. 10:11: ср. Мк. 6:10; Лк. 9:4). Другими словами, Он советовал ученикам сосредоточить свое внимание па наиболее перспективных личностях, которые смогут продолжить их дело после того, как они уйдут. Это было эффективней любого другого способа. Если же они не смогут найти никого, кто бы принял их, то и на этот случай они получили конкретное наставление: отрясти пыль со своих ног как свидетельство против них. И «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф. 10:14,15; ср. Лк. 9:5;

Мк. 6:11). Принцип состоял в том, чтобы заложить па новом месте базу для будущего труда, выбрав прежде всего потенциального лидера. Иисус следовал этому принципу в работе со Своими учениками и от них ожидал того же самого. Весь Его план евангелизации зависел от этого, и те местности, где у учеников не было возможности применить этот принцип, фактически навлекали па себя наказание полной тьмой.

Иисус предупредил также учеников, что некоторые не примут их служения: «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками» (Мф. 10:17,18). Это было естественно, так как «ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10:24). Законники называли Иисуса Вельзевулом, и Его последователи не могли надеяться на меньшие оскорбления в свой адрес (Мф. 10:25). Это было еще одним подтверждением того, что Его путь был прямо противоположным общепринятому направлению мышления — образцу мирской мудрости. Поэтому их будут ненавидеть все (Мф. 10:22,23). Но, несмотря ни на что, Иисус сказал им: «Не бойтесь». Бог никогда не покинет их. И хотя их свидетельство сопряжено со смертельной опасностью, Святой Дух даст им способность встретить чрезвычайные обстоятельства (Мф. 10:20,21), что бы ни случилось с ними. И, как заверил их Иисус, всякий, кто исповедал Его перед людьми, будет исповедан перед Его Небесным Отцом (М*. 10:32).Нельзя не поразиться тому, насколько реалистично Иисус подходил к этому вопросу, Ои никогда не позволял Своим ученикам недооценивать силу врага пли естественное сопротивление людей Его искупляющему Евангелию. Они не искали неприятностей. Его предостережение: «Будьте мудры, как змии, и просты, [31] как голуби» (Мф. 10:16), подчеркивало необходимость достойного и тактичного поведения, но было ясно, что, несмотря на все предосторожности, мир, скорее всего, не будет благосклонен к ученикам, проповедующим Евангелие. Они были посланы «как овцы в среду (так в английском переводе Библии — прим. перев.) волков» (Мф. 10:16).

Разделяющее евангелие

Важно также и то, что Иисус напомнил им о разделяющем действии евангельского призыва. Не могло быть никаких компромиссов с грехом, и поэтому всякий, кто отстраняется от Бога, несомненно, будет встревожен их проповедью. Они были посланы пе с дружеским визитом, чтобы укрепить и поддержать существующее положение самодовольства и успокоенности. Напротив, Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир па землю; пе мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью се, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мной, тот пе достоин Меня» (Мф. 10:34-38). Если до этого времени у учеников были какие-то иллюзии па счет их труда, то теперь они, наверняка, рассеялись. Теперь они шли вперед с революционным Евангелием, и если этому Евангелию повиновались, то оно производило революционные перемены в людях и в их обществе.

Во всех этих наставлениях Иисус подчеркивал, что миссия Его учеников принципами и методами пе отличается от Его собственной. Он начал с того, что дал им Свою власть и силу совершать Его труд (Мк. 6:7; Мф. 10:1; Лк. 9:1), а затем заверил их, что все их дела будут иметь такое же значение, как если бы Он сделал это Сам. «Кто принимает вас, принимает Пославшего Меня» (Мф. 10:40; ср. Ип. 13:20). Подумайте об этом тождестве! Ученикам предстояло быть фактическими представителями Христа в мире. Это единение было так явно, что, как сказано в Евангелии, «если кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика», то этот акт милосердия не останется без награды (Мф. 10:42).

Принцип деления на группы

Таковы были наставления, которые Христос дал Своим ученикам. Но прежде чем они пошли, Он разделил их на группы по двое [32] (Мк. 6:7). Несомненно, Оп хотел обеспечить Своих учеников товарищем, который так необходим в пути. Вместе они могли помогать друг другу, и когда их встречали неблагоприятные обстоятельства (как, впрочем, очень часто и бывало), то они могли находить утешение друг в друге. Это снова показывает характерную для Иисуса заботу о том, чтобы Его ученики все делали сообща.

«Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду» (Лк. 9:6; ср. Мк. 6:12). Маленькая группа учеников наконец-то начала лично участвовать в служении Христа.

Разумеется, это не означало, что Иисус готов был прекратить Свою собственную деятельность. Оп никогда не просил никого что-то делать за Себя. Поэтому, когда ученики пошли на труд, их Наставник точно также «перешел оттуда учить и проповедовать в городах их» (Мф. 11:1).

Миссия семидесяти

Через несколько месяцев после этого «другие семьдесят» вновь были посланы по двое свидетельствовать о своем Господе (Лк. 10:1). Точно неизвестно, кто были эти семьдесят учеников, но есть основания считать, что эта группа включала в себя и первых двенадцать. По всей вероятности, в связи с активной деятельностью двенадцати понадобилось большее количество учеников, чтобы свидетельствовать о Христе.

Наставления, вновь данные этой группе, были в сущности прежними (Лк. 10:2-16). Единственным добавлением к этому новому поручению было напоминание, что они должны идти «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. 10:1). То есть ученики являлись своего рода предтечами своего Господа, готовящими почву для Его служения. Подобный опыт они усвоили уже несколькими неделями раньше на пути в Самарию (Лк. 9:52), и теперь всем им предстояло на практике применить то, что они узнали из евангелизационной стратегии своего Учителя.

Повеления, данные после воскресения

Его принцип — наставление учеников в свангелизационном труде — был использован также непосредственно перед тем, как Он возвратился на Небеса, после Своего распятия и воскресения. По меньшей мерс в четырех встречах со Своими учениками Он говорил им идти и совершать Его дело. Впервые это было сказано ученикам (за исключением Фомы) в тот первый пасхальный вечер, когда они собрались в горнице. После того как Иисус показал потрясенным ученикам Свои пронзенные гвоздями руки и ноги (Лк. 24:38-40) и разделил с ними пищу (Лк. 24:41-43), Он сказал: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21), после чего вновь подтвердил для них обетование о Святом Духе п Его роль в их труде.

Чуть позже, когда Иисус завтракал со Своими учениками у Тивериадского моря, Он трижды сказал Петру пасти Его овец (Ии. 21: 15, 16, 17).

На горе в Галилее Он дал Свое Великое поручение не только одиннадцати ученикам (Мф. 28:16), но и всей церкви, насчитывавшей тогда около 500 братьев (1 Кор. 15:6). Это было ясное изложение Его стратегии завоевания мира. «Дана Мне всякая власть на небе и па земле: итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вамп во все дни до скончания века» (Мф. 28:18-20; ср. Мк. 16:15-18).

И наконец, перед тем как Он вознесся к Отцу, Иисус вновь, последний раз, повторил все это Своим ученикам, показывая им, как все должно совершиться (Лк. 24:44,45). Его страдание и смерть, так же, как и воскресение в третий день, — все это было по плану (Лк. 24:46). Иисус продолжал показывать им, что «надлежало… проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:47). И в исполнении этой божественной цели ученики должны были принимать не меньшее участие, чем их Учитель. Им предстояло быть орудиями провозглашения Благой Вести, и Святой Дух должен был быть личным присутствием Бога, дающим силу их миссии. «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяп. 1:8; ср. Лк. 24:48,49).

Принцип ясен

Ясно, что Иисус не мог поставить дело евангелизации в зависимость только от человеческой силы, влияния и убеждения. Для Его учеников это было четкое и определенное повеление, исподволь воспринятое ими еще в начале их ученичества и усвоенное в процессе следования за Ним. Никто из тех, кто следовал за Иисусом до конца, не мог уклониться от выполнения последнего повеления. Так было тогда — так обстоит дело и сегодня.

Ученики Христа (христиане)-это люди, посланные на тот же самый труд евангелизации мира, на который был послан Господь, именно заэто Он отдал Свою жизнь. Евангелизация — это не какое-то необязательное приложение к нашей жизни. В этом заключается суть всего, чем мы призваны быть и что призваны делать. В этом миссия Церкви, которая придаст смысл всему остальному, что предпринимается во имя Христа. Когда эта цель ясно осознается, то все, что делается и говорится, является славным осуществлением Божьего плана искупления, будь то просветительские учреждения, общественная деятельность, больницы, различного рода церковные собрания — все, что делается во имя Христа, оправдано в выполнении этой миссии.

Современное применение принципу!

Но нельзя превратить это в недостижимый идеал. Нужно, чтобы это нашло отражение в жизни тех, кто следует за Спасителем. Лучший способ удостовериться в том, что дело совершается, — это дать практические указания и ожидать их выполнения. Это заставляет людей начать действовать, и если они уже увидели пример своей будущей деятельности в жизни своего Учителя, то есть основания ожидать, что указания будут выполнены. Когда Церковь близко к сердцу примет этот урок и серьезно подойдет к делу сваигелизации, тогда люди на церковных скамьях вскоре начнут действовать для Бога.

Необходимо, однако, помнить, что начало работы еще не гарантирует ее окончания. Инерция преодолена, и теперь нужно сохранить движение, и притом в верном направлении. Безусловно, указания, которые Иисус давал Своим ученикам, по крайней мере вначале, не означали для учеников окончания Его «подготовительной школы». Им предстояло еще очень многому научиться, прежде чем стать выпускниками, и, пока это время не наступило, Он не спешил освобождать их от Своего личного руководства. Его забота об этом настолько явна и Его метод в этом отношении настолько четко виден, что его необходимо рассмотреть как следующий этап в Его стратегии полной победы.