Глава 3. Текстуальная проповедь

Итак, мы рассмотрели построение, или композицию, тематической проповеди: 1) под влиянием Святого Духа вы выбрали библейскую тему; 2) вы собрали материал в части (разделы); 3) вы расположили части в определенном порядке или последовательности; 4) вы объединили их так, чтобы быть уверенным в том, что все части служат развитию темы. Помните эти шаги, они — основа всякой проповеди.

Теперь обратим внимание на другой тип проповеди — текстуальный. Если иметь в виду основные принципы построения, то следует сказать, что текстуальная проповедь очень схожа с тематической, за исключением одного фундаментального различия: в текстуальной проповеди тема, части и их последовательность берутся непосредственно из текста — того или иного отрывка Св. Писания.

Чтобы проследить, как складывается этот вид проповеди сравнительно с тематической, давайте представим, что вы читаете отрывок из Писания. Во время чтения к вам приходит мысль о том, что эта выдержка могла бы стать полезной для Церкви, в которой вы служите. Помимо этого, вам представляется, что этот отрывок мог бы лечь в основу хорошей проповеди. Вы чувствуете, что Святой Дух обращается к вам через этот текст, побуждая к тому, чтобы произнести проповедь, исходя именно из этого текста. Движимые Духом Божьим, вы решаете проповедовать на основе этого текста в следующий раз, когда вас призовут к этому. Но что вам необходимо сделать далее?

1. Так же, как и тематическая, текстуальная проповедь должна иметь тему, но в данном случае тема находится в самом отрывке, и она-то и станет темой проповеди. Но как правильно определить тему отрывка? Это можно сделать, задав основополагающий вопрос: о чем повествует данный отрывок Св. Писания? Ответив на этот вопрос, вы определите тему.

2. Текстуальная проповедь также подразделяется на части. Но деление это должно исходить непосредственно из текста. Чтобы вычленить части, задайте другой немаловажный вопрос: что этот текст говорит о главной теме?

3. Подобным же образом упорядочение частей будет исходить из текста, из того, как он раскрывает главную тему, также развивающуюся в определенной последовательности.

4. Стремление к единству в данном случае продиктовано теми же причинами, что и при подготовке тематической проповеди, а именно: все части должны развивать тему, раскрывать ее.

Возможно, анализ какого-нибудь простого предложения поможет проиллюстрировать это. Как мы помним, предложение содержит подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, которые развивают или определяют подлежащее. Можно сказать, что прилагательные и глаголы говорят нечто о подлежащем. В предложении «Бог есть любовь» Бог — подлежащее, а слова «есть любовь» говорят нам нечто о Нем. Другими словами, «Бог» — это тема, а «есть любовь» развивает, определяет ее, Если мы прибавим еще слово «великий»: «Великий Бог есть любовь», то придем к следующему:

Тема: Бог

1. Великий (развитие или раскрытие)

2. Есть любовь (развитие или раскрытие)

Очевидно, что чем короче текст, тем меньше он развивает или раскрывает тему, взятую из отрывка. Вот почему проповедь, основанная на тексте, состоящем из одного предложения, не может быть отнесена к строго текстуальным. Гораздо в большей степени требованиям текстуальной проповеди отвечает та, что исходит из большего по объему отрывка Св. Писания.

Так как библейский отрывок является отдельной смысловой единицей, обычно он имеет главное предложение, в котором заключена тема всего отрывка, а также другие предложения, среди которых и те, что являются частью сложного предложения. Кроме того, в отрывке содержатся фразы, развивающие или раскрывающие тематическое предложение. Таким образом, очевидно, что тематическое предложение — это тема, а другие предложения — главные и зависимые, а также фразы отрывка — суть части.

Поскольку отрывок является основной смысловой единицей, во время изучения Библии с целью подготовки текстуальной проповеди рекомендуется использовать такой вариант ее перевода,, в котором стихи объединены в абзацы по смысловому признаку. Вероятно, вы заметили, что новые варианты переводов напечатаны именно таким образом.

Пойдем дальше. Чтобы проиллюстрировать построение текстуальной проповеди, давайте прочитаем отрывок из Книги пророка Михея, а затем схематически изобразим его. «О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).

Схема может выглядеть так:

«О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь…» (тема)

1. «Действовать справедливо» (развитие)

2. «Любить дела милосердия» (развитие)

3. «Смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (развитие).

Очевидно, это только схема, которая должна получить свое развитие и раскрытие. Материал можно взять из множества источников, таких, как Библия, книги и статьи Елены Уайт, книги и комментарии по данному тексту, иллюстрации, а также использовать свой жизненный опыт.

Текстуальная проповедь не исключает применения других библейских стихов или материалов иного рода, отличных от данного текста, но в ней эти материалы используются только для того, чтобы раскрыть или развить фрагмент, положенный в основу проповеди. Поскольку отрывок Мих. 6:8 содержит лишь одно предложение, можно с большой степенью вероятности предположить, что свое развитие данный текст получит не из себя самого, но благодаря другим стихам Св. Писания или иным материалам. Давайте посмотрим, что получится, когда к 8-му стиху мы прибавим еще стихи 6 и 7.

«»С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?»

О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».

Заметьте, как меняется тема в более обширном отрывке: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным?» Тематическое предложение представляет собой вопрос, а части являются ответами на этот вопрос. .Заметьте также, как ответы на этот вопрос поделены на отрицательные и положительные. Получается такая схема:

«С чем предстать мне пред Господом…» (тема)

1. Отрицательные ответы даны в форме риторических вопросов:

А. «Предстать ли пред Ним со всесожжениями…»

Б. «Но можно ли угодить Господу тысячами овнов…»

В. «Разве дам Ему первенца моего за преступление мое…»

2. Положительный ответ: «О, человек! сказано тебе, что — добро…»:

А. «Действовать справедливо»

Б. «Любить дела милосердия»

В. «Смиренномудренно ходить пред Богом твоим».

Чтобы еще ярче проиллюстрировать этот фрагмент, давайте обсудим другой отрывок, Рим. 5:1—5: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».

Схематически этот отрывок может быть представлен следующим образом:

«Итак, оправдавшись верою» (тема)

1. «Мы имеем мире Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (развитие)

2. «Чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим» (развитие)

3. «И хвалимся надеждою славы Божией» (развитие)

4. «И не сим только, но хвалимся и скорбями»

А. «Зная, что от скорби происходит терпение»

Б. «От терпения опытность»

В. «От опытности надежда».

Г «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия

излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»

(развитие). При подготовке проповеди схему можно выразить примерно так:

Тема: Плоды (благословения) оправдания верой.

1. Мы имеем мир с Богом.

2. Мы стоим в благодати Божьей.

3. Мы хвалимся надеждою славы Божьей.

4. Мы хвалимся скорбями, потому что:

А. От скорби происходит терпение. Б. От терпения опытность. В. От опытности надежда.

Г А надежда не постыжает, потому что на нас излилась любовь Божья.

Эта проповедь из разряда текстуальных, потому что в ее основу положен определенный текст Св. Писания. Раскрытие или развитие темы проявляется уже в самом тексте. Конечно, другие материалы также будут использованы в проповеди, но они будут развивать главную тему согласно с ее частями, взятыми из самого текста. Единство проповеди, ее построение, а также последовательность в изложении ее частей присутствуют в текстуальной проповеди точно так же, как и в тематической.

Анализ текста

Стержнем к текстуальной проповеди является анализ текста, то есть способность анализировать его с целью определения имеющихся в нем частей, а также их соотношения друг с другом. Некоторые отрывки из Св. Писания проанализировать нетрудно, особенно если работаешь с отрывком или близкой ему по завершенности смысловой единицей текста. Но случается и так, что на вас производят особое впечатление несколько стихов, не составляющих единый фрагмент. -Например, 1 Иоанна 1:8—10: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».

Без труда можно определить части этого отрывка: 1) «Если говорим, что не имеем греха»; 2) «Если исповедуем грехи наши…»; 3) «Если говорим, что мы не согрешили…» Но тема не так очевидна. Как же определить ее? Сделать это можно с помощью одного из двух путей:

1. Возможное в качестве вывода предложение может одновременно выявить тему всего отрывка. Например, тема этого отрывка может быть такой: «Как одолеть грех». Стоит избрать эту тему, как части перегруппируются в более подходящую с точки зрения психологии последовательность.

Тема: Как одолеть грех

1. «Если говорим, что не имеем греха…»

2. «Если говорим, что мы не согрешили…»

3. «Если исповедуем грехи наши…» Когда вы это делаете, вы тем самым рискуете привнести в текст то, что никогда не имел в виду автор при его написании, и вывести из него такое заключение, которое он никогда не подразумевал. В таком случае можно сказать, что вы не совсем честно обращаетесь с текстом.

2. Более приемлемым способом определения темы отрывка является контекстуально более широкое его прочтение. Рассмотрите начало 1-й главы послания Иоанна и вы увидите, что стихи 8—10 являются частями отрывка, начинающегося с 5-го стиха. Вы заметите, что стих 5 содержит утверждение, за ним следует несколько стихов, имеющих условные утверждения, для которых общим характерным признаком служит слово «если». Это может сделать стих 5 тематическим предложением или темой всего отрывка: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Если это так, тогда последующие «если» имеют отношение к тому факту, что «Бог есть свет».

Тема: Бог есть свет

1. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас»

2. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды»

3. «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».

В этих стихах я придаю особое значение местоимениям, заменяющим собой слово «Бог» из 5-го стиха. Таким образом, очевидна связь между стихами 8—10 и 5.

Однако схема не показывает ясно, как стихи 8-10 раскрывают смысл 5-го стиха. Это происходит потому, что нами были опущены стихи 6 и 7, которые, если прочитать отрывок целиком, помогут перейти от стиха 5 к стихам 8—10: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».

В то время как Бог уподобляется свету в стихах 5 и 7, в стихе 6 грех сравнивается с тьмой. Быть во грехе означает пребывать во тьме. Для общения с Богом необходимо, чтобы мы избавились от греха. Теперь тема всего отрывка может быть такой; «Общение с Богом, Который есть свет, требует освобождения от греха, который есть тьма». После сокращения этого предложения название темы будет следующим:

Тема: Общение с Богом требует освобождения от греха

1. «Если говорим, что не имеем греха…»

2. «Если говорим, что мы не согрешили…»

3. «Если исповедуем грехи наши…»

Возможно, вы спросите: «Если сказанное выше верно, почему бы не проповедовать на основе всего абзаца?» Вы правы! Но чтобы это стало возможным, необходимо изменить последовательность стихов так, чтобы положительные «если» следовали за отрицательными «если». Теперь схема отрывка из 1 Ин. 1:5—10 скорее всего будет такой:

Тема: Общение с Богом требует освобождения от греха, потому <то Бог есть Свет

1. «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (стих 6)

2. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (ст. 8)

3. «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (ст. 10)

4. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (ст. 9)

5. «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (ст.7)

Таких проповедей, которые бы изъясняли более обширные отрывки Св. Писания, должно быть больше. Этот вид проповеди позволяет Библии полнее раскрывать содержащиеся в ней истины, так как в его основе лежит более широкий контекст Писания. Иными словами, проповеднику удается избежать такой ситуации, когда за отдельными деревьями не видно леса. Поучения

Существует такой вид текстуальной проповеди, который одновременно и нов, и стар. Просто он неподвластен времени. Речь идет о поучительной проповеди. Проповедь-поучение получает свое развитие путем изъяснения строки за строкой, предложения за предложением, стиха за стихом. В таком случае текст остается неприкосновенным. Его не конструируют, не анализируют и не излагают схематически.

Множество прекрасных проповедей произносилось таким образом, поскольку тот или иной отрывок Св. Писания имеет связность и определенную структуру, которые выявляются по мере развития проповеди. Лучшим аргументом в пользу этого вида текстуальной проповеди служит то, что такая проповедь наиболее приближена к тексту, к тому же она проста, поскольку вы работаете с текстом, не видоизменяя его.

Псалом 23:3—6 с успехом можно проповедовать именно таким образом:

«Кто взойдет на гору Господню (тема),

или кто станет на святом месте Его?

Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто (первый раздел),

кто не клялся душею своею напрасно

и не божился ложно, —

тот получит благословение от Господа (второй раздел)

и милость от Бога Спасителя своего.

Таков род ищущих Его (вывод),

ищущих лица Твоего, Боже Иакова!»

Но проповедь-поучение таит в себе некоторую опасность. Ее кажущаяся простота обманчива. Сколь часто вы слышали поучения, являющиеся не чем иным, как синодальным переводом Библии в современном переложении? Сегодня можно не утруждать себя даже этим, ведь сколько «живых» переводов Библии готовы прийти вам на помощь! В. Сангстер в книге «Искусство составления проповеди» по этому поводу пишет следующее; «Лет тридцать назад авторы малоизвестных комедий нередко писали памфлеты на этот род проповеди. С должным почтением избегая любых ссылок на Библию, они заимствовали сюжеты из истории, фольклора или детских сказок, но изображали с изрядным умением елейные манеры и нравоучительное многословие неподготовленного проповедника. Помнится, как один из них «разъяснял» Старую Мать Хаббард. Кое-что из его словесных изысканий осталось в моей памяти спустя многие годы.

Мать Хаббард, видите ли, была стара, о ее окружении не упоминается, предположим, она была одинокой вдовой — без друзей, пожилая вдова, живущая уединенно. Но впадала ли она в отчаяние? Плакала ли она, или читала романы, или заламывала себе руки от тоски? Нет! Она шла к своему буфету. Она делала это не торопясь, избегая резких движений. Единственное, что она делала, так это просто шла к буфету.

А почему она шла к своему буфету? Мог ли он одарить ее золотыми кубками, сияющими драгоценными камнями, роскошным одеянием, усладить яствами или порадовать другими богатствами? Нет, там она могла найти кость для своей бедной собаки! Не только вдова была бедна, но и ее собака — единственная опора ее старости — была тоже бедна».

В этой шутке достаточно правды, чтобы заставить любого серьезного мастера по-настоящему задуматься над своей манерой проповедования. Тогда его проповеди будет предшествовать достаточно серьезная подготовка, что слушателям не придут на ум пародии вроде истории леди Хаббард.

Без должной подготовки проповедь-поучение во многом может напоминать «объяснение» образа Матери Хаббард.