Откровение, вдохновение свыше и озарение

Введение

Для того чтобы понять, каким образом появились библейские истины, как они передаются и какое практическое применение в повседневной жизни находят, необходимо усвоить три ключевых понятия: откровение, богодухновенность и озарение.

Каждое из этих понятий очень важно, и неумение различать их или непонимание роли и функции каждого создадут трудности в толковании и применении Библии.

Откровение

Перечитайте сказанное выше об общем и специальном откровении. Откровение, согласно Библии, есть действие Бога. Это слово часто употребляется для описания конкретных случаев слышимого или видимого вмешательства Бога в человеческую историю.

Примеры

Иеремия, например, услышал внятный голос, призывающий его к пророческому служению (см. Игр. 1:4-12). Внятный голос, призывающий к такого же рода деятельности, слышал и Самуил (см. 1 Цар. 3:1-10). На горе Синай Господь Своим перстом написал Свое откровение на двух каменных скрижалях (см. Втор. 5:22; Исх. 31:18). Спор Валаама с ослицей (яркая иллюстрация власти дурного характера) прервался, когда пророк увидел перед собой ангела, который с самого начала участвовал в развитии ситуации (см. Чис. 22:21-31). Господь однажды посоветовал Моисею записать историю своей победы над племенем Амалика, чтобы народ помнил ее, ведь настанет время, когда это вражеское племя прекратит свое существование, и только запись о происшедшем сохранится как свидетельство силы Божьей (см. Исх. 17:14).

Исследуя откровение

С другой стороны, в библейском откровении можно усмотреть и второй пласт, представляющий собой ответ на голос или действие Бога.

Например, получив две написанные Самим Богом скрижали, Моисей сел и записал все, что он узнал на горе Синай, помимо изложенного на скрижалях; этот его труд стал известен как Книга Закона (см. Исх. 24:4; Втор. 31:24-26). В ней было откровение Бога, но словесное и структурное оформление принадлежало Моисею.

В другом примере Лука говорит, что тщательно исследовал все, что касалось жизни Иисуса, и предложил описать все по порядку. Лука пользовался исследовательскими методами, стараясь изложить откровение так, чтобы оно было понятно тем, кто будет слушать или изучать его.

Рекомендуемая литература

Если вы хотите и далее изучать эту тему, читайте книгу Джорджа Ганса «Лука — плагиатор?» и книгу Элдена Томпсона «Богодухновенность», особенно ее вторую главу «Видение, костер внутри, великая идея».

Божественное вдохновение

Определение

Вдохновение свыше — это то, что происходит с писателем Библии; это главный ключ к пониманию структуры Библии и ее влияния на нашу жизнь. Во 2 Тим. 3:16 говорится вполне определенно: «Все Писание богодухновенно…» Ключевым словом является здесь «богодухновенно».

В тексте 2 Тим. 3:16 на греческом языке значение «богодухновенно» передается словом теопнеустос и в различных версиях переводится по-разному.

Слово теопнеустос имеет два корня: теос — греческое слово со значением «Бог» и пнеустос — производное от слова «дышать», так что точный смысл его — «вдохновляемый Богом». В греческом языке это слово иногда употреблялось для обозначения всей мудрости, исходящей от Бога; в частности, этим словом обозначались сны, данные Богом, в противоположность обычным сновидениям. 2 Тим. 3:16 — единственное место в Библии, где это слово используется, поэтому у нас нет возможности сравнить его употребление в других текстах. Мы должны решать, что означает здесь это слово, исходя из контекста. Во 2 Тим. 3:16 Павел относит слово теопнеустос к письменному откровению, данному Богом.

Исследуем значение слова «Богодухновенно»

Что имел в виду Павел, употребив это слово? Ответ на этот вопрос долгое время был предметом исследования и дискуссии для богословов. Цепочка фактов, представленных самой Библией, достаточно ясна. Павел говорит только, что Библия есть творение Бога, а не человека. Обратите внимание на то, каким виделся разным писателям Библии, а также Е. Уайт процесс Божественного вдохновения в действии.

«Богу угодно было сообщить миру истину с помощью людей, и Он Сам через Святого Духа наделил их способностями для этого труда… Тот факт, что Бог открыл Свою волю людям, не уменьшило необходимости в указаниях Святого Духа и потребности в Его постоянном присутствии. Напротив, Спаситель обещал, что Дух откроет Слово Его рабам, освятит и изъяснит его смысл» (Великая борьба, с. 7).

Рекомендуемая дополнительная литература

Если вы хотите изучить этот вопрос более глубоко, обратитесь к следующим источникам.

• Карл Ф. Генри (ред.) «Откровение и Библия».

• Бенджамин Б. Ворфилд «Боговдохновение и авторитет Библии». В главе 6 этой книги содержится одно из самых подробных исследований значения слова теопнеустос. Приготовьтесь, однако, встретиться с греческим и латинским.

• Герхард Ф. Хазел «Постигая живое Слово Божье», гл. 3.

Как действует божественное вдохновение

Как происходит процесс вдохновения свыше? В Писании можно найти много примеров, демонстрирующих, как протекает этот процесс; в какой-то мере ответ на этот вопрос содержится и в сочинениях Е. Уайт, но полностью систематизированного ответа нет нигде.

Пример:

Текст Откр. 1:1-3 более всех других текстов Библии приближается к исчерпывающему объяснению процесса вдохновения свыше. Обратите внимание на последовательность:

Бог

Которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

Иисус

Откровение Иисуса Христа.

Ангел

Он показал оное чрез Ангела Своего. Рабу Своему Иоанну

Пророк

который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел.

Мы

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

Примеры

Иер. 1:4: «И было ко мне слово Господне» 2 Петр. 1:16, 20, 21: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия… Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым».

Виды восприятия божественного откровения

Давайте сопоставим слова Иеремии, Павла и Петра и посмотрим, как выражает каждый из них свое ощущение богодухновения.

Иеремия

«И было ко мне слово Господне»…

«Было»-от обычного древнееврейского глагола «быть». Эта фраза встречается в тексте Иеремии 130 раз. В русском переводе этот древнееврейский глагол имеет оттенок пассивности, но в древнееврейском языке он имеет активную форму, подчеркивая, что Иеремия почувствовал активную связь между собой и Богом.

«Слово» обозначает Божественный источник информации.

Павел

«Все Писание богодухновенно»…

Павел обращает наше внимание на то, что в основе появления откровения лежит созидательная сила Бога. В Послании к Галатам Павел говорит, что принял «информацию» от Христа.

Петр

«Изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым»

Выражение «движимы» употреблялось и на Пятидесятницу, в момент сошествия Святого Духа на апостолов.

Это же слово употребляется в Деян. 27:15, 17 для обозначения буйного ветра, который гонит корабль.

Пророки в восприятии Павла полностью находились под воздействием движущей силы Святого Духа.

Хотя каждый из этих авторов передает свое ощущение вдохновения свыше по-разному, все они признают, что источник вдохновения — Бог и что они были особым образом избраны стать Его глашатаями.

Словесное вдохновение

Наиболее распространенный взгляд на то, как действует вдохновение свыше, поддерживаемый многими консервативными церквами, носит название «словесное (вербальное) вдохновение». Согласно этому взгляду, в оригинальных рукописях, так называемых «автографах» Писания, вдохновлены свыше сами слова — они не имеют ошибок. Это значит, что Святой Дух каким-то образом так руководил процессом вдохновения, что записываемые слова были именно словами Бога.

Вербальное вдохновение означает, что Божественное влияние, которое испытали святые писатели, распространялось не только на сами мысли, но также и на слова, требовавшиеся для их выражения; и поэтому мысли, которые Бог намеревался открыть нам, были переданы с безошибочной аккуратностью, то есть писатели стали органами Бога в том смысле, что сказанные ими слова сказал Сам Бог (Лоран Бетнерр «Очерки по теологии», с. 11).

Как же передается откровение, если пророки не превращаются в «секретарей» или «диктофоны»? Мнения противоречивы. Большинство авторов спешат заявить, что не верят в так называемую «механическую» теорию вдохновения свыше способом диктовки, однако испытывают некоторое замешательство, оказавшись перед необходимостью объяснить различие между вербальным вдохновением и этими теориями.

Во времена ранней христианской церкви находились люди, которые придерживались абсолютно механического взгляда на процесс Божественного вдохновения. Например, некто по имени Афенгор писал, что Святой Дух использует пророков, как флейтист флейту. Другой человек, по имени Ипполей, сказал, что Святой Дух играет на пророках, как на арфе или гитаре. Августин, знаменитый отец Церкви, говорил, что Иисус так пользовался евангелистами, как будто они находились у Него в руках.

Подобный взгляд был распространен и в период Реформации. Джон Кальвин, например, говорит, что Писание было продиктовано; а англичанин Витакер считал, что Бог внушил пророкам то, что они должны были сказать, и воспользовался их ртами, языками и руками, так что пророки стали «всего лишь органами Бога» (Джеффри В. Бромили «Церковная теория вдохновения свыше» в сборнике «Откровение и Библия»).

С точки зрения адвентиста…

Вербальное вдохновение не по типу диктовки — для адвентистского уха, пожалуй, это звучит довольно ортодоксально, но адвентисты не разделяют такого взгляда на вдохновение от Бога. Обратите внимание на записанное ниже: здесь сопоставлены два описания процесса Божественного вдохновения, одно — Е. Уайт, другое — богослова-евангелиста Гарольда Линдселла.

Гарольд Линдселл

«Некоторые считают, что в процессе вдохновения Господь внушил писателям Библии мысли, но не слова. Они решительно не приемлют идеи о том, что вдохновение свыше распространяется не только на мысли, но и на слова. Но прежде чем изложить мысли на бумаге, их нужно облечь в слова. И если слова созвучны идеям, то они приобретают не меньшее значение, чем сами идеи. Слова имеют определенный смысл. Предполагать, что мысли боговдохновенны, а слова нет, значит подвергать насилию и сами мысли» (Битва за Библию, с. 33).

Елена Уайт

«Библия написана вдохновленными Богом людьми, но сказать, что ее создал Бог из мыслей и средств словесного выражения, — нельзя. Библия — плод труда представителей человеческого рода. Бог как писатель в ней не представлен. Люди скажут: так не подобает говорить о Боге. Но Бог действительно не несет ответственности за слова Библии, ее логику и риторику. Писатели Библии были писцами Бога, но не Его пером. Прочитайте тексты различных авторов. Вдохновенными были не слова Библии, а люди, написавшие их. Процесс вдохновения происходит не на уровне слов или выражений человека, но на уровне его мышления, в результате чего слова несут отпечаток индивидуальных качеств писателя. Божественные разум и воля сливаются с человеческим разумом и волей. Таким образом изречения человеческие становятся словом Божьим» (Манускрипт 24, 1886).

Трудность состоит в том, что сторонники идеи вербального вдохновения склонны причислять всех, кто не разделяет их взгляда, к либералам. Они отрицают наличие какой-либо золотой середины. С их точки зрения, Е. Уайт была бы либералом — такая точка зрения не приемлема для адвентистов, так как ставит под сомнение ее твердую веру в авторитет Священного Писания.

Некоторые адвентисты заняли позицию сторонников вербального вдохновения, приняв даже его механический вариант. В некоторых адвентистских кругах идея вербального вдохновения постепенно становится основополагающей; сталкиваясь же с нашим официальным взглядом, совпадающим со взглядом Е. Уайт, она порождает некоторые проблемы.

Какие проблемы порождает идея вербального вдохновения В связи с идеей вербального вдохновения возникают следующие проблемы:

1. Эта идея ставит искусственные барьеры на пути к разгадке трудных мест Священного Писания.

2. Защитники этой идеи склонны переоценивать Божественную роль в богодухновении и принижать его человеческий элемент. Человека они делают слишком пассивным участником процесса.

3. Адвентисты, сознательно или несознательно разделяющие идею вербального вдохновения, склонны рассматривать труды Е. Уайт через призму этой же идеи, что ведет к трудностям в их толковании.

Вербальное вдохновение в истории адвентизма

В 1841 году европейский теолог Луи Госсен опубликовал книгу под названием «Теопнеустия; абсолютная вербальная вдохновенность Священного Писания», в которой описал почти механический взгляд на Божественное вдохновение. Госсен был толкователем пророчеств, близким по взглядам к историкам Церкви, таким, как Мерле д’Обиньи, который был одним из любимых историков Е. Уайт. В своей книге Великая борьба она характеризует его как одного из европейских героев Великого движения Второго пришествия. Некоторые богословы, в частности, В. В. Прескотт из колледжа Батл-Крик, также начали демонстрировать свою приверженность идее вербального вдохновения. Сын Е. Уайт Вилли Уайт писал об этом: «Вы имеете в виду то малень-кое заявление по поводу вербального вдохновения, которое я вам послал («Мы полагаем, что свет, данный Богом Его рабам, просветил их разум и, таким образом, наделил их мыслями, а не — за исключением некоторых редких случаев — словами, с помощью которых эти мысли надлежало выразить…»)». Это заявление, принятое Генеральной Конференцией 1883 года, находилось в полном соответствии со взглядами и позицией пионеров этого дела, а это была, я думаю, единственная позиция, которую занимали все наши учителя и служители Церкви до того времени, пока профессор В. В. Прескотт, президент колледжа Батл-Крик, не представил в очень убедительной форме другой взгляд — взгляд, который выражал и представлял в своей книге профессор Госсен. Распространение этого взгляда среди студентов колледжа Батл-Крик и многих других лиц, включая Элдера Гассела, привело к возникновению в нашей работе бесчисленного множества вопросов и затруднений. Сестра Уайт никогда не принимала теорию Госсена относительно вербального вдохновения ни применительно к ее собственным трудам, ни применительно к Библии» (Избранные вести, т. 3, с. 454, 455) Полный текст заявления комитета 1883 г. вы можете найти в «Избранных вестях», т. 3, с. 96.

Пример

Обратите внимание на различие взглядов Е. Уайт и М. С. Вилкокса, редактора журнала «Знамения времени». Взгляд Вилкокса был типичен для всех, кто верил в вербальное вдохновение.

М. С. Вилкокс

Вопрос: «Что богодухновенно: греческий подлинник Нового Завета, или его английский перевод, или они оба?»

Ответ: «Конечно, слова подлинника, те слова, которыми говорил пророк и апостол. Не человек был богодухновен, богодухновенно было Слово. «Все Писание (понимай буквально) богодухновенно» (2 Тим. 3:16). (Скобки поставлены Вилкоксом). (Вопросы и ответы, 1911).

Елена Уайт

Библия написана вдохновленными Богом людьми, но сказать, что ее создал из мыслей и средств словесного выражения Бог, нельзя. Библия — это плод труда представителей человеческого рода. Бог как писатель в ней не представлен. Люди скажут: так не подобает говорить о Боге. Но Бог действительно не несет ответственности за слова Библии, ее логику и риторику. Писатели Библии были писцами Бога, но не Его пером. Прочитайте тексты различных авторов. Вдохновенными были не слова Библии, а люди, написавшие их. Процесс вдохновения происходит не на уровне слов или выражений человека, но на уровне его мышления, в результате чего слова несут отпечаток индивидуальных качеств писателя. Божественные разум и воля сливаются с человеческим разумом и волей. Таким образом изречения человеческие становятся словом Божьим» (Рукопись 24, 1886).

Книга К. Б. Хейниса «Книга всех наций» В 1935 г. адвентистский писатель и администратор Карлайл Хейнис прочитал в колледже медиков-евангелистов (университет Лома Линда) раздел лекций, которые позднее были опубликованы под названием «Книга наций». В 1950 г. книга была переработана и переиздана как составная часть серии «Домашняя библиотека христианина», серии, в которую входили также сочинения Е. Уайт. Хотя это и может показаться странным, но я встречал людей, полагавших, что все книги этой серии были частью Духа Пророчества, потому что имели одинаковые обложки. Такое восприятие кажется поверхностным и явно не научным, но удивительно то, как часто выводы, делаемые людьми на уровне восприятия, способствуют созданию неписаной традиции, устанавливать которую сознательно никто и не намеревался. Внезапно «традиция» приобретает характер «ортодоксального» взгляда, . причем предполагается, что церковь «всегда считала такой взгляд для себя ориентиром».

В «Книге наций» Хейнис говорит: «Бог так руководит и наблюдает за процессом передачи Своего откровения людям, что запись откровения теми людьми, которым Он его доверил, запись даже того, о чем в откровении прямо не говорится, — точна, аккуратна и не содержит ошибок». Иначе говоря, все, что пишет богодухновенный автор, также богодухновенно, будь то прямое откровение или скрытое. И происходит следующее: некоторые люди переносят все, сказанное выше об Откровении Бога, на сочинения Е. Уайт, что порождает немало проблем в их толковании.

Сопоставив взгляды Хейниса и Е. Уайт, мы получаем интересный контраст.

Карлайл Б.Хейнис

Вот что я хочу подчеркнуть: его (писателя) ум не участвует в создании идеи. Он принимает ее, но не создает. Идея дается пророку, но он не участвует в ее рождении. Природные способности пророка активны при получении идеи, но пассивны в том, что касается ее создания. Писатель никоим образом не является соавтором Бога. Идеи поступают к нему в готовом виде. Бог говорит через него. Он более, чем вестник Бога: он Его уста («Книга наций», с. 216).

Елена Уайт

«Библия написана вдохновленными Богом людьми, но сказать, что ее создал Бог из мыслей и средств словесного выражения, нельзя. Библия — плод труда представителей человеческого рода. Бог как писатель в ней не представлен. Люди скажут: так не подобает говорить о Боге. Но Бог действительно не несет ответственности за слова Библии, ее логику и риторику. Писатели Библии были писцами Бога, но не Его пером. Прочитайте тексты различных авторов. Вдохновенными были не слова Библии, а люди, написавшие их. Процесс вдохновения происходит не на уровне слов или выражений человека, но на уровне его мышления, в результате чего слова несут отпечаток индивидуальных качеств писателя. Божественные разум и воля сливаются с человеческий разумом и волей. Таким образом изречения человеческие становятся словом Божьим» (Рукопись 24, 1886).

Цель Хейниса — поддерживать авторитет Библии, но его понимание действия вдохновения свыше окрашено его фундаменталистскими истоками и теми идеями, которые он унаследовал от Прескотта и других. Обратите внимание на то, насколько взгляд Хейниса совпадает с традиционным фундаменталистским взглядом, выраженным Гарольдом Линдселлом.

Карлайл Б.Хейнис

Под абсолютным вдохновением мы понимаем такое бого-духновение, которое включает как форму, так и содержание: то есть распространяется как на слова, так и на мысли Бога, пока не узнаем Его слова. Если слова не были богодухновенны, то не было и необходимости на протяжении веков тратить столько сил, добиваясь точного перевода Священного Писания.

Гарольд Линдселл

Некоторые считают, что в процессе боговдохновения Господь внушил писателям Библии мысли, но не слова. Они решительно не приемлют идеи о том, что вдохновение свыше распространяется не только на мысли, но и на слова. Но прежде чем изложить мысли на бумаге, их нужно облечь в слова. И если слова созвучны идеям, то они приобретают не меньшее значение, чем сами идеи. Слова имеют определенный смысл. Предполагать, что мысли боговдохновенны, а слова нет, значит подвергать насилию и сами мысли (Битва за Библию, с. 33).

Степень боговдохновенности

Другой стороной медали в вопросе о вербальном вдохновении является взгляд, в соответствии с которым еще следует разобраться, какие именно тексты Библии богодухновенны. Иногда этот взгляд называют так: «канон внутри канона». Согласно ему, некоторые тексты более богодухновенны по сравнению с другими. Мартин Лютер, например, считал, что Книга Иакова была в меньшей степени вдохновлена свыше, чем послание к Галатам. Он считал так главным образом потому, что ему не нравились некоторые истины, высказанные Иаковом.

Эта идея нашла своих приверженцев и в адвентистских церковных кругах. В 1884 г. Джордж И. Батлер, президент Генеральной Конференции, написал для «Ревью энд Геральд» серию статей, в которых разъяснял эту идею. Обратите внимание на реакцию Е. Уайт в ответ на эти публикации.«И при храме (в Батл-Крике), и в колледже богодухновение преподают, и отдельные лица считают себя вправе судить о том, что одни тексты Библии были вдохновлены Богом, а другие — нет. Господь не вдохновлял автора статей о богодухновении, опубликованных в Ревью, и Он не давал согласия на пропаганду этих статей среди молодежи колледжа. Люди, отваживающиеся критиковать Слово Божье, вторгаются на освященную, святую территорию; и им лучше убояться и дрожать, скрывая свою мудрость, как скрывают глупость. Ни одному человеку не дано Богом выносить суждение о Его Слове, отбирая одни вещи как богодухновенные и принижая авторитет других, «небогодухновенных». Свидетельства проходят такую же сортировку; но Бог не в этом» (Письмо 22, 1889).

Неортодоксальность

Есть и другой взгляд, его разделяют сегодня многие богословы из различных церквей, он называется «неоортодоксальным». Неоортодоксы считают, что Библия содержит истину, но что это за истина — зависит от потребностей читателя Библии. Другими словами, когда вы читаете Библию, Господь внушает вам, что читаемый вами текст особенно важен для вас; он-то и становится истиной в данный момент. Адвентисты седьмого дня не разделяют мнения, что Библия только «содержит» истину. Мы считаем, что все Священное Писание является непогрешимым откровением Божьей воли.

Выводы

Адвентисты седьмого дня не верят в вербальное вдохновение, но верят, что Библия — это авторитетное Слово Бога. Мы не разделяем боговдохновенность по степеням. Мы считаем, что сказанное Господом в Библии истинно независимо от того, нравится ли человеку то, что говорит Библия, или не нравится, реагирует он на это или нет, понимает он читаемое в Библии или не понимает.

Прямое попадание

Напишите, как вы понимаете процесс боговдохновения. Такая работа возможна для вас, учителя субботней школы, так как она определяет то, как вы будете учиться толковать наиболее трудные места в Библии, когда мы приступим к изучению раздела 3.

Озарение

Определение

Озарение означает, что тот, кто читает или изучает Библию, нуждается в помощи Святого Духа, чтобы понять и правильно истолковать читаемое или изучаемое.

Что говорит об озарении Библия?

Ин. 14:26: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все».

1 Кор. 2:12-14: «Номы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого… потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».

2 Тим. 2:15: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненными, верно преподающим слово истины».

Комментарий

«То, что Бог открыл Свою волю людям, не уменьшило необходимости в указаниях Святого Духа и потребности в Его постоянном присутствии. Напротив, Спаситель обещал, что Дух откроет Слово Его рабам, освятит и изъяснит его смысл. И поскольку Дух Божий вдохновил авторов Библии, невозможно, чтобы Дух противоречил Слову» (Великая борьба, с. 7, 8)

Знак Ионы

Принцип:

Учимся видеть различие между откровением, Божественным вдохновением и озарением.

Иона и…
Откровение

Уже известный как пророк (см. 4 Цар. 14:25), Иона получил от Бога прямой призыв — откровение — отправляться в Ниневию (см. Иона 1:1). До этого он пророчествовал по поводу протяженности границ Израиля: «Он [Иеровоам], восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа, Бога Израиле-ва, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера» (4 Цар. 14:25). Значит, и раньше пророку Ионе давались прямые откровения от Господа о национальных границах, то есть о вопросе, которому и Моисей уделял особое внимание (см. Втор. 32:8, 9). Теперь вдруг Иону призывают идти и проповедовать за пределами тех границ. Вероятно, Ионе этот призыв показался странным, так как другие пророки, такие, как Исайя, писали, что народы, проживающие за пределами Палестины, придут сами; и никак не предполагалось, что Израиль пойдет к ним! (См. Ис. 2:1-5)

Боговдохновение

Как бы то ни было, Иона не сам придумал свое предсказание; он был признан людьми, окружавшими его (см. 4 Цар. 14:25), вдохновленным свыше пророком.

Озарение

Помимо того, что мы знаем о пророчестве Ионы и о его богодухновенном статусе, нам известна также другая грань его личности, а именно его понимание религиозной истины и характера Бога. Призванный самим Богом выполнять специальное задание, Иона ясно представлял себе Его характер и то, как Он относится к людям: «И молился он Господу и сказал: «о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии»» (Иона 4:2). Путем изучения и личного опыта — озарения — Иона познал, каков Бог.

Комментарий

Никогда не следует приступать к изучению Библии не помолившись. Только при посредничестве Святого Духа мы сможем постичь те вещи, понять которые легко, или уберечься от искажений в толковании истин, трудных для понимания. Кто, как не ангелы небесные, подготовят наши сердца так, что, постигая Слово Божье, мы будем очарованы его красотой, прислушаемся к его предупреждениям, воодушевимся и укрепимся его обещаниями. Пусть просьба псалмопевца станет и нашей просьбой: «Открой мои очи, чтобы я мог хранить Закон Твой». «Часто соблазны оказываются непреодолимыми, потому что, пренебрегая молитвой и изучением Библии, опустошенный человек не может своевременно вспомнить обещанное Богом и встретить сатану во всеоружии Священного Писания. Ангелы находятся рядом с тем, кто желает учиться Божественным вещам, и в решительный момент они напомнят ему именно те истины, которые будут нужны» (Советы по субботней школе, с. 38).