Краткий очерк теорий Божественного вдохновения

Многие книги, предметом исследования которых является библейское богодухновение, написаны представителями философской школы, называемой «реформированное богословие». Название это восходит ко времени протестантской Реформации, а само богословское учение близко к идеям Джона Кальвина. Реформированное богословие придает довольно большое значение верховной власти Бога и идее предопределения. Джон Кальвин верил также в вербальное вдохновение.

Некоторые из последователей Джона Кальвина в период после протестантской Реформации зашли в развитии идеи вербального вдохновения так далеко, что почти превратили его в механический процесс. Классическим примером такого развития служит книга «Теопнеустия: Абсолютная вербальная вдохновенность Священного Писания» (автор Луи Госсен), о ней шла речь выше. Госсен (1790-1863) так преуспел в разработке этого предмета, что даже его единомышленники стали выражать свое несогласие с его воззрениями (см. Дж. Д. Дуглас «Новый международный словарь христианской церкви, с. 402). На Госсена, в свою очередь, оказал влияние англичанин по имени Роберт Халдейн (1764-1842). Роберт Халдейн и несколько его колег основали миссионерское общество, назвав его «Континентальное общество». Последнее активно содействовало организации заморских миссий, но кроме этого оно сыграло роль в появлении и развитии теорий футуризма, диспенсационализма и понятия «тайное вознесение». См. Л. Э. Фрум «Пророческая вера наших отцов» т. 8, гл. 23. Там вы найдете более подробную информацию об этом.

С другой стороны, Джон Уэсли и методисты в большинстве своем не приняли идеи вербального вдохновения. Они верили в то, что сами называли «динамическим» вдохновением. Мы, адвентисты седьмого дня, своими корнями уходим в методизм и анабаптистское движение, и мы тоже верим в «динамическое» богодухновение.

Однако в своем желании защищать богодухновенность Библии и истинность пророческого дара, которыми обладают Е. Уайт и ее труды, мы склонны подхватывать идеи вербального вдохновения, не всегда осознавая, откуда они идут или каковы их последствия, которые, как сказал Вилли К. Уайт, «привели к появлению в нашей работе бесконечного, все увеличивающегося числа вопросов и затруднений».

Некоторые видные основоположники адвентистского движения в глубине души, очевидно, верили в вербальное вдохновение. Довольно прозрачно эта вера выразилась, например, в сочинениях Д. М. Конради после того, как он покинул адвентистскую церковь (1887). Именно этот пункт лежал в основе некоторых его нападок на Е. Уайт, а его книгу «Отвергаю адвентизм седьмого дня» взяли на вооружение в полемике против нас другие протестанты.

Разногласия по вопросу о вербальном вдохновении появились около 1883 года, когда было решено переиздать «Свидетельства». Перед переизданием этой книги Е. Уайт пожелала просмотреть ее с тем, чтобы исправить грамматические и стилистические неточности, если таковые обнаружатся. Такое желание было вызвано тем, что, как записано в протоколе сессии Генеральной Конференции от 16 ноября 1883 года, «многие из этих свидетельств были написаны при самых неблагоприятных обстоятельствах; напряженный труд и заботы помешали писательнице критически взглянуть на грамматическое оформление написанного, к тому же «Свидетельства» печатались в такой спешке, что все оплошности текста остались неисправленными» (см. Избранные вести, т. 3, с. 96).

Тому, кто верит в вербальное вдохновение, особенно если он вслед за Госсеном стремится поместить его в ограничивающие рамки, трудно понять слова Е. Уайт. Если каждое слово, написанное пророком, вдохновлено свыше, возможно ли в таком случае, чтобы текст имел «оплошности», которые «остались неисправленными»? Урия Смит и некоторые другие были не на шутку встревожены. Урия Смит готов был не поверить даже самой Е. Уайт. Вы можете прочитать ответ Е. Уайт У. Смиту в книге Избранные вести, т. 3, с. 96-98.

В чем же была причина такой обеспокоенности братьев? Они боялись, что любое изменение в тексте, даже грамматическое, даст «врагам» аргумент против «Свидетельств». Мы, живущие в 90-е годы 20-го века, легко забываем о том, что ранняя адвентистская церковь была крайне апологетической, то есть продолжала вести сражения, начавшиеся в 1844 г., и отражать нападки, обрушивавшиеся на нее со всех сторон.

Правда и то, что спорить зачастую бывает легче, стоя на позиции вербального вдохновения, потому что в этом случае спором можно управлять. Такого рода буквализм кажется привлекательным для человеческого разума. Однако ответ Е. Уайт был таков: «Если наши враги манипулируют ими («Свидетельствами»), пусть… Я думаю, все, что будет впредь издаваться, будет раскритиковано, искажено, перевернуто и испорчено, но мы должны с чистой совестью идти вперед, делая все, что в наших силах, а в результатах полагаться на Бога» (Избранные вести, т. 3, с. 97).

Ближе к нашим дням, в 20-е годы 20-го века главное сражение в протестантском мире Северной Америки развернулось между модернистами, либералами, отрицавшими богодухновенность Библии, и фундаменталистами, считавшими, что Библия — вдохновленная свыше Книга. Тогда же Бенджамин Б. Ворфильд написал несколько книг под общим названием «Основы» и книгу «Боговдохновение и авторитет Библии», которые оказали решающее влияние на фундаменталистский образ мышления. Адвентисты седьмого дня были тесно связаны с лагерем фундаменталистов и действительно занимали лидирующие позиции в дискуссиях о креационизме, умеренности и религиозной свободе, хотя в таких вопросах, как отношение к субботе и интерпретация пророчеств, у них имелись другие взгляды.

Какое отношение имеет это к нам сегодня? Адвентисты седьмого дня были — ив какой-то мере продолжают быть социологически и культурно близки к фундаменталистскому крылу евангелической церкви. В таких основополагающих вопросах, как творение или эволюция, умеренность и религиозная свобода, мы по-прежнему в авангарде этого альянса. Многие адвентисты активно поддерживали недавнее «Движение морального большинства», возглавляемое фундаменталистскими баптистами и другими ответвлениями евангелической церкви, хотя официальная баптистская церковь его не поддержала. Культурные и даже некоторые богословские корни Церкви адвентистов седьмого дня следует искать в фундаменталистских движениях 20-х годов, а многие разночтения, имеющиеся в толковании роли и авторитета сочинений Е. Уайт, берут начало от веры в вербальное вдохновение, как бы ни убеждали нас в обратном.

Однако принятый нашей Церковью взгляд на динамическое богодухновение находит своих приверженцев. Интересен такой факт: когда известный евангелический богослов Кларк Г. Пиннок недавно изменил свою точку зрения на Божественное вдохновение как на вербальный процесс и перешел к тому, что по существу является динамическим взглядом, этому его переходу предшествовал другой — от предопределения, характерного для реформатского богословия, к арминианскому взгляду; иными словами, от кальвинизма к методизму (см. Кларк Г. Пиннок «Основа Священного Писания»). Но еще более интересно то, что обратил внимание на этот переход, не осознанный самим Пинноком, не кто иной, как адвентист седьмого дня, ученый Рей Ренфельдт. Следствием этого перехода стало также то, что Пиннок принял очень близкий к адвентистскому взгляд на условное бессмертие.

А вот еще один пример внимания к адвентистскому взгляду на динамическое вдохновение свыше. Даниель П. Фуллер, профессор систематического богословия и ведущий специалист в области евангелического богословия, изменил свое отношение к непреходящей значимости Закона Божьего и занял в этом вопросе позицию, очень схожую с нашей, адвентистской. Такое изменение произошло только тогда, когда он отказался от веры в вербальное вдохновение и так называемое «ковенантное» богословие, то есть от кальвинизма (см. «Евангелие и закон: контраст или континиум»).

Однако, к сожалению, многие, осуществив такого рода переход, идут еще дальше и начинают отрицать также и истинность повествования о сотворении и других исторических фактах Библии.

Мы, адвентисты седьмого дня, верим в свободу человеческой воли. Правда, она сейчас «в плену» у сатаны в том смысле, что мы живем в падшем мире, но все же мы верим — и убедились в этом — что Бог дал нам Библию через процесс боговдохновения. Бог — Источник, но Он не является ни пером, ни редактором, ни издательством. И эта наша вера имеет решающее значение для нашего понимания того, как правильно толковать Священное Писание и сочинения Е. Уайт, как сказано в Библии, быть «верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).