Раздел 3. Герменевтика: как толковать Библию?

Цель раздела

Дать описание и продемонстрировать применение четырех ведущих принципов толкования Библии.

Библия создавалась на протяжении примерно 1400 лет. Ее писали, по крайней мере, 40 разных авторов, при самых различных обстоятельствах; написанное в конце концов сложилось в то, что известно как «канон» Священного Писания, совокупность книг, которые принято считать каноническими.

Поскольку в самой Библии содержится утверждение о том, что она — богодухновенная Книга, поиски истоков которой приведут к Самому Богу, к ней нельзя относиться как к обычному произведению литературы. Так как Библия претендует на Божественное происхождение, вне ее нет образа, с которым ее можно было бы сравнить и который можно было бы использовать для ее интерпретации. Поэтому Библия сравнима только сама с собой, и сама себя истолковывает.

Содержание раздела

Предметом изучения в этом разделе станут:

• основные принципы толкования Библии;

• некоторые проблемы, возникающие в процессе толкования Библии;

• источники информации, которые помогут вам более полно усвоить эту тему.

Задачи раздела

Завершив работу над этим разделом, вы должны будете:

• устно или письменно перечислить четыре основных принципа интерпретации Библии;

• устно или письменно изложить то, как вы применяли бы эти принципы на практике.

Немного о герменевтике

Что значит «Герменевтика»

Слово «герменевтика» греческого происхождения и означает «толковать», «интерпретировать». Как ни странно, первоначальный след этого понятия следует искать в греческой мифологии. Бог. который передавал послания богов смертным, носил имя Гермес.

Герменевтика — это наука и вместе с тем искусство; искусство составления правил, по которым следует интерпретировать Библию, и последующего использования этих правил для интерпретации и применения библейской информации. Таких правил много, но все их можно сгруппировать вокруг четырех основных:

1. Библия сама себя истолковывает.

2. Священное Писание подразумевает не больше, чем говорит, если только нет явных указаний полагать иначе.

3. Библия — это Божественно-человеческая книга. Ее писатели были представителями своего исторического времени и своей культуры. Поэтому неизбежен вопрос: «Что значила Библия тогда и что она значит теперь?»

4. Следует различать интерпретацию и применение.

Жизненная необходимость

Возможно, «среднему» христианину, желающему всего-навсего понять план спасения и попасть на небеса, то, что мы до сих пор изучали, покажется несущественным. Верно, чтобы понять план спасения, не обязательно быть профессиональным исследователем Библии, но для учителя субботней школы или преподавателя курсов по изучению Библии знать свое дело и учить правильно — святой долг. Наиболее четкое выражение мысли об ответственности учителя мы находим во Втором послании апостола Павла к Тимофею.

Незрелому

«О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:11-14).

Прогрессивная модель обучения

«А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в бесчестии» (2 Тим. 2:16).

«От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2 Тим. 2:23).

Зрелому

«Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в гас» (2 Тим. 1:13,14).

«Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом. И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:1,2).

«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).

«А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (2 Тим. 3:14).

Общие проблемы

Если вы, будучи учителем субботней школы, не будете придерживаться принятых правил интерпретации, вы неизбежно будете совершать типичные ошибки:

1) вы рискуете выдать личное мнение за библейскую истину. Иметь личное мнение не возбраняется. Выдавать свое личное мнение за библейскую истину не правомерно;

2) вы рискуете употреблять штампы. Ваш личный багаж знаний и опыт — это все, что ваш ум впитал в себя из вашего окружения, из проповедей и занятий, это те клише, в которые вы подсознательно стали верить, это языковые штампы; составляющие неотъемлемую часть «словаря» любой религиозной группы;

3) вы рискуете использовать менторский тон, исходя из убеждения в праве Церкви учить так, а не иначе, хотя сами вы, возможно, никогда не задумывались над тем, соответствует ли на самом деле то, что вы говорите (проповедуете) учению вашей Церкви;

4) вы рискуете «оседлать любимого конька». Многие учителя в процессе преподавания стремятся особо выделять те моменты, которые лично им кажутся очень важными. Это может быть какая-то отдельно взятая доктрина, или какая-то черта христианского образа жизни, или взгляд на церковную организацию, или что-нибудь еще. Если вы не будете следить за собой, то, вполне вероятно, придете к тому, что начнете «садиться на своего любимого конька», пусть неосознанно, почти в каждом классе, где работаете.

Елена Уайт о преподавании Библии

Следующие высказывания Елены Уайт показывают важность правильного преподавания библейских истин. Не заставляйте Библию соглашаться с вами! «Занимаясь исследованиями Священного Писания, вы не должны стараться истолковывать сказанное в нем так, чтобы результат вашей интерпретации совпадал с вашими предвзятыми идеями. Вы должны подходить к Священному Писанию, как ученик, старающийся понять основополагающие принципы веры Христовой.

Если хотите, чтобы вам открылась истина, подходите к Слову Божьему с живым интересом, с горячей молитвой, демонстрируя тот же дух, что и Нафанаил, когда он искренне умолял Господа позволить ему узнать истину. Свет озарит каждого серьезного искателя истин, как он озарил Нафанаила» (Работник субботней школы, июнь 1882 г.)

Положитесь на авторитет Библии

«Когда Иисус говорил с людьми, они приходили в изумление от Его учения, ибо Он учил их не как книжники, а как Тот, Кто уверен в Своей правоте. Книжники с трудом добивались признания своих теорий, и им приходилось потрудиться, чтобы удержать это признание и сохранить свое влияние на умы людей, сохранить с помощью бесконечного повторения небылиц и привычных традиций. Хваленое людьми воздействие на общественное сознание заключалось, главным образом, в бездушном совершении вереницы бессмысленных церемоний и в повторении поверхностных мнений. В учении же Христа и самые глубокие идеи, и самые возвышенные истины преподавались в наиболее доступной и простой манере, так, что «простые люди внимали Ему с радостью». Вот такого рода преподавание и должно вестись в наших субботних школах» (Работник субботней школы, апрель 1889).

Что делать с предвзятыми мнениями

«Входя в класс, чтобы изучать Слово, оставьте за дверью свои предвзятые мнения, свои унаследованные идеи и созданные вами самими теории. Вы никогда не доберетесь до истины, если будете изучать Священное Писание с целью найти подтверждение своим собственным теориям. Оставьте их за дверью, входите в класс с сердцем, исполненным покаяния, и вы услышите то, что Господь пожелает сказать вам. Слово становится понятным тому, кто как смиренный искатель истины сидит у ног Христа и учится у Него. Тем самодовольным «мудрецам», которым унизительно изучать Библию, Иисус говорит: «Вы должны стать кроткими и смиренными сердцем, если хотите уразуметь истину о спасении»» (Знамения времени, октябрь, 1904).

«Только исследуйте Слово Божье целенаправленно. Это нужно делать. Исследуйте не с целью подтвердить ваши идеи, а, напротив, приносите свои идеи к Библии с тем, чтобы при свете Ветхого и Нового Заветов они шлифовались, чтобы становилось ясно, отвергать их или поддерживать. Пусть Бог и Библия будут вашими постоянными спутниками. С той же целью и с многими молитвами исследуйте ‘»Свидетельства»» (Материалы 1888 г., видение в Самаланке, с. 942).

«Предоставьте Библии самой объяснить свои высказывания. Принимайте их такими, как они написаны, не искажая слова в желании приспособить их к человеческим идеям» (Послание из Лома Линды, 1903 г., с. 55).