Библиотека soteria.ru
Как толковать Библию и произведения Елены Уайт
Джеймс В. Закрисон
Дата публикации: 13.04.13 Просмотров: 12330 Все тексты автора Джеймс В. Закрисон
Основные принципы толкования Библии-4
Правило 4. Следует различать толкование текста и его применение.
Введение
Истолковать текст — значит выяснить то, о чем он на самом деле говорит. Применить текст — значит соотнести его с повседневной жизнью христианина. Слишком часто на уроках в субботней школе происходит так, что практические выводы делаются не на основании самого текста, а исходя из набора этических норм, сложившихся в нашей религиозной практике. Сами по себе эти нормы здравы и правильны, однако внушение их на уроке должно вытекать из правильной интерпретации исследуемого текста.
Пример
Однажды я присутствовал на уроке в субботней школе. Уровень проведения показался мне достаточно высоким. Учитель прекрасно объяснял материал и показывал возможность его применения в жизни. Но тут вдруг объявили, что время урока продлевается на десять минут, так как должна приехать музыкальная группа.
В голове учителя, видимо, что-то «щелкнуло», потому что он внезапно переключился: начал один за другим вспоминать все отличительные признаки адвентистского образа жизни. Соблюдение субботы, диета, одежда, возвращение десятины, развлечения — все пошло в ход! Это было поистине суровое наказание для класса! По оценке учителя, в классе не было ни одного приличного христианина. Ни по одному параметру образ жизни учеников не соответствовал адвентистскому!
Я заметил, что ученики прямо-таки вжимаются в свои кресла. Как будто огромный пресс, из тех, что расплющивают старые автомобили, превращая их в маленькие металлические кубы, опускался на них. Раз или два я попытался какими-то репликами остановить атаку учителя, но тщетно, атака продолжалась. Когда урок, наконец, окончился, ученики пулей выскочили из класса! Что же произошло?
• Учитель перешел к практическим выводам, основанным на его личном мнении, на конгломерате того этического материала, который был частью его богословского мировоззрения. Беда в том, что предъявление этих норм было не ко времени и не к месту. Оно ничего общего не имело с темой урока.
• Учитель, сам того не осознавая, считал, что в классе нет ни одного ученика, который придерживался бы этих этических норм, и что каждый нуждался в постоянной коррекции поведения.
• Главная же проблема заключалась в том, что возможности практического применения текста вытекали не из его интерпретации, а кз комбинации других авторитетных источников.
Способы применения библейской истины
• Перенести библейские принципы в повседневную жизнь христианина — означает применить их на практике. К несчастью, в субботней школе обучение практическому применению библейских истин зачастую сводится к одной фразе, морализаторской сентенции, начинающейся словами «мы должны…» А за ними часто следует призыв, а не разъяснение, как это осуществить на практике.
Соединение практического вывода с действием
В учении Иисуса возможности применения библейских принципов были связаны с поступками. Например, женщине, уличенной в прелюбодеянии, Он сказал только одно: «Иди и впредь не греши». Он не стал напоминать ей предписания Моисея. Когда слепой попросил Иисуса исцелить его, Господь наш не стал читать ему лекцию о его прошлой жизни, которая, возможно, и была причиной слепоты. Он просто спросил его: «Веруешь ли, что Я могу это сделать?» Как только слепой выразил свое доверие Иисусу, сказав «да», Иисус исцелил его(см. Мф. 9:27-31). Когда фарисеи яростно обличали учеников Христа за то, что те срывали колосья в субботу, Иисус просто отослал их к Священному Писанию и задал вопрос, касающийся их действий: «Разве вы не читали…?» (Мф. 12:3). Богач, который спросил у Иисуса, как ему унаследовать жизнь вечную, получил от Иисуса простой совет: продать все и раздать нищим. Это и было бы действенным, практическим применением библейского принципа: либо Бог-Иегова, либо что-то другое (см. Мк. 10:17).
Пример
Таблица на следующей странице показывает, как можно использовать библейские истины.
Декларативное применение
Специфическое библейское предписание: «Люби врагов твоих». Если у вас есть враг, как вы относитесь к тому, чтобы прямо с этой минуты «возлюбить его?»
Перенос на личность изучающего
Иона убежал от Бога. От чего вы убегаете? Иона прекратил бегство. Как вы думаете перестать скрываться? Прекратив бегство, Иона по-прежнему чувствовал себя несчастным. Как бы вы оценили значение Бога в вашей жизни, оказавшись в подобной ситуации?
Евангельское применение
Иона получил от Господа особый наказ проповедовать определенную весть. Мы имеем такой же наказ (см. Мф. 28:18-20). Какие элементы содержания сегодняшнего урока могли бы стать элементами вашей проповеди?
Изучение преломления библейских принципов в конкретной ситуации
Елена Уайт рассказывает о человеке, принимавшем деловые решения путем подбрасывания в воздух монеты. Человек этот всегда молился, прежде чем подкинуть монету. И его дело процветало. Е. Уайт, тем не менее, не одобряла такой процедуры. Как вы объясните тот факт, что его дело по-прежнему процветало? И почему Елена Уайт не хотела одобрить такого способа принятия решения? (См. Избранные вести, т. 2, с. 325-328).
Применение в качестве иллюстрации
Сколько раз мы должны прощать? Иисус отвечает: «Царство Небесное подобно…» и далее рассказывает историю, иллюстрирующую Его ответ.
Соотнесение с вопросами этики
«Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому» (Мф. 5:38-42).
Применение, связанное с Духом пророчества Елены Уайт
Специфическое использование какого-либо библейского текста. Удостоверьтесь, что это то, что она написала, а не то, о чем вы слышали от кого-то, будто это она написала.
Знак Ионы!
Смотримся в зеркало Ионы:
библейская истина в ее применении лично к вам.
ЗЕРКАЛО ИОНЫ ОШИБКИ ИОНЫ И МОИ ОШИБКИ
Иона
Неподчинение призыву Бога идти и проповедовать Его весть
Бежал от лица Господня
Ни о чем не беспокоился, в то время как другие люди старались спасти его
Спал, пока другие молились
Скрыл, что является посланником Бога
Не пытался расположить к себе команду корабля
Все же помолился Богу, когда уже были на грани гибели
Рассердился на Бога, потому что почувствовал, что потерял свой авторитет
Уселся созерцать, что будет с городом дальше, в то время как жители Ниневии отчаяно нуждались в его помощи
Страстно желал разрушения города
Весьма обрадовался тому материальному благу, которое получил от дерева, произраставшего над его головой!
Предпочел умереть, нежели смириться с неудобной ситуацией
Задает Богу вопросы о вещах, в которых не разбирается
Знак Ионы
Как вы думаете, каков Бог?
Представления Ионы о Боге
Иона испытывал неприятные чувства, когда думал о Боге. Истинного понимания того, каков Бог, у него не было, а тот Бог, какого он себе Его представлял, ему не нравился. Его представление о Боге шло вразрез с его личными симпатиями.
Каким же предстает пред нами Бог в Книге Ионы?
Иону, пассажира с билетом до Фарсиса, нигде не могут найти. Ищут все. Ужасный шторм превращает путешествие в опасное приключение. Корабль захлестывает водой. На лице каждого — нешуточный испуг. Матросы делают все возможное, но пассажиры все больше боятся за свою жизнь. Груз выбрасывают за борт, но, похоже, корабль может в любую минуту расколоться. Каждый начинает в отчаянной тревоге взывать о помощи к своему богу. Ионы все еще нигде нет. Не упал ли он за борт, в бушующие волны? Капитан судна, человек ответственный, сам отправляется на поиски Ионы. Наконец он замечает Иону на одной из коек спящим крепким сном.
«Как ты можешь, — рычит капитан, — спать в такое время? Вставай и молись твоему Богу, пусть он смилостивится над нами и спасет нас».
Ключевая фраза здесь — «твоему Богу». Так как у всех матросов и пассажиров были свои боги, к которым можно было взывать в мольбе, капитан предположил, что у Ионы тоже есть свой Бог. Какой же он, Бог Ионы? Что говорится о Нем в Книге Ионы?
Бог Ионы общается с ним. В Книге Бог пять раз говорит с Ионой. Он сообщает, беседует, спорит, доказывает, отвечает, спрашивает и отдает приказания. Бог Ионы ненавидит грех. Он готов был разрушить город с населением 600 тысяч человек, потому что они предались греху. Он также наказывает за грех Своего пророка: за его непослушание, за его гордыню, за его национализм и отсутствие любви.
Бог Ионы всемогущ. Он осуществляет контроль над всей Вселенной. Силой Своего слова Он создает штормы, морских тварей и ветры, червей и виноградники. Он отдает приказы животным и силам природы, и они подчиняются Ему.
Бог Ионы слышит молитву и отвечает на нее. Взывает ли кто из морских глубин, или молитва звучит на палубе корабля, на улице города, с вершины холма, во дворце, за толстыми стенами или в любом другом месте, Бог слышит ее. И что еще важнее, Он отвечает!
Бог Ионы прощает кающихся. Когда в своих грехах покаялись более полмиллиона душ, ничто не может поколебать любовь и милосердие Бога — даже разочарование, непонимание и сомнения Его Собственного пророка.
1. Вернитесь вновь к четырем обычным проблемам, с которыми часто сталкиваются учителя субботней школы, и попробуйте сформулировать свое понимание Бога в соответствии с каждой категорией:
а) ваше личное мнение;
б) что подсказывает вам ваш личный опыт и знания;
в) авторитет Церкви, который вы ощущаете в том, что она передает вам свое представление о Боге;
г) ваш «конек».
2. Насколько ваше собственное представление о Боге совпадает с представлением Ионы?
3. Если бы вы были учеником в том классе субботней школы, в котором сами преподаете, какое представление о Боге вы вынесли бы из своего урока, слушая самого себя?