Методические приемы работы с библейскими биографиями

Несколько примеров для учителя субботней школы

Методический прием

Определение

Пример

Анализ характера

Анализ наиболее ярких черт характера.

«Самсон — ходячее противоречие»
1. Его добродетели.
2. Его пороки.

Анализ карьеры

Выделите главные события или этапы в жизни человека. Посмотрите с этой точки зрения на жизнь Моисея.

1. 40 лет при дворе египетского фараона.
2. 40 лет в земле Мадианской.
3. 40 лет в пустыне с Израилем.

Анализ поступков

Этот прием имеет дело с наиболее значительными поступками библейского персонажа. Для примера возьмите Варнаву.

1. Варнава завязывает дружбу с Павлом.
2. Варнава заступается за эллинов.
3. Варнава спасает Павла от тюрьмы.
4. Варнава спасает Марка.

Анализ географических мест

Некоторые географические места играют заметную роль в жизни человека. Например, три горы в жизни Моисея.

1. Гора откровения — гора Синай.
2. Гора ходатайства — Рефидим.
3. Гора разочарования — Нево.

Анализ
кризисных
ситуаций

В кризисной ситуации раскрывается истинная сущность человека. Вспомните Есфирь.

1. Расовый кризис.
2. Религиозный кризис.
3. Личный кризис.

Анализ отношений

С помощью этого приема изучаем отношения библейского персонажа к другим людям; например, отношение Евы.
 

1. Ее отношение к
Адаму.
2. Ее отношение к своим детям.
3. Ее отношение к роду человеческому.
4. Ее отношение к Богу.

Анализ достижений

Какой конкретный вклад внес этот персонаж Библии? Моисей

1. Его вклад в литературу.
2. Его вклад в право.
3. Его вклад в религию.

Анализ воздаяний

В ходе этого анализа вскрывается, какие воздаяния получал данный персонаж за свою преданность Богу. Проанализируйте историю Руфи.

1. Прибежище, найденное под крылом Божьим.
2. Отдых после вдовства и бедности.
3. Оправдание, последовавшее от Вооза.
4. Известность в роду Мессии и книга с ее именем.

Групповой анализ

Можно провести анализ не одного персонажа, а группы персонажей Библии, например, трех типичных членов Церкви!

1. Гаий, возлюбленный ученик.
2. Диотреф, главный ученик.
3. Димитрий, идеальный ученик.

Исторический метод

С помощью данного метода исследуются исторические детали, сопровождающие книгу Библии или событие в Библии, то есть хронология событий, археологические данные, свидетельства историков и так далее. Знание этих деталей сможет значительно повысить эффективность вашей преподавательской деятельности.

Литературоведческий метод

Данный метод исследования имеет дело с литературными приемами (см. выше). Очень важно найти в тексте литературные, художественные приемы, потому что неумение их заметить может привести к буквальной интерпретации того, что в действительности имеет переносный смысл; отсюда могут вытекать и проблемы в применении текста.

Например, многие используют притчу о Лазаре и богаче (см. Лк. 16:19-31) в качестве доказательства бессмертия души. Но ведь это притча, а не богословский трактат. Рассматриваемая как художественное произведение, она имеет совершенно другой смысл, нежели тот, который заключался бы в богословском труде.

С другой стороны, многие преподаватели-адвентисты склонны замалчивать тот факт, что Иисус действительно использовал популярную легенду, содержащую ложные идеи, для того, чтобы преподать правильный урок. Нам кажется, что в таком случае Иисус предстает более либеральным, чем нам хочется думать. Но если мы поймем, что Иисус просто прибегнул к методическому приему, в котором шел от известного к неизвестному, и с его помощью сделал свою мысль более доступной, то нам будет легче понять и то, почему столь важно обнаружить наличие и смысл литературных приемов.

Богословский метод

Богословский метод используется для систематического исследования библейских тем или богословской теории. Предполагает анализ всей Библии в целом или какой-то отдельной ее книги с целью сбора, сравнения и систематизации утверждений и предположений догматического характера.

Откройте любую книгу по богословию на странице «Оглавление», и вы найдете примерно такой перечень:

Доктрина о Боге

Доктрина о человеке

Доктрина о Личности и служении Иисуса Христа

и так далее

Географический метод

Географическим методом, как явствует из самого названия, пользуются для исследования упомянутых в Библии мест и их связи с библейскими событиями. Например, в притче о добром самарянине сказано, что путешественник шел от Иерусалима к Иерихону (см. Лк. 10:30). В английском переводе говорится: «шел вниз». Почему он шел вниз, а не вверх? Если вы посмотрите на карту Палестины и сделаете простой чертеж рельефа местности, то получите дополнительную интересную деталь к вашему рассказу на уроке. Многие пророческие символы, такие, как «ранний» или «поздний» дождь, взяты из сельскохозяйственного уклада Палестины. Знание об этом поможет вам сделать ваше преподавание более эффективным.

Социологический метод

Социологический метод позволяет изучать системы общественного устройства, правительства, военную организацию, экономические системы, семейный уклад и так далее. В ходе изучения могут обнаружиться увлекательные детали, которые будут способствовать лучшему усвоению учениками материала урока.

Например, внимательное изучение экономической системы, называемой «левиратный брак», во многом поможет пониманию Книги Руфь. Латинское слово «левир» означает «деверь». Именно о вступлении женщины после смерти мужа в брак с деверем говорится и во Второзаконии 25:5-10. Руфь не вполне понимала, зачем Ноеминь посылает ее к Воозу, но сама Ноеминь точно знала, что делает. Когда Вооз получил сделанное не в словесной форме послание, он тотчас же понял, чего хочет добиться Ноеминь.

Мы с вами не знакомы с элементами такой системы, в нашей культуре она не практикуется, поэтому нам приходится докапываться до нужных сведений и помогать ученикам понять их. И тогда Книга Руфь обретет смысл, соответствующий нашим социологическим моделям и понятиям. Но особенно хорошо в данной конкретной истории то, что Вооз, зная, что вступает в экономические отношения, по-настоящему полюбил Руфь. Только представьте себе, как ценен этот факт для учителя субботней школы!

Политический метод

Политический метод применяется в исследовании вопросов, связанных с управлением государственными делами наций, упоминаемых в Библии. Сюда входят типы правления, их философия, лидеры, история, войны и так далее. Книга Даниила и история вокруг нее предоставляет хорошее поле для такого рода исследования.

Культурологический метод

Культурологический метод помогает изучать нравы и обычаи библейских времен. С его помощью исследуются такие явления культуры, как музыка, архитектура, искусство, литература, мировоззрение и язык.

Одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем субботней школы, является умение различать библейские законы и нормы культуры. Имейте в виду, что гораздо легче сделать проекцию наших дней и нашей культуры на библейские времена, нежели наоборот.

Психологический метод

Психологический метод имеет дело с человеческой личностью. Он схож с биографическим методом, однако применяется в тех случаях, когда нужно понять, почему люди поступают так, а не иначе, понять их чувства, эмоции, мотивацию.

С помощью такого метода можно изучать взаимоотношения Давида и Саула, а также психическое заболевание Саула. Другой пример использования психологического метода проанализировать, как повлияли страдания, которые пережил Павел за время своего служения, на его христианское мироощущение. Применить данный метод можно и для исследования эмоционального состояния Илии после случая на горе Кармил.

Христианский метод

Христианский метод изучения Библии преследует цель духовного обогащения самого учителя. Он может выражаться, например, в использовании системы пометок на полях против тех отрывков Священного Писания, которые наполнены каким-то личным смыслом для вас:

* обозначает новую для вас мысль

# обозначает то, что, как вам кажется, может вам действительно помочь в данный момент

+ обозначает долг, который нужно исполнить

> обозначает обетование, о котором вы можете упомянуть.