Как функционирует дар пророчества

Две категории пророчества

Классическое пророчество

Классическим пророчеством называется такая функция пророка, в которую главным образом входят, говоря библейскими словами, «научение, обличение, исправление и наставление в праведности» (см. 2 Тим. 3:16). В этом смысле послания пророков предназначены для народа Божьего и для использования внутри Церкви.

Предсказательное пророчество

Предсказательные пророчества, например, такие, как пророчества книг Даниила и Откровения, также входят в функцию некоторых пророков, но не всех. По существу, большинство из пророков — классические. Предсказания составляют сравнительно малую долю их труда.

Однако слова «пророк» и «пророчество» обычно рождают в сознании людей определенную картину, сложившийся стереотип, где пророк- предсказатель будущего. В действительности же большую часть своей деятельности пророк посвящает советам и наставлениям Церкви.

К какой категории относятся пророчества Елены Уайт?

Чаще всего Е. Уайт выступает в роли классического пророка. Ее «Свидетельства» представляют собой главным образом письма, адресованные отдельным лицам или группам людей, и все в чем-то напоминают послания Павла. Конечно, сочинения Е. Уайт содержат предсказательные элементы, но количество их в сравнении с остальными функциями ее произведений весьма незначительно.

«Я буду предупреждать и советовать, упрекать и поощрять, как диктует Дух Божий, независимо от того, будут ли люди слушать меня или откажутся делать это. Мой долг не в том, чтобы доставлять самой себе удовольствие, а в том, чтобы выполнять волю моего Небесного Отца, Который поручил мне мою работу» (Свидетельства, т. 4, с. 232).

Сама Е. Уайт не называла себя пророчицей. Она называла себя «посланницей», «вестницей», хотя своей пророческой роли не отрицала.

«Претендовать на звание пророчицы — вот то, чего я никогда не делала. Если другие называют меня так, я не вступаю в спор с ними. Но моя работа охватила так много направлений, что я не могу называть себя иначе, как вестницей, посланной, чтобы нести весть от Господа Его народу и браться за работу в любой сфере, на какую бы Он ни указал» (Избранные вести, т. 1, с. 34.).

Постоянство дара пророчества

Среди верующих есть много таких, которые считают, что дар пророчества либо иссяк со смертью последнего апостола, либо ко времени завершения составления канона Священного Писания. Вильям Маркей, например, пишет: «От начала создания Нового Завета и вплоть до его окончания этот дар должен был обязательно обнаруживаться. Так как сегодня мы не получаем никаких новых откровений, а канон Священного Писания завершен, то и дара пророчества больше нет с нами, и его нет уже со времени ранней Церкви» (Динамика духовных способностей, с. 47).

Аргумены Адвентистов седьмого дня в пользу дара пророчества

Доводы адвентистов седьмого дня в защиту постоянства дара пророчества таковы:

1. Завершение канона не знаменовало собой прекращение общения Бога с человечеством.

2. Само Священное Писание показывает нам, что работа Святого Духа непрерывна.

3. «Те, которые отвергают работу Духа Божьего, заявляя, будто Священного Писания достаточно, отрицают и отвергают тем самым целую часть Библии, открывающую намроль и работу Святого Духа» (Дж. Н. Андрюс, Ревью энд Геральд, 15 февраля, 1870). Дар пророчества особым образом связан с заключительной работой эры Евангелия (Откр. 12:17, 14:12; 19:10; Иоил. 2:28-32).

Рекомендуемая литература

Хорошим источником информации по этой теме является работа А. Дж. Даниэльса «Постоянный дар пророчества». Даниэльс разбирает случаи проявления дара пророчества, прослеживая их через всю историю христианской Церкви. Прочитайте также главу 17 книги «В начале было Слово»