Раздел 2. Герменевтика: как толковать сочинения Е. Уайт

Цель данного раздела

Цель данного раздела — описать и проиллюстрировать принципы, которыми следует руководствоваться в толковании сочинений Е. Уайт.

Период написания трудов Е. Уайт охватывает 70 лет. Некоторые сообщения предназначались для отдельных лиц, другие — для Церкви, а третьи — как для читателей-адвентистов, так и для неадвентистов. Сама Елена Уайт в своей работе «Природа и влияние «Свидетельств»» (Свидетельства, т. 5, с. 654 — 696) и в «Избранных вестях» (кн. 1, с. 15-58) дала прекрасные правила толкования своих сочинений.

Содержание раздела

В данный раздел вошли две темы:

• Основные принципы толкования.

• Источники информации, которые помогут вам лучше понять этот предмет.

Задачи раздела

Закончив изучение данного раздела, вы должны будете уметь:

• устно или письменно формулировать основные принципы толкования сочинений Е. Уайт;

• устно или письменно рассказать, как вы будете пользоваться этими принципами.

Рекомендуемая литература

С целью получения дополнительной информации о принципах толкования, изложенных в данном разделе, см. «Приложение Е» в томе 3 Полного указателя сочинений Е. Дж. Уайт и книгу «Пророк среди вас», гл. 23, 24. (На русском языке см. книги Роджера Куна «Дар света» и «Великие видения Е. Уайт»).

Принципы толкования

Введение

Принципы, используемые в толковании Библии, применимы и к сочинениям Е. Уайт, при этом имеется в виду, что ее труды авторитетны только в том случае, если не противоречат Священному Писанию.

• Сочинения Е. Уайт интерпретируют сами себя, следуя в этом принципу аналогии веры.

• Они подразумевают только то, что в них говорится, если нет явной причины думать иначе.

• Сочинения Е. Уайт имеют ту же самую Божественно-человеческую природу, что и Библия. Е. Уайт была частью своей культуры и своего времени. Истолковывая ее произведения, следует принимать во внимание время, место и обстоятельства их написания.

• Необходимо понимать различие между толкованием и применением.

Классификация принципов

Для того, чтобы максимально облегчить понимание, мы сгруппировали принципы толкования сочинений Е. Уайт в пять категорий:

• принципы, имеющие дело с авторитетом сочинений Е. Уайт;

• принципы, касающиеся боговдохновенности сочинений Е. Уайт;

• принципы относительно того, чего нельзя делать с сочинениями Е. Уайт;

• принципы интерпретации сочинений Е. Уайт;

• принципы, касающиеся повсеместного использования сочинений Е. Уайт.

Авторитетный голос

Указания Е. Уайт — авторитетный голос, помогающий отличить истину от лжи. Бог использует сочинения Е. Уайт, чтобы оградить Церковь от ошибочных богословских учений и утвердить ее в истине.

Обратите внимание на события ранней истории Церкви, когда наши доктринальные основы находились в стадии становления. Рассматривались различные точки зрения, и Дух Пророчества руководил этим процессом: «Сила Божья сходила на меня, и я могла дать ясное определение того, что есть истина, а что — заблуждение» («Служители Евангелия», с. 302).

Положение, истинность которого четко определена, становится действительным. «Если сила Бога свидетельствует о том, что нечто есть истина, это нечто всегда будет иметь авторитет истины. И никогда впредь не следует принимать во внимание предположения, противоречащие свету, данному Богом» (Избранные вести, кн. 1, с. 161).

Высказывания, подобные приводимому ниже, датированному 1910 годом, свидетельствуют о том, что и после смерти посланницы Божьей ее сочинения будут играть важную роль в определении истины и заблуждения. «Господь дал мне много света, и я хочу, чтобы он был доступен людям, ибо имеются указания, которые Господь дал мне для своего народа. В них тот свет, который они должны получать, строку за строкой, правило за правилом, немного здесь, немного там. Этот свет должен теперь пролиться на людей, потому что он был дан для исправления заблуждения, имеющего личину истины, и определения того, что действительно есть истина» (Избранные вести, кн. 3, с. 32).

Принципы, касающиеся богодухновения

Помните о природе богодухновения, о том, как Бог наделял светом своих пророков. Именно здесь возникает вопрос о вербальном богодухновении. Е. Уайт писала: «Хотя, когда я излагаю на бумаге свои взгляды, я в не меньшей степени завишу от Духа Господа, чем тогда, когда я получаю их, слова, которые я употребляю для описания увиденного мною, — мои собственные, за исключением тех, которые были подсказаны мне ангелом; их я всегда заключаю в кавычки» (Избранные вести, кн. 1, с. 27).

Аналогия веры

«В самих свидетельствах имеется ключ к объяснению данных в них посланий, так же как Священное Писание есть ключ к объяснению самого себя» (Избранные вести, кн. 1, с. 42).

Принципы относительно того, чего нельзя делать

Никаких «степеней богодухновенности»

Не существует никаких «степеней богодухновенности». Согласившись принять Дух Пророчества, мы не вправе по собственному усмотрению принимать одну часть, отвергая в то же время другую. «Есть такие мнимые верующие, которые воспринимают некоторые части «Свидетельств» как послание Божье, но при этом отвергают те части их, в которых осуждаются их пристрастия. Такие люди действуют во вред своему собственному благу и благу Церкви. Очень важно, имея свет, ходить в свете» («Свидетельства», т. 9, с. 154).

Не мешайте творчеству

Советы Е. Уайт не должны заменить собой веру, инициативу, усердие, творчество или изучение Библии. Правильное применение сочинений Е. Уайт, наоборот, будет способствовать развитию всех этих качеств.

Предвзятые мнения

Не используйте сочинений Е. Уайт для подтверждения предвзятых мнений.

«Почему люди не видят истины и не живут истиной? Многие изучают Библию для того, чтобы доказать правильность своих собственных идей. Они изменяют смысл Слова Божьего в угоду своим собственным мнениям. Точно также они поступают и со свидетельствами, которые Он посылает. Они приводят в качестве цитаты одну половину предложения, опуская другую, которая, будучи процитированной, показала бы ложность их рассуждений. Бог не на стороне тех, кто искажает Священное Писание, приспосабливая его к своим предвзятым идеям» (Избранные вести, кн. 3, с. 82).

Высказывания, подлинность которых не установлена

Не пользуйтесь высказываниями, подлинность которых не установлена. Подобная практика, вероятно, и послужила причиной многих проблем, возникающих в ходе интерпретации сочинений Е. Уайт. «А теперь всем жаждущим истины я бы сказала: «Не доверяйте неподтвержденным сообщениям относительно того, что Господь открыл через нее. Читайте только опубликованные труды. А если есть какие-то интересные моменты, по поводу которых она ничего не написала, не спешите подхватить и передать слухи о том, что она, якобы, сказала»» («Свидетельства», т. 5, с. 696).

Принципы, касающиеся толкования произведений Елены Уайт

Соберите всё вместе

Изучите все имеющиеся указания относительно интересующего вас вопроса. Они могли быть написаны в разное время и при различных обстоятельствах. Некоторые указания в сравнении с другими более подробны. Собрав их воедино, вы получите полную картину. В пророческой практике Е. Уайт часто случалось так, что, получив видение относительно какой-то истины, она в последующие годы дополняла открытое ей более подробными деталями, полученными из других видений. Так было с историей написания «Великой борьбы», с реформой здоровья, вопросами воспитания и так далее

Контекст

Изучайте каждый отдельный совет Е. Уайт в контексте. Контекст обычно показывает возможности применения того или иного совета и предотвращает злоупотребления отрывочными высказываниями.

Пример

Например, в «Свидетельствах» (т. 2, с. 400) есть такое предложение: «Не следует подавать на стол яйца». Из контекста явствует, что данный совет был дан одной конкретной семье, в которой превозобладали определенные условия, в той же главе эти условия ясно показаны. Е. Уайт включила эту рекомендацию в «Свидетельства» как помощь другим семьям, которые, возможно, сталкиваются с подобными же проблемами. Было бы серьезной ошибкой делать из этого предложения универсальное правило (см. высказывания в «Свидетельствах», т. 2, с. 162 и в «Служении исцеления», с. 320; в них говорится о роли яиц в нормальной диете).

Время и место

Принимайте во внимание время и место конкретных советов. Елена Уайт сформулировала этот принцип так: «Что касается «Свидетельств», в них ничего нельзя игнорировать, ничего нельзя отбрасывать в сторону; но время и место необходимо учитывать» (Избранные вести, кн. 1, с. 57).

Принципы не ограничены временными рамками, но некоторые советы, конкретно показывающие, как применять тот или иной принцип, следует изучать и использовать в свете условий и времени их написания. Однако число элементов, относящихся к этой категории «времени и места», довольно ограничено. Прежде чем должным образом применять конкретный совет, необходимо найти отчетливое свидетельство того, что перемена в обстоятельствах действительно имела место.

Пример

Свидетельство 1894 года о «велосипедном буме» можно понять и использовать только в свете обстоятельств того времени. Посмотрите, что происходило в Батл Крике: «Казалось, наступил велосипедный бум. Чтобы вознаградить энтузиазм, тратились деньги… Колдовское воздействие, казалось, волной захлестнуло жителей Батл Крика… Сатана работает целеустремленно, интенсивно, стараясь заставить наших людей вкладывать свое время и деньги в удовлетворение мнимых потребностей… Это разновидность идолопоклонства… Кое-кто прилагал усилия, добиваясь мастерства в овладении велосипедом, каждый хотел скоростью езды превзойти другого» («Свидетельства», т. 8, с. 51, 52).Чтобы должным образом понять и воспользоваться принципом, изложенным здесь, необходимо кое-что знать о ситуации, сложившейся в середине 90-х годов XIX века. Небольшой отрывок из статьи в «Ридерз Дайжест» за декабрь 1951 г. проясняет картину: «К концу прошлого века американский народ был захвачен всепоглощающей страстью, которая оставляла мало времени и денег на что-либо другое… Что же это за новое безумие? Чтобы ответить на этот вопрос, торговцам стоило только выглянуть в окно и понаблюдать, как, со свистом рассекая воздух, пролетают мимо велосипедисты, их недавние покупатели. Америка открыла велосипед, и каждый максимально использовал новую свободу, которую он дал… Велосипед в самом начале был игрушкой богача. Высшее общество и знаменитости нажимали на педали… Самый хороший велосипед первого выпуска стоил $150, для того времени это была такая сумма, на которую сегодня можно купить новый автомобиль. Каждый член семьи хотел иметь «колеса», и часто все семейные сбережения уходили на удовлетворение этого желания».

Благодаря быстрой смене обстоятельств, велосипед в течение нескольких лет превратился в самый экономичный вид транспорта. После этого свидетельство 1894 года никак не мешало по достоинству использовать это недорогое средство передвижения.

Находите принципы, лежащие в основе советов Елены Уайт

Находите лежащие в основе советов Е. Уайт принципы и старайтесь применять их сегодня. Советы Духа Пророчества не есть произвольные запреты. На то, чтобы дать тот или иной совет, имелись веские причины. Почти в каждом случае эти причины представлены, поэтому не слишком трудно найти неизменные принципы, лежащие в основе конкретных советов.

Пример

В случае с велосипедами, например, внимательное чтение всего высказывания позволяет нам открыть такой принцип: следует избегать пустой траты денег на удовольствие, питающее дух борьбы, на соревнование и соперничество. Этот принцип остается неизменным, как бы не менялся статус велосипеда, помогая нам сформировать отношение к современному собрату велосипеда.

Пример

Как-то мой коллега-пастор рассказал мне историю об одном члене Церкви, который сильно возмущался «бросающимся в глаза» обручальным кольцом на пальце новообращенного христианина. Негодуя, он вышел из здания, при этом его собственные золотые часы «Ролекс» стоимостью в $ 1500 сверкали на руке; сел в свой автомобиль «Мерседес» последней модели и уехал наслаждаться своей святостью в более подходящем окружении. Выводы делайте сами!

Пример

Другую иллюстрацию находим в «Свидетельствах», т. 7, с. 83, 84, где речь идет о кирпичных зданиях, в которых располагаются медицинские учреждения. Так как «кирпичные и каменные постройки» были «обычно холодными и сырыми», к тому же «дорогостоящими», то деревянное здание в то время было предпочтительнее с точки зрения охраны здоровья. Вот почему советы 1902 года рекомендовали использовать рубленые деревянные здания.

Руководствуясь четко сформулированными принципами экономии, здоровья, удобства, к тому же сталкиваясь с ограничениями, которые диктует строительное законодательство, современные руководители не считают, что поступаются принципом 1902 года, когда используют для строительства кирпич. При современных методах строительства и отопления эти постройки не вредны для здоровья, удобны и с точки зрения перспективного планирования более экономичны, чем деревянные.

Не теряют своего значения с течением времени

Время не делает открытые Духом Пророчества принципы недействительными. В 1907 г. Е. Уайт писала: «Время и испытания не делают данное Богом наставление недействительным… Это наставление было дано в ранние дни благовествования, и ему нужно следовать, относясь как к самому надежному наставлению и в наши завершающие дни благовествования» (Избран-ные вести, кн. 1, с. 41). На заседании Генеральной Конференции 1909 года она заявила: «Я увидела, что принципы, данные нам в ранний период благовествования, столь же важны теперь, как и тогда, и относиться к ним нужно так же сознательно сегодня, как и в те времена» («Свидетельства», т. 9, с. 158).

Научное подтверждение

Если взглянуть на советы с научной точки зрения, то нельзя будет не признать их научной обоснованности. Хотя эти сочинения и не являются научными трактатами, с научной точки зрения они верны. Современная литература, посвященная вопросам питания и медицины, обеспечивает растущую научную поддержку тех положений, которые прежде мы принимали, полагаясь только на авторитет богодухновенного послания.

Признаем и трудности

Признаем, что есть некоторые вещи, которые трудно понять.

«Сатана обладает способностью внушать сомнения и придумывать возражения по поводу всякого конкретного свидетельства, которое посылает Бог, и многие считают добродетелью, признаком высокого интеллекта во всем сомневаться, обо всем спрашивать и от всего увиливать. У тех, кто желает сомневаться, будет много возможностей для этого. Бог не предлагает устранить все предпосылки для неверия. Он приводит доказательства, которые должны подвергаться тщательному исследованию смиренным умом и открытым для научения духом; и каждый должен решать, исходя из весомости доказательств» («Свидетельства», т. 5, с. 657).

Используются во всём мире

Сфера действия советов — весь мир. «Свидетельства» никогда не предназначались для использования только в одной стране. Если распознать лежащий в основе совета принцип, то можно этот совет применять в любой географической точке. На каждые шесть лет работы в Соединенных Штатах один год у Е. Уайт приходился на пребывание за границей. Советы, собранные в 6-м томе, были написаны в Австралии, они являются руководством в нашей воспитательной работе и могут использоваться с одинаковым успехом в Австралии, Соединенных Штатах или в любом другом конце земного шара. Бог знал, в чем будет нуждаться Его народ, и дал наставление, пригодное для всех.