Глава 7. Вовлечение учащегося

«Что слышу, то забываю;

Что вижу, то запоминаю;

Что делаю, то выучиваю»

Тот, Кто создал разум и законы обучения, продемонстрировал ряд выдающихся методов обучения. Он предусмотрел, чтобы Его народ творчески подходил к учебе, а не только выслушивал фактическую информацию.

Система жертвоприношений, описанная в Ветхом Завете, является одним из величайших средств обучения из всех когда-либо применявшихся. Когда поклоняющийся выбирал животное без пятна и порока, приводил его к скинии собрания и возлагал руки на его голову, с верой взирая на Бога и исповедуя свои грехи, он переживал истину на личном опыте. Обучение было конкретным и непосредственным закреплением.

Авраам больше узнал о вере за три дня, прошедшие после того, как получил повеление принести в жертву своего сына, чем за долгие годы прежней жизни. Бог не читал Аврааму лекций о вере, Он велел ему совершить конкретный поступок.

Иисус выбирал лучшие методы обучения, взывая к высшим процессам мышления, используя аналитические вопросы. Он часто вызывал между учащимися дискуссии на избранные темы, которые способствовали открытию ими истины. Он также преподносил Свою весть с помощью наглядных средств — указывал на сеятеля, пахавшего поле на удаленном холме, или на лилию, или брал ребенка на руки.

Об Иисусовых методах обучения написано много книг. Их авторы обращают внимание на то, как Он использовал вопросы, наглядные средства обучения, иллюстрации и т. д. Но намного меньше говорится и пишется о том, как Христос использовал учебную деятельность или учебные проекты. Иисус, создавший разум человека, знал, насколько люди способны учиться, и преподавал истину соответствующим образом. Иисус все время стремился вовлечь Своих слушателей в процесс обучения.

В прекрасной книге «Библейская учебная деятельность» зафиксировано по крайней мере 50 случаев применения Иисусом учебной деятельности. Из этих пятидесяти видов деятельности сорок шесть затрагивают как минимум три органа чувств. Двадцать четыре затрагивали четыре или более органа чувств. Четыре вида учебной деятельности были обращены только к двум органам чувств. Сорок пять видов деятельности требовали непосредственных видимых действий со стороны учащихся»1. Например, Иисус сказал: «Наполните сосуды водою… теперь почерпните и несите…» (Ин. 2:7,8). «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:11). «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» (Л к. 5:4). Каждое чудо было учебной деятельностью и наглядным закреплением.

Одно из самых важных учебных событий в служении Иисуса произошло во время последней Вечери. «Вся жизнь Христа была бескорыстным служением. «Сын Человеческий не для того пришел в мир, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20:28). Однако ученики еще не усвоили этот урок. На последней пасхальной Вечере Иисус подтвердил Свое учение наглядным примером, навечно запечатлевшимся в их сердцах» («Желание веков», с. 642). Цель обучения сводилась у Христа к тому, чтобы показать, что настоящее величие состоит в любящем служении и истинном смирении. Ученики не хотели служить, поэтому Иисус встал из-за стола, препоясался полотенцем, влил воды в умывальницу и склонился на колени перед Иудой, чтобы омыть ему ноги.

«Ученики прозрели! Они испытали горький стыд и унижение, поняв молчаливое обличение и увидев себя в совершенно другом свете» («Желание веков», с. 644). Заметьте, что именно поступок, а не лекция, открыла ученикам глаза. И они никогда не забыли об этом.

Давайте вообразим себе, что почувствовал Иуда, когда прохладная, освежающая вода и нежное прикосновение рук Иисуса омыли его грязные ноги. Он услышал невербальное сообщение: «Иуда, Я люблю тебя и готов совершить любое служение ради того, чтобы спасти тебя». «Сердце Иуды трепетало, и он несколько раз порывался исповедать свой грех» («Желание веков», с. 645).

Немного слов было сказано во время этого незабываемого события, в основном совершались действия. Но какое это было дивное общение! Присутствовали только зрительные образы, чувства и прикосновения. Любовь была высказана невербальными средствами. Своими действиями Иисус достиг самого высокого уровня мотивации — сердец Своих учеников. «И чувства у всех изменились. Глядя на них, Иисус мог теперь сказать: «Вы чисты». Теперь в их среде воцарилось единодушие и любовь. Они обрели смирение и готовность учиться. Все, кроме Иуды, были готовы уступить другому более почетное место. Теперь со смягченными, благодарными сердцами они могли принять слова Христа» («Желание веков», с. 646). Обучение состоялось на уровне умственного восприятия, чувств и поведения, и заключалось не в лекции или проповеди, но через вовлечение в деятельность.

Иисус, Глава учителей, предложил Своим последователям хорошо запоминающуюся учебную деятельность. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:26). Когда мы видим, слышим, прикасаемся и вкушаем, мы учимся. Эти конкретные, непосредственные переживания затрагивают наши умы, и мы познаем истину.

Крещение — это еще одна разновидность учебной деятельности, которую оставил нам наш Старший Учитель. Во время этого простого служения мы своими действиями заявляем, что веруем в глубокие истины.

«Какое было бы благословение, если бы все учили, как учил Христос!» («Советы по работе субботней школы», с. 182). Сочетание формального обучения, фактической информации и учебной деятельности обеспечивает наивысший уровень сохранения и передачи знаний.

Современные исследования в области образования показали, что метод вовлечения и действия, которым пользовался Иисус, является наиболее предпочтительным. Ребенок запоминает:

10% того, что читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит,

50% того, что слышит и видит,

70% того, что говорит,

90% того, что говорит и делает.

(Данные исследований Техасского университета).

Какой метод преподавания чаще всего используется в классах субботней школы для взрослых? Типичный учитель субботней школы для взрослых говорит от 80 до 90 процентов всего времени урока. Возможно, он задает фактологические вопросы, несколько риторических вопросов и малую толику вопросов на размышление. Но чаще всего он пользуется лекционным методом. Однако я с радостью замечаю, что все большее число учителей используют дискуссионный и другие методы.

Учебный треугольник

Самый эффективный процесс обучения состоит во взаимодействии учащегося с учебным материалом и его активном участии в решении проблемы. Одни методы обеспечивают большее вовлечение, чем другие. Это изображено в нашем «треугольнике обучения».

Чем ниже вы опускаетесь по этому треугольнику, тем эффективнее обучение. Вершина треугольника символизирует вербальные и визуальные символы, когда учащийся учится на абстрактном материале — читает книгу или слушает лекцию. Использование вербальных символов (слов) — это самый абстрактный и наименее успешный метод преподавания.

Обратите внимание на комбинацию аудиовизуальных средств в середине треугольника. Любому понятно, какую огромную пользу в обучении может принести меловая или складная доска. Отвлеченные идеи становятся гораздо понятнее, когда их разъясняют с помощью схем, карт или других наглядных средств обучения.

Самый эффективный метод обучения обозначен в нижней части треугольника — это практические учебные упражнения. Учащийся быстрее усваивает материал, когда делает что-то конкретное, а не просто слушает или смотрит. Учитель субботней школы, который приучает свой класс делать открытия, выбирать, оценивать, сопоставлять и сравнивать факты и идеи, применяет методы преподавания, изображенные в нижней части конуса. Письменные работы, рисование, ролевые игры или экскурсии — любая разновидность непосредственного участия имеет превосходную образовательную ценность.

На нижних уровнях треугольника вместе с тем присутствуют и многие факторы из предыдущих уровней. В большинстве методов используются вербальные символы. Учитель должен сообщать также и фактическую информацию, особенно если учесть, что многие слушатели предварительно не изучают материал урока. Невозможно разбирать серьезные, великие идеи без знания фактов.

В христианском образовании педагог обязан передать учащимся жизненно важное содержание. Короткая лекция, подкрепленная наглядными пособиями и завершенная непосредственным учебным упражнением, способна дать хорошие результаты.

Помните, важно не столько проштудировать весь материал урока, сколько «открыть» его. Как правило, невозможно, да и нежелательно охватывать все тексты и все пункты, изложенные в квартальном пособии. «Нет такого понятия: пройти весь урок» («Советы по работе в субботней школе», с. 116). Прежде всего вам надо поставить цель обучения., а затем попытаться достичь ее. Важно, на чем вы сосредоточите свое внимание и внимание учащихся.

Если вы будете в первую очередь пытаться охватить как можно больше материала, не вникая глубоко в его смысл и значение для повседневной жизни и не подводя учащихся к необходимости что-то изменить в их жизни и установках, то вы не научитесь преподавать так, как преподавал Иисус. Акцент необходимо делать на процессе изменения, на том, чтобы учащиеся пропустили библейскую истину через себя. Соответственно этому надо подбирать методы преподавания. «Пусть учащиеся находят приложение своей энергии в решении проблем библейской истины» («Советы по работе субботней школы», с. 114). Вам следует включить в учебный план деятельность, которая фактически введет ваш класс в исследование Библии. Вам надо выбрать практические занятия, ведущие учащихся к волнующим открытиям.

Как выбирать и использовать библейскую учебную деятельность

Хороший механик знает, когда и как пользоваться имеющимися у него инструментами. Так и учитель должен уяснить для себя, какой метод использовать, когда и как. Какими принципами и соображениями он обязан при этом руководствоваться?

1. Учебная деятельность должна соответствовать содержанию урока. Некоторые темы лучше всего исследовать с помощью письменных упражнений, другие — в ходе дискуссий, а третьи следует излагать в коротких лекциях.

2. Важно выбрать такую библейскую учебную деятельность, которая наиболее приемлема для данной группы, учитывая возраст и интересы ее членов, а также другие факторы. Людям молодым нравятся ролевые игры или рисунки. Люди старшего возраста предпочитают обсуждение в группах или письменные задания.

3. Выбор метода зависит от уровня библейских знаний учащихся. Цель учителя также предопределяет выбор деятельности.

4. Разнообразие очень важно. Не ограничивайтесь одним родом деятельности; Это уменьшит интерес. Элемент неожиданности — могучий союзник в деле удержания внимания и интереса.

5. Библейскую учебную деятельность не следует считать самоцелью. Единственное назначение любого метода — способствовать обучению, развитию характера и христианского общения.

Методы, предложенные в данной главе, не являются «трюками». Это приемы преподавания. Но одними приемами всех проблем не решить. Не менее важно эмоциональное состояние. Люди важнее методов, поэтому выбираемые нами методы должны быть приемлемы для решения человеческих проблем и нужд.

6. Вдумчивый учитель субботней школы будет тактично вводить новые методы. Большинство взрослых могут испытывать страх и неуверенность; они не сразу принимают новые идеи. Страх можно свести к минимуму, если объяснять причину выбора той или иной деятельности и то, как она способствует обучению. Учителю надо самому занять позицию участника учебного процесса. Такой подход подготовит путь новому методу и поможет членам класса ближе познакомиться друг с другом. Изменение пугает многих взрослых. Понимающий это обстоятельство учитель не станет бежать впереди класса, но будет двигаться вместе с ним. Не торопитесь вовлекать учащихся в слишком бурную и разнообразную деятельность. В конце занятия уделите несколько минут тому, чтобы обсудить со своим классом процесс преподавания-обучения.

Попросите членов оценить степень их участия в учебном процессе. «Что мы узнали сегодня? Могли бы мы как-то улучшить качество нашего обучения? Ключ к истинному участию учащихся в учебном процессе лежит в принятии личной доли ответственности за успех учебных мероприятий… Единственный практический способ осуществить это — помочь учащимся взять на себя часть ответственности за планирование и оценку деятельности… Успешный перенос ответственности с учителя-руководителя на участников крайне желателен, поскольку свидетельствует о личном участии…»2

Методы и цели обучения

В 3-й главе мы обсуждали три вида учебных целей: знание, внутренние установки и поведение.

Помните, что цели обучения указывают на те изменения, которым подвергается учащийся. Учитель записывает эти цели для учащегося. Важно выбрать учебную деятельность, которая максимально приблизит учащегося к достижению цели. Тщательно продумайте тот вид учебной деятельности, который поможет вам достичь вашей учебной цели. В следующих параграфах мы попытаемся классифицировать некоторые виды учебной деятельности, хотя в чем-то это произвольное построение. Многие из приведенных ниже методов вполне можно использовать для достижения всех трех видов учебных целей. Однако разные методы лучше подходят для достижения разных учебных результатов.

Познавательные цели (знание):

Если ваша цель — помочь учащемуся углубить его понимание предмета или приобрести фактическую информацию, рассмотрите возможность применения следующих методов:

1. Форум-интервью 4. Комиссия и форум

2. Отчет о книге и форум 5. Исследование и отчет

3. Вопрос и ответ 6. Лекция и обсуждение

Эмоциональные или установочные цели (внутренние установки):

Если вы стремитесь работать на уровне чувств, рассмотрите возможность применения таких методов:

7. Мозговая атака 15. Экскурсия

8. Шумные группы 16. Индуктивное изучение Библии

9. Подталкивание соседа 17. Творческое рисование

10. Круглый стол 18. Слушающие группы

11. Цепная реакция 19. Комиссия реагирования

12. Наглядный пример 20. Согласие-несогласие

13. Перефразирование 21. Обсуждение фильма

14. Ролевая игра

Поведенческие цели (поведение):

Если вы хотите побудить учащегося к действию, рассмотрите следующие виды деятельности:

22. «Что бы вы сделали?»

23. «Как изменилась бы ваша жизнь?» Отклик.

24. Глубокое исследование Библии

25. Тестирование

25 видов библейской учебной деятельности

На следующих страницах вы познакомитесь с 25-ю методами обучения. Тщательно оцените свою тему, цель обучения, свой класс, а затем выберите метод, который, как вам кажется, поможет вам достичь цели обучения. Рассмотрите динамичные факторы каждой учебной деятельности. Отметьте возможности взаимодействия и разговорного потока в каждой ситуации. Некоторые методы предоставляют больше возможностей для взаимодействия, чем другие.

1. Форум-интервью. Руководитель задает вопросы авторитетному специалисту, выясняя мнения и факты. Задача такова: от хорошо осведомленного человека получить информацию по данному уроку субботней, школы, чтобы класс мог отреагировать на эту информацию.

Учитель или назначенный руководитель должен определить и ограничить тему, пригласить компетентного специалиста и подготовить интервью с ним. Например, если тема урока — творение, можно в течение 15 минут побеседовать со специалистом в области креационизма. Затем организовать дискуссию в классе. Последние пять минут учителю следует уделить практическим выводам изданного материала.

2. Отчет о книге и форум. Назначенный человек читает, обобщает и истолковывает классу книгу, имеющую отношение к уроку или теме квартала. Класс реагирует на это вопросами и дискуссией. Пятнадцать минут можно выделить на доклад, десять минут на вопросы и обсуждение и десять минут на подведение итогов и практические выводы.

Цель такого рода деятельности — использовать способности учащихся для обобщения ценной информации и вдохновения, содержащегося в книгах, имеющих отношение к конкретному уроку субботней школы или теме квартала. Учитель должен все заранее спланировать, раздать задания и умело контролировать время. Ему надо основательно связать содержание книги с темой урока и учебной целью и вести дискуссию к осмысленным духовным и практическим выводам.

3. Вопрос и ответ. Учитель за неделю вперед раздает учащимся вопросы для размышления по конкретному уроку. Класс готовится отвечать на вопросы и начать дискуссию. Во время занятия учитель задает вопросы учащимся, контролирует время, подводит итог дискуссии и ведет класс к практическим выводам.

4. Комиссия и форум. Три или более компетентных человека в течение 15 минут обсуждают ключевые идеи урока субботней школы. Затем в дискуссии участвует весь класс еще в течение 10 минут. Последние десять минут учитель тратит на подведение итога и практические выводы.

Цель состоит в том, чтобы поделиться информацией и глубокими мыслями и тем самым настроить класс на углубленное обсуждение главных вопросов урока. Учителю надо подготовить учащихся заранее, раздав им задания по изучению или исследованию определенных вопросов. Учитель должен тщательно подготовить заключение и практические выводы.

5. Исследование и отчет. Эта деятельность вовлекает класс в исследование Писаний и передачу информации. Учитель излагает проблему или вопрос, относящийся к будущему уроку, и раздает отдельным учащимся или малым группам внутри одного класса исследовательские и учебные задания. Он просит их изложить свои открытия на будущем занятии. Последние десять минут занятия следует отвести для итогов и практических выводов.

6. Лекция и обсуждение. Наставник по порядку излагает урок субботней школы в первой половине занятия, подкрепляя его, что весьма желательно, наглядными пособиями. Он намеренно ставит вопросы для размышления. Вторая половина занятия посвящается насущным вопросам и проблемам, поднятым во время лекции. И снова последние десять минут надо посвятить подведению итогов и практическим выводам.

7. Мозговая атака. Это «шквальный огонь» спонтанных предложений со стороны членов класса. Проблему надо написать на меловой или складной доске. При этом нельзя заранее давать оценки или делать анализ идей — для обсуждения принимается все. По мере того, как предложения излагаются, их надо записывать на доске для последующего анализа.

Учитель напоминает группе основные правила мозговой атаки: «Пусть идеи поступают одна за другой». Не надо критиковать или оценивать их. Учитель стимулирует, воодушевляет и направляет класс. Примерно через пять минут руководитель возвращается к началу списка идей, объединяя и группируя предложения. Затем он руководит обсуждением, оценкой и рассмотрением способов реализации решений.

Очень важно правильно выбрать проблему для обсуждения. Она должна иметь отношение к важной библейской истине или жизненной проблеме, вытекающей из темы урока, и быть духовной и жизненно важной. И опять-таки, важно оставить заключительные десять минут для личных практических выводов.

8. Шумные группы. Это малые группы, от трех до шести человек, создаваемые внутри класса субботней школы для одновременного обсуждения. Их цель — вовлечь каждого члена в обсуждение насущного вопроса или проблемы из урока субботней школы, наладить поиск решений, выявление нужд или установок.

Каждой группе надо назначить председателя и секретаря. Руководителю следует объявить, сколько на работу отводится времени (пяти минут вполне достаточно), а потом дать сигнал об окончании обсуждения. Когда класс снова объединяется, учитель просит каждую группу рассказать о результатах работы, выделяя на это по две минуты. Затем он начинает итоговую дискуссию. Управление временем — важный фактор в планировании и проведении учебной деятельности. Если занятие проводится в церкви, то шумные группы следует ограничить тремя участниками.

Для любого занятия важны практические выводы, поэтому учитель переходит к 10-минутному подведению итогов.

9. Подталкивание соседа. Это миниатюрный вариант шумной группы. Каждого учащегося просят обсудить со своим соседом конкретный вопрос в течение одной-двух минут. Вопрос должен быть непосредственно связан с материалом урока и способствовать пробуждению духовных размышлений. Затем учитель просит каждую пару рассказать о своих открытиях. Подобная деятельность является хорошей вводной процедурой. Выработанные идеи могут поддерживать живую дискуссию на протяжении всего занятия. Цель и процедуры данного метода похожи на шумные группы.

10. Круглый стол. Хороший способ вызвать людей на активное обсуждение проблемы. Учитель задает вопрос, по которому учащиеся должны выработать свое мнение, а затем каждому предоставляется возможность высказать его.

В данном случае на первый план выходит качество вопроса. Он должен. быть связан с основной мыслью урока и помогать исследовать глубокие духовные истины. Не ставьте робких людей в неловкое положение — всегда предлагайте легкий выход.

11. Цепная реакция. Разделите свой класс на малые группы. Поручите каждой группе разные аспекты проблемы урока. После пяти минут обсуждения попросите группы рассказать о своих открытиях. Затем учитель действует в качестве председателя при последующем обсуждении.

Надо постоянно подчеркивать необходимость давать ответы на основании Библии. Избегайте такой дискуссии, во время которой люди делятся только лишь своими мнениями и чувствами. Учителю надо быть готовым подвести итог дискуссии и предложить классу сделать практические выводы из урока.

12. Наглядный пример. Учитель находит или подробно готовит проблемную ситуацию, касающуюся центральной идеи урока. При формулировке проблемы надо учесть все детали: исторический фон, взаимоотношения, религиозное, социальное, экономическое, общеобразовательное и этническое положение людей, а также основные конфликты, составляющие суть проблемы. Класс анализирует этот доклад и предлагает возможные решения.

Помогите классу выявить главные вопросы. Дайте группе достаточно времени, чтобы уяснить суть дела и сделать пометки. Учитель должен заранее подготовить свое решение проблемы на основе Библии и Духа пророчества. Выделите десять минут на подведение итогов и практические выводы.

13. Перефразирование. Оно помогает учащемуся переписать библейский отрывок своими словами и найти значение ключевого места в уроке. Выбираемый вами отрывок не должен быть длинным, таким, чтобы его можно было переписать своими словами за пять-семь минут.

После этой деятельности попросите каждого учащегося прочитать то, что он написал. Затем прочитайте этот отрывок из какого-нибудь перевода на современный язык. В качестве основы для дискуссии используйте разные идеи, которые вы обнаружите в отдельных пересказах. Затем учитель обобщает и подводит класс к практическим выводам.

14. Ролевая игра. Ролевая игра — это краткий, спонтанный розыгрыш ситуации. Ее цель — лучше понять типичные ситуации, возникающие в реальной жизни. После игры класс обсуждает и истолковывает данное действие. Во время ролевой игры у ее участников могут возникнуть сильные эмоции. Это особенно ценно для исследования самого себя.

Если тема урока — послушание, то типичная ситуация может возникнуть между родителем и подростком. Целью игры становится иллюстрация типичной проблемы, создающей трамплин для обсуждения.

Учитель выбирает проблему, поднятую в уроке субботней школы. Он заранее уведомляет участников. Не требуется специального сценария или декораций. Вы описываете ситуацию и предлагаете участникам выйти из комнаты и быстро обсудить, как они будут действовать.

Затем учитель представляет игроков группе, дает им возможность разыграть сценку, прерывает ее в самый решающий момент и тут же призывает обсудить представленную ситуацию: «Какой выход вы нашли бы из создавшегося положения?» Руководитель ведет группу к возможным решениям. «Чему учит Библия? Что мы узнали из нашего урока и как теперь мы будем решать подобные проблемы?» После обсуждения Писания учитель подводит итог и переходит к практическим выводам.

15. Экскурсия. Эту учебную деятельность нельзя организовать в ходе занятий субботней школы. Однако она могла бы стать прекрасным мероприятием для взрослого класса в субботу после обеда.

Экскурсию надо тщательно спланировать, заранее объявить о ней, и ее должен вести хорошо подготовленный человек. Цель — связать информацию из первых рук с занятием субботней школы для практического применения и закрепления некоторых важных аспектов урока. Если экскурсия проводится в субботу, следует тщательно избегать атмосферы, несовместимой с соблюдением субботы.

Например, если урок посвящен творению, а вы находитесь недалеко от источника какой-то важной информации, то посещение такого места под руководством квалифицированного специалиста стало бы ценным учебным опытом. Гид должен заранее составить план, подготовить необходимые аргументы и посоветоваться с людьми, несущими ответственность за данный объект. Полезно напечатать путеводитель с указанием интересных особенностей предстоящей экскурсии. По завершению мероприятия следует подвести итог экскурсии.

16. Индуктивное изучение Библии. Индуктивное изучение начинается с конкретных вещей — фактической информации и движется к обобщению или к общей формулировке принципов. Допустим, тема урока — отношение Иисуса к женщинам. Наставник получает от учащихся конкретную информацию о том, как Иисус относился к женщинам во время Своего служения. Эта информация записывается на доске. Затем учитель просит класс обобщить эту информацию и вычленить основной принцип. Данный процесс называется индуктивным изучением Библии.

17. Творческое рисование. Единственно необходимые материалы — бумага и цветные карандаши. Члены класса выражают свои чувства, мысли и мнения по поводу какого-то аспекта урока субботней школы с помощью рисования. Этот невербальный метод передачи информации способствует важным переживаниям. Участники могут поделиться с одноклассниками, какой смысл они хотели вложить в свой рисунок. Это не упражнение в искусстве, а средство самовыражения. Учитель связывает художественное упражнение с конкретным аспектом урока.

Предположим, к примеру, что класс изучал жизнь Петра. Учитель может попросить класс графически изобразить взлеты и спады христианской жизни Петра за время его пребывания с Иисусом. Затем учащиеся могли бы показать на графике, в какой точке находятся лично они в данный момент.

18. Слушающие группы. Перед лекцией разделите класс на малые группы (от трех до пяти человек). Каждая группа получает задание ответить на конкретный вопрос лекции или вычленить в ней какие-то моменты. После лекции попросите каждую группу поделиться своими выводами. После обсуждения учитель обобщает все высказанные мысли и делает практические выводы.

Цель данной библейской учебной деятельности — помочь учащимся через личное участие получить информацию и глубокое понимание вопроса.

19. Комиссия реагирования. Это разновидность лекционного метода, которая хороша для очень большого класса — когда один человек ведет урок для всех взрослых в церкви.

Учитель излагает основные положения урока субботней школы в течение 15 минут. Малая группа от класса или комиссия компетентных людей реагирует на этот доклад, обсуждая ключевые допросы в течение 25 минут. Затем учитель заканчивает занятие, переходя к практическим выводам. Важно уложиться в отведенное время.

20. Согласие -несогласие. Учитель готовит ряд заявлений, требующих выработки мнения, по итогам урока субботней школы. Он выдает копии этих заявлений каждому члену и просит учащихся последовательно пронумеровать свои ответы. Затем учитель читает заявления, требующие определенного отношения, и члены класса пишут возле каждого такого заявления, согласны они с ним или нет. Заявления должны быть достаточно глубокими и стимулировать высшие мыслительные процессы. Затем заявления и ответы ложатся в основу обсуждения в классе. Это прекрасная библейская учебная деятельность, поскольку никто не нервничает из-за того, что не знает правильного ответа. Все обдумывают ключевые вопросы урока. Учителю не следует поднимать вопросы только ради того, чтобы завязалась дискуссия. Ведите класс к Слову Божьему, дающему верное решение.

21. Обсуждение фильма. После показа фильма или фрагмента фильма учитель задает классу допросы на размышление. Показ фильма должен занимать не более 1 5 минут и быть тесно связанным с уроком субботней школы. Группе надо делать пометки во время фильма, чтобы обсуждать его более осмысленно. Это может быть хорошей деятельностью после „братской трапезы.

22. «Что бы вы сделали?» Учитель формулирует жизненно важную проблему. Она должна быть реалистичной, практичной и желательно с эмоциональными оттенками и может стать прекрасным переходом к последующим практическим выводам.

Напишите проблему на меловой или складной доске, начав ее словами: «Что бы вы сделали, если бы прогуливались вечером и вдруг внезапно…?» Учитель мог бы разделить класс на группы от трех до пяти человек и обсудить этот вопрос в течение двух минут, а затем перейти к круглому столу (пункт 10). Попросите членов класса написать ответ за пять минут.

23. «Как изменилась бы ваша жизнь?» «Как бы изменилась ваша жизнь, если бы вы осуществили конкретные истины данного урока субботней школы?» Учителю, конечно же, следует выявить «конкретные истины», которые он упоминал. Учитель ставит вопрос, раздает письменные принадлежности и отводит пять минут для этой деятельности, а потом для начала дискуссии может прочесть свой ответ.

24. Глубокое исследование Библии. Учитель выбирает ключевой стих из урока субботней школы, предпочтительно призывающий к. каким-то переменам в нашем мышлении или образе жизни. Каждый учащийся дает письменный ответ на вопрос: «Если бы я серьезно отнесся к данному библейскому месту, какие изменения могли бы произойти в моей жизни?»

Эта библейская учебная деятельность побуждает учащегося изучить свою жизнь в свете Писаний.

25. Тестирование. Оно может стать фактическим шагом, помогающим учащемуся сделать обзор урока и выделить важные моменты. Оно также может дать объективное представление об успехе преподавательского процесса. Некоторые вопросы должны помочь учащемуся понять значение данного материала для его жизни.

Тест может быть объективным типа: закончите фразу, выберите одно правильное утверждение из многих; определите, правильное это высказывание или ложное. Частично этот тест может представлять собой очерк. На тестирование надо выделять от десяти до пятнадцати минут. Контрольное задание надо дать в начале урока, чтобы оно стимулировало дискуссию.

Предложенный список действий по изучению Библии – только лишь образец многих возможных вариантов. Вот книги, в которых описываются другие виды деятельности:

Бергевин, Пол; Моррис, Дуайт; Смит, Роберт М. «Процедуры для обучения взрослых», New York: The Seabur Press, 1963.

Коулман, Лайман «Книги неожиданных открытий» Waco, Texas: Word, Inc., 1972.

Майнор, Харольд Д. (ред.) «Творческие процессы для взрослых групп». Nashville: Abington Press, 1966.

Уильяме, Джеймс Д. «Обучение взрослых». Nashville: Convention Press, 1969.

Райт, X. Норман «Как помочь взрослым учиться» Glendale, Calif.: International Center for Learning, 1971.

Численность группы и методы

Педагоги соглашаются, что малые группы лучше подходят для обучения, чем большие. Исследования в облаете образования показывают, что обучение происходит эффективе, когда учащиеся могут взаимодействовать с руководителем и другими учащимися. Обратите внимание на схему, где изображено взаимодействие по принципу треугольника, квадрата и пентаграммы. Эта схема взята из книги Джеймса Д. Уильямса «Обучение взрослых» (Nashville. Tenn.: Convention Press, 1969), с. 73.

Джеймс Д. Уильяме указывает, что когда три человека взаимодействуют друг с другом, появляется возможность установления шести межличностных отношений. Если вы добавите четвертого, то количество возможных связей увеличивается до двенадцати. Вы видите, как резко возрастают возможности взаимодействия.

Обратите внимание на следующее уравнение для расчета количества возможных связей в группе: «Количество связей (г) равно количеству людей в группе (n), умноженное на число людей в группе минус единица (n — I)»3. (r = n (n—1)). Испытайте эту формулу в вашем классе субботней школы. Вывод очевиден: чем больше группа, тем меньше возможность иметь тесные межличностные отношения.

Когда в классе субботней школы больше 15—20 учащихся, количество людей, способных участвовать в обсуждении, ограничено. В такой учебной среде в дискуссии доминируют более настойчивые члены, а робкие никогда не участвуют в ней. По этой причине мы рекомендуем классы до 15— 20 человек Верно также и то, что взрослые группы могут быть слишком малы. Класс должен быть достаточно большим, чтобы внутри его организовать меньшие группы.

Обстановка в классе и его оснащение

Кому-то может казаться, что библейская учебная деятельность непрактична, поскольку происходит на церковных скамьях. Скамьи затрудняют применение некоторых методов преподавания, и в сознании многих людей церковные скамьи связаны с формальным богослужением. Однако творчески мыслящий учитель может обойти эту проблему. Не лишайте свой класс эффективных учебных упражнений только потому, что не хватает места — используйте то, что у вас имеется, и попытайтесь убедить церковь предоставить отдельные комнаты для взрослых классов субботней школы.

В классных комнатах необходимо иметь как минимум полтора квадратных метра на человека. Идеально использовать в таком классе складные стулья со складными подлокотниками, небольшой учительский столик, доску с мелом и подставку для картин, складную доску и карты. Учителя должны иметь доступ к магнитофону, графопроектору и достаточно полной церковной библиотеке с библейскими комментариями, библейскими атласами, библейскими словарями, видеофильмами или диафильмами.

От теории к практике

Цель:

Научиться использовать библейскую учебную деятельность как часть вашего учебного плана.

Подготовка:

1. В случае необходимости повторите эту главу.

2. Основательно изучите материал урока субботней школы.

3. С помощью учебного плана:

А. Выявите и запишите центральную истину.

Б. Перечислите нужды учащихся.

В. Запишите цель обучения.

Г. Запланируйте способ привлечения внимания.

Д. Запланируйте что-нибудь для создания на уроке доверительной и теплой атмосферы

Метод:

Выберите один из 25 видов учебной деятельности, перечисленных в данной главе, для закрепления центральной темы урока, включите его в свой учебный план и используйте в предстоящую субботу. Лучше всего выберите такой вид деятельности, который позволит вовлечь в дискуссию всех членов вашего класса.

Оцените:

свои действия после урока. Рассмотрите следующее:

1. Сколько человек участвовало?

2. Как реагировал класс?

3. Закрепляла ли эта деятельность центральную тему урока?