Глава 10. Рассказы и иллюстрации

Если вы хотите удержать внимание слушателей с помощью слов, вам необходимо либо рисовать словесные картины, либо рассказывать истории. Иисус был мастером этого дела. Литературные критики считают притчу о блудном сыне величайшим коротким рассказом за всю историю мировой литературы. Рассказы Христа — это образец простоты, ясности и прямоты. Своими метафорами, сравнениями и вопросами Он завладевал вниманием даже тех, кто не симпатизировал Ему и не хотел Его слушать. Иисус превосходно применял паузы, неожиданные повороты мысли и противопоставления. Он использовал емкие слова и взывал к воображению слушателей.

Иисус постоянно пользовался этим методом обучения. «Без притчи не говорил им» (Мф. 13:34). Притча есть образ, иносказание, символ или иллюстрация. Она буквально означает нечто, предназначенное для сравнения.

«Притча» — это литературный прием, в котором короткое повествование, достоверное или вымышленное, иллюстрирует нравственную или духовную истину… У Иисуса притча была мостиком, которым Он вел Своих слушателей по приятной и знакомой тропе от того места, где они находились, туда, где Он желал их видеть, от известного к неведомому, от конкретных фактов к абстрактным истинам, от видимого к невидимому, от земного к небесному.

Притчи были своего рода окном, и Иисус предлагал Своим слушателям выглянуть в это окно и посмотреть на прекрасную небесную истину. Своими притчами Иисус привлекал внимание людей, пробуждал в них интерес и стимулировал любопытство» («Библейский словарь адвентистов седьмого дня», с. 810).

Было подсчитано, что примерно четверть всех слов Иисуса, записанных Марком, и почти половина слов, записанных Лукой, представляют собой притчи, короткие рассказы или иллюстрации. Большой диапазон иллюстраций, использованных Христом, говорит о качестве Его преподавания.

Зачем использовать рассказы в субботней школе?

Очевидно, что если учитель субботней школы желает учить так, как учил Иисус, ему надо овладеть искусством короткого рассказа и иллюстрации. Нам сказано, что «нельзя было найти более сильного метода внушения» («Наглядные уроки Христа», с. 21). Иисус с удовольствием рассказывал истории. «Он любил преподавать уроки истины (с помощью притч)… Он [извлекал] духовные уроки из окружавшей Его повседневной жизни. Птицы небесные, лилии в поле, сеятель и семя, пастырь и овцы — этими образами Христос иллюстрировал немеркнущие истины» («Служители Евангелия», с. 408).

Рассказы и иллюстрации привлекают и удерживают внимание, а внимание — главное условие обучения. Когда проповедник начинает рассказ, дети рассаживаются и слушают. Все они видят себя в этом рассказе, и взрослые вовлекаются в действие. Рассказы воздействуют на наши эмоции и пробуждают наши глубочайшие чувства.

Рассказы также возбуждают мысль. Для притчи характерно то, что ее смысл не всегда очевиден. Многие уроки Иисуса были завуалированы. Даже ученики часто не понимали их значения. «И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче» (Мк. 7:17).

Вспомните слова Пижо о том, что если рассказать что-то ребенку, он быстро забудет услышанное, но если позволить ему открыть что-то для себя самостоятельно, он запомнит собственное открытие на всю оставшуюся жизнь. Вот почему Иисус не сразу открывал всю истину. Он дает нам возможность копать самим и делать открытия.

Рассказы и иллюстрации обостряют память. Какую часть проповеди вы помните? Разве не рассказы и иллюстрации? Именно они помогают вспомнить тексты Писания и план урока.

Виды рассказов, место и время их использования

Рассказы как метод не являются самоцелью, их надо использовать в качестве средства достижения цели. Хороший рассказ — это подготовка к высказыванию мысли. С помощью рассказа крепче всего закрепляется основная мысль урока. Но позаботьтесь, чтобы рассказ не подводил к тем мыслям, которых нет в уроке.

Какой-то материал урока может напомнить вам о хорошем рассказе или истории. Но если этот рассказ не связан непосредственно с уроком, то воспротивьтесь искушению доводить его до учащихся. Придерживайтесь плана урока. Это поможет вам сохранять связность при изложении материала.

Иисус приспосабливал притчи к нуждам Своих учеников. Когда Он общался с земледельцами, то говорил о семени; обращаясь к пастухам, Он толковал об овцах. «Иисус искал путь к каждому сердцу… Он пробуждал в людях интерес, обращаясь к реалиям окружающей их жизни» («Наглядные уроки Христа», с. 21). Чрезвычайно важно знать своих учащихся — их профессию и увлечения.

Интересы во многом зависят от возраста. Если в классе занимаются достаточно молодые люди, учитель обязательно привлечет их внимание рассказами о супружестве, детях или кредитных картах. Люди, приближающиеся к пенсии, заинтересуются, если в иллюстрации речь пойдет о пенсиях, организации досуга или здоровье. «Он (Иисус) говорил людям об истинах, имеющих отношение и к земной жизни, и к вечности» («Наглядные уроки Христа», с. 23).

Никогда не просите прощения, рассказывая что-то о себе или своих переживаниях. Если событие произошло с вами и иллюстрирует важную мысль урока, расскажите о нем! Мы можем о своих переживаниях рассказывать с большим воодушевлением, чем о чужих чувствах.

Рассказывая анекдоты, необходимо проявлять деликатность и думать о чувствах окружающих. Ни в коем случае не ставьте людей в неловкое положение и не выдавайте то, что вам было рассказано по секрету.

Разнообразие — важное правило при выборе рассказов и иллюстраций. Учитель, постоянно рассказывающий о своих внуках, вскоре всем надоест. История, поведанная в начале занятия, обязательно привлечет внимание. Если она естественно вводит учащихся в материал урока, то ее можно считать превосходным вступлением. Анекдот или иллюстрация, рассказанная в ходе урока, способствует поддержанию интереса. Но наибольшую ценность хороший рассказ может представлять, если учитель рассказывает его в конце занятия, чтобы затем перейти к призыву или практическим выводам.

Где найти рассказы и иллюстрации

Больше всего Иисус любил брать рассказы и иллюстрации из окружающей природы. Например, Иисус и Его ученики направлялись в Гефсиманию. Когда они шли по тропинке в лунном сиянии, Христос заметил цветущую виноградную лозу. Представьте себе, как Он указывает на лозу и говорит: «Я есмь Лоза, а вы ветви». Затем Иисус провел замечательную беседу о близких взаимоотношениях, которые Он хочет иметь со Своими детьми. Мог ли Он подобрать более удачную иллюстрацию, чем лоза?

Иисус жил в тесном контакте с природой. Вы обязательно почувствуете это, читая Его притчи. Иисус много ходил по горам и холмам, полям и лесам, по берегам озер и рек. Он общался с творением Своих рук.

Большинство из нас слишком мало времени проводит на Божьей природе, а ведь она является второй Его великой книгой. «Указывая на созданное Богом в природе, Христос демонстрировал… Божественную мудрость и бесконечное милосердие Бога… Взирая на творение, мы постигаем Творца. Книга природы — это великий учебник, который мы должны использовать наряду с Писаниями для того, чтобы открыть другим характер Божий и привести заблудших овец к Богу» («Наглядные уроки Христа», с. 22, 24).

Наука может стать великим учителем истины. Многие учителя субботней школы занимаются наукой. Глядя в лабораторный микроскоп, будьте готовы увидеть следы Творца, величайшего Ученого. Инженеры, имеющие духовное зрение, могут увидеть в математических законах Божьи пути. Замечайте малое. Открыв законы гравитации, Кеплер сказал: «У меня в голове те же мысли, которые когда-то были у Бога». Ваша профессия, какой бы она ни была, может стать великим учителем истины.

Ищите иллюстрации, связанные с работой. Водители грузовиков могут извлекать для себя уроки, размышляя над «жизненными дорогами». В медицине, сельском хозяйстве, строительстве, бизнесе, преподавательской деятельности скрыты сотни иллюстраций, которые надо только заметить. Просите Бога, чтобы Он открыл ваши глаза.

Чарльз Венигер советовал своим студентам искать обогащающие опыты. Он предлагал им посетить национальный парк, зал суда, тюрьму, правительственное здание. Пойдите на концерт, послушайте знаменитого проповедника, осмотрите плотину, отправьтесь в музей, познакомьтесь с человеком другой национальности или рода занятий.

Текущие события всегда интересны. Иисус часто ссылался на современные Ему события — например, падение Силоамской башни, которая задавила 18 человек, на доброго самарянина, на людей из Галилеи, которых убил Пилат, смешав их кровь с их жертвами. Читая газеты, вы найдете много хороших историй и иллюстраций.

Достижения, ошибки и победы других людей — великие учителя. Рассказы о наших пионерах — чудесный источник вдохновения. Библия содержит истории, которые показывают, как Бог вел Свой народ в прошлом, и вселяют в нас веру в будущее.

«Жизнь великих говорит нам,

Что мы можем возрастать.

И, уйдя, следы оставить

На песке времен».

Генри У. Лонгфелло

Самым плодотворным источником историй и иллюстраций является ваш личный опыт. Незначительные случаи, каждодневные происшествия — вот ваш самый благодатный источник. «Во вторник на прошлой неделе, по какой-то непонятной причине я чувствовал себя понуро и подавленно. Казалось, я не мог освободиться от этого чувства. Во время перерыва на обед я вышел прогуляться. На углу улицы перед светофором стоял слепой мальчик с собакой-поводырем. Я заговорил с ним, и мы познакомились, пока шли рядом. Он оказался жизнерадостным оптимистом. Встреча с этим жизнерадостным слепым мальчиком и его собакой изменила ход моих мыслей и весь тот день к лучшему».

Расскажите, как Бог помогает вам прожить день. «К нам на работу приходит очень настойчивый продавец. Можно сказать, что он не просто настырный, но временами даже несносный. А мне не нравятся настырные продавцы. В то утро, когда он вошел в офис, я шепотом помолился: «Господи, помоги мне быть добрым с этим человеком». Беседуя с ним, я спросил у него о его семье. Мы очень мило побеседовали. Когда я ближе познакомился с ним, мое отношение к нему резко изменилось».

Делитесь своими радостями и печалями. Делитесь также и своими неудачами. «В субботу вечером на прошлой неделе я вышел из себя. Один из моих подростков снова это сделал! На следующее утро я извинился. Мы обнялись, и между нами установились хорошие отношения».

Именно такие иллюстрации из вашей повседневной жизни производят наибольшее впечатление и задевают душевные струны. Смешные и глупые случаи, трагедии, поражения и победы — из всего этого складывается жизненный калейдоскоп. Во всех событиях Бог учит нас. Почему бы не поделиться этими уроками с учащимися субботней школы?

Перед тем как лечь спать, поразмышляйте о событиях прошедшего дня. Вспоминая, постарайтесь понять, как в них участвовал Бог. Исследуя свою жизнь и размышляя о Божьей любви и благодати, вы начинаете лучше понимать Бога, сближаетесь с Ним и улучшаете качество своего преподавания. Некоторые люди ведут дневник. Он также может оказывать вам духовную помощь и быть богатым источником иллюстраций.

Открытость, даже уязвимость, свидетельствуют об искренности. Библейские писатели были очень открытыми людьми. Павел сказал в Послании к Римлянам: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18,19). Послушайте, что говорит Асаф: «А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых» (Пс. 72:2, 3).

Библейские писатели имели достаточный уровень эмоциональной безопасности, чтобы открыть нам свою жизнь и поделиться глубочайшими мыслями и чувствами — даже неудачами. Учитель, способный на это, обязательно привлечет внимание и удержит интерес.

Картотека рассказов

Многие учителя и лекторы собирают удачные рассказы и иллюстрации. Когда вы слышите хорошую историю или видите впечатляющую иллюстрацию, запишите ее на карточке размером 10×15 см. В левом верхнем углу обозначьте тему. Источник можно указать в правом верхнем углу.

Распределяйте карточки по темам в алфавитном порядке. Многие истории, стихотворения и т. д. могут использоваться под несколькими заголовками.

Особенности хорошего рассказа

Обратите внимание на следующие особенности рассказа:

1. Истории должны быть правдивыми и полезными для урока. Газетная заметка об ограблении банка не будет такой насущной для класса субботней школы, как рассказ об адвентисте седьмого дня, который продал подержанную машину и не предупредил покупателя, что у машины неисправная коробка передач.

2. Любая история должна быть абсолютно понятной. Позаботьтесь, чтобы персонажи, сюжет и конфликт были вам совершенно понятны. В противном случае не все слушатели поймут вашу историю.

3. Выбирайте свежие рассказы; старые, избитые не смогут поддержать интерес. Лучше обойтись вообще без рассказа, чем довольствоваться устаревшей историей.

4. Пусть ваши рассказы будут короткими и по существу. Истории, рассказанные Иисусом, классические по своей краткости. Когда вы читаете притчу о блудном сыне, о безумном богаче или о добром пастыре, обратите внимание на немногословность Христа.

5. Рассказы должны содержать точную информацию. Не приукрашивайте правдивые истории, пытаясь сделать их более интересными, если только заранее не предупредите об этом слушателей. Нет ничего страшного в том, чтобы сочинить историю ради преподания конкретного урока, если ваши учащиеся знают, что она вымышленная. Учитель может начать повествование так: «Предположим, вы пошли в город и…»

6. В каждом рассказе должно быть интригующее вступление. Детям особенно нравится такое начало: «Однажды давным-давно…» Иисус начинал рассказ словами: «Некий человек…», или: «У некоторого человека было два сына…», или: «Кто из вас, имея сто овец…» Помните, что вы победите или проиграете в первые 30 секунд.

Как рассказывать историю

Почему один человек рассказывает очень интересно, а другой ту же историю с теми же фактами и даже теми же самыми словами передает скучно и неинтересно? Рассказывать истории — это целое искусство. Чтобы быть хорошим рассказчиком, надо иметь определенные навыки, но их может приобрести любой желающий, если последует определенным советам. Вот несколько советов рассказчику:

1. Вы должны хорошо знать историю. Не читайте ее по бумажке. Запомните только основные идеи, но не заучивайте ее наизусть целиком. Перечитайте рассказ, чтобы факты отложились в уме.

2. Закройте глаза и представьте себе всю историю. Вам надо увидеть ее персонажи, представить развитие сюжета.

3. Необходимо расположить события по порядку. Последовательность важна в искусстве рассказа.

4. Вам надо знать как можно больше фактов, относящихся к данной истории. Знание социально-политического и исторического фона, окружающего историю, особенно библейскую, очень поможет вам.

5. Почувствуйте свою историю, вживитесь в нее. Ясно представьте себе ее героев, поставьте себя на их место. Затем расскажите ее так, как вы сами видите и чувствуете. Опишите подробности, запечатлевшиеся в вашем воображении. Прибегайте к помощи творческого, освященного воображения. Рассказывая свою историю, забудьте обо всем

6. Не бойтесь прибегать к помощи драматического искусства. Все, слышавшие, как рассказывают истории Эрик Б. Хейр, Джозефина Каннингтон Эдвардс или Элис Принцесс, переживали перипетии рассказов вместе с ними. Не бойтесь своих чувств, но не теряйте меры и такта. Помните, вы передаете жизнь такой, какова она есть. Иногда вы можете понижать голос до шепота, а затем повышать его до возгласа.

7. Надо научиться пользоваться выразительной паузой.

8. Иногда короткий диалог с воображаемым героем способен внести в рассказ особый колорит.

Практические выводы

В качестве метода обучения рассказ должен пробуждать слушателя к действиям. Этил Баррет говорит, что надо быстро доводить до сознания идею рассказа, как если бы она была самой интересной новостью в мире. Помогите учащемуся применить истину лично к самому себе. Лучше вплести поучение в ткань рассказа, чем добавлять его потом.

Очень важно смотреть в глаза слушателям. Смотрите прямо в глаза разным слушателям. Не теряйте визуального контакта от начала до конца.

Иисус умел держать людей в напряженном ожидании вплоть до самой кульминации рассказа. Истории об овцах и козлах, о добром самарянине и о талантах — все они ведут слушателей к кульминации. Прочитайте все, что рассказано Иисусом. Проанализируйте рассказанные Им истории. Вы заметите в них конфликт, напряжение и кульминацию. Иисус всегда быстро приводил к финалу Свои истории, не нагромождая слишком много фактов. Он предоставлял Своим слушателям возможность самим сделать выводы, поставить себя на место героев Своих рассказов и сделать практические выводы.

Каждый может на практике усовершенствовать свои навыки рассказчика. Послушайте хороших специалистов этого дела, проанализируйте их мастерство. Попытайтесь определить, почему они достигают цели. Упражняйтесь в искусстве рассказа наедине, когда едете на работу или моете посуду. Овладение искусством рассказа требует такой же практики, терпения и решительности, как игра в гольф или на любом музыкальном инструменте.

Помните, главная цель рассказа — передача информации. Мы хотим сообщить благую весть о Боге. Каков наш Бог? Можно ли Ему доверять? Используйте любую историю для того, чтобы довести до сознания людей какой-то факт о характере Бога. Эту цель преследовал Христос, и нам также следует ставить ее перед собой. «Каким было бы благословение, если бы все учили так, как учил Христос» («Советы по работе субботней школы», с. 182).

От теории к практике

Цель:

Научиться рассказывать короткую историю или использовать иллюстрацию для закрепления центральной истины урока.

Подготовка:

1. В случае необходимости повторите эту главу.

2. Основательно изучите материал урока субботней школы.

3. С помощью учебного плана:

А. Выявите и запишите центральную истину.

Б. Перечислите нужды учащихся.

В. Запишите цель обучения.

Г. Запланируйте что-нибудь для создания на уроке доверительной и теплой атмосферы.

Д. Запланируйте способ привлечения внимания.

Метод:

Опираясь на советы, изложенные в данной главе, запланируйте короткий рассказ или хорошую иллюстрацию и включите ее в свой план урока.

1. Какова цель вашей истории?

2. Привлечь внимание или помочь учащемуся применить урок?

3. Закрепляет ли она центральную истину урока?

4. Определите, когда вы будете использовать историю или иллюстрацию: в начале, в середине или в конце урока.

5. Попрактикуйтесь рассказывать историю

Оцените:

свои действия в конце урока.